Обучения для развития и коррекции отклонений в развитии ребенка

Абилитация—
ранее
(до 3х лет) первоначальное
формирование
нарушенной способности
к чему-либо (медицинским
способом).
Большую
роль в поиске эффективных решений
проблемы ранней коррекции сыграло
переосмысление положений выдающегося
психолога Л.С.
Выготского о социальности развития
младенцев и об их отношениях со взрослыми,
об использовании
сензитивных периодов
для предупреждения социально
обусловленного отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.
Ранняя
коррекция
включает следующие моменты:
максимально
раннее
выявление и диагностика
нарушения в развитии;максимальное
соотношение
разрыва между моментом обнаружения
в развитии ребенка и началом
целенаправленной коррекционной помощи;снижение
временных границ начала специального
образования
(до первых месяцев жизни ребенка);обязательное
включение
родителей в коррекционный процесс
на основе выявления положительных
сторон семьи и активизации ее
реабилитационного потенциала;интенсивность
ранней коррекции:
чем активнее ведется коррекция, тем
значительнее результаты развития
ребенка;охват
коррекцией различных сфер развития
ребенка;создание
всех необходимых условий
для развития ребенка.
Эксперимент
показал, что грамотно
организованная ранняя коррекция
помогает
предупредить
появление вторичных отклонений
в развитии, обеспечить максимальную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для значительной части детей обеспечить
возможность включения в общий
образовательный поток
на более раннем этапе возрастного
развития, исключив необходимость
дорогостоящего специального оборудования.
Структуру
дефекта составляют первичный и вторичный
дефекты.
Вторичные
дефекты носят обратимый
характер, т.е. поддаются психолого-педагогической
коррекции, и чем дальше имеющееся
нарушение стоит от биологической основы
(первичного дефекта), тем успешнее оно
поддается коррекции. Необходима
наиболее ранняя коррекция вторичных
нарушений,
что обусловлено
особенностями психического развития
в детских возрастах:
пропущенные
сензитивные периоды
в развитии, обучении, воспитании не
компенсируются в более старших возрастах;возникшее
отставание
будет
требовать более сложных
и специальных усилий
по
его преодолению;трудности
в обучении приводят к углублению явлений
недоразвития;
к подростковому возрасту формируют
стойкое отрицательное отношение к
школе, что является одним из факторов,
формирующих нарушение поведения. В
подростковом возрасте часто приводят
к выраженным нарушениям социальной
адаптации не сам первичный дефект, а
явления вторичного недоразвития.
6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
Разделы
специальной педагогики
Сурдопедагогика
— наука
о
закономерностях развития,
воспитания, обучения,
социальной адаптации
и интеграции
в общество детей
с нарушениями слуха
(глухих, слабослышащих, оглохших).
Объект:
специальное
образование людей, имеющих нарушения
слуха.
Предмет:
практика
воспитания, обучения, социализации
людей,
имеющих нарушения слуха.
Основная
цель
сурдопедагогики: обеспечить
людям, имеющим нарушения слуха, возможность
достижения максимальной самостоятельности
и независимости
в жизни.
Задачами
сурдопедагогики являются:
изучение
педагогических
закономерностей развития личности
в условиях ограниченных слуховых
возможностей;определение
путей коррекции
и компенсации
слухового дефекта;обоснование
педагогической классификации
людей, имеющих нарушения слуха;изучение
сложившихся педагогических
систем
их образования;разработка
и реализация
концепции
интеграции
лиц с нарушениями слуха в образовании
и социокультурной среде;определение
научных основ,
содержания
образования,
методов,
технологий,
организационных условий
образования людей с нарушенным слухом;разработка
специальных образовательных
технологий
развития речевого слуха, обучения
национальному жестовому, русскому
(родному) языку, устной речи;определение
особенностей педагогической реабилитации
в послеоперационный период (при
кохлеарной имплантации);совершенствование
технологий использования сурдотехнических
средств
развития речевого слуха, произносительной
стороны речи людей, имеющих слуховой
дефект;разработка
и реализация программ
профориентации, профконсультирования,
профессиональной подготовки, а также
социально-трудовой адаптации лиц
со слуховым дефектом.
Тифлопедагогика
— наука о закономерностях развития,
воспитания, обучения, социальной
адаптации и интеграции в общество детей
с нарушениями зрения (слепых, частично
и слабовидящих).
Объект:
специальное
образование людей с нарушениями зрения.
Предмет:
практика
воспитания,
обучения,
социализации
людей разного возраста с дефектами
зрения.
На
современном этапе развития тифлопедагогика
решает следующие основные задачи:
раскрытие
основных закономерностей в области
обучения,
воспитания
и развития людей
с нарушенным зрением;комплексное
клинико-генетическое,
психологическое,
педагогическе
изучение
детей,
их диагностирование,
выявление структурно-функциональных
нарушений в организме, связанных с
дефектным зрением, установление
психофизических нарушений и сочетанных
дефектов у детей;выяснение
и определение роли сохранных анализаторов
в познавательной деятельности слепых,
слабовидящих и детей с косоглазием и
амблиопией, условий формирования и
развития личности, межличностных
отношений при различных зрительных
нарушениях;определение
содержания коррекционно-педагогической
работы,
разработка
приёмов
и способов её осуществления при различных
формах организации учебно-воспитательного
процесса в специальных образовательных
учреждениях;разработка
требований к специальным средствам
коррекции вторичных отклонений
в развитии и компенсации зрительного
дефекта, к
наглядному и раздаточному дидактическому
материалу,
специальным пособиям, к тифло-техническим
средствам обучения, создание,
совершенствование и модификация пособий
и учебного оборудования;разработка
специальных приёмов,
методик
обучения
и воспитания детей и взрослых с нарушением
зрения, особенностей проведения
специальных коррекционных и предметных
занятий;теоретическое
обоснование
и осуществления
индивидуального и дифференцированного
подходов
к учащимся в ходе учебно-воспитательного
процесса, организация этой работы с
учётом зрительных возможностей
обучающихся, характера и времени
появления аномалии, сопутствующих
заболеваний и сочетанных дефектов;
Тифлосурдопедагогика
Логопедия
— наука о закономерностях развития,
воспитания, обучения, социальной
адаптации и интеграции в общество детей
с
нарушениями речи при сохранном слухе.
Цель
науки – разработка
научно обоснованной системы обучения,
воспитания
и перевоспитания людей с нарушениями
речи, а также профилактика
нарушений речи.
Объект:
процесс
коррекции речи в различных возрастах.
Предмет:
методы,
формы, приемы коррекции нарушений речи.
Основные
задачи:
изучение
онтогенеза речевой деятельности при
различных формах
речевых нарушенийопределение
распространенности,
симптоматики,
степени
проявлений
нарушений речивыявление
динамики
спонтанного и направленного развития
детей
с нарушениями речевой деятельности,
характер влияния речевых расстройств
на формирование личности, психическое
развитиеизучение
особенностей формирования речи
и речевых нарушений у
детей с различными отклонениями в
развитиивыявление
этиологии,
механизмов,
структуры
и симптоматики
речевых
нарушенийразработка
методов
педагогической диагностики
речевых расстройствсистематизация
речевых расстройствразработка
принципов,
дифференцированных методов
и средств
устранения
речевых нарушенийсовершенствование
методов
профилактики
речевых
расстройствразработка
вопросов организации
логопедической помощи
Олигофренопедагогика
— наука о закономерностях развития,
воспитания, обучения, социальной
адаптации и интеграции в общество детей
с умственной отсталостью.
Объект:
воспитание
и обучение детей
с ИН.
Предмет:
теория
и практика обучения,
воспитания
и развития детей с ИН;
адаптация,
реабилитация
интеграция
детей с ИН.
Задачи:
развитие
психических
функций и навыков
познавательной деятельностимаксимальная
социальная
адаптациявсестороннее
развитие
личностиразработка
целей,
задач,
принципов,
форм, методов обучения и воспитания
детей с ИНсвоевременное
выявление
и предупреждение ИНразработка
путей помощи в адаптации выпускникам
Отрасль
специальной педагогики применительно
к лицам
с нарушениями опорно-двигательного
аппаратаОтрасль
специальной педагогики применительно
клицам
с нарушениями эмоционально-волевой
сферы;
Соседние файлы в предмете Специальная педагогика
- #
- #
- #
Источник
Значительным
вкладом в осознание необходимости
ранней
коррекции стали зарубежные научные
исследования [по проблемам:
социально-эмоционального развития
младенцев;
влияния раннего эмоционального опыта
ребенка на
его дальнейшее развитие; влияния
личности матери на
взаимоотношения с ребенком; развития
младенцев у матерей с психическими
расстройствами и т. д. Большую роль в
поиске эффективных решений проблемы
ранней коррекции
сыграло переосмысление положений
выдающегося психолога
Л.С.Выготскогоо
социальности развития младенцев
и об их отношениях со взрослыми, об
использовании сензитивных
периодов (периодов повышенной
чувствительности)
для предупреждения социально
обусловленного отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.
Это позволило спроектировать и провести
научные эксперименты в области
коррекционной педагогики и убедительно
доказать эффективность комплексной
коррекционной
помощи на самых ранних этапах развития
проблемных
детей.
Эксперимент
показал, что грамотно организованная
ранняя
коррекция помогает предупредить
появление вторичных
отклонений в развитии, обеспечить
максимальную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для
значительной части детей обеспечить
возможность включения
в общий образовательный поток на более
раннем этапе
возрастного развития, исключив
необходимость дорогостоящего
специального оборудования. Важным
условием успешной коррекционной работы
с маленькими
детьми, имеющими нарушения в развитии,
становится
разработка периодических и организационных
условий
включения родителей в индивидуальную
коррекционно-педагогическую
работу с отдельным ребенком. Существует
несколько подходов к коррекции семейной
ситуации
развития аномальных детей, выявлены
наиболее важ-
222
223
ные
аспекты профилактической работы с
родителями проблемного
ребенка, позволяющие предотвратить
ряд вторичных
отклонений в его развитии. Разработаны
направления и
организационные формы работы специалистов
с семьей, способствующие
формированию у родителей положительного
отношения к малышу и обеспечивающие
освоение эффективных
и доступных форм взаимодействия с
ребенком в бытовых,
эмоциональных и игровых ситуациях.
Ранняя коррекция
включает следующие моменты:
максимально
раннее выявление и диагностика
на
рушения
в развитии;максимальное
соотношение разрыва между момен
том
обнаружения в развитии ребенка и
началом це
ленаправленной
коррекционной помощи;снижение
временных границ начала
специального
образования
(до первых месяцев жизни ребенка);обязательное
включение родителей в коррекцион-
ный
процесс на основе выявления
положительных
сторон
семьи и активизации ее
реабилитационного
потенциала;интенсивность
ранней коррекции: чем активнее ве
дется
коррекция, тем значительнее результаты
раз
вития
ребенка;охват
коррекцией различных сфер развития
ребен
ка;создание
всех необходимых условий для
развития
реоенка.
Во
всем мире введены специальные системы
и организации
ранней помощи детям с нарушением в
развитии. В
России создана единая государственная
система ранней помощи детям с нарушением
слуха.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
СООБЩЕНИЕ
по дисциплине: «Специальная психология»
по теме
«Проблема диагностики и коррекции отклонений
в развитии в условиях школьного обучения»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Воротникова Марина Игоревна
Москва -2017
У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие- лишь корригироваться. Е некоторые компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта. Это нацелено на преодоление вторичных отклонений в развитии аномальных детей.
Психодиагностика— это направление практической психологии, изучающее принципы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов. Диагностическая работа не является для практического психолога самоцелью. Она предназначена для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития детей с отклонениями. Эта работа необходима для обеспечения контроля за динамикой развития ребенка, для предупреждения возможных отклонений, определения программы оптимизации условий развития ребёнка и оценки эффективности системы психологической помощи.
В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы в специальной школе и ДОУ коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс мало различим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.
Коррекционное обучение – это сообщение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития детей и взрослых с нарушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний.
Коррекционное воспитание – это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
Коррекционное развитие – преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Система коррекции и ее использование в процессе направленного обучения и воспитания слепых и слабовидящих позволяет наметить определенные контуры в построении специфики специального образования. Логика учебно-воспитательного и развивающего процессов в специальной школе и ДОУ состоит в том, что всякое специальное обучение начинается путем объяснения и показа определенного материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять, учитель при этом оказывает им помощь в осознании этого материала. Воспринятый материал включается учащимися в имеющийся у них арсенал представлений и знаний. Сюда же относятся знания о способах деятельности и ее корригирования.
Причины и факторы возникновения нарушений психического развития.
Факторами, ведущими детерминантами развития человека являются наследственность, среда и активность личности. Роль этих факторов в психическом развитии детей, имеющих отставание в развитии, обсуждается во втором разделе данного исследования.
Для понимания механизмов психического развития, их значения в ходе психического развития ребенка выделяют основные составляющие:
1. Социальная ситуация развития – конкретная форма отношений, в которой находится ребенок с взрослым в тот или иной период своей жизни.
2. Ведущий вид деятельности, развивающийся в контексте социальной ситуации развития и обеспечивающий возникновение и формирование основных психологических новообразований в развитии ребенка.
3. Психологические новообразования, составляющие сущность каждого возрастного этапа, представляющие как психологические и социальные изменения, происходящие на данной ступени развития, так и обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период его жизни.
4. Периоды кризисного и стабильного развития ребенка, характеризующие цепь внутренних изменений ребенка.
Введение в качестве измерительного основания психического и личностного развития принципов и критериев, единых для всех ступней жизни человека, позволяет не только четко вычленить довзрослое состояние, но и рассмотреть его как особый внутренне целостный цикл, представляющий (при всей самостоятельности и качественных характеристиках разных периодов) неотъемлемую часть онтогенеза в целом.
При изучении данного цикла объективно вычленяются несколько направлений:
1) выявление свойств индивида как органических предпосылок становления личности;
2) определение характеристик и особенностей воздействия социальной среды как условий личностного развития;
3) раскрытие оснований развития личности, в качестве каковых выступает развитие деятельности;
4) рассмотрение движущих сил и механизмов личностного развития индивида и, прежде всего, всех противоречий в развитии его деятельности, разрешение которых и приводит к появлению новых образований в психологии личности;
5) анализ содержания и характеристики закономерностей процесса развития личности, где ведущее место занимают индивидуализация и социализация растущего человека.
Все эти направления исследования являются необходимыми в познании и осмыслении сущности, условий и характера процесса развития личности. Личность человека – сложнейший социокультурный феномен. Она постоянно развивается под влиянием многих социально-психологических факторов. В психологии под формированием личности обычно понимается совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида с целью внедрения в его сознание системы определенных социальных ценностей, воспитания социально-психологических качеств и определенного склада мышления. Однако понятие «формирование личности» не исчерпывается этим содержанием. Оно подразумевает также процесс образования особого типа отношений под влиянием различных социальных воздействий внутри целостной личности.
В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте», обобщив богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и критически проанализировав воззрения на психологию личности в зарубежной и отечественной науке, Л.И. Божович приходит к неутешительному выводу, что личность ребенка как некоторое единое целое, ребенок как субъект психической деятельности оказывается до сих пор еще очень мало изученным. Приведенное утверждение Л.И. Божович, перекликается с мыслью Л.С. Выготского о том, что для советской детской психологии «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии – проблема личности и ее развития» [36, с.60]. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в отечественной психологии до сих пор нет единой концепции понимания личности и ее формирования.
Справедливо отмеченный Л.И. Божович факт, что понятие личности часто оказывается синонимом либо сознания, либо самосознания, либо установки, либо психики вообще, – одна из причин того, что «развитие личности» и понятие «развитие психики» (или, что то же самое, «развитие психики личности», «психическое развитие личности») оказывались поставленными в один синонимический ряд. Вопрос о несовпадении, вообще о соотношении понятий «развитие личности» и «развитие психики» в онтогенезе, насколько нам известно, до последнего времени в литературе по психологии также считается малоразработанным. Лишь в 1983 г. В.А. Петровский предложил развести проблемы психического развития индивида и развития личности. В настоящее время нет необходимости доказывать неидентичность понятий «личность индивида» и «психика индивида», но при попытке описать процесс «психического развития», как правило, его подменяют процессом развития личности или, во всяком случае, не различают их. В результате формирование личности растворяется в общем потоке психического развития ребенка или индивида.
Известно, что личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека. Общество всегда задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выработанных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Базируясь на кардинальных положениях, разрабатываемых в отечественной психологической науке и, прежде всего, в научной школе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, мы исходим из того, что в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е. происходит социализация. В то же время ребенок приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. происходит его индивидуализация
Согласно нормативно-правовым положением, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов —классы компенсирующего обучения и классы выравнивания. В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки, классы адаптации здоровья и другие.
В настоящее время система специального образования в России переживает кризис, связанный с критическим переосмыслением ее традиционных ценностных оснований, трудностями материального обеспечения деятельности специальных учебных заведений, отставанием становления специально-образовательной помощи от изменений социальных потребностей. Можно предположить, что преодоление кризиса специальной психологии и педагогики произойдет в результате смены ее парадигмы, т.е. образца решения теоретических и практических задач в данной научной области. Благодаря разработке и реализации новой гуманистической парадигмы специальной педагогики станут возможными приближение специального образования к требованиям современной цивилизации и более полное удовлетворение социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
К ведущим направлениям построения новой парадигмы специальной педагогики могут быть отнесены гуманизация и интеграция.
В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями. Достижение этой цели невозможно как без включения этого человека в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности. В основе гуманистического подхода лежит идея целостности человеческой жизнедеятельности, поэтому одним из конкретных воплощений этого подхода может считаться концепция образования в течение всей жизни.
Таким образом, можно отметить, что отечественная система специального образования постепенно осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой являются сам человек, его особые образовательные и иные специальные потребности, его права и интересы. Как отмечает А.Г.Асмолов, наше общество находится в начале длинного пути – перехода от культуры полезности к культуре достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основанной на отношениях достоинства, в которой «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны… и находятся под охраной общественного милосердия».
Заключение.
Проблема оптимизации психического развития является актуальнейшей в ряду тех, над которыми работает современная психологическая наука.
Задержка психического развития рассматривается как частный случай дизонтогенеза. Основные положения, касающиеся особенностей развития детей с отклоняющимся развитием, получили свое отражение и конкретизацию в многочисленных работах отечественных и зарубежных психологов, дефектологов, патопсихологов и т.д. Однако теоретическая разработанность данной проблематики, описания клинических вариантов задержки развития и нарушений какой- либо функции (памяти, внимания, мышления и др.), сложившийся в практике ориентир на восполнение пробелов в знаниях, умениях детей с ЗПР не исчерпывают задач психолого-педагогической помощи этой категории детей.Нам представляется, что дети с ЗПР относятся к особой категории детей, имеющих свои специфические особенности, учет которых дает возможность развиваться ребенку во всей его целостности. К таким особенностям можно отнести высокую чувствительность, сензитивность ребенка, проявляющуюся как преобладание слабости нервной системы; высокой эмоциональной лабильности. Для детей с задержками развития характерны особые способы освоения мира через чувства и кинестетику, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти. Поэтому коррекционная работа должна включать в себя организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных модальностей (не только зрительных и слуховых, но и тактильных, обонятельных, вкусовых). Новый материал необходимо преподносить не в форме абстрактных знаний, а мотивировать контекстом игровой деятельности, связывать неизвестное с уже знакомым с помощью различных соощущений (с опорой на синестезии, разномодальные ощущения, эмоциональные реакции).
Основная ценность образования-человек, ребенок. Образование и воспитание должны помочь ему стать человеком, стать самим собой. Еще Л.Н.Толстой писал, что воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам «не плодотворно, не законно и не возможно».
Теоретические предпосылки для образовательной коррекционно-развивающей практики созданы научной школой Л.С. Выготского. Применение идей Л.С. Выготского о специфических закономерностях психического развития, своеобразии структур нарушенного развития и зоне ближайшего развития в разработке психодиагностических методик должно привести к созданию наборов дифференциально-диагностических методик, т. е. наборов методик, дающих возможность осуществить подлинную качественную диагностику.
Использованная литература:
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., Педагогическое общество России, 2003.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С.Лебединской, Г.П.Бертынь, З.М.Дунаева и др.-М., 1982.-127с.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М, 2005.-270с.
А.Д.Гонеева, Н.И.Лифинцева «Основы коррекционной педагогики» М. Академия,2002г.
Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. М., Сфера, 2006
https://textarchive.ru/c-1949972-pall.html
https://refdb.ru/look/1873325-pall.html
Источник