Обследование речи ребенка умственного развития

Обследование речи ребенка умственного развития thumbnail

Логопедическое обследование
детей с нарушением интеллекта

Особенности когнитивной сферы

у детей с нарушением интеллекта:

У детей с нарушением интеллекта нарушены все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также эмоционально-волевая сфера.

Нарушение восприятия характеризуется тем, что дети данной категории с трудом узнают предметы, находящиеся в непривычном ракурсе: контурные, схематические, перечеркнутые или перекрывающие друг друга изображения часто не узнают, смешивают сходные по написанию буквы.

Внимание детей с нарушением интеллекта характеризуется неустойчивостью, сниженной концентрацией, что ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля.

У детей данной категории преобладает кратковременная память над долговременной. Характерным признаком являются отклонения в развитии процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение)

У детей с нарушением интеллекта мышление поверхностно, инертно, несамостоятельно, неосознанно, некритично.

У этих детей несформирован контроль за своей деятельностью, отмечается слабость волевых процессов.

Особенности речи у детей с нарушением интеллекта:

  • У детей с нарушением интеллекта могут наблюдаться все формы нарушения речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.).

  • Особенностью речевых расстройств данной категории детей является семантический дефект.

  • Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система.

  • В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

  • Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий.

  • При умственной отсталости различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой сенсомоторный.

  • Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру.

  • Расстройства речи детей с нарушением интеллекта характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Обследование детей с нарушением интеллекта.

Для обследования детей данной категории используются различные методики:

Альбом для логопеда О.Б. Иншаковой,

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамной,

Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой .

«Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой представляет собой иллюстрированный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей:

— обследования звукопроизношения;

— фонематических представлений;

  • слоговой структуры слова;

  • словаря;

  • грамматического строя речи;

  • — самостоятельной речи.

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д Забрамной включает в себя материалы для исследования:

Внимания,

Восприятия,

Мышления,

Памяти,

Эмоционально-волевой сферы, качеств личности.

Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность. Эта методика позволяет более тонко диагностировать характер первичного и вторичного недоразвития речи у детей.

При разработке методики были использованы в модифицированном виде некоторые методы, описанные в работах Т.В. Ахутиной, А.Р. Лурия, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович и др.

Данная методика включает в себя разделы:

I исследование внутреннего программирования связных речевых высказываний,

II исследование внутреннего программирования отдельных речевых высказываний,

III исследование лексических операций и грамматического структурирования,

IVисследование сенсомоторных операций порождения речевых высказываний:

V исследование языкового анализа и синтеза:

Предлагаемая методика может быть использована в целях диагностики практическими логопедами, психологами, при подготовке диссертационных, дипломных и курсовых работ. При выполнении дипломных и курсовых работ возможно использование отдельных разделов методики с учетом задач исследования. Речевой и дидактический материал может варьироваться в соответствии с возрастом, уровнем интеллекта и речевого развития.

Специфика логопедического обследования

детей с нарушением интеллекта.

Особенностью логопедического обследования детей с нарушением интеллекта является:

Обязательное выяснение анамнеза, состояние ребенка на учете у врачей (узких специалистов), так как умственная отсталость нередко сочетается с другими дефектами (например, снижение зрения).

Большая часть детей с нарушением интеллекта является безречевой, поэтому задания для этих детей в процессе логопедического обследования предъявляются на действие : «Покажи..» (а не «Назови…»).

Дети данной категории быстро устают, не могут долго сосредотачиваться на одном деле, поэтому логопедическое обследование может проходить не за один раз. Учитель-логопед наблюдает за ребенком на уроках, переменах, в свободной деятельности.

В логопедическом заключении определяются:

1 степень системного недоразвития речи.

2 нарушения устной речи,

3 нарушение письменной речи

У детей с нарушением интеллекта компоненты речи могут быть нарушены в различной степени и в разных сочетаниях. Среди детей с нарушением интеллекта встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно высоким уровнем владения речи.

Логопедическое обследование является необходимой составляющей работы учителя-логопеда. Оно позволяет педагогу получить знания о тех нарушениях речи, которые наблюдаются у конкретного ребенка и построить коррекционную работу, основываясь на эти знания.

Список литературы:

  • Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед.-комис. – М.: Гуманитар.издл.центр ВЛАДОС, 2008. – 32с., 115 карт.- (Коррекционная педагогика)

  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: КН. для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил.

  • Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей – М., 2004

Источник

Нажмитдинова Б.С. Методы диагностики речевого развития у детей с нарушением интеллекта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №2. — С. 42-45.

У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются недостатки речевого развития. Специфических особенностей, которые определяют каждый тип нарушенного развития, значительно меньше, чем тех, которые служат критериями дифференциальной диагностики [1].

В первую очередь это связано и с закономерностями развития детей с нарушением интеллекта, и с тем, что специальной психологии на современном этапе недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление научных разработок в данной области позволило бы существенно расширить возможности диагностики речевого развития у детей с умственной отсталостью [2].

Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка в творческой деятельности

Анализ особенностей речевого и психического развития детей с нарушением интеллекта показывает, что правильная оценка психического развития и отграничение умственно отсталых детей, особенно с атипичными формами (сочетание нарушения интеллекта с различными формами алалии) от детей с задержкой речевого развития представляет собой сложную диагностическую задачу, особенно в дошкольном возрасте.

Наибольшая сложность в постановке речевого диагноза наблюдается у детей с анамнезом церебральный паралич: так установленный диагноз «алалия» нередко опровергается и диагностируется другой тип речевого нарушения, в частности спастико-ригидная форма дизартрии, сочетающей как пирамидную, так и экстрапирамидную симптоматику.

В связи с этим особенно остро стоит вопрос о роли эффективности методов диагностики речевого развития детей с нарушением интеллекта. Диагностическое исследование ребенка с явлениями речевых нарушений, а также с другими видами отклонений в психофизическом состоянии должно начинаться с установления точного диагноза, полученного из результатов дифференциальной психолого—педагогической диагностики.

Для диагностики речевого развития важное значение имеют психолого-педагогические характеристики, индивидуально-психологические особенности ребенка, которые выявляются воспитателями, родителями, логопедами, психологами и другими педагогами.

Установление речевого диагноза подчиняется общим правилам, но при этом имеет свою специфику.

Так, например, трудность в различении фонематической дислалии и моторной алалии возникает на поздних этапах развития алалии. Это происходит в то время, когда в речи детей особенно ярко проявляются только фонематические нарушения, а нарушения других подсистем языка при этом либо полностью отсутствуют, либо ослаблены [3].

Решающим значением для дифференциального диагноза в таких случаях является анамнез и сравнительный анализ изучения параметров неречевой системы ребёнка.

В анамнезе уточняются особенности раннего развития ребенка, начиная с внутриутробного периода, характера родов и раннего постнатального развития. Особое внимание при этом следует обратить на протекание беременности у матери, наличия травм, полученных во время родов, асфиксии. Также важен характер заболеваний, которые перенес ребёнок в раннем детстве. Важно уточнить у родителей, каким образом протекали любые детские заболевания, не сопровождались ли они бессознательными состояниями, припадками или судорогами. Так, например, протекание обычных детских заболеваний (корь коклюш, воспаление легких, грипп и др.) может осложниться поражением нервной системы (менингоэнцефалиты). В специфику речевого анамнеза входит уточнение этапов раннего развития речи (характер гуления и лепета ребёнка, его интонации, состояния слуха, сроки появления первых слов и т.п.) [4]. Таким образом, иногда уже на этапе сбора анамнеза могут быть получены некоторые сведения, которые позволяют предполагать перенесение в раннем детстве мозгового заболевания.

Следующим этапом в диагностике речевого нарушения является неврологическое, логопедическое и психолого-педагогическое исследования.

Диагностика речевого развития обычно осуществляется логопедом при помощи различных нестандартизированных методик, тестовых заданий, к которым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности.

Примерный перечень стимульного материала [5], который используется в логопедическом исследовании речевого развития ребёнка, приводится ниже:

Для исследования фонетической стороны речи используются предметные картинки, которые содержат звук в разном положении в слове (например, начале, конце, середине) и речевой материал (словосочетания, предложения и тексты, которые содержат различные звуки).

Для исследования лексики и грамматического строя речи применяются предметные картинки с изображением действий и разного количества предметов.

Материалом для исследования связной речи выступают сюжетные картинки или серии сюжетных картинок для разных возрастных групп.

Психолог в исследовании, напротив, использует только такие методики, которые соответствуют всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, и прошли адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами.

На разных этапах педагогического исследования используют различные методы изучения деятельности и особенностей речевого развития ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей.

Выбор методов диагностики речевого развития зависит от коммуникативности ребенка, трудности адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, а также от целей и задач каждого этапа обследования.

Специфичность речевой диагностики заключается в том, что нарушения речи чаще не носят характер самостоятельного заболевания, а являются лишь одним из симптомов основного заболевания.

Для психологов и логопедов представляет определенную сложность диагностика детей преддошкольного возраста, которые относятся по своим медицинским показателям к группе риска. Темповая задержка речевого развития по своим проявлениям аналогична задержке психического развития.

Диагностика нарушений речи у детей в возрасте двух-трех лет также осложняется рядом трудностей, которые обусловлены возрастом и отсутствием стандартизированных методик.

Основными методами диагностики нарушения речевого развития в обследовании детей являются изучение анамнеза и определение интеллектуального развития [6].

Так, например, многочисленные исследования, которые касаются моторных алалий, наглядно свидетельствуют о том, что у детей с моторной алалией имеется задержка психического развития. Разными учёными природа этой задержки трактуется по-разному.

У детей с олигофренией, также как и у детей с моторной алалией во многом схожи речевые проявления нарушений. Принципиальное отличие алалий от нарушения развития речи, обусловленного нарушением интеллекта, состоит в том, что алалия является результатом неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности неязыковых психических процессов, тогда как при олигофрении – это результат нарушения познавательной деятельности.

При оценке мышления алалики значительно отличаются от умственно отсталых детей. Логические задачи на классификацию и сходство дети с моторной алалией решают значительно лучше, чем олигофрены.

В экспрессивной речи дети с алалией доступными им языковыми средствами пытаются передавать причинно-следственные связи. Дети с нарушением интеллекта не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают на элементарном уровне.

У детей с алалией наблюдается довольно обширный номинативный словарь, который они не могут актуализировать в своей речи. У детей же нарушением интеллекта запас этих знаний предельно ограничен.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка с аутизмом презентация

С учётом вышесказанного для дифференциальной психолого—педагогической диагностики речевого развития детей с нарушением интеллекта необходимо, во-первых, выявить уровень фактического интеллектуального развития ребенка, во-вторых, определить структуры выявленного отклонения [7].

На практике диагностика речевого развития весьма проблематична, особенно в дошкольном возрасте, и нередко строится исключительно на профессиональной интуиции.

Библиографический список

1. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. –104 с.

2. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической диагностики [Текст] / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. – Ставрополь: Академия. 2009. – 506 с.

3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи (Вопросы дифференциальной диагностики) [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 469 с.

4. Басилова, Т. А., Александрова, Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. [Текст] / Т.А.Басилова, Н.А.Александрова. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.

5. Корнев, А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей

(нейропсихологические аспекты) [Текст] / А.Н.Корнев – М.: Наука, 2005. – 480с.

6. Степаненко, Д.Г., Сагутдинова, Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте [Текст] / Д.Г.Степаненко, Э.Ш.Сагутдинова // Системная интеграция в здравоохранении – 2010. – № 2 – С.8.

7. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) [Текст] / Е.Ф.Соботович – М.: Классикс стиль, 2003. – 550с.

METHODS OF DIAGNOSTICS OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY

B.S. Nazhmitdinova, speech pathologist

«Nursery — kindergarten № 51» Department of education of akimat of Kostanay

(Kazakhstan, Kostanay)

Abstract. The article is devoted to the questions of the organization of diagnostics of development of speech of children with an intellectual disability. There identified and described characteristic problems at diagnosis and differentiation of mentally-disabled children from children with speech impairment and preservation of intelligence. In the article there also described the characteristics of logopedic, psychological and pedagogical studies. The author focuses on crucial importance in diagnostics of violations development of speech of children, on studying the history and characterization of intellectual intellectual development.

Keywords: diagnostics methods, violation of speech development, intellectual disability, history, intellectual development.

Источник

Методика  обследования  устной  речи  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  умственной  отсталостью

За  основу  взяты  логопедические  методики  обследования  речи  детей  дошкольного  возраста,  разработанные  И.Д.Коненковой,  Г.В.Чиркиной, Г.А.Волковой,  Т.Б..Филичевой,  Л.В.Лопатиной,  Н.В.Серебряковой.

Направление 1.  Обследование  строения  и  моторики  артикуляционного  аппарата

Прежде  всего  необходимо  выявить  аномалии  в  строении  губ,  языка,  челюстей,  нёба.  Затем  проверяется  моторика  артикуляционного  аппарата.

Инструкция:  «Посмотри  и  сделай  как  я,  подержи  язычок/губы  в  таком  положении,  пока  я  буду  считать». Ребёнок  выполняет  каждое  упражнение  под  счёт  экспериментатора  от  1  до  10.

«Улыбка»  (оскал)

«Хоботок»  (губы  вытянуты  в  трубочку)

«Лопатка»  (широкий  передний  край  языка  положить  на  нижнюю  губу)

«Иголка»  (узкий  язык  высунуть  далеко  вперёд)

«Улыбка» — «хоботок»  (чередование  движений)

«Качели»  (рот  открыт,  попеременно  поднимать  кончик  языка  к  верхним  зубам  и  опускать  к  нижним  зубам)

«Маятник»  (кончик  языка  переводить  от  одного  уголка  рта  к  другому)

«Лошадка»  (щёлкать  языком  медленно  и  сильно)

«Орешек»  (оттопырить  правую,  затем  левую  щеку  языком,  рот  закрыт)

Оценка:

5  баллов – все  движения  доступны,  выполнение  точное,  объём  полный,  тонус  нормальный,  темп  хороший,  удержание  позы  свободное,  переключаемость  не нарушена;

4 – все  движения  доступны,  объём  полный,  тонус  нормальный,  темп выполнения  и  переключаемость  несколько  замедлены.  1-2  движения  выполняются  со  второй  попытки;

3 – движения  выполняются,  темп  выполнения  и  переключаемость  снижены,  объём  движения  неполный,  отмечается  длительный  поиск  позы  во  многих  заданиях,  истощаемость,  напряжённое  удерживание  позы,  требуются  повторные  показы  движений;

2 – для  выполнения  большинства  движений  требуется  подробная  инструкция,  наблюдается  быстрая  истощаемость,  вялость  или  чрезмерное  напряжение,  тремор  кончика  языка,  сопутствующие  движения,  гиперсаливация,  некоторые  движения  не  удаются;

1 – невыполнение,  отказ  от  деятельности.

Направление  2.  Изучение  звукопроизносительной  стороны  речи

Проводится  обследование  произношения  согласных  (если  есть  необходимость,  то  и  гласных)  звуков  изолированно  и  на  материале  слогов,  слов,  фразовой  речи.  Ребёнку  предлагают  назвать  картинки,  повторить  за  экспериментатором  слова  и  фразы,  используют  и  результаты  наблюдения  за  инициативными  высказываниями.  

Оценка:

5  баллов – все  звуки  произносятся   правильно;

4 – один-два  звука  недостаточно автоматизированы,  т.е.  в  самостоятельной  речи  ребёнок  произносит  эти  звуки  неправильно,  но  при  указании  на  ошибку  исправляет  их;

3 – нарушено   произношение  группы  звуков,  но  не  более  пяти;

2 – нарушено  произношение  двух-трёх  групп  звуков,  но  не  более десяти  звуков;

1 – нарушено  произношение  более  10  звуков.

Направление 3.  Обследование  фонематического  слуха

  1. Отражённое  воспроизведение  слоговых  рядов  (пар)

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».  Экспериментатор  предлагает  повторить  серии  из  трёх  слогов  с  оппозиционными  звуками.  Если  ребёнок  дефектно  произносит  звуки  в  предлагаемых  пробах,  обследуется  различение  фонем  на  невербальном  уровне.

да-та-да                   та-да-та                  са-ша-са                  ша-са-ша                      

га-ка-ка                    ка-га-ка                     жа-ша-жа               ша-жа-ша

ба-па-ба                    па-ба-па                    ча-тя-ча                  тя-ча-тя   

ка-ха-ка                    ха-ка-ха                     ся-ща-ся                  ща-ся-ща

Читайте также:  Центр развития ребенка воронеж минская

са-за-са                    за-са-за                      ра-ла-ра                   ла-ра-ла

ва-фа-ва                   фа-ва-фа

2.  Отражённое  воспроизведение   рядов  (пар)  слов

Инструкция:  «Слушай  внимательно  и  повторяй  за  мной».

кот-год-кот                                   том-дом-том

день-тень-день                               почка-бочка-почка

Оценка:

  1. баллов – все  задания  точно воспроизводятся;

4 – имеются  единичные    случаи  ошибочного  воспроизведения  рядов  слогов  или  слов,  но  при  этом  слоговая  пара  воспроизводится  точно;

3 – задание  выполняется  в  замедленном  темпе,  в  большинстве  заданий  ряды  воспроизводятся  неточно,  но  пары – точно;

2 – большинство  заданий  выполняется  только  после  повторных  проговариваний,  при  этом  чаще  всего  ряды  воспроизводятся  неверно,  иногда  ошибочно  воспроизводятся  и  слоговые  (словесные)  пары;

1 – невыполнение.

3. Различение  на  слух  оппозиционных  фонем  на  материале  слов

Инструкция:  «Если  я  правильно  назову  картинку,  хлопни  в  ладоши,  если  неправильно – не  хлопай».  Картинки:  санки,  шляпа,  старушка,  птенец.

Шанки-фанки-сянки-санки-танки

Сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа

Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюска

Пченец-птенесь-птенец-тинеть-птинеч

Оценка:

  1. баллов – все  задания  выполнены  верно;

4 – часть  заданий  выполняется  с  ошибкой,  но  ошибка  исправляется  самостоятельно;

3 – ошибки  исправляются  после повторного  воспроизведения;

2 – часть  заданий  недоступна,  при  выполнении  требуется  повторное  воспроизведение;

1 – невыполнение.

  1. Изучение  дифференциации  звуков  в  произношении

Серия  А. Повторение  пар  слов:

мишка – миска                                рожи – розы

чёлка – тёлка                                  цапля – сабля

каска – качка                                  чёлка – щёлка

галька – гайка                                 галка – галька

рак – лак                                          марка – майка

моряк – маяк                                  почка – бочка

тачка – дачка                                 кости – гости

мышка – мишка                             косы – козы

Серия  Б.  Повторение  фраз:

Старший  братишка  рассказывал  страшную  сказку.

Старушка  сушила  пушистую  шубу.

Течёт  речка,  печёт  печка.

Юля  уронила  фарфоровое  блюдце.

Чайка  отличается  от  цапли.

У  Сони  цветик-семицветик.

Жутко  жуку  жить  на  суку.

В  домишке  жили  мышки.

Оценка:

  1. баллов – все  задания  выполнены  верно;

4 – встречаются  единичные  ошибки,  которые  исправляются  самостоятельно,   задание  выполняется  в  несколько  замедленном  темпе;

3 – задание  выполняется  в  замедленном  темпе,  много  ошибок,  некоторые  ошибки  исправляются  самостоятельно,  часть  заданий  недоступна;

2 – задания  выполняются  с  ошибками,  большинство  заданий  недоступны;

1 – неадекватные  ответы,  отказ  от выполнения.

Направление 4.  Изучение  сформированности  слоговой  структуры  и  звуконаполняемости  слов

1. Отражённое  воспроизведение  слов.

Инструкция:  «Послушай  и  повтори  за  мной».

бегемот                         сосна

танкист                        сквозняк

лекарство                    сковорода

термометр                   пингвинёнок

фотографирую

Оценка:

  1. баллов – все  слова  точно  воспроизводятся;

4 – большинство  слов  воспроизводится  точно,  однако  темп  воспроизведения  несколько  замедлен,  могут  быть  запинки;

3 – слова  воспроизводятся  в  замедленном  темпе,  с  запинками,  1-2  слова  с  искажением  слоговой  структуры;

2 – большинство  слов  воспроизводится  с  искажением  слоговой  структуры,  требуется  повторное  предъявление  материала;

1 – отказ  от  выполнения,  неадекватные  ответы.

  1. Отражённое  воспроизведение  фраз.

Инструкция:  «Послушай  предложение  и  повтори  в  точности  как  я».

Хоккеисты  выиграли  турнир.

Лариса  связала  братишке  джемпер.

Утром  на  деревьях  защебетали  ласточки.

Саша  возвращается  с  работы  на  транспорте.

Мама  покупает  в  универсаме  фрукты.

Оценка:

  1.  баллов – все  фразы  точно  воспроизводятся;

4 – в  основном  все  фразы  воспроизводятся  точно,  отмечается  несколько  сниженный,    темп,   запинки;

3 – отмечаются  искажения  слоговой  структуры  слов,  искажения  структуры  предложений  без  искажения  смысла;

2 – многочисленные  искажения  слоговой  структуры  слов,  структуры  предложения,  как  без  искажения  смысла,  так  и  с  искажением,  требуется  повторное  предъявление  материала;

1 – отказ  от  выполнения,  неадекватные  ответы.

Таким  образом,  максимально  успешный  результат  за  всю  методику  составляет  35  баллов.

Количественная  обработка  результатов  представлена  в  табл.

Таблица  

Обработка  и  анализ  результатов  обследования  речи  дошкольников  с  умственной  отсталостью

Параметры

обследован.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Средний  балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Моторика

2

3

3

3

2

3

3

3

3

2

2,7

Звукопроизн

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2,0

Фонем.слух

8

7

9

8

9

7

8

7

9

7

7,9

Слогов.стр.

5

4

6

6

7

4

8

6

7

3

5,6

Общий балл

17

16

20

19

20

16

21

18

21

14

18,2

%  успешн.

48%

45%

56%

53%

58%

47

%

61%

51%

62

%

39%

52%

Уровень успешности

I

I

II

II

II

I

II

II

II

I

II

Высчитанное  количественное  выражение  качества  выполнения  методики  (в  %)  можно  соотнести  с  одним  из  четырёх  уровней  успешности:

IV  уровень – 100 – 80%  успешности;

III  уровень – 79,9 –65%;

II  уровень – 64,9 – 50%;

I  уровень – 49,9%  и  ниже.

Источник