Оцените влияние факторов внешней среды на развитие организма ребенка
В формировании личности и развитии ребенка решающее значение имеют 2 фактора – наследственность и внешняя среда. Наследственность это передача набора факторов от родителей к ребенку на генетическом уровне. Несмотря на ее значимость, в большой степени на развитии малыша отражается окружающая обстановка, которая складывается из многих условий и может быть улучшена.
Понятие внешней среды в педагогике
Понятие среды включает ряд внешних условий, оказывающих непосредственное влияние на развитие ребенка. Все факторы можно разделить по природе происхождения на:
- неорганические;
- органические;
- социальные.
Самыми простыми и доступными в нашем обществе, но от этого не менее важными, являются неорганические причины формирования организма человека. К ним относятся температура среды, уровень освещения, качество воздуха и другие показатели, напрямую влияющие на формирование здорового организма.
Среди многочисленных факторов органического происхождения наиболее значимым является питание. Рацион малыша, особенно в период приучения к пище, совершенно обоснованно подвергается жестким требованиям. Второй составляющей биологических факторов является наличие микробов, инфекций и вирусов. Значимость органических факторов, в отличие от других, по мере взросления существенно снижается, поэтому важно следить, чтобы хотя бы в первые годы жизни негативные факторы не выходили за допустимые пределы.
К положительным социальным факторам, необходимым для развития малыша, прежде всего, относятся взаимодействия с другими людьми и регулярная смена обстановки. При этом сопутствующий этим событиям, а также процессу обучения, стресс имеет негативный характер. Социальные факторы, в противовес органическим, становятся значимее по мере взросления, и достигают пика лишь в подростковом возрасте.
Роль среды в развитии малыша
В первую очередь следует рассмотреть факторы неорганической среды. Понятно, что вредная обстановка негативно сказывается на здоровье, а при развитии малыша любые отклонения от нормы приводят к негативным последствиям. Например, даже краткосрочное пребывание в запыленном, непроветриваемом помещении, приводит к легочным заболеваниям во взрослом возрасте, а недостаток освещения при обучении снижает зрение. Хотя этот фактор кажется очевидным, пренебрегать им не следует, ведь именно он оказывает основное влияние на физическое здоровье.
Недостаток или низкое качество питания, витаминов, микроэлементов и белков в детстве отражаются на здоровье человека на протяжении всей жизни. Серьезные инфекционные заболевания также могут нанести серьезный вред. Но и разнообразия в рационе, и различные детские болезни необходимы для гармоничного развития, поэтому здесь особенно важно достижение золотой середины.
При этом влияние среды нельзя подвергать строгому контролю. Рано или поздно растущему организму предстоит столкнуться и с переохлаждениями, и с несбалансированным питанием, и со стрессами. Малыша следует оберегать от опасного влияния среды, не ограничивая контакт с ней. Идеальным примером такого подхода является подготовленная среда, в которой ребенок взаимодействует с окружающими детьми и предметами, избегая большинства опасностей.
Источник
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Марита Жиляева
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников
«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его
высокий уровень здоровья, вполне возможно». Академик Н. М. Амосов
Окружающая среда – один из факторов, влияющих на здоровье и образ жизни детей. Детский организм более чувствителен к изменению окружающей среды. Доказана прямая связь между здоровьем детей и различными факторами экологии.
Положительное влияние экологии. Большинство из нас всегда стремится к природе – в горы, в лес, к берегу моря, озера или реки, где чувствуется прилив сил. Окружающий ландшафт способен оказывать на эмоциональное состояние ребенка различное влияние. Пребывание на свежем воздухе и созерцание красот природы успокаивает нервную систему и стимулирует жизненный тонус. Не менее серьезное влияние на самочувствие детей и оказывают погодные условия. Всем хорошо известно, что воздух около текущей воды бодрит и освежает. Объясняется это тем, что в нем содержится большое количество отрицательных ионов, положительно влияющих на здоровье. Именно по этой причине свежим и чистым представляется воздух после грозы. Нельзя не отметить богатство лекарственных средств, которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.
Влияние плохой экологии на здоровье. Множественные факторы окружающей среды, оказывают влияние на организм ребенка, его физическое и умственное развитие, на дыхание, обмен веществ, кровообращение, процесс пищеварения и т. д. Качественные и количественные изменения в обмене веществ, спровоцированные изменениями в экологии, могут вызывать и нарушения в росте и строении организма.
Плохое экологическое состояние ухудшает здоровье детей, вызывая отравление токсинами и тяжелыми металлами, кроме того, провоцирует развитие гиперактивности у детей.
Воздух. Загрязненный воздух сегодня остается одной из главных проблем любого крупного города. Доказано, что проживание поблизости оживленных автострад повышает вероятность развития бронхиальной астмы у детей. Сажа, пыль и другие мелкие частички, содержащиеся в загрязненном воздухе, способны вызывать спазм бронхов и сильный кашель, они раздражают слизистую оболочку носа и могут спровоцировать появление аллергического насморка, и послужить причиной раздражения глаз, появления конъюнктивита.
Вода. Купание в загрязненных водоемах, в особенности, если это пруд со стоячей водой, способно привести к заражению контагиозным моллюском. Намного более трудно обходиться без водопроводной воды, имеющей
повышенную жесткость из-за чрезмерного содержания солей. С целью минимизировать негативное воздействие данных компонентов, желательно использовать дома фильтры для очистки воды. Вода — это жизнь, ведь без нее не может существовать ни одно живое существо. Нужно с рождения приучать ребенка к употреблению необходимого количества жидкости для здоровья и хорошего самочувствия.
Защитные меры. Чтобы свести к минимуму вредное влияние загрязненной экологии на здоровье детей нужно следовать простым советам:
• проводите больше времени с детьми на свежем воздухе – за городом, в лесу. Чистый воздух – лучшее лекарство для легких;
• установите дома специальный очиститель воздуха, который собирает разные неблагоприятные примеси и пыль;
• регулярно проводите влажную уборку, спрячьте все книги за стекло на полку, избавьтесь от ковров, собирающих пыль;
• для питья лучше всего использовать только бутилированную воду. Желательно, готовить на воде, очищенной с помощью фильтра;
• максимально ограничить употребление продуктов, в которых содержатся стабилизаторы, консерванты и прочие добавки, оказывающие плохое влияние на состояние организма. Пища детей должна быть максимально простой;
• в районах с плохой экологией детям чаще назначают витамины, антиоксиданты, препараты, содержащие йод и кальций, иммуномодуляторы;
• защитить детей от электромагнитного излучения можно, ограничив время их пребывания перед компьютером, телевизором, использование мобильного телефона и т. д.
Подводя итоги, можно сказать, что для сокращения негативного влияния экологии на детей мы должны сами заботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки того природного баланса, в котором человечество способно существовать нормально.
Мы часто говорим детям фразу: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но как оказалось не всякая вода и не всякий воздух полезен и солнце в одном случае дарит здоровье, в другом попросту убивает. Поэтому, крайне необходимо научить детей правильному пониманию положительного и отрицательного влияния различных факторов среды на их здоровье. Научить их получать от природы только заряд бодрости и хорошего настроения.
Источник
Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.
Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов:
• генотип популяции;
• образ жизни;
• состояние окружающей среды.
Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития.
В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50%, биологических факторов — около 20%, антропогенных факторов — также около 20% и медицинского обслуживания — до 10%. Однако эти величины являются усредненными, не отражают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.
Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягощенной наследственностью. В настоящее время внешне- средовые факторы по своему значению лишь немногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный микроклимат в семье и школе — нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Большое значение имеют и факторы загрязнения среды.
Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родите-
Глава 2
лей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.
Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол, возраст), так и факторов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, проживание в городских или сельских условиях, занятия спортом и др.).
Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей.
В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости| уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери (образование менее 8 лет: более 12 лет — риск 5:1).
Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи (полная, неполная и т.д.). Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше. Разница усугубляется с возрастом. Здоровье внебрачных детей хуже, они чаше рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, у них чаще бывают острые и хронические заболевания. Дети из негармоничных семей чаще болеют, и обострения хронических заболеваний протекают у них дольше и тяжелее.
Многочисленные исследования по проблеме «семья и болезнь» позволяют говорить об «уязвимых» детях — детях, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей.
Зарубежные специалисты рекомендуют относить к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия, нежеланных детей, детей пожилых родителей, детей, рожденных в позднем браке, детей, «заменивших» умершего ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье кто-то умер.
В исследованиях члена-корреспондента РАМН профессора А.Г. Сухарева выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием у них мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также степенью сопротивляемости организма. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здоровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и крушениями обмена веществ.
Особое значение для здоровья детей имеют условия обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и школе (вместимость и планировка здания, освещенность, воздухообмен, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям детей).
Распространенность острых респираторных заболеваний среди детей зависит от режима проветривания и площади учебно-воспитательных помещений, а также от планировки здания.
Под руководством академика РАМН профессора Г.Н. Сердюковской проведен факторный анализ многомерной системы «ребенок — окружающая среда», в ходе которого было проанализировано влияние около 80 показателей на формирование заболеваемости школьников (рис. 2.25).
Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся следующих факторов среды:
• климатических особенностей местности;
• загрязнений атмосферного воздуха;
• неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);
• низкого материального уровня жизни семей;
• большой занятости на работе матерей;
• посещения в дошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня;
• злоупотребления алкоголем у отцов;
• большой суммарной нагрузки школьников;
• несоблюдения режима дня и особенно постоянного недосыпания. Приоритетное значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор (до 30%). При этом на загрязнение окружающей среды приходится 20% и на природно-климатические условия — 10%.
Фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы — 20,7%, т.е. его значение возрастает почти в 2 раза.
Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости при поступлении в школу, а в конце обучения 13,9%.
Исследование роли социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди детского населения показало, что величины «вклада» (влияния) социальных, биологических и антропогенных факторов довольно близки к таковым в классификации ВОЗ [Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н., 1997]. Так, удельный вес социальных факторов в заболеваемости составляет 24,8—39,5%, в том числе образа жизни — 2,8—10,8%, влияния биологических факторов — от 17,4 до 35,4% и антропогенных — от 10 до 56,9%. Влияние отдельных факторов зависит от возраста детей (табл. 2.18).
Влияние отдельных факторов на заболеваемость детей существенно различается в зависимости от показателя, характеризующего заболеваемость детей. Если число больных детей определяется в большей степени социальными и биологическими факторами, то число случаев заболеваний — социальными и антропотехногенными факторами. Роль этих факторов значительно варьирует при различном характере заболеваний (острые, хронические, аллергические). На
развитие аллергических заболеваний наибольшее влияние оказывают антропогенные факторы и образ жизни.
При общей оценке и влиянии отдельных факторов, составляющих социальную группу, необходимо помнить, что их роль в разных возрастных группах различна (табл. 2.19).
У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей, в возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме.
Таблица 2.19. Вклад социальных факторов в развитие заболеваний у детей
в зависимости от возраста, %
Важен такой фактор, как посещение ребенком ДОУ. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года.
В возрасте 7—10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход, содержание животных и курение родственников в доме.
Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов (табл. 2.20).
Таблица 2.20. Вклад биологических факторов в развитие заболеваний у детей
в зависимости от возраста, %
Значение факторов окружающей среды в развитии неблагоприятных эффектов в значительной степени зависит от возраста изучаемого контингента, характера заболевания и нозологической формы болезни, а также от профессиональной принадлежности родителей. Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов. Одни и те же факторы, одни и те же уровни и интенсивность их оказывают различное влияние на развитие заболеваемости в разных возрастных группах. Это определяет необходимость дифференцирован-
Формирование здоровья детской и подростковой популяции
Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 9885; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10367 — | 7652 — или читать все…
Читайте также:
Источник