Оценка физического развития ребенка формулы
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМ
МЕТОДОМ
Метод оценки
физического развития предусматривает
сравнение антропометрических данных
ребенка с величинами, вычисленными с
помощью эмпирических формул.
Таблица
Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин а.В., Воронцов и.М., 1999)
Определяемый | Способ расчета |
Длина тела | Длина тела На каждый На каждый месяц |
Масса тела | Масса тела в 6 На каждый месяц На каждый месяц |
Окружность груди | Окружность груди На каждый На каждый месяц |
Окружность | Окружность На каждый месяц На каждый месяц |
Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года (Мазурин а.В., Воронцов и.М., 1999)
Определяемый | Способ расчета |
Длина тела (от 1 до 6 лет) | Длина тела На каждый На каждый год |
Длина тела (свыше 6 лет) | Длина тела На каждый На каждый год |
Масса тела (от 1 до 12 лет) | Масса тела в 5 На каждый год На каждый год |
Масса тела (свыше 12 лет) | Определяется где n |
Окружность груди | Окружность груди На каждый год На каждый год |
Окружность | Окружность На каждый год На каждый год |
Необходимо отметить,
что допустимые колебания для любого
количественного показателя могут быть
в пределах одного возрастного интервала.
Обязательным условием для использования
данного метода оценки физического
развития является изначальная оценка
уровня роста. При любых нарушениях роста
ориентировочный расчет долженствующей
массы тела, окружности груди, окружности
головы проводят на соответствующий
длине тела возраст.
Пример оценки
физического развития по формулам
Воронцова И.М.:
Иванов С., 3 года
Рост – 97 см, масса
тела – 16 кг, окружность груди – 52 см,
окружность головы – 48,5 см.
Фактический рост
ребенка 97 см., по формуле – 110 см. рост
ребенка в 5 лет, на каждый недостающий
до 5 лет рост вычитают 8 см (8*2=16 см.),
110-16=94 см. разность между фактическим
ростом и долженствующим 97-94=3 см., что
входит в границы 1 возрастного интервала
(8 см) для данного возраста – значит
показатель роста средний.
Фактическая масса
ребенка 16 кг., по формуле – 19 кг. Масса
ребенка в 5 лет, на каждый недостающий
до 5 лет вычитают 2 кг (2*2=4 кг), 19 – 4 =15 кг.
Разность между фактической массой и
долженствующей16-15 равна 1 кг, что входит
в границы 1 возрастного интервала (2 кг)
для данного возраста – значит показатель
массы средний.
Показатели роста
и массы не выходят за границы одного
возрастного интервала по среднему
значению, т.е. масса соответствует росту.
Окружность груди
ребенка 52 см, по формуле – 63 см. Окружность
груди в 10 лет, на каждый недостающий год
вычитают по 1,5 см. (1,5*7=10,5), 63-10,5 =52,5 см.
Разность между фактической окружностью
груди и долженствующей 52,5-52=0,5 см, что
входит в границы 1 возрастного интервала
(1,5 см) для данного возраста – значит
показатель груди средний.
Окружность головы
ребенка 48,5 см, по формуле -50 см. Окружность
головы в 5 лет, на каждый недостающий
год вычитают по 1 см (1*2=2 см), 50-2=48 см.
Разность между фактической окружностью
головы и долженствующей 48,5-48=0,5 см, что
входит в границы 1 возрастного интервала
(1 см) для данного возраста – значит
показатель окружности головы – средний.
Заключение:
физическое развитие среднее, гармоничное,
пропорциональное.
Существуют формулы
для расчета долженствующих показателей
массы тела детей относительно роста.
Таблица
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В практической работе педиатра часто возникает необходимость в быстрой (хотя бы приблизительной) оценке соответствия длины тела (роста) и массы тела нормальным допустимым значениям. Для этого предлагаются следующие упрощенные формулы:
Приблизительная длина тела (см)
ü Грудной ребенок — 50 + 2х м (для мальчиков и девочек)
ü От 1 до 7 лет – 75 + 7 х п ( для мальчиков) и 75 + 7 х (п-1) для девочек
ü От 8 до 12 лет — 75 + 6 х п ( для мальчиков) и 75 + 6 х (п-1) для девочек
Примечание:
50 – условная длина тела новорожденного
м — число месяцев
75 — условная длина тела ребенка 1 года
п — число лет
Приблизительная масса тела (кг)
ü Доношенный грудной ребенок — 3 + 600 х м
ü В возрасте 2-11 лет — 10,5 + 2 х п
ü В возрасте 12-15 лет — 5 + п-20
Примечание:
3 – условная масса тела доношенного грудного ребенка
м – число месяцев
10,5 – масса тела годовалого ребенка
п — число лет
Получаемые при таком расчете значения могут отклоняться от 50-й центили до 2 см по длине тела и до 2 кг по массе тела, но они укладываются в диапазон 35-75 центилей, т.е. нормальных вариаций.
Формулы для определения параметров физического развития (из педиатрии Нельсона)
возраст | Длина тела (см) | Масса тела (г или кг) |
1 – 6 месяцев | 50 + 3В | 3300(3500) + 800 х В |
7 – 12 месяцев | 64 + В | 5800(6000) + 400 х В |
2 – 5 лет | — | 2В + 9 |
2 – 8 лет | 74 + 7В | — |
5 – 12 лет | — | 3В + 4 |
8 –15 лет | 90 + 5В | — |
I2 –16 лет | — | 5В — 20 |
*В — возраст
Оценка физического развития коллективов
При изучении физического развития коллективов или одного коллектива детей и подростков за определенный период могут быть использованы как
Ø результаты индивидуальных оценок
· например, доля детей в частях, %, имеющих определенную характеристику показателей физического развития.
· разделение детей по группам физического развития скрининг-тестами, так и
Ø сравнение средних показателей физического развития путем расчета критерия t Стьюдента и определения достоверности различий:.
Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента | |
Алгоритм работы: ü получение фактического материала; ü статистическая обработка вариационных рядов (по каждому показателю расчет средней арифметической Х и ее ошибки X±m); ü расчет критерия t Стьюдента: Х1 — Х2 t=————— √ m1² — m2² где Х1 — Х2 — среднеарифметические взвешенные; m1 и m2 — погрешности среднеарифметических значений. | Оценка Ø Полученный критерий оценивают следующим образом: * § если t>3, то различия средних значений достоверны, § если t < 3 — различия их не достоверны. *При более строгом подходе используют специальные таблицы. |
Пример.
Условие:
В городе А проводится динамическое наблюдение за физическим развитием школьников. У девочек 12 лет установлены следующие показатели :
2002 2007
Рост, см 145,2±0,52 146,1 ±0,64
Масса, кг 35,3±0,46 37,4+0,47
Окружность груди, см 69,0±0,45 69,6±0,51
Необходимо определить достоверность выявленных различий.
Решение:
t роста = 146,1 — 145,2 = 0,9 = 1,01;
√ 0,64² + 0,52² 0,82
t массы = 37,4 − 35,3 = 2,1 = 3,18;
√ 0,47² + 0,46² 0,66
T окружности груди = 69,6 − 69,0 = 0,6 = 0,88
√0,51² + 0,45² 0,68
Таким образом, лишь t массы >3.
Следовательно, за указанный отрезок времени у 12-летних девочек произошло достоверное увеличение массы.
Необходимо выяснить причины (питание, заболевания).
Ø Перспективны методы картографирования для анализа географической изменчивости показателей роста и развития детей подростков; расчет -скоров. Следует отметить, что привлечение многомерных методов и новейших компьютерных технологий даст возможность более детальной оценки и выявления разнообразных закономерностей.
Структура и содержание занятия
Занятие проводится в аудитории кафедры, демонстрируются приборы, инструменты и наглядные пособия для определения показателей физического развития.
Практическая работа — решение ситуационных задач по оценке физического развития по вышеприведенным алгоритмам
§ регрессионным методом
§ центильным методом
§ с использованием скрининг – тестов
§ комплексным методом
Контролирующие вопросы
1. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков.
2. Закономерности роста и развития детского организма и их практическое значение
3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
5. Анатомо-физиологические особенности подростков.
6. Соматометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
7. Физиометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
8. Соматоскопические показатели физического развития. Правила оценки.
9. Возрастная периодизация.
10. Понятие «физическое развитие» и его медико-гигиеническое значение
11. Факторы, влияющие на физическое развитие детей и подростков.
12. Методы оценки физического развития (регрессионный, центильный, комплексная оценка, скрининг-тесты): технология применения, сравнительная характеристика.
13. Методики оценки физического развития детского коллектива.
14. Биологический возраст — понятие, критерии, значение в оценке физического развития детей.
Приложения- вставить
Приложение 1 – регрессия (Поляков) — см. «Шкала регрессии»
Приложение 2 -центильные таблицы — см. «сканер»
Приложение 3 – Скрининг — см. «сканер»
Приложение 4 — показатели биологического развития — см. «шкалы регрессии» и сканер
Источник
Оценка основных
антропометрических данных эмпирическим
методом
Метод оценки
физического развития предусматривает
сравнение антропометрических данных
ребенка с величинами, вычисленными с
помощью эмпирических формул (табл. 4,
5).
Таблица 4
Эмпирические
формулы для расчета антропометрических
данных у детей 1 года жизни (Мазурин
А.В., Воронцов И.М., 1999)
Определяемый | Способ |
Длина | Длина тела На каждый На |
Масса | Масса тела в 6 На каждый месяц На |
Окружность | Окружность груди На каждый На |
Окружность | Окружность На каждый месяц На |
Необходимо отметить,
что допустимые колебания для любого
количественного показателя могут быть
в пределах одного возрастного интервала.
Обязательным условием для использования
данного метода оценки физического
развития является изначальная оценка
уровня роста. При любых нарушениях роста
ориентировочный расчет долженствующей
массы тела, окружности груди, окружности
головы проводят на соответствующий
длине тела возраст.
Таблица 5
Эмпирические
формулы для расчета антропометрических
данных у детей старше года (Мазурин
А.В., Воронцов И.М., 1999)
Определяемый | Способ |
Длина тела (от | Длина тела На каждый На |
Длина тела (свыше | Длина тела На каждый На |
Масса тела (от | Масса тела в 5 На каждый год На |
Масса тела (свыше | Определяется где |
Окружность | Окружность груди На каждый год На |
Окружность | Окружность На каждый год На |
Пример оценки
физического развития по формулам
Воронцова И.М.:
Иванов С., 3 года
Рост – 97 см, масса
тела – 16 кг, окружность груди – 52 см,
окружность головы – 48,5 см.
Фактический рост
ребенка 97 см., по формуле – 110 см. рост
ребенка в 5 лет, на каждый недостающий
до 5 лет рост вычитают 8 см (8*2=16 см.),
110-16=94 см. разность между фактическим
ростом и долженствующим 97-94=3 см., что
входит в границы 1 возрастного интервала
(8 см) для данного возраста – значит
показатель роста средний.
Фактическая масса
ребенка 16 кг., по формуле – 19 кг. Масса
ребенка в 5 лет, на каждый недостающий
до 5 лет вычитают 2 кг (2*2=4 кг), 19 – 4 =15 кг.
Разность между фактической массой и
долженствующей16-15 равна 1 кг, что входит
в границы 1 возрастного интервала (2 кг)
для данного возраста – значит показатель
массы средний.
Показатели роста
и массы не выходят за границы одного
возрастного интервала по среднему
значению, т.е. масса соответствует росту.
Окружность груди
ребенка 52 см, по формуле – 63 см. Окружность
груди в 10 лет, на каждый недостающий год
вычитают по 1,5 см. (1,5*7=10,5), 63-10,5 =52,5 см.
Разность между фактической окружностью
груди и долженствующей 52,5-52=0,5 см, что
входит в границы 1 возрастного интервала
(1,5 см) для данного возраста – значит
показатель груди средний.
Окружность головы
ребенка 48,5 см, по формуле -50 см. Окружность
головы в 5 лет, на каждый недостающий
год вычитают по 1 см (1*2=2 см), 50-2=48 см.
Разность между фактической окружностью
головы и долженствующей 48,5-48=0,5 см, что
входит в границы 1 возрастного интервала
(1 см) для данного возраста – значит
показатель окружности головы – средний.
Заключение:
физическое развитие среднее, гармоничное,
пропорциональное.
Существуют формулы
для расчета долженствующих показателей
массы тела детей относительно роста
(табл. 6).
Таблица 6
Эмпирические
формулы для расчета долженствующей
массы тела (по росту)
Определяемый | Способ расчета |
Масса тела по | Плод с длиной На каждый На каждый |
Масса тела по | При длине тела На каждый На каждый |
Масса тела по | При длине тела На каждые |
После
определения долженствующей массы тела
для данного роста необходимо рассчитать
процент дефицита массы тела, в соответствии
с которым можно определить степень
гипотрофии у ребёнка.
Определение
процента дефицита массы тела по сравнению
с долженствующей, рассчитанной по
эмпирической формуле:
(ФМ-ДМ)/ДМ=-% ФМ ДМ -% |
При оценке
адекватности питания ребёнка, то есть,
соответствия пищевых рационов
физиологическим потребностям и
возможностям детского организма,
необходимо, в первую очередь, ориентироваться
на массо-ростовое соотношение.
Массо-ростовое
соотношение
определяет прогноз развития недостаточности
питания.
Массо-ростовое
соотношение
МРС = фактическая |
При показателе
МРС более 80% — риск отсутствует,
70—80% — имеется
средний риск,
менее 70% — имеется
выраженный риск развития недостаточности
питания.
Оценка физического
развития методом сигмальных отклонений
Таблицы сигмальных
отклонений содержат показатели роста
для каждого возраста, которые сгруппированы
по величине сигмальных отклонений на
5 групп:
Низкий – от М-2δ
и ниже
Ниже среднего –
от М-1δ до М-2 δ
Средний – от М-1δ
до М+1δ
Выше среднего –
отМ+1δ до М+2δ
Высокий – отМ+2δ
и выше.
Отклонения
антропометрических признаков в пределах
1δ рассматриваются как варианты нормы
для данного признака.
Если масса тела
соответствует данному росту, т.е.
колебания этих признаков не выходят за
пределы 1δ, то физическое развитие
исследуемого можно считать гармоничным,
если нет – дисгармоничным. Необходимо
учитывать описательные признаки
физического развития и в каждом конкретном
случае указывать за счет чего отмечается
дисгармоничное развитие.
Пример оценки
физического развития:
Иванов С., 7 лет
Рост – 126 см
Масса тела – 26 кг
Фактический рост
ребенка 126 см, средний рост мальчика 7
лет по таблице сигмальных отклонений
– 123,8 см. одна сигма для данного возраста
– 5,5. Разность между фактическим ростом
и долженствующим 126-123,8 равна 2,2 см, что
составляет менее одной сигмы (2,2:5,5=0,39
сигмы), значит показатель роста средний.
Фактическая масса
ребенка 26 кг, средняя масса мальчика 7
лет по таблице сигмальных отклонений
– 24,92 кг. Одна сигма для данного возраста
– 4,44. Разность между фактической массой
и долженствующей 26-24,92 равна 1,08 кг, сто
составляет менее одной сигмы (1,08:4,44=
0,24 сигмы), значит показатель массы
средний.
Показатели роста
и массы не выходят за границы 1 сигмы,
т.е. масса тела соответствует росту –
развитие гармоничное.
Оценка физического
развития центильным методом
Оценку
антропометрических показателей проводят
по таблицам центильного типа. Центильные
распределения наиболее строго и
объективно отражают распределение
признаков среди здоровых детей.
Практическое использование этих таблиц
исключительно удобно и просто.
Колонки центильных
таблиц показывают количественные
границы признака у определенной доли
или процента (центиля) здоровых детей
данного возраста и пола. Интервалы между
центильными колонками (зоны, коридоры)
отражают тот диапазон разнообразия
величин признака, который свойственен
или 3% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до
97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го
или от 75-го до 90-го центиля), или 50% всех
здоровых детей возрастно-половой группы
(зона от 25-го до 75-го центиля).
Каждый измерительный
признак (рост, масса тела, окружность
груди) может соответственно быть помещен
в «свою» область или коридор
центильной шкалы в соответствующей
таблице. Никаких расчетов при этом не
производится. В зависимости от того,
где расположен этот коридор можно
формулировать оценочное суждение и
принимать врачебное решение.
— зона 1 (до 3-го
центиля) – «очень низкий» уровень;
— зона 2 (от3-го до
10-го центиля) – «низкий уровень»;
— зона 3 (от 10-го до
25-го центиля) – уровень «ниже среднего»;
— зона 4 (от 25-го до
75-го центиля) – «средний» уровень;
— зона 5 (от 75-го до
90-го центиля) – уровень «выше среднего»;
— зона 6 (от 90-го до
97-го центиля) — «высокий» уровень;
— зона 7 (от 97-го
центиля) – «очень высокий» уровень.
Понять, что такое
центильная шкала, например роста, можно
на следующем примере. Представьте себе
100 детей одного возраста и пола,
выстроившихся в шеренгу по росту от
самого маленького до самого высокого
(рис.). Рост первых трех детей оценивается
как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий,
10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний,
75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и
последних трех ребят — очень высокий.
Процентное
распределение детей по росту
Такие
же шкалы можно составить и для остальных
показателей.
Процентное
распределение детей по весу
Процентное
распределение детей по окружности груди
Процентное
распределение детей по окружности
головы
Определение
гармоничности развития проводится на
основании тех же результатов центильных
оценок. В случае если разность номеров
областей между любыми двумя из трех
показателей не превышает 1, можно говорить
о гармоническом развитии, если эта
разность составляет 2 — развитие ребенка
следует считать дисгармоничным, а если
разность составляет 3 и более — налицо
резко дисгармоничное развитие.
По результатам
центильных оценок выделяют следующие
три; соматотипа: микросоматический,
мезосоматический и макросоматический.
Отнесение ребенка к одному из этих
соматотипов производится согласно
сумме номеров «коридоров» центильной
шкалы, полученных для длины тела
окружности грудной клетки и массы тела.
При сумме баллов до 10 ребенок относится
к микросоматическому типу (физическое
развитие такого ребенка оценивается
как ниже среднего), при сумме от 11 до 15
баллов — к мезосоматическому (физическое
развитие среднее), при сумме от 16 до 21
-к макросоматотипу (физическое развитие
выше среднего).
Пример оценки
физического развития:
Иванов С., 10 лет
Рост-135 см – среднее
значение
Масса тела — 45 кг
– высокое значение. Избыток массы 50%
Окружность грудной
клетки – 75 см – высокое значение
Окружность головы
– 53,5 см – среднее значение
Заключение:
Физическое развитие ребенка среднее,
дисгармоничное (за счет повышенного
жироотложения), ожирение III
степени.
Оценка физического
развития с помощью индексов физического
развития.
Оценка
антропометрических данных методом
индексов физического развития в настоящее
время представляет в основном исторический
интерес, поскольку цифровые значения
индексов в различные возрастные периоды
трудно систематизировать, что, в целом
лишает метод универсальности. Тем не
менее, в практическом здравоохранении
в оценке упитанности используется ряд
индексов.
Наиболее широкое
распространение получил метод оценки
питания
по соответствию массы тела ребенка его
длине тела. Примером тому может служить
массо-ростовой индекс Кетле-I, который
используется в периоде новорожденности
и отражает пренатальное состояние
питания.
Снижение массо-ростового индекса —
свидетельство пренатальной гипотрофии.
Масса |
Рассчитывается
как отношение массы тела (гр) при рождении
к его длине (см) (при нормотрофии величина
индекса составляет 60–70).
Для оценки
упитанности и пропорциональности детей
пользуются вычислением ряда индексов,
к которым относятся: индекс упитанности
Чулицкой, вычисляемый по формуле — 3
окружности плеча+окружность бедра+
окружность голени-рост; все показатели
в сантиметрах. У новорожденных в норме
он равен 12-18 см, к году постепеннно
увеличивается до 24-25, в 2-3 года — около
20 см.
Индекс Эрисмана
вычисляется по формуле: окружность
груди -полурост в сантиметрах. У
новорожденного он равен 8-10 см, к году
увеличивается до 11-13 см, в 2-3 года- 6-9 см,
в 5-6 лет около 0.
Индекс Бругша
вычисляется по формуле: Окружность
грудной клетки (см) умноженная на 100 и
деленная на рост стоя в см. У новорожденных
и детей до года он равен 68-65, в 2-3 года —
65-63 см, в 6-7 лет — 63-53 см.
Индексы Эрисмана
и Бругша позволяют судить о пропорциональности
развития грудной клетки по отношению
к росту. Снижение этих индексов
свидетельствует об отставании темпов
роста грудной клетки, а повышение
индексов — об избыточной упитанности
ребенка.
Один из индексов
пропорциональности очень легко может
быть применен родителями дома при
решении вопроса, пора или нет отдавать
ребенка в школу. Это так называемый
филиппинский тест: ребенка просят
попытаться достать рукой через макушку,
не наклоняя головы, кончик противоположного
уха. Если ребенок не может дотянуться
до уха, значит, его мозг еще не созрел
для того, чтобы усваивать учебную
программу (рис. 13). Если к тому же у малыша
не прорезалось ни одного постоянного
зуба, родителям следует серьезно
подумать, следует ли снаряжать сына или
дочь в первый класс. Для таких детей
школьная нагрузка, скорее всего, окажется
непосильной, что повлечет возникновение
проблем со здоровьем.
Рис.
13. Филиппинский тест.
В пубертатном
периоде изменения массы тела происходят
не столько за счет нарастания жировой
ткани, сколько за счет увеличения, в
первую очередь, костной и мышечной
массы. Поэтому оценка питания
у пациентов препубертатного и пубертатного
возраста по центильному распределению
массы тела относительно его длины
является некорректной. В таких случаях
адекватность
питания
можно оценивать сообразно принятым во
взрослой практике коэффициентам, в
частности — по индексу массы тела (ИМТ)
или индексу Кетле-II.
Масса |
Индекс массы тела
(индекс Кетле-II) представляет собой
отношение массы тела (в килограммах) к
квадрату длины тела (в метрах).
Рассматриваемый индекс широко используют
для оценки состояния питания
в терапии и акушерстве. По мнению
ведущих отечественных педиатров
[ВоронцовИ.М., Мазурин А. В., 2001], индекс
Кетле-II должен найти широкое распространение
в подростковом возрасте (приложение).
Заключение о
состоянии питания
по индексу Кетле-II выносят аналогично
общим подходам использования
непараметрического метода. При определении
индекса в зоне от 25-го до 75-го центиля
констатируют «достаточное» питание
ребенка. О «низком» («очень низком»)
состоянии питания
говорят, когда показатель индекса массы
тела находится в зоне ниже 10-го (3-го)
центиля соответственно, а о «высоком»
(«очень высоком») состоянии питания
— в зоне выше 90-го (97-го) центиля
соответственно. При величинах индекса,
соответствующих 10–15 или 75–90 центильным
интервалам, можно говорить о «пограничном»
состоянии питания
(ниже или выше среднего), требующего
пристального динамического наблюдения
врача.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник