Общие закономерности развития ребенка младшего школьного возраста

Общие закономерности развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Общие закономерности развития младшего школьника

Анатомо-физиологические особенности возраста. В возрасте от шести до двенадцати лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7см. в год. Средний рост шести летних детей составляет лишь 1,22 м, к подростковому возрасту, он увеличивается до 1,52 м.

Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к девяти годам и немного обгоняя к десяти.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2,7кг в год. За период от шести до двенадцати лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг.

В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга — от 90% веса мозга взрослого человека в пять лет и до 95% в десять лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К семи годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а также длинных костей рук и ног.

Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью. По мере того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движении, физической активности.

С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил, возможно, на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.

Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое «обучение» привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольных видов управления действиями.

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически, «понарошку».

Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим и заниматься игрушками «как маленький» теперь уже должно быть стыдно.

Игра — не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и страстно любить играть.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. При свободном режиме в летнее время за сутки дети от семи- десяти лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активности детей падает на 30—45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50 — 70%. В период учебных занятий двигательная активность школьников не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. В возрасте семь- десять лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлении, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

К задачам физического воспитания, решаемым в этом возрасте относятся:

  • 1) Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
  • 2) Овладение основами разнообразных жизненно важных движений.
  • 3) Развитие физических качеств и способностей.
  • 4) Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей.
  • 5) Выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о техники безопасности во время занятий.
  • 6) Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениям, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенные видам двигательной активности и выявления предрасположенности к иным видам спорта.
  • 7) Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.

Гимнастические и акробатические упражнения. В программный материал I-IV классов входят: 1) простейшие виды построений (в шеренгу колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два/из одной шеренги в две и т.д.); 2) общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом/массой 1 кг); 3) упражнения в лазаний стенке и канату, по наклонной скамейке в присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня);

4) равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической стенке„ ходьба по гимнастической скамейке и бревну с выполнением различных заданий); 5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группе, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.); 6) танцевальные упражнения; 7) упражнение на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в седе поворотов на 90 и 180е, виси на гимнастической стенке; 8) упражнения со скакалкой. Легкоатлетические упражнения: 1) ходьба (обычная, на носках на пятках, в полуприседе, с различным положением рук); 2) бег с максимальной скоростью до 60 м; 3) бег в равномерно темпе до 10 мин; 4) челночный бег 3х5, 3х10 м; 5) прыжки с разбега с 7-9 шагов; б) прыжки в высоту с прямого и разбега; 7) прыжки на одной и двух ногах на месте, с воротом на 90-360′, с продвижением вперед на одной и двух ногах; 8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками; 9) преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3-5 препятствий.

Подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий. Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».

Источник

Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей. –М.: Гуманитизд.центр ЛВАДОС, 2000. – 400 С. 34-53 Учителю начальной школы необходимо знать следующие закономерности детского развития:
1. Закономерности физического развития:
А. В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; с возрастом тем развития замедляется. Наиболее сензитивные периоды физического развития (по убыванию): дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.
Б.физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее.
В. каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе. В целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
2. Закономерности духовного развития (в основе которого психическое, нравственное и социальное развитие человека, т.е. его внутренний мир («внеэмпирические свойства» по В.В.Зеньковскому):
А.Между возрастом ребенка и темпами духовного развития обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше тем духовного развития.
Б. духовное развитие детей протекает неравномерно: в отдельные периоды одни качества формируются быстрее, а другие медленнее (так, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются восприятие ребенка, воображение и эмоционально-чувственная сфера; в младшем школьном возрасте быстрее идет развитие познавательной сферы личности (словесно-логического мышления, внимания, памяти).
В. существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных составляющих духовного развития ребенка. Такие периоды называют сензитивными (Л.С.Выгоский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Причина сензитивности в неравномерности развития и том, что некоторые свойства личности могут складываться лишь на основе уже сформировавшихся свойств и опыта ребенка. (так, сензитивность младшего школьного возраста в плане развития словесно-логического мышления объясняется тем, что оно может развиться, только если у ребенка сложились в дошкольном детстве наглядно-образное мышление и речь. Младший школьный возраст сензитивен для развития интеллектуальных, нравственных и социальных качеств личности, что должно выступать ориентиром в построении учебно-воспитательного процесса в начальной школе).
Г.Приобретая по мере роста ребенка устойчивость и постоянство, духовные качества личности сохраняют при этом пластичность, т.е. возможность изменения. Пластичность дает возможности для перевоспитания ребенка, а также для компенсации, когда более слабые функции компенсируются более сильными (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности).

 
 
1) период первого округления (от 1 года до 4 лет), для к-рого характерно ежегодное значительное увеличение веса при относительно небольшом росте тела в длину; 2) период первого вытяжения (от 5 до 7 лет), характеризующийся заметным ростом тела в длину при относительно слабом увеличении его веса; 3) период второго округления (от 8 до 10 лет); 4) период второго вытяжения (от 11 до 16 лет) и 5) третий период округления или период созревания (от 16 до 20 лет).
 
Виды и этапы развития мышления: Практически-действенное М. – наглядно-образное М. – словесно-логическое (теоретическое) М. – гипотетико-рассуждающее М. (Д.Б.Эльконин)
 
  Возрастными границами младшего школьного возраста в отечественной психологии считают 6(7) – 10 (11) лет. К 6 годам в основном готов к систематическому школьному обучению, о чем может свидетельствовать наличие у него следующих показателей готовности:
· Стремление к общественно значимой деятельности;
· Способность управлять своим поведением;
· Умение делать простые обобщения;
· Практическое владение речью;
· Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
Учителю следует также знать наиболее характерные особенности физического, психического и социального развития ребенка в младшем школьном возрасте.
1. Особенности физического развития:
Замедляется физический рост ребенка и заметно увеличивается его вес («период второго округления»). Скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком письма.
2. Особенности психического развития:
a. Совершенствуется нервная система благодаря тому, что интенсивно развиваются большие полушария головного мозга (вес мозга ребенка достигает веса мозга взрослого человека). Этим объясняется сензитивность возраста к интеллектуальному развитию ребенка.
b. Изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему уступает возбуждению. Этим объясняется слабая произвольность поведения и психических функций ребенка.
c. Восприятие младших школьников по-прежнему отличается неустойчивостью и неорганизованностью, малой диффернцированностью, но в то же время остротой и свежестью. Поэтому ребенок может путать цифры ( 6 и 9), буквы (Ь и Ъ с Р), но при этом с живым любопытством относится к окружающей его действительности, очень эмоционален. Опираясь в учебно-воспитательном процессе на все имеющиеся у ребенка органы восприятия, на доминирующую в этом возрасте потребность в познании окружающего мира, учитель может развить как познавательную активность, так и познавательную деятельность ученика.
d. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. Поэтому учителю надо использовать средства, развивающие внимание учеников, мотивирующие их учебно-познавательную деятельность, приучающие их к волевым усилиям, ответственности.
e. Память играет важную роль в познавательной деятельности младшего школьника, т.к. у него высоко развита способность механического (дословного) запоминания. Однако дети легко запоминают только интересный, эмоционально окрашенный материал и не умеют подчинять свою память задачам обучения (слабая произвольность). В начальной школе необходимо, чтобы наглядно-образная память детей превратилась в «понимающую, думающую» память, чтобы у детей выработались навыки самоконтроля и самооценки, а также способность к волевым усилиям при заучивании материала.
f. Мышление у приходящего в школу ребенка развито слабее, чем восприятие и память. Однако именно в школе мышление развивается наиболее интенсивно, превращаясь из наглядно-образного (когда, по словам К.Д.Ушинского, ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями») в абстрактно-логическое (когда ребенок начинает понимать и устанавливать причинно-следственные связи). Мышление развивается в тесной связи с развитием речи, поэтому особое внимание учителю необходимо обращать на обогащение словарного запаса детей и способности устно и письменно излагать свои мысли.
g. Мотивационно-волевая сфера в младшем школьном возрасте отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность преобладает над доводами разума, поэтому дети совершают множество необдуманных действий. В учебно-воспитательном процессе необходимо создавать условия для развития у школьников мотивов учения, умений целеполагания (осознанный мотив – цель), воспитания воли (ответственности, целеустремленности, настойчивости).
h. Рефлексивная сфера личности в младшем школьном возрасте характеризуется наличием у детей некоторой общей самооценки. Уровень общей самооценки (адекватный, завышенный или заниженный) в этом возрасте зависит от того, как ребенка и его деятельность, поведение оценивали родители и другие значимые взрослые. В начальной школе, в учебной деятельности происходит становление конкретной самооценки ребенка (оценивание себя ребенком за конкретные результаты учебной деятельности). Базисом для ее становления выступает имеющаяся общая самооценка. Важную роль в развитии общей и конкретной самооценки младшего школьника играет учитель. Для адекватного развития рефлексивной сферы личности необходимо, чтобы педагог не только сам оценивал деятельность учеников, но и приучал их к самостоятельному оцениванию и контролю собственных учебных достижений. В начальной школе должно произойти становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, что может быть достигнуто посредством безотметочного обучения.
3.Особенности социального развития:
a. Социальное (личностное) развитие младших школьников происходит в условиях новой социальной ситуации развития: появляется новая фигура «другого значимого взрослого» — учителя, отношения с которым необходимо строить на основе добровольного подчинения и учебного сотрудничества; отношения со сверстниками (одноклассниками) выстраиваются на основе равенства и сотрудничества в рамках новых видов деятельности – учебной деятельности и учебного общения; ребенок вливается в целую систему коллективов (общешкольного, классного) и через них – в коллективную учебную и общественную деятельность. Необходимыми результатами социального развития в этом возрасте должны стать: становление ученика как субъекта коллективной учебной деятельности и учебного общения с учителем и сверстником; выработка навыков общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь, и др.); становление нравственного поведения и духовно-нравственных качеств личности; становление социальных чувств (социального стыда, чувства терпимости (толерантности), чувства ответственности и др.).
b. Современные дети младшего школьного возраста, выросли в противоречивом («пестром») социуме, для которого характерны как позитивные, так и негативные тенденции. Среди позитивных: демократизм и плюрализм в сфере социальных отношений, наличие широких возможностей для социального развития человека. Среди негативных: социальное расслоение и обострение социальных противоречий, пагубное влияние СМИ (доминирование недетского телевидения, проповедующего агрессию и насилие, засилие чужеродных программ на детских телеканалах), вседозволенность, бескультурье и падение нравов. Дети аккумулировали в себе все хорошее и все плохое, что есть в этих процессах. Большая часть детей стали более развитыми, свободными в выражении собственных чувств. При этом кругозор современных детей слишком эклектичен (дети часто владеют обширной, но непонятной и ненужной им информацией); склонны к проявлению агрессии, жестокости и нетерпимости; возросшие материальные потребности детей направляют их социальное поведение, в основе которого кредо «любой ценой» и др. Необходим учет подобных особенностей социального развития современных детей при построении образовательного процесса в начальной школе.
c. У нас в стране, как и во всем мире получило широкое распространение такое новое явление в развитии детей, как акселерация. Так назвали ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. В педагогике акселерация связывается не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания и социализацией личности. Это несоответствие проявляется так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. До появления акселерации (60-70-е г.г. прошлого века) физиологическое развитие и процесс социализации детей и подростков были сбалансированными. В наше время к 13-15 годам у девочек и к 14-16 годам у мальчиков физиологическое развитие организма в основном завершается, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в т.ч. половых, подросток ищет пути их удовлетворения, которые подсказывает ему его неокрепший ум. Нравственные последствия акселерации (прежде всего это распространение половых контактов среди несовершеннолетних) являются резко отрицательными. Чтобы минимизировать эти последствия в подростковом возрасте, на этапе младшего школьного детства необходимо особое внимание уделять психическому, духовному и социальному развитию детей.

Источник