Оценка физического развития как показателя состояния здоровья ребенка
Физическое
развитие является одним из ведущих
показателей состояния здоровья детей
и подростков и зависит от множества
факторов: наследственности, климата,
особенностей питания, уровня материальной
обеспеченности семьи, соблюдения режима
и т.д. Наблюдение за физическим развитием
детей и подростков — неотъемлемая часть
работы врача любого детского учреждения
(детских яслей, садов, школ, школ-интернатов
и др.). Детальная оценка показателей,
характеризующих физическое развитие,
проводится при углубленных медицинских
осмотрах детей с участием всех специалистов
перед поступлением в школу и в определенных
«декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м
(Приказ Минздрава СССР
от
10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по
совершенствованию медико-санитарной
помощи подросткам»). В
связи
с этим будущие
специалисты должны овладеть методикой
антропометрических исследований, а
также методами оценки физического
развития.
Для
оценки физического развития детей и
подростков используют следующие
показатели:
соматометрические
— длина тела (рост), масса тела, окружность
грудной клетки и др.;соматоскопические
— состояние кожных покровов и видимых
слизистых оболочек, степень развития
подкожно-жирового слоя,
состояние
опорно-двигательного аппарата, степень
полового развития;физиометрические
— жизненная емкость легких, мышечная
сила, частота пульса, величина
артериального давления и др.;состояние
здоровья.
Методика антропометрических измерений
Антропометрия
—
совокупность методов и приемов оценки
морфологических особенностей
человеческого тела; проведение точных
измерений на живых людях с использованием
четко установленных анатомических
точек, стандартных методических приемов
и инструментария.
Главным
требованием при проведении антропометрических
исследований является их строгая
унификация.
Только
единообразие приемов измерений и
использование точного измерительного
инструментария могут обеспечить
достоверность и сопоставимость
полученных результатов. Исследования
должны проводиться на обнаженном
ребенке в светлом, чистом и теплом
помещении. Все измерения должны
проводиться только между, так называемыми,
«антропометрическими
точками»,
под
которыми понимаются определенные точки
на теле, соответствующие ясно выраженным
и легко прощупываемым образованьям
скелета и лежащие, как правило, на
сагиттальной или боковых линиях тела.
Лучшим временем для антропометрических
исследований являются утренние часы,
т.к. в течение дня возможно уменьшение
роста на 1
—
2 см в связи с уплощением свода стопы,
межпозвоночных хрящей и снижением
тонуса мускулатуры. Кроме того, в течение
дня вес тела может увеличиваться до 1
кг
и даже более.
Данные
антропометрических измерений заносятся
в индивидуальную для каждого обследуемого
антропометрическую карту.
Соматометрические
признаки.
Измерение
роста.
Рост стоя и сидя измеряют с помощью
деревянного ростомера или металлического
антропометра. Деревянный ростомер
представляет собой стойку, хорошо
укрепленную на прочной площадке, высотой
до 2 м с делениями по 0,5 см. По стойке
передвигается муфта с планшеткой.
Измерение
роста стоя с помощью ростомера обследуемый
должен касаться стойки ростомера
четырьмя точками: затылком, межлопаточной
областью, ягодицами и пятками. Голова
устанавливается таким образом, чтобы
нижний край глазницы и верхний край
козелка уха находились в одной
горизонтальной плоскости. Кроме того,
чтобы иметь представление о пропорциях
тела, производят измерение роста сидя,
для чего у стандартных ростомеров
имеется откидное сиденье.
При
измерении роста антропометром позиция
обследуемого такая же, как при измерении
ростомером. С
помощью металлического антропометра
можно определить также размеры
туловища, верхних и нижних конечностей
и т.д. Для точного измерения пользуются
антропометрическими точками: например,
при измерении длины верхних конечностей
— плечевую и пальцевую точки. Ошибка
при измерении не должна превышать 0,5
см.
Определение
массы
тела.
Массу тела определяют
натощак путем взвешивания на медицинских
весах. Обследуемый должен спокойно
стоять на середине весов. Взвешивание
в одежде и обуви не допускается.
Измерение
окружностей головы, грудной клетки,
плеча, бедра, голени. Для
измерения пользуются стальной рулеткой
или обычной сантиметровой лентой.
Окружность грудной клетки измеряют в
состоянии покоя, максимального вдоха
и максимального выдоха. Ленту
накладывают сзади по нижним углам
лопаток при поднятых руках. Затем
руки опускают, и лента, соскальзывая,
ложится под углами лопаток. У мужчин
и детей лента проходит спереди по краю
околососкового кружка, у женщин — по
IV ребру. Во время глубокого вдоха и
выдоха лента должна без задержки
следовать за движением грудной
клетки.
Соматоскопические
признаки. При
осмотре (соматоскопии) обращают
внимание на состояние кожных покровов
и слизистых оболочек(цвет,
тургор, чистота, влажность), степень
жироотложения,
состояние
опорно-двигательного аппарата (костяка,
формы грудной клетки, позвоночника,
формы ног и стопы).
Жироотложение.Развитие
подкожного жирового слоя объективно
определяют
измерением толщины жировой складки на
животе (на
уровне
пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под
лопаткой. Измеренную малым толстотным
циркулем толщину складки делят
пополам.
Средним считают жироотложение при
толщине жировойскладки
от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине
жировой
складки
менее 1 см, выше среднего — при толщине
более 2 см.
Костяк.
Различают
три типа костяка: тонкий, коренастый и
промежуточный. Тонкий характеризуется
узкими плечами и грудной клеткой,
малыми размерами кистей рук и ступней;
коренастый — широкими плечами и
грудной клеткой, большими размерами
кистей рук и ступней.
Форма
грудной клетки.
Различают
цилиндрическую, коническую, плоскую
и смешанную грудную клетку. Грудная
клетка цилиндрической формы при
рассматривании спереди и сбоку выглядит
равномерно развитой в верхнем и нижнем
отделах, подгрудинный угол округлой
формы и по величине приближается к 90°.
Грудная клетка конической формы имеет
более широкий и выступающий вперед
нижний отдел по сравнению с верхним.
Подгрудинный угол большой, более 90°.
Плоская грудная клетка обычно имеет
удлиненную уплощенную форму, подгрудинный
угол сужен, он
менее
90°. У детей младшего возраста часто
бывают смешанные формы грудной
клетки. Могут встречаться рахитические
и
редко бочкообразные
формы.
Позвоночник.
Различают
нормальный, лордотический, кифотический
типы позвоночника. Нормальный позвоночник
в сагиттальной плоскости имеет
S-образную
форму. Шейная и поясничная кривизны
невелики и обращены вперед, грудная
выпуклость обращена назад. Для
лордотического характерна малая шейная
кривизна
и
резко выраженная поясничная. У
кифотического позвоночника обе
кривизны и выпуклость резко выражены.
К
деформациям позвоночника относятся
право- и левосторонние сколиозы
разной степени (рис.1.). При сколиозе I
степени отмечается слабовыраженная
асимметрия плеч, лопаток. Дефект не
имеет
стойкого
характера, при напряжении мускулатуры
выправляется. Сколиоз II степень
характеризуется устойчивым искривлением
вправо или влево, наличием мышечных
компенсаторныхваликов.
При III степени отмечаются глубокие
искривления, сопровождающиеся деформацией
грудной клетки. Начинающиеся изменения
позвоночника можно обнаружить следующим
простым способом: пальцем с нажимом
проводят по верхушкам остистых
отростков позвонков, а затем по
образующейся сплошной красной полосе
судят об изменениях в изгибе позвоночника.
Рис.
1. Виды сколиоза: 1. – грудной, 2.- общий
левосторонний, 3. S-образный
Форма
ног. Различают
нормальную, Х-образную и О-образную
форму ног. При определении этого
показателя обследуемый ставит пятки
вместе, носки врозь. При правильной
форме ноги соприкасаются в области
коленных суставов, при О-образной форме
коленные суставы не соприкасаются, при
Х-образной один коленный сустав заходит
за другой.
Форма
стопы. Различают
нормальную (сводчатую), уплощенную
и плоскую стопу. Для выявления плоскостопия
делают отпечатки стопы (плантографию)
(рис. 2). Ватным тампоном, погруженным
в раствор метиленового синего, смачивают
стопу и ставят ребенка на чистый лист
бумаги. Можно использовать также 10 %
раствор полуторахлористого железа.
Бумагу при этом смачивают 10 % раствором
танина в спирте.
На
полученном отпечатке проводят касательную
к наиболее выступающим точкам внутренней
поверхности стопы. Из середины
касательной восстанавливают перпендикуляр
до наружного края стопы. Затем вычисляют
процентное отношение той части
перпендикуляра, которая прошла через
отпечаток, ко всей длине. Если перешеек
составляет до 50 %, стопу оценивают как
сводчатую, нормальную. Если он составляет
50 — 60%, то стопа уплощенная. Если
отношение более 60%, имеет место выраженное
плоскостопие.
Физиометрическиепризнаки.Жизненную
емкость легких определяют
с помощью спирометра. После
предварительного вдоха и выдоха
обследуемый делает максимальный вдох
и затем равномерно выдыхает воздух в
трубку прибора. Измерение проводят
3 раза и фиксируют лучший результат.
Мышечная
сила рук — характеризует степень развития
мускулатуры, измеряется ручным
динамометром. Для измерения силы кисти
динамометр берут стрелкой к ладони и,
вытянув руку в сторону, с максимальным
напряжением сжимают его поочередно
правой и левой рукой.
Становую
силуизмеряют
с помощью станового динамометра, ручка
которого устанавливается на уровне
колен обследуемого. Разгибание должно
проводиться с максимальным усилием, но
без рывков. Ноги при этом не должны
сгибаться в коленных суставах.
Частоту
сердечных сокращений по
пульсу подсчитывают в течение 1 мин.
При наличии нарушений ритма детей всегда
направляют на консультацию к
кардиоревматологу.
Показатели
максимального и минимального артериального
давления измеряют аппаратом Рива-Роччи
или тонометром (по методу Н.С. Короткова)
на правой руке в положении сидя, после
минутного отдыха.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки[13]: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).
При изучении физического развития детей исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания.
Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.
Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.
Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы[14]. для того чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы. для каждой области выводятся свои стандарты исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.
О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.
Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка.
Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов). Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития.
Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.
Дата добавления: 2015-10-14; просмотров: 7505; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9382 — | 7436 — или читать все…
Читайте также:
Источник
ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Показатели
и методы индивидуальной оценки
физического развития.
Показатели
физического развития детей и подростков.
Соматометрические
признаки.
Рост
стоя и сидя. Измеряется
с помощью антропометра или росто-метра.Масса
тела. Измеряется
медицинскими весами натощак, без одежды
и обувиОкружность
головы, грудной клетки, плеча, бедра,
голени. Измерение проводится
м помощью сантиметровой ленты.
Соматоскопические
признаки.
При
соматоскопии (осмотре тела) обращают
внимание на:
Состояние
кожных покровов и слизистых оболочек
(тургор,
цвет, чистота,
влажность)Степень
жироотложения (развитие
подкожного жирового слоя). Определяют
по толщине жировой складки на животе
(в области пупка и на 5-6 см сбоку от
него), а также под лопаткой: 1-2 см —
жироотложение среднее, менее 1 см —
ниже среднего, более 2 см — выше среднего.Состояние
опорно-двигательного аппарата
1. Костяк.
Различают
три типа костяка:
а) Тонкий
— узкие плечи, грудная клетка, малые
размеры кистей рук,
стоп.
б) Коренастый
— широкие плечи, грудная клетка, большие
кисти и
стопы
в) Промежуточный
Форма
грудной клетки: цилиндрическая,
коническая, плоская, смешанная
Позвоночник.
Различают
3 основных типа формы позвоночника:
а) Нормальный
позвоночник 8-образной формы. Шейная и
пояснич
ная
кривизна выражены не сильно и обращены
вперед. Грудная выпуклость
обращена
назад.
б) Лордотический
позвоночник — малая шейная и резко
выраженная
поясничная
кривизна.
в) Кифотический
— все три кривизны резко выражены.
К
деформациям позвоночника относят
сколиозы
(право-
и левосторонние). Выделяют три степени
сколиоза в зависимости от выраженности.
4. Форма
ног:
а)
Нормальная б) Х-образная в)
О-образная.
5. Форма
стопы. Стопа
может быть
а)
Нормальная б) Уплощенная в)
Плоская
4)
Оценка
степени
полового созревания. Производится
по следующим признакам:
У
девочек — оволосение подмышечных
впадин, лобка, развитие молочной
железы, время появления первой менструацииУ
мальчиков — оволосение подмышечных
впадин, лобка, мутация голоса, оволосение
лица, развитие кадыка
Физиометрические
признаки.
Включают
в себя:
Жизненная
емкость легких (ЖЕЛ).
Определяется с помощью спирометра.Мышечная
сила рук. Определяется
с помощью ручного динамометраСтановая
сила —
определяется с помощью станового
динамометра
4) Кроме
того могут определяться пульс, артериальное
давление.
После
определения всех параметров (показателей),
физического развития
их
необходимо правильно оценить.
Методы
индивидуальной оценки физического
развития детей и подростков.
В
принципе все методы основаны на
сопоставлении (сравнении) индивидуальных
полученных данных с современными
средними показателями для данной
возрастно-половой группы данного
региона.
Существуют
следующие методы индивидуальной оценки
физического развития:
Метод
сигмальных отклонений.
При
данном методе каждый из индивидуальных
признаков сравнивают со средним
арифметическим этого признака для
данного возраста и находят фактическое
отклонение по
данному признаку. Затем это фактическое
отклонение делят на сигму (а) — среднее
квадратичное отклонение и находят
сигмальное
отклонение. Нетрудно понять, что если
сигмальное отклонение отрицательно,
то признак развит ниже средневозрастной
нормы, а если оно положительно, то выше
средней величины для данного возраста.
При этом, развитие
признака оценивается следующим образом:
Сигмальное | Развитие |
От | В |
От | Ниже |
Меньше | Низкое |
От | Выше |
Больше | Высокое |
Совокупность
сигмапьных отклонений изображают
графически, получая так называемый
профиль
физического развития в
виде ломаной линии, отклоняющейся
от центральной вертикальной линии,
соответствующей средним
величинам исследуемых признаков, вправо
или влево в зависимости от
того, развит дачный признак выше или
ниже средней величины.
Недостатком
метода является раздельная (без
взаимосвязи друг с другом) оценка
каждого признака, а также отсутствие
оценки гармоничности развития
ребенка.
Оценка
физического
развития по
шкалам
регрессии.
Отличительной
особенностью данного метода является
то, что признаки оцениваются
не отдельно, а в связи друг с другом.
Сначала определяется рост ребенка и
соответственно росту устанавливаются
нормативы для других показателей.
Далее с этими нормами сравнивают
фактические величины показателей,
находят аналогично предыдущему методу
сигмальные отклонения для каждого
показателя и оценивают их.
Комплексный
метод оценки.
При
данном методе сначала определяется
соответствие биологического возраста
паспортному (см. следующий вопрос). После
этого оценивается морфофункциональное
состояние организма по шкалам регрессии.
Физическое
состояние оценивается как гармоничное,
если
масса тела и окружность грудной
клетки отличаются от должных для данного
роста (при оценке по шкалам рефессии)
не больше, чем на 1а. При различиях в
пределах ±1-2а развитие считается
дисгармоничным,
больше
чем ± 2а — резко
дисгармоничным. Естественно,
что при дисгармоничном и резко
дисгармоничном развитии имеют место
и низкие функциональные показатели.
Определение
группы здоровья ребенка.
По
степени здоровья все дети разделяются
на 5 фупп :
Здоровые.
Не
имеют хронических заболеваний и
гармонично
развиты
(в настоящее время это доли процента)Практически
здоровые. Это
дети, не страдающие хроническими
заболеваниями,
но все-таки имеющие отклонения
(плоскостопие, сутулость), часто
болеющие дети (больше 4 раз в год),
длительно болеющие (одно
заболевание длилось более 25 дней), а
также дети со слабой близорукостью.Больные
дети в
стадии компенсации (ревматизм
в стадии ремиссии,
гастрит, холецистит в компенсированной
форме, хронический тонзиллит).
‘
Дети
с заболеваниями в стадии
субкомпенсации
Дети
с заболеваниями в
стадии декомпенсации. Это
дети-инвалиды.
Они
составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник