Оценка биологического возраста и развития ребенка

Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющиеоценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны. Поэтому определять биологический возраст имеет смысл лишь у лиц старше 30 лет или даже 35 лет. Его оценка при старении необходима геронтологам, клиницистам, социальным работникам для решения социально-гигиенических задач, диагностики заболеваний, суждения о здоровье и эффективности мероприятий по замедлению темпов старения и продлению активной старости.

Считается, что при физиологическом старении организма его хронологический и биологический возраст должны совпадать. В случае отставания биологического возраста от хронологического можно предположить большую длительность предстоящей жизни, в противоположном варианте – преждевременное старение, т.е. речь, идет о физиологической или преждевременной (и патологической) старости.

Из-за разновременности возрастных сдвигов в разных системах и функциональных показателях возможны значительные расхождения: так, например, при значительном увядании кожи, появлении морщин и седины, сердце и мозг могут работать вполне исправно, то есть биологический возраст оказывается более низким, чем, если бы суждение о нем основывалось только на внешнем виде. И, наоборот, при «здоровом» виде у человека могут быть болезни важных для жизни органов. Таким образом, оценка биологического возраста возможна только на основе тщательного и всестороннего медико-антропологического обследования.

Комплекс тестов для амбулаторного исследования по программе долговременного наблюдения старения:

1) Антропометрические данные и общие показатели старения: рост стоя, рост сидя, окружность грудной клетки, плечевой диаметр, вес, толщина кожной складки, рентгенография кистей.

2) Функциональные показатели состояния органов и систем: пульс, артериальное давление, частота дыхания, жизненная ёмкость легких, максимальная задержка дыхания на вдохе и выдохе, мышечная сила кистей (динамометрия), рентгеноскопия органов грудной клетки, острота зрения, простой тест на память, ЭКГ, скорость распространения пульсовой волны, реоэнцефалография, определение вибрационной чувствительности, тест на психомоторный темп.

3) Лабораторные исследования: общий анализ крови, мочи, биохимические исследования крови (холестерин, лецитин, сахар крови).

К настоящему времени существует уже большое количество предложенных разными исследователями тестов разного объема – в зависимости от целей исследования. Преобладает мнение, что биологический возраст должен определяться на интегративной основе клинико-функциональных параметров, быть пригодным для амбулаторных условий, обеспечивать объективность, надежность и эффективность диагностики. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. В последнее время большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.

Сокращенный метод определения биологического возраста для взрослых лиц:

1. кардиопульмональная система (систолическое артериальное давление, жизненная емкость легких, артериальное парциальное давление кислорода);

2. органы чувств, психика (зрение, слух, способность к переключению внимания);

3. двигательный аппарат (эластическая способность сухожилий);

4. состояние зубов (количество здоровых зубов).

5. Темпы старения, как и развития, в определенной степени зависят и от конституции человека.

При определении «возрастных норм» и биологического возраста человека следует учитывать пол, индивидуальные и конституциональные особенности, а также принадлежность к определенной эколого-популяционной группе, влияние социальных факторов и другие обстоятельства.

Половая зрелость оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке и в подмышечных впадинах, набухание сосков, выступание кадыка, мутация голоса, развитие молочных желез и наступление менархе у девочек.

В период скелетной зрелости основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются центры окостенения, сохранность или закрытие эпифазарных хрящевых зон роста. У взрослых оцениваются сопряженные с процессом старения изменения компактного вещества кости (его истончение), губчатого вещества (разрежения). В периоде старения в качестве критерия биологического возраста используется проявления остеопороза и остесклероза, остеофитоза (разрастание костной ткани в области фаланг кисти, стопы и на позвонках).

Зубной возраст определяется на основании числа прорезавшихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, а у взрослых ─ по состоянию стертости постоянных зубов.

При определении возрастных изменений физиологических и биохимических процессов обращают внимание на темпы обмена. С прекращением ростовых процессов основной обмен снижается.

При осмотре кожных покровов обращают внимание на варикозные расширения и другие отклонения.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.

О психофизиологической зрелости судят по результатам выполнения тестов Керна ─ Ирасека. Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей. На основании этого морфологическими показателями школьной зрелости служат три индекса и «филиппинский тест».

«Филиппинский тест» ─ упражнение, состоящее в проверке того, достает ли ребенок правой рукой, положенной поперек темени, до левого уха.

Показатели зрелости

1) Уровень полового созревания, ил половое развитие определяется по времени последовательности появления, а также степени развития вторичных половых признаков; эффективно используется в перипубертатном («околопубертантном») периоде, т.е. от 7-8 до 16-17 лет, наиболее часто применяется в качестве критерия биологического возраста при массовых антропологических обследованиях.

События пубертатного периода разворачиваются во времени, позволяя выделить в процессе их динамики отдельные стадии, свидетельствующие о скорости достижения отдельных стадий, но их последовательность остается более или менее постоянной.

Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличение яичек. В среднем это происходит в 11-12 лет, индивидуальные вариации в норме могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет. Соотнесение во времени максимальных темпов развития, события пубертатного периода проявляются в следующей последовательности: рост яичек → рост пениса → увеличение гортани → лобковое оволосение → подмышечное оволосение → ростовой спурт (скачок роста длины тела) → рост волос на лице и теле.

У девочек первым признаком пубертата является увеличение половых желез ─ яичников, увеличением молочных желез, предшествующее ростовому спурту (скачку роста длины тела), оно начинается в 9-13 лет и заканчивается в 12-18 лет.

Наиболее важным маркером полового созревания у девочек полового созревания является начало менструирования (менархе).

Приведенная информация отражает важный аспект особенностей полового созревания: несоответствия физической и психологической зрелости.

2) Костный возраст, или скелетная зрелость служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодом онтогенеза, начиная с утробного и кончая периодом старения. В процессе роста кости претерпевают ряд характерных изменений, которые могут фиксироваться на рентгенограммах. Основными показателями возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и образования стенозов.

Возрастные изменения костной системы, с учетом иных, чем у растущего организма критериев, используются для определения биологического возраста на протяжении всего периода постнатального онтогенеза. В периоде старения в качестве критериев используются сроки проявления остеопороза и остеосклероза, различные деформации в области суставов и т.д.

3) Зубной возраст, или зубная зрелость. Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент0 и последовательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами. Используется в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные ─ в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров).

Половые различия в прорезывании молочных зубов практически отсутствуют, но по прорезыванию постоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережают мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезывания клыков.

Определение зубного возраста находит широкое применение в криминалистике, является одним из основных методов оценки индивидуального возраста при исследовании ископаемых материалов; служит надежным показателем возрастного статуса индивида в тех случаях, когда по каким-либо причинам неизвестная точная дата рождения ребенка.

4) До некоторой степени в качестве критериев биологического возраста могут использоваться возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка. Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-х летнего ребенка до 65-70 ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением ─ более частыми сердцебиениями при меньших размерах тела. Та же зависимость существует частоты дыхания: 40-45 в минуту ─ у новорожденного и в среднем 12-16 ─ у взрослого.

Некоторые физиологические функции «созревают» раньше других. Например, в раннем детстве желчь менее концентрированна, а содержание белков в сыворотке крови понижено, однако вскоре по этим показателям происходит достижение взрослого статуса. Кровяное давление продолжает подниматься не только в течении всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно 80-85 мм ртутного столба, у 18-летнего юноши ─ 120 мм. Скорость основного обмена выше всего у новорожденного; за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и продолжает снижаться на протяжении всей жизни. По некоторым данным, в пубертатном периоде она несколько повышается.

Половой диморфизм отражается на динамике многих физиологических и биохимических показателей. Так, у девочек ростовой скачок систолического давления крови начинается раньше, чем у мальчиков. Температура ротовой полости, уменьшающаяся от рождения до зрелости, раньше достигает «взрослых» значений у девочек и т.д.

Было сделано немало попыток использовать изменения использовать физиологических и биохимических параметров в качестве маркеров физиологической зрелости, но все они были неизменно сопряжены с рядом трудностей, связанных со сложностями сбора данных и отсутствия четких возрастных нормативов.

5) Психическое развитие и биологический возраст. Проблема соотношения психического (эмоционального, умственного) и физического развития представляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией развития и изучением особенностей становления психической (и социальной) зрелости современного человека.

Поиск критериев созревания субстрата психических процессов ─ ЦНС ─ основан на изучение возрастной динамики важнейших ее структурных и биохимических параметров. Развитие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная уже с очень ранних этапах онтогенеза. Типичны: опережение по сравнению с тотальными размерами тела, гетерохрония, четкие возрастные градиенты созревания, как всего мозга, так и коры, приуроченность наиболее интенсивного развития цитоархитектоники корковых формаций ко времени после рождения. Признание в качестве критериев определенных стадий зрелости и, следовательно, биологического возраста получили многие показатели: величина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, синаптогенез, возможно, стадиоспецифичные антигенные факторы, активность АХЭ, содержание ДНК; при старении ─ липофусцин в перикарилнах нейронов, сенильные бляшки в нейропиле, атрофия дендритного древа, исчезновение дендритных шипиков, уменьшение размеров и потеря нейронов.

Проблема взаимоотношений биологического возраста с эмоциональным и умственным развитием достаточно сложна и решается пока неоднозначно. Существует лишь немногие данные о связи созревания ЦНС и эндокринного аппарата с возрастными изменениями свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента (энергетический уровень, скорость, устойчивость, темп, подвижность реакций и др.). Выделение зависящих от времени параметров темперамента является основной задачей в разработке психологических критериев биологического возраста.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и период полового созревания, т.е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т.е. увеличивается более чем на 50 %; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она в среднем равна 3,0 – 3,2 кг, а к концу года – 9,5 – 10 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5 – 2,0 кг, с увеличением длины тела на 4-5 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. До начала периода полового созревания (препубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

4. Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков (биологический возраст) осуществляется по длине тела, ее прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков.

В дошкольном возрасте (с 5-и лет) и младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов (на верней и нижней челюстях). В качестве дополнительных показателей могут быть использованы изменения в пропорциях тела и «Филиппинский тест».

Филиппинский тест: правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. Этот тест считается положительным в том случае, когда пальцы достигают левой ушной раковины и полностью ее закрываю. Это свидетельствует о завершении «полуростового скачка» к возрасту 7-и лет. Большинство детей в возрасте 5-6 лет это тест не выполняют

Скорость прорезывания зубов: количество постоянных зубов подсчитывается на верхней и нижней челюстях суммарно. Учитывая зубы всех стадий прорезывания от четкого выступания режущего края зуба над десной до полностью сформировавшегося зуба. Полученные результаты сравниваются с возрастными нормами (табл. 1). При меньшем количестве прорезавшихся зубов формируется заключение об отставании, а при большем – об опережении биологического возраста по отношению к стандартному.

В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.

Длина тела определяется с помощью ростомера, а ее прибавка – по разнице в показателях длины тела на день обследования и за предыдущий год.

Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 8094; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9878 — | 7538 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Определение и оценка биологического возраста человека[править | править код]

Биологический возраст — понятие, отражающее индивидуальный фактически достигнутый уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем и организма в целом. Биологический возраст зависит от генетических особенностей роста и развития, а также от условий окружающей среды, в которых воспитывается ребенок, — социальных, бытовых, материальных и других факторов, определяющих образ жизни (Меерсон, 1986; Мищенко В. П. и др., 2004; Орешкин, 1990; Втмор, Косттл, 1997; Чумаков, 1999).

Оценивая общий уровень физического развития, детей делят на три группы: акселераты, медианты и ретарданты.

Акселераты — дети с ускоренным, опережающим паспортный возраст, развитием и половым созреванием в более ранние сроки.

Медианты —- дети со средним уровнем физического развития (по длине тела) и соответствующими ему зависимыми признаками — массой тела и объемом грудной клетки.

Ретарданты — дети, отстающие в физическом развитии и созревании организма от паспортного возраста.

Ускорение и замедление темпов физического развития имеют свои недостатки и положительные стороны. Ускорение роста сопровождается улучшением физического развития и одновременно моторики. Дети с замедленным развитием пополняют группы с нарушениями здоровья.

У акселератов чаще всего наблюдается нарушение гармоничности психосоциального развития. Ускорение физического развития и полового созревания ведет к ранней осификации скелета. Акселераты чаще болеют, чем дети со средним и низким уровнем физического развития. Акселерацию следует учитывать во время организации учебного и тренировочного процессов путем варьирования форм, средств и методов физического воспитания в разные возрастные периоды. Дети рано взрослеют физически, а уровень их работоспособности отстает. Тенденция отмечать успехи в физическом воспитании детей-акселератов принципиально неверна. Медианты и ретарданты в более поздние календарные сроки потенциально могут опередить акселератов, достигая выдающихся успехов в спорте в зрелом возрасте.

Определение биологического возраста в совокупности с показателями физического развития позволяет точно определить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то мере — уровень его здоровья. Расстройства здоровья у школьников, связанные с ускорением или запаздыванием физического развития, как правило, имеют функциональную природу и являются характерными для второй группы здоровья. У школьников со средними показателями физического развития редко наблюдаются расстройства функций сердечно-сосудистой системы, которые следует рассматривать как результат неадекватности предложенных физических нагрузок уровню физического развития.

Различия между паспортным и биологическим возрастом могут достигать в подростковом периоде 4—5 лет, что требует дифференцирования методики проведения занятий по физическому воспитанию, подбора средств и методов, адекватных биологическому развитию, а не календарному возрасту детей.

Задержка биологического развития детей на 5—6 лет может свидетельствовать о неблагоприятных бытовых условиях, неполноценном питании, недостатке в нем витаминов, тяжелых или повторных заболеваниях, гормональных нарушениях (Алексанянц и др., 2003; Детская спортивная медицина, 1991; Дубровский, 2005; Козлов, Гладышева, 1997; Круцевич, 1999).

Критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от этапа постнатального онтогенеза. Из морфологических критериев чаще всего используют скелетную зрелость (термины оссификации скелета), зрелость зубов (прорезание и смена зубов), зрелость форм тела (пропорции, состав тела), развитие первичных и вторичных половых признаков.

Функциональными критериями являются показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервной систем, опорно-двигательного аппарата.

К биохимическим критериям относят ферментативные, гормональные и цитохимические показатели. В практической работе для определения биологического возраста обычно пользуются зубной и половой формулами. Для оценки биологического возраста в период полового созревания учитывают развитие первичных и вторичных половых признаков:

  • у мальчиков — волосы на лобке и на подмышках, набухание сосков, ломка голоса, развитие кадыка;
  • у девочек — кроме показателей развития волосяного покрова учитывают состояние молочных желез, а также отсутствие или время появления первой менструации.

Методики оценки биологического возраста[править | править код]

  • Для определения биологического возраста исследуемые показатели сравнивают со среднестатистическими значениями показателей биологического развития детей определенного возраста, имеющимися в таблицах (возраст, длина тела, ежегодные увеличения длины тела в каждом возрасте, количество постоянных зубов, признаки оссификации костей, развитие вторичных половых признаков).
  • Метод оценки биологического возраста детей 6—7 лет (по Дубогай) предусматривает определение степени биологического развития детей путем сопоставления количества прорезавшихся постоянных зубов с данными, приведенными в таблице 29.

Таблица 29 Оценка биологического возраста детей

Темп дозревания

Количество зубов

6 лет

6,5 лет

7 лет

Мальчики

Отставание

00—1

<5

Средний темп

2—8

5—10

Опережение

<4

<8

>10

Девочки

Отставание

0—2

<6

Средний темп

1—5

3—9

5—11

Опережение

>5

>9

> 11

По методике Дубогай, биологический возраст соответствует паспортному, если длина тела ребенка не ниже средней (по таблицам стандартов физического развития), ежегодное увеличение длины тела составляет не менее 4 см, количество постоянных зубов до 6 лет не меньше одного, а в 7 лет — не меньше четырех у мальчиков и пяти у девочек (Детская спортивная медицина, 1991).

Определение биологического возраста в сочетании с показателями физического развития позволяет точнее оценить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то степени — уровень его развития.

Биологический возраст можно также определить по особенностям дифференцирования костной ткани, прежде всего по порядку и срокам возникновения точек окостенения и синостозов в отдельных частях скелета, определяемых рентгенографически, что является одним из надежных индикаторов биологического возраста. Во время анализа рентгенограммы для оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами,приведенными в специальных атласах, или определяют сроки возникновения окостенения и формирования синостозов в отдельных костях. Фазы образования синостозов предлагается определять в баллах:

0 баллов — эпифизарная зона открыта;

1 балл — начало синостозирования, закрыты не менее 1/2—1/3 эпифизарной зоны;

2 балла— закрыто около 1/2 эпифизарной зоны;

3 балла — синостозирование почти всей эпифизарной зоны, по краям сохранились небольшие свободные от костной ткани участки;

4 балла — синостозирование закончено, на месте эпифизарной зоны остается в виде белой полоски участок склерозированной кости;

5 баллов — участок склероза в эпифизарной зоне исчез.

Для объективной оценки биологического возраста следует учитывать весь комплекс морфофункциональных показателей.

Для определения биологического возраста по комплексу показателей можно пользоваться формулами, приведенными в таблице 30.

Таблица 30 — Формулы для определения биологического возраста

Формула полового созревания

Степень развития волосяного покрова подмышек (А) и на лобке (Р)

Ломка голоса (Г)

А0Р0Г0

Полное отсутствие волосяного покрова

Детский голос

А1Р1Г1

Первые признаки волосяного покрова на ограниченных центральных участках и на лобке

Отличие голоса от детского

A2P2Г2

Ясно выраженный волосяной покров

Ломка голоса

А3Р3Г3

Полное развитие волосяного покрова

Отличие голоса от мужского

А4Р4Г4

Увеличение волосяного покрова

Мужской голос

Биологический возраст определяется суммой баллов по всем индексам. Максимальная сумма баллов составляет 12 (Дудин, Лисенчук, Воробьев, 2001; Евгеньева, 2002).

Определение темпа физического развития и функционального возраста юношей[править | править код]

Оснащение: ростомер, медицинские весы, секундомер, суховоздушный спирометр.

Ход работы

Из числа студентов выбирают нескольких различной спортивной специализации. У каждого из них определяют антропометрические данные и показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем: длину тела (ДТ) и массу тела (МТ), ЧСС в покое (ЧССпок), ЧСС после 20 приседаний (ЧССнаг), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания на вдохе (ЗДвд) и выдохе (ЗДвыд).

На основе полученных показателей всех испытуемых рассчитывают (Korobeynikov. Korobeynikova, 2003):

  • Коэффициент темпа физического развития (КФР) по формуле:

КФР = ДТф /ДТm + МТф /МТm + ЧССпокm / ЧССпокф + ЧССнагm / ЧССнагф +

+ ЗДвдф / ЗДвдm +ЗДвыдф/ЗДвыдm + ЖЕЛф /ЖЕЛm) /n,

где ф — фактическое значение показателя; m — надлежащее значение показателя; n — количество показателей в формуле.

  • Функциональный возраст определяют по формуле:

ФВ = ТФР * КВ,

где ТФР — темп физического развития; КВ — календарный возраст.

ТФР рассчитывают по формуле:

ТФР = (Lф/Lm + МТф/МТm + ЧССпокm /ЧССтахф + ЧССнагm /ЧССф + ЖЕЛф/ЖЕЛm + ЗДвдф/ЗДвдm + ЗДвыдф/ ЗДвыдm)/ 6,

где L — длина тела; МТ — масса тела.

Если ТФР равен 1, то темп физического развития нормален, больше 1,1 — ускоренный, менее 1 — замедленный.

Для анализа уровня темпа физического развития используют данные таблицы 31 со средними показателями для юношей.

Таблица 31 Надлежащие значения показателей физического развития

Показатель

Пол

Возрастные группы (лет)

15

16

17

18

19

20

Длина тела, см

Мужчины

150

168

171

174

176

179

Женщины

156

160

164

166

168

170

Масса тела, кг

Мужчины

48

54

59

63

67

70

Женщины

43

47

60

69

72

76

ЧСС в состоянии покоя, уд-мин-1

Мужчины

84

80

70

75

74

74

Женщины

88

85

84

83

80

78

ЧСС после нагрузки, уд’мин-1

Мужчины

135

131

120

118

116

112

Женщины

120

117

116

115

110

106

Задержка дыхания на вдохе, с

Мужчины

46

52

60

64

66

70

Женщины

46

47

48

49

50

51

Задержка дыхания на выдохе, с

Мужчины

23

26

30

32

33

35

Женщины

23

25

27

28

30

32

Становая мышечная сила, кг

Мужчины

70

90

103

108

115

119

Женщины

44

51

55

58

60

62

Читайте также[править | править код]

  • Паспортный, биологический, двигательный возраст
  • Возраст и спорт
  • Возраст и гормон роста
  • Влияние пола, возраста, наследственности на действие лекарственных средств

Источник