Оценка физического развития ребенка по номограммам

Оценка физического развития ребенка по номограммам thumbnail

Физическое
развитиеребёнка — это
совокупность морфологических и
функциональ­ных признаков в их
взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, харак­теризующих процесс
созревания в данный момент времени.

В
клинической педиатрии термин «физическое
развитие» трактуется как динамический
процесс роста (увеличение длины, массы
и развитие отдель­ных частей тела) и
биологического созревания ребенка в
различные пе­риоды детства.

Алгоритм
оценки физического развития

Определение
паспортного возраста

Оценка физического развития ребенка по номограммам

Измерение
массы тела

Измерение
роста

Измерение
окружности головы

Измерение
окружности груди

Оценка физического развития ребенка по номограммамОценка физического развития ребенка по номограммамОценка физического развития ребенка по номограммамОценка физического развития ребенка по номограммам

ООценка физического развития ребенка по номограммамценка
результатов измерения

Оценка
гармоничности физического развития

Оценка физического развития ребенка по номограммам

Заключение
по физическому развитию

  1. Определение
    паспортного возраста ребёнка
    :

Дата
измерения — Дата рождения = Паспортный
возраст ребенка

  1. Измерение
    массы тела:

Вес
детей до 18 мес должен измерять на весах
с возможностью «обнуления шкалы»,
калибровки и возможностью оценить
прибавку веса до 10 г.

Детей
следует взвешивать либо голыми, либо в
чистом подгузнике.

Взвешивание
лучше проводить в утренние часы.

Для
этого следует положить ребёнка на весы,
зафиксировать на шкале его массу тела,
записать показатели.

Вес
детей старше 18 месяцев следует взвешивать
на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание
лучше проводить в утренние часы, с
минимальным количеством одежды.

Для
взвешивания следует поставить ребёнка
на весы, зафиксировать на шкале его
массу тела, записать показатели.

  1. Измерение
    длины тела и роста:

Ребёнка
до 2 лет следует измерять в лежачем
положении (дина тела), ноги должны
упираться в фиксированную перегородку
измерительного стола.

Ребёнка
следует положить так, чтобы:

-голова
упиралась в стационарную перегородку

-ноги
были выпрямлены


пятки «смотрели» на ножную перегородку,
пальцы ног – вверх.

При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.

Рост
ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с
использованием стадиометров (ростомеров),
когда он стоит спиной к шкале, сверху
подвижный ограничитель. Измерения лучше
проводить в утренние часы, на выдохе,
положение головы – верхний край уха и
глаз располагаются на одной горизонтальной
прямой

Ребёнка
поставить без обуви и головного убора
прямо, спиной к шкале, стопы полностью
на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы,
лопатки прижаты к шкале.

При
правильном положении ребёнка зафиксировать
его длину, записать показатели.

  1. Измерение
    окружности головы
    :

Этот
параметр необходимо определять только
у детей до 36 мес.

Измерение
окружности головы производят по
«окципитально-фронтальной» окружности
— наибольшей окружности головы с точностью
до 1 см.

Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.

Накладывают
ленту по линии над бровями, затем — над
ушами, сзади- по самой широкой части
головы.

При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.

  1. Измерение
    окружности груди
    :

Следует
использовать гибкую не растягивающуюся
градуированную ленту.

Измерения
следует проводить у раздетого ребёнка,
на выдохе, с опущенными руками.

В
положении стоя или сидя расположить
ленту спереди на уровне сосковой линии,
сзади — подлопаточной.

При
правильном положении ленты зафиксировать
показатели, записать результаты.

  1. Оценка
    результатов измерения.

По
лученные показатели могут быть переведены
в процентили или Z-показатели.

Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по

таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные
распределения наиболее строго и
объективно отражают распределение
признаков среди здоровых.

Колонки
центильных таблиц показывают количественные
границы признака у определенной доли
или процента (центиля) детей данного
возраста и пола. При этом за средние или
условно нормальные величины принимаются
значения, свойственные половине здоровых
детей данного пола и возраста в интервале
от 25 до 75 центиля

Каждый
измеряемый признак (рост, масса тела,
окружность груди)

может
соответственно быть помещен в свою
область, или свой

≪коридор≫,
центильной шкалы в соответствующей
таблице. Никаких

расчетов
при этом не производится. В зависимости
от того, где

расположен
этот ≪коридор≫,
можно формулировать оценочное

суждение
и принимать врачебное решение.

В
одномоментной оценке принято относить
к вариантам нормы

измерения,
отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону
от 10 до 90 центиля.

Следует
считать, что положение показателей в
зонах 2 и 6 интервалов

(кроме
длины тела) является основанием для
включения ребенка в

группу
≪наблюдения≫
участкового педиатра и отнесения ко
2-й группе здоровья.

Положение
показателей в зонах 1 и 7 интервалов
свидетельствует о

необходимости
углубленного исследования для
дифференцировки

возможных
заболеваний.

Найти
положение полученных измерений в
центильных интервалах по

таблицам
стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста

и
пола ребенка.

Z-показатель
или стандартное отклонение является
более точным прогностическим фактором,
особенно у детей, которые оказываются
ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные
графики Z-показателя (номограммы) массы
тела, роста имеют ось Х (для возраста) и
ось У (для веса, длины/роста, окружности
головы).

Полученные
значения массы тела, длины/роста,
окружности головы нужно нанести на
графики Z-показателя. По горизонтали
(ось Х) найти возраст ребёнка, используя
линейку начертить вертикальную линию
из данной точки. По вертикали (ось У)
найти измеренное значение веса,
длины/роста, окружности головы. Используя
линейку начертить горизонтальную линию
до её пересечения с осью Х. Место
пересечения обозначить точкой.

При
интерпретации результатов Z-критерия
за средние значения принимается интервал
-1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z=
-2и -3 для роста являются показателями
задержки роста, для веса -недостаточного
веса и исхудания. Значения Z=+2
и +3 для массы могут расцениваться как
проблемы с ростом, по графикам соотношения
веса к росту — как избыток массы тела и
ожирение.

  1. Оценка
    гармоничности физического развития
    :

Находят
разность между максимальным и минимальным
номерами

коридоров
центильной шкалы, полученных для массы,
роста и

окружности
груди относительно возраста. Если
разность равна 0 либо 1

– физическое
развитие гармоничное, если разность
равна 2 – физическое

развитие
дисгармоничное, если разность равна 3
и более –физическое

развитие
считают резко дисгармоничным.

  1. Заключение
    по физическому развитию.

Даётся
заключение о соответствии фактических
антропометрических данных долженствующим
по сравнению с таблицами перцентелей
или графиков Z-
показателей.

Формулируется
общая оценка антропометрических данных
и степень гармоничности физического
развития.

Соседние файлы в папке Навыки студентов

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Источник

СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для осуществления мониторинга
физического воспитания и отслеживания влияния
его технологий на здоровье детей необходимо
иметь представление о динамике физического
развития, развития физических качеств и
физической подготовленности, качества развития
двигательных навыков, заболеваемости.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детейважный
показатель состояния здоровья, который
характеризуется совокупностью морфологических
и функциональных параметров, обусловленных
наследственными факторами и условиями
окружающей среды.

При оценке физического развития детей
учитываются:

— длина и масса тела, окружность
грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность
головы;
— функциональные показатели: жизненная емкость
легких, коэффициент выносливости, мышечная сила
кистей рук и др.;
— степень развития подкожно-жирового слоя,
тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный
тонус, состояние осанки и опорно-двигательного
аппарата.

На физическом развитии детей особенно
заметно отражается влияние внешней среды:
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия,
недостаток воздуха, недосыпание,
неудовлетворительное питание, особенности
климата, неправильный режим дня, ограничения
двигательной активности. В связи с этим уровень
физического развития принято считать ярким
показателем их здоровья, условий жизни и
воспитания. На темпы физического развития
оказывают влияние наследственные факторы, тип
конституции, индивидуальные особенности
центральной нервной системы, интенсивность
обмена веществ и др.

Физическое развитие детей закономерно
меняется в течение жизни. Показатели массы и
длины тела нарастают неравномерно не только в
разные возрастные периоды, но и в разные сезоны.
Более интенсивное нарастание массы тела у детей
наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей
степени — весной и в начале лета. Это объясняется
улучшением обмена веществ из-за увеличения
времени пребывания детей на свежем воздухе,
большей двигательной активностью, разнообразным
питанием с включением достаточного количества
свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины
тела более выражены весной и в начале лета, когда
усиленная ультрафиолетовая радиация повышает
фосфорно-кальциевый обмен и способствует
интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического
развития проводится путем сопоставления
антропометрических показателей ребенка с
региональными стандартами. Это позволяет
выявлять отклонения в физическом развитии и
принимать необходимые меры к их оздоровлению.
Использование нормативов дает возможность
провести групповую оценку физического развития
коллектива детей в дошкольном учреждении и
проследить динамику показателей, а также
провести сравнительные исследования детей,
посещающих и не посещающих дошкольные
учреждения. Кроме того, метод групповой оценки
позволяет определить степень эффективности
различных физкультурно-оздоровительных
технологий.

Вследствие наблюдаемой у детей
акселерации стандарты физического развития
периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может
производиться различными методами:

методом сигмальных отклонений,
когда индивидуальные показатели ребенка
сопоставляют со средней арифметической каждого
признака, представленной в специальных таблицах;

регрессионным методом с
помощью шкал регрессии, составленным по
возрастно-половым группам;

центильным методом, сущность
которого заключается в том, что упорядоченный
вариационный ряд, охватывающий весь диапазон
колебаний признака, делят на 100 интервалов,
попадания в которые имеют равные вероятности.
Этот метод современной медицинской практикой
считается наиболее точным;

методом номограмм, когда
физическое развитие оценивается по двум ведущим
морфологическим показателям — длине и массе
тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и
массы тела, а также их соотношения обеспечивают
совершенное функционирование
опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма. С равными соотношениями длины и массы
тела связана разная скорость возрастного
созревания ребенка. Номограммы чаще всего
применяются в массовых скрининг-обследованиях
детей.

Практикуется и метод определения
биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить
медицинские работники не менее двух раз в год.
Результаты обследования обсуждаются на
медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные
здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами
физического развития, в которых показатели
соотносятся с ростом детей. Люди не все
одинаковы: есть большие, средние, маленькие.
Существуют формулы, с помощью которых
определяется будущий рост человека, даже если он
еще находится в утробе матери. Зная будущий рост
ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую
сторону), можно с большой степенью точности
отнести его к определенной группе детей: большим,
средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например,
может оказаться, что показатели физического
развития соответствуют среднему, а по данным
своего будущего роста ребенок должен иметь
показатели, соответствующие графе «большой».
Возможно, имеется задержка физического развития.
Но в любом случае подобное заключение может
сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина
его тела — 98,5 см, масса — 12,8 кг. Его рост во
взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий.
Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Заглянем в таблицу показателей
физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и
расчетные формулы в качестве приложения к курсу
будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что
физическое развитие ребенка задерживается. Ведь,
по данным своего будущего роста, он относится к
типу «большой», а показатели длины тела и массы
соответствуют типу «маленький». Следовательно,
необходимо выяснить причины такого отставания
физического развития.

Стандартные усредненные показатели
роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют
определить количество гармонично развивающихся
детей, а также детей, у которых есть проблемы:
например, избыточная масса тела, низкие ростовые
показатели, непропорциональность развития,
значительно превышающая допустимые пределы, и
т.д.

Эти данные позволяют разработать для
подобных детей специальные оздоровительные
программы. Например, для детей с низкими
ростовыми показателями в комплекс физических
упражнений должны быть включены плавание,
прыжки, висы, а в их меню следует включать много
молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет
избыточную массу тела и при этом хронической
патологии у него не обнаружено, то есть смысл
организовать ему специальное диетическое
питание с введением постепенно наращивающихся
физических нагрузок. Когда он несколько сбросит
вес, то можно включать в комплекс и силовые
упражнения, укрепляющие мышечную массу.
Разумеется, все это должно проводиться в
соответствии с рекомендациями и под контролем
врача.

Пропорциональность физического
развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) — [Масса(кг) + Окр. гр.
кл.(см)]

Полученные данные сверяются с
показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Стандартные показатели индекса Пинье
у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше
показатели индекса Пинье у детей по сравнению со
стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы
сможем сделать определенные педагогические
выводы о качестве физкультурно-оздоровительной
работы и смело утверждать, что наши дети окрепли
или, напротив, качество физического воспитания
оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой
системы можно судить по функциональным пробам и
показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у
детей 4—7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в
течение 20 секунд на 25—40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5—6 единиц.

По этим показателям мы также можем
судить о степени эффективности физического
воспитания в отношении здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей
учащался при подобной нагрузке на 45%, что в
принципе соответствует норме. Но прошло три
месяца, а показатели функциональных проб все те
же. Вывод: целенаправленной деятельности по
физическому воспитанию в данном дошкольном
учреждении или данной возрастной группе детей не
ведется.

Положительное влияние физкультуры на
развитие физической работоспособности может
быть проверено с помощью степ-теста. Детям
предлагаются две нагрузки возрастающей
мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой
восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30
раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки — 2
минуты, отдых между ними — 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком,
рассчитывают по формуле:

W = P х n х h,

— где Р — масса ребенка, n
число подъемов на ступеньку в минуту, h
высота ступеньки в метрах. Нормой считается
увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и
на 45—60% при второй по отношению к исходному
уровню. Снижение этих показателей говорит нам об
оздоровительном эффекте
физкультурно-оздоровительной работы и ее
правильной организации.

Важным показателем состояния
сердечно-сосудистой системы является вычисление
коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со
стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется
по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

— где П — пульс, ПД — пульсовое
давление (пульсовое давление определяется
разностью между максимальным и минимальным
артериальным давлением).

По мере развития выносливости
числовые значения КВ снижаются. В табл. 2
приведены его стандартные показатели.

Таблица 2

Показатели коэффициента
выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры
можно проследить с помощью пневмотонометра. Он
представляет собой U-образную стеклянную трубку,
до половины наполненную ртутью и снабженную
шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с
мундштуком. Для проведения измерений сначала
делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут
мундштук в рот и производят максимальное
вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в
трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2
секунды. Сила вдоха по мере тренированности
детей будет увеличиваться. Необходимо отметить,
что детям очень нравится работать с различными
приборами и они радуются, когда убеждаются, как
повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим
функциональные возможности системы дыхания,
является жизненная емкость легких. Она
измеряется с помощью прибора спирометра.
Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в
кубических сантиметрах. Полученные показатели
сравниваются с должной (по возрасту и полу)
ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по
уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф.
Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу
тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ)
ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

— где ЖЕЛ — жизненная емкость легких,
в мл; Р — масса тела, в кг.

На эффективность
физкультурно-оздоровительной работы будет
указывать возрастание показателей жизненного
индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического
развития в каждом возрасте еще не является
мониторингом физического развития. Снятие
показателей дважды в год, как это принято в
дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль
результатов. Мониторинг предполагает
прослеживание динамики физического развития и
соотнесения его показателей с другими
параметрами, например, физической
подготовленностью или функциональным
состоянием организма. Поэтому показатели
физического развития следует снимать
ежеквартально. Это позволяет видеть результаты
педагогических воздействий на каждого ребенка и
группу детей в целом и соответственно
корректировать процесс физического развития
детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств
оценивается по динамике показателей силы,
выносливости, гибкости, ловкости, быстроты.
Следует заметить, что степень развития
физических качеств говорит и об уровне
психического развития, а также о наличии у
ребенка определенных задатков. Например,
ловкость указывает на развивающиеся способности
быстро обучаться.

Быстрота оценивается по
скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с
помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса
— по показателям метания вдаль набивного мяча
весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила
нижних конечностей —
по прыжкам в длину с
места.

Ловкость оценивается по разнице
времени пробегания дистанции в 10 м прямым и
челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и
бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени
работы на полосе препятствий. Ребенку следует
пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м,
прокатить мяч между шестью предметами (кегли,
кубы, другие предметы), расположенными друг от
друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу
высотой 40 см.

Читать продолжение

Источник