Обучения для развития и коррекции отклонений в развитии ребенка

Обучения для развития и коррекции отклонений в развитии ребенка thumbnail

Абилитация
ранее
(до 3х лет) первоначальное
формирование
нарушенной способности
к чему-либо (медицинским
способом).

Большую
роль в поиске эффективных решений
проблемы ранней коррекции сыграло
переосмысление положений выдающегося
психолога Л.С.
Выготского о социальности развития
младенцев и об их отношениях со взрослыми,
об использовании
сензитивных периодов
для предупреждения социально
обусловленного отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.

Ранняя
коррекция
включает следующие моменты:

  • максимально
    раннее
    выявление и диагностика
    нарушения в развитии;

  • максимальное
    соотношение
    разрыва между моментом обнаружения
    в развитии ребенка и началом
    целенаправленной коррекционной помощи;

  • снижение
    временных границ начала специального
    образования
    (до первых месяцев жизни ребенка);

  • обязательное
    включение
    родителей в коррекционный процесс
    на основе выявления положительных
    сторон семьи и активизации ее
    реабилитационного потенциала;

  • интенсивность
    ранней коррекции:
    чем активнее ведется коррекция, тем
    значительнее результаты развития
    ребенка;

  • охват
    коррекцией различных сфер развития
    ребенка;

  • создание
    всех необходимых условий
    для развития ребенка.

Эксперимент
показал, что грамотно
организованная ранняя коррекция
помогает
предупредить
появление вторичных отклонений

в развитии, обеспечить максимальную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для значительной части детей обеспечить
возможность вклю­чения в общий
образовательный поток
на более раннем этапе возрастного
развития, исключив необходимость
дорогостоящего специального оборудования.

Структуру
дефекта составляют первичный и вторичный
дефекты.

Вторичные
дефекты носят обратимый
характер, т.е. поддаются психолого-педагогической
коррекции, и чем дальше имеющееся
нарушение стоит от биологической основы
(первичного дефекта), тем успешнее оно
поддается коррекции. Необходима
наиболее ранняя коррекция вторичных
нарушений,
что обусловлено
особенностями психического развития
в детских возрастах:

  • пропущенные
    сензитивные периоды
    в развитии, обучении, воспитании не
    компенсируются в более старших возрастах;

  • возникшее
    отставание
    будет
    требовать более сложных
    и специальных усилий
    по
    его преодолению;

  • трудности
    в обучении приводят к углублению явлений
    недоразвития;
    к подростковому возрасту формируют
    стойкое отрицательное отношение к
    школе, что является одним из факторов,
    формирующих нарушение поведения. В
    подростковом возрасте часто приводят
    к выраженным нарушениям социальной
    адаптации не сам первичный дефект, а
    явления вторичного недоразвития.

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

Разделы
специальной педагогики

  • Сурдопедагогика
    — наука
    о
    закономерностях развития,
    воспитания, обучения,
    социальной адаптации
    и интеграции
    в общество детей
    с нарушениями слуха
    (глухих, слабослышащих, оглохших).

Объект:
специальное
образование людей, имеющих нарушения
слуха.

Предмет:
практика
воспитания, обучения, социализации
людей,
имеющих нарушения слуха.

Основная
цель
сурдопедагогики: обеспечить
людям, имеющим нарушения слуха, возможность
достижения максимальной самостоятельности
и независимости
в жизни.

Задачами
сурдопедагогики являются:

  • изучение
    педагогических
    закономерностей развития лично­сти
    в условиях ограниченных слуховых
    возможностей;

  • определение
    путей коррекции
    и компенсации
    слухового дефекта;

  • обоснование
    педагогической классификации
    людей, имею­щих нарушения слуха;

  • изучение
    сложившихся педагогических
    систем
    их образова­ния;

  • разработка
    и реализация
    концепции
    интеграции
    лиц с нарушениями слуха в образовании
    и социокультурной среде;

  • определение
    научных основ,
    содержания
    образования,
    мето­дов,
    технологий,
    организационных условий
    образования людей с нарушенным слухом;

  • разработка
    специальных образова­тельных
    технологий
    развития речевого слуха, обучения
    националь­ному жестовому, русскому
    (родному) языку, устной речи;

  • определение
    особенностей педагогической реабилитации
    в послеоперационный период (при
    кохлеарной имплантации);

  • совершенствование
    технологий использования сурдотехнических
    средств
    развития речевого слуха, произносительной
    сто­роны речи людей, имеющих слуховой
    дефект;

  • разработка
    и реализация программ
    профориентации, профконсультирования,
    профессиональной подготовки, а также
    со­циально-трудовой адаптации лиц
    со слуховым дефектом.

  • Тифлопедагогика
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с нарушениями зрения (слепых, частично
    и слабовидящих).

Объект:
специальное
образование людей с нарушениями зрения.

Предмет:
практика
воспитания,
обучения,
социализации
людей разного возраста с дефектами
зрения.

На
современном этапе развития тифлопедагогика
решает следующие основные задачи:

  • раскрытие
    основных закономерностей в области
    обучения,
    воспитания
    и развития людей
    с нарушенным зрением;

  • комплексное
    клинико-генетическое,
    психологическое,
    педагогическе
    изучение
    детей,
    их диагностирование,
    выявление структурно-функциональных
    нарушений в организме, связанных с
    дефектным зрением, установление
    психофизических нарушений и сочетанных
    дефектов у детей;

  • выяснение
    и определение роли сохранных анализаторов
    в познавательной деятельности слепых,
    слабовидящих и детей с косоглазием и
    амблиопией, условий формирования и
    развития личности, межличностных
    отношений при различных зрительных
    нарушениях;

  • определение
    содержания коррекционно-педагогической
    работы,
    разработка
    приёмов
    и способов её осуществления при различных
    формах организации учебно-воспитательного
    процесса в специальных образовательных
    учреждениях;

  • разработка
    требований к специальным средствам
    коррекции вторичных отклонений
    в развитии и компенсации зрительного
    дефекта, к
    наглядному и раздаточному дидактическому
    материалу,
    специальным пособиям, к тифло-техническим
    средствам обучения, создание,
    совершенствование и модификация пособий
    и учебного оборудования;

  • разработка
    специальных приёмов,
    методик
    обучения
    и воспитания детей и взрослых с нарушением
    зрения, особенностей проведения
    специальных коррекционных и предметных
    занятий;

  • теоретическое
    обоснование
    и осуществления
    индивидуального и дифференцированного
    подходов
    к учащимся в ходе учебно-воспитательного
    процесса, организация этой работы с
    учётом зрительных возможностей
    обучающихся, характера и времени
    появления аномалии, сопутствующих
    заболеваний и сочетанных дефектов;

  • Тифлосурдопедагогика

  • Логопедия
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с
    нарушениями речи при сохранном слухе.

Цель
науки – разработка
научно обоснованной системы обучения,
воспитания
и перевоспитания людей с нарушениями
речи, а также профилактика
нарушений речи.

Объект:
процесс
коррекции речи в различных возрастах.

Предмет:
методы,
формы, приемы коррекции нарушений речи.

Основные
задачи:

  • изучение
    онтогенеза речевой деятельности при
    различных формах
    речевых нарушений

  • определение
    распространенности,
    симптоматики,
    степени
    проявлений
    нарушений речи

  • выявление
    динамики
    спонтанного и направленного развития
    детей
    с нарушениями речевой деятельности,
    характер влияния речевых расстройств
    на формирование личности, психическое
    развитие

  • изучение
    особенностей формирования речи
    и речевых нарушений у
    детей с различными отклонениями в
    развитии

  • выявление
    этиологии,
    механизмов,
    структуры
    и симптоматики
    речевых
    нарушений

  • разработка
    методов
    педагогической диагностики
    речевых расстройств

  • систематизация
    речевых расстройств

  • разработка
    принципов,
    дифференцированных методов
    и средств
    устранения
    речевых нарушений

  • совершенствование
    методов
    профилактики
    речевых
    расстройств

  • разработка
    вопросов организации
    логопедической помощи

  • Олигофренопедагогика
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с умственной отсталостью.

Объект:
воспитание
и обучение детей
с ИН.

Предмет:
теория
и практика обучения,
воспитания
и развития детей с ИН;
адаптация,
реабилитация
интеграция
детей с ИН.

Задачи:

  • развитие
    психических
    функций и навыков
    познавательной деятельности

  • максимальная
    социальная
    адаптация

  • всестороннее
    развитие
    личности

  • разработка
    целей,
    задач,
    принципов,
    форм, методов обучения и воспитания
    детей с ИН

  • своевременное
    выявление
    и предупреждение ИН

  • разработка
    путей помощи в адаптации выпускникам

  • Отрасль
    специальной педагогики применительно
    к лицам
    с нарушениями опорно-двигательного
    аппарата

  • Отрасль
    специальной педагогики применительно
    клицам
    с нарушениями эмоционально-волевой
    сферы;

Соседние файлы в предмете Специальная педагогика

  • #
  • #
  • #

Источник

Значительным
вкладом в осознание необходимости
ранней
коррекции стали зарубежные научные
исследования [по проблемам:
социально-эмоционального развития
младенцев;
влияния раннего эмоционального опыта
ребенка на
его дальнейшее развитие; влияния
личности матери на
взаимоотношения с ребенком; развития
младенцев у матерей с психическими
расстройствами и т. д. Большую роль в
поиске эффективных решений проблемы
ранней коррек­ции
сыграло переосмысление положений
выдающегося пси­холога
Л.С.Выготскогоо
социальности развития младен­цев
и об их отношениях со взрослыми, об
использовании сензитивных
периодов (периодов повышенной
чувстви­тельности)
для предупреждения социально
обусловленно­го отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.
Это позволило спроектировать и провести
науч­ные эксперименты в области
коррекционной педагогики и убедительно
доказать эффективность комплексной
коррек­ционной
помощи на самых ранних этапах развития
про­блемных
детей.

Эксперимент
показал, что грамотно организованная
ранняя
коррекция помогает предупредить
появление вторичных
отклонений в развитии, обеспечить
максималь­ную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для
значительной части детей обеспечить
возможность вклю­чения
в общий образовательный поток на более
раннем этапе
возрастного развития, исключив
необходимость дорогостоящего
специального оборудования. Важным
условием успешной коррекционной работы
с маленькими
детьми, имеющими нарушения в развитии,
становится
разработка периодических и организационных
условий
включения родителей в индивидуальную
коррекционно-педагогическую
работу с отдельным ребенком. Существует
несколько подходов к коррекции семейной
ситуации
развития аномальных детей, выявлены
наиболее важ-

222

223

ные
аспекты профилактической работы с
родителями про­блемного
ребенка, позволяющие предотвратить
ряд вторич­ных
отклонений в его развитии. Разработаны
направления и
организационные формы работы специалистов
с семьей, способствующие
формированию у родителей положитель­ного
отношения к малышу и обеспечивающие
освоение эф­фективных
и доступных форм взаимодействия с
ребенком в бытовых,
эмоциональных и игровых ситуациях.

Ранняя коррекция
включает следующие моменты:

  1. максимально
    раннее выявление и диагностика
    на­
    рушения
    в развитии;

  2. максимальное
    соотношение разрыва между момен­
    том
    обнаружения в развитии ребенка и
    началом це­
    ленаправленной
    коррекционной помощи;

  3. снижение
    временных границ начала
    специального
    образования
    (до первых месяцев жизни ребенка);

  4. обязательное
    включение родителей в коррекцион-
    ный
    процесс на основе выявления
    положительных
    сторон
    семьи и активизации ее
    реабилитационного
    потенциала;

  5. интенсивность
    ранней коррекции: чем активнее ве­
    дется
    коррекция, тем значительнее результаты
    раз­
    вития
    ребенка;

  6. охват
    коррекцией различных сфер развития
    ребен­
    ка;

  7. создание
    всех необходимых условий для
    развития
    реоенка.

Во
всем мире введены специальные системы
и ор­ганизации
ранней помощи детям с нарушением в
развитии. В
России создана единая государственная
система ранней помощи детям с нарушением
слуха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

СООБЩЕНИЕ

по дисциплине: «Специальная психология»

по теме

«Проблема диагностики и коррекции отклонений

в развитии в условиях школьного обучения»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Воротникова Марина Игоревна

Москва -2017

У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие- лишь корригироваться. Е некоторые компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта. Это нацелено на преодоление вторичных отклонений в развитии аномальных детей.

Психодиагностика— это направление практической психологии, изучающее принципы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов. Диагностическая работа не является для практического психолога самоцелью. Она предназначена для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития детей с отклонениями. Эта работа необходима для обеспечения контроля за динамикой развития ребенка, для предупреждения возможных отклонений, определения программы оптимизации условий развития ребёнка и оценки эффективности системы психологической помощи.

В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы в специальной школе и ДОУ коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс мало различим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Коррекционное обучение – это сообщение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития детей и взрослых с нарушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Система коррекции и ее использование в процессе направленного обучения и воспитания слепых и слабовидящих позволяет наметить определенные контуры в построении специфики специального образования. Логика учебно-воспитательного и развивающего процессов в специальной школе и ДОУ состоит в том, что всякое специальное обучение начинается путем объяснения и показа определенного материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять, учитель при этом оказывает им помощь в осознании этого материала. Воспринятый материал включается учащимися в имеющийся у них арсенал представлений и знаний. Сюда же относятся знания о способах деятельности и ее корригирования.

Причины и факторы возникновения нарушений психического развития.

Факторами, ведущими детерминантами развития человека являются наследственность, среда и активность личности. Роль этих факторов в психическом развитии детей, имеющих отставание в развитии, обсуждается во втором разделе данного исследования.

Для понимания механизмов психического развития, их значения в ходе психического развития ребенка выделяют основные составляющие:

1. Социальная ситуация развития – конкретная форма отношений, в которой находится ребенок с взрослым в тот или иной период своей жизни.

2. Ведущий вид деятельности, развивающийся в контексте социальной ситуации развития и обеспечивающий возникновение и формирование основных психологических новообразований в развитии ребенка.

3. Психологические новообразования, составляющие сущность каждого возрастного этапа, представляющие как психологические и социальные изменения, происходящие на данной ступени развития, так и обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период его жизни.

4. Периоды кризисного и стабильного развития ребенка, характеризующие цепь внутренних изменений ребенка.

Введение в качестве измерительного основания психического и личностного развития принципов и критериев, единых для всех ступней жизни человека, позволяет не только четко вычленить довзрослое состояние, но и рассмотреть его как особый внутренне целостный цикл, представляющий (при всей самостоятельности и качественных характеристиках разных периодов) неотъемлемую часть онтогенеза в целом.

При изучении данного цикла объективно вычленяются несколько направлений:

1) выявление свойств индивида как органических предпосылок становления личности;

2) определение характеристик и особенностей воздействия социальной среды как условий личностного развития;

3) раскрытие оснований развития личности, в качестве каковых выступает развитие деятельности;

4) рассмотрение движущих сил и механизмов личностного развития индивида и, прежде всего, всех противоречий в развитии его деятельности, разрешение которых и приводит к появлению новых образований в психологии личности;

5) анализ содержания и характеристики закономерностей процесса развития личности, где ведущее место занимают индивидуализация и социализация растущего человека.

Все эти направления исследования являются необходимыми в познании и осмыслении сущности, условий и характера процесса развития личности. Личность человека – сложнейший социокультурный феномен. Она постоянно развивается под влиянием многих социально-психологических факторов. В психологии под формированием личности обычно понимается совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида с целью внедрения в его сознание системы определенных социальных ценностей, воспитания социально-психологических качеств и определенного склада мышления. Однако понятие «формирование личности» не исчерпывается этим содержанием. Оно подразумевает также процесс образования особого типа отношений под влиянием различных социальных воздействий внутри целостной личности.

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте», обобщив богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и критически проанализировав воззрения на психологию личности в зарубежной и отечественной науке, Л.И. Божович приходит к неутешительному выводу, что личность ребенка как некоторое единое целое, ребенок как субъект психической деятельности оказывается до сих пор еще очень мало изученным. Приведенное утверждение Л.И. Божович, перекликается с мыслью Л.С. Выготского о том, что для советской детской психологии «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии – проблема личности и ее развития» [36, с.60]. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в отечественной психологии до сих пор нет единой концепции понимания личности и ее формирования.

Справедливо отмеченный Л.И. Божович факт, что понятие личности часто оказывается синонимом либо сознания, либо самосознания, либо установки, либо психики вообще, – одна из причин того, что «развитие личности» и понятие «развитие психики» (или, что то же самое, «развитие психики личности», «психическое развитие личности») оказывались поставленными в один синонимический ряд. Вопрос о несовпадении, вообще о соотношении понятий «развитие личности» и «развитие психики» в онтогенезе, насколько нам известно, до последнего времени в литературе по психологии также считается малоразработанным. Лишь в 1983 г. В.А. Петровский предложил развести проблемы психического развития индивида и развития личности. В настоящее время нет необходимости доказывать неидентичность понятий «личность индивида» и «психика индивида», но при попытке описать процесс «психического развития», как правило, его подменяют процессом развития личности или, во всяком случае, не различают их. В результате формирование личности растворяется в общем потоке психического развития ребенка или индивида.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека. Общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выработанных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Базируясь на кардинальных положениях, разрабатываемых в отечественной психологической науке и, прежде всего, в научной школе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, мы исходим из того, что в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е. происходит социализация. В то же время ребенок приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. происходит его индивидуализация

Согласно нормативно-правовым положением, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов —классы компенсирующего обучения и классы выравнивания. В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки, классы адаптации здоровья и другие.

В настоящее время система специального образования в России переживает кризис, связанный с критическим переосмыслением ее традиционных ценностных оснований, трудностями материального обеспечения деятельности специальных учебных заведений, отставанием становления специально-образовательной помощи от изменений социальных потребностей. Можно предположить, что преодоление кризиса специальной психологии и педагогики произойдет в результате смены ее парадигмы, т.е. образца решения теоретических и практических задач в данной научной области. Благодаря разработке и реализации новой гуманистической парадигмы специальной педагогики станут возможными приближение специального образования к требованиям современной цивилизации и более полное удовлетворение социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

К ведущим направлениям построения новой парадигмы специальной педагогики могут быть отнесены гуманизация и интеграция.

В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями. Достижение этой цели невозможно как без включения этого человека в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности. В основе гуманистического подхода лежит идея целостности человеческой жизнедеятельности, поэтому одним из конкретных воплощений этого подхода может считаться концепция образования в течение всей жизни.

Таким образом, можно отметить, что отечественная система специального образования постепенно осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой являются сам человек, его особые образовательные и иные специальные потребности, его права и интересы. Как отмечает А.Г.Асмолов, наше общество находится в начале длинного пути – перехода от культуры полезности к культуре достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основанной на отношениях достоинства, в которой «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны… и находятся под охраной общественного милосердия».

Заключение.

Проблема оптимизации психического развития является актуальнейшей в ряду тех, над которыми работает современная психологическая наука.

Задержка психического развития рассматривается как частный случай дизонтогенеза. Основные положения, касающиеся особенностей развития детей с отклоняющимся развитием, получили свое отражение и конкретизацию в многочисленных работах отечественных и зарубежных психологов, дефектологов, патопсихологов и т.д. Однако теоретическая разработанность данной проблематики, описания клинических вариантов задержки развития и нарушений какой- либо функции (памяти, внимания, мышления и др.), сложившийся в практике ориентир на восполнение пробелов в знаниях, умениях детей с ЗПР не исчерпывают задач психолого-педагогической помощи этой категории детей.Нам представляется, что дети с ЗПР относятся к особой категории детей, имеющих свои специфические особенности, учет которых дает возможность развиваться ребенку во всей его целостности. К таким особенностям можно отнести высокую чувствительность, сензитивность ребенка, проявляющуюся как преобладание слабости нервной системы; высокой эмоциональной лабильности. Для детей с задержками развития характерны особые способы освоения мира через чувства и кинестетику, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти. Поэтому коррекционная работа должна включать в себя организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных модальностей (не только зрительных и слуховых, но и тактильных, обонятельных, вкусовых). Новый материал необходимо преподносить не в форме абстрактных знаний, а мотивировать контекстом игровой деятельности, связывать неизвестное с уже знакомым с помощью различных соощущений (с опорой на синестезии, разномодальные ощущения, эмоциональные реакции).

Основная ценность образования-человек, ребенок. Образование и воспитание должны помочь ему стать человеком, стать самим собой. Еще Л.Н.Толстой писал, что воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам «не плодотворно, не законно и не возможно».

Теоретические предпосылки для образовательной коррекционно-развивающей практики созданы научной школой Л.С. Выготского. Применение идей Л.С. Выготского о специфических закономерностях психического развития, своеобразии структур нарушенного развития и зоне ближайшего развития в разработке психодиагностических методик должно привести к созданию наборов дифференциально-диагностических методик, т. е. наборов методик, дающих возможность осуществить подлинную качественную диагностику.

Использованная литература:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., Педагогическое общество России, 2003.

  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С.Лебединской, Г.П.Бертынь, З.М.Дунаева и др.-М., 1982.-127с.

  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М, 2005.-270с.

  4. А.Д.Гонеева, Н.И.Лифинцева «Основы коррекционной педагогики» М. Академия,2002г.

  5. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. М., Сфера, 2006

  6. https://textarchive.ru/c-1949972-pall.html

  7. https://refdb.ru/look/1873325-pall.html

Источник