Общие закономерности и особенности развития аномального ребенка

Общие закономерности и особенности развития аномального ребенка thumbnail

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. По мнению Л.С. Выготского, развитие аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, что и развитие детей нормальных:

  • психическое развитие и нормального, и аномального ребенка имеет поэтапный, последовательный характер;
  • и в том, и в другом случае каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии;
  • и в том, и в другом случае психические свойства развиваются на основе чередования эволюционного и революционного формирования новых качеств.

Общими закономерностями психического развития нормальных и аномальных детей являются его неравномерность и иерархичность. Отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных и развитие каждой функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей оно включено. Неравномерность психического развития в значительно большей степени проявляется у аномальных детей, чем у нормально развивающихся. Так, например, при ранней глухоте уровень познавательной деятельности (развитие речи, формирование словесной памяти и мышления) сдвигается на более раннюю возрастную ступень, тогда как структура сознания в целом (интересы, направленность, поведение личности) соответствует возрасту ребенка. То же касается детей с интеллектуальными нарушениями: при дебильности больше страдает познавательная деятельность, чем другие стороны психики, что благоприятно сказывается на формировании личности в подростковом и юношеском возрасте. Другой важной закономерностью психического развития является пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации. В мозгу новорожденного в отличие от мозга взрослых еще не произошло необратимое формирование нервных центров, не установлены прочные межсистемные связи, отдельные участки коры больших полушарий еще не поделили окончательно между собой сферы влияния в регуляции функций организма и во многом дублируют друг друга. Пластичность – это способность к перестройке, передаче обязанностей одного отдела другому,  в том числе и способность заменить или более или менее полно компенсировать бездеятельность пораженного участка.

Чем меньше ребенок, тем большими резервами пластичности и компенсаторными возможностями обладает его нервная система. Это приводит к тому, что в процессе психического развития ребенка сочетаются процессы эволюции и инволюции – то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.

Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития. Это единство характеризуется двумя особенностями. Во-первых, оно изменяется в процессе развития, и их влияние друг на друга в разные возрастные периоды различно по степени значимости каждого из этих факторов для общего развития человека. Во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии более простых психических функций велика роль биологических факторов, в развитии более сложных психических функций – социокультурных. Чем сложнее функция, тем меньше она связана с созреванием мозговых структур и тем сильнее выражен процесс социализации в ее развитии.

Биологические и социальные факторы могут взаимно усиливать друг друга и положительно или отрицательно влиять на функции головного мозга. Например, наличие тяжелого дефекта у ребенка (слепоты, глухоты) нередко вызывает у его родителей негативную позицию неприятия, и всегда – социальную изоляцию. Воздействие биологических факторов смягчается при благоприятных социальных условиях жизни: своевременное обучение и воспитание, включение ребенка в широкую социальную общность и т.п. Чем больше число биологических и социальных факторов риска, тем сильнее их воздействие. Биологические факторы риска в процессе развития ребенка подвержены относительной компенсации, тогда как социальные факторы сохраняют и усиливают свое воздействие, препятствующее или способствующее развитию ребенка.

Наряду с закономерностями, общими для нормального и аномального развития, выделяют закономерности, общие для всех типов дизонтогенеза. К ним относятся следующие:

  1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет).
  2. Трудность словесного опосредствования. Например, умственно отсталые дети в младших классах не умеют пользоваться приемами опосредствованного, осмысленного запоминания и с трудом запоминают логически связанный материал.
  3. Замедление процесса формирования понятий. Так, умственно отсталые дети дошкольного возраста не могут осуществить группировку по форме и цвету геометрических фигур, что указывает на отсутствие у них способности к простейшим обобщениям. Так же обстоит дело и с классификацией предметов. Умственно отсталый ребенок остается во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное.
Читайте также:  Физические показатели правильного развития ребенка дошкольного возраста

Источник: 

Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.

Источник

Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Èçó÷åíèå ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ òîãî èëè èíîãî äåôåêòà. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè è êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè ïñèõèêè ó àíîìàëüíûõ äåòåé. Íàðóøåíèÿ ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ

«Òþìåíñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò»

Èíñòèòóò ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêè

Êàôåäðà ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêè äåòñòâà

Äîêëàä

ïî äèñöèïëèíå «Äåôåêòîëîãèÿ»

Òåìà: «Çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ»

Àâòîð ðàáîòû

ñòóäåíò 4 êóðñà

ãð. 29ÏÏÎ128-ç

Øîðèíà Îëüãà Âèêòîðîâíà

Òþìåíü, 2016

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

2. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

3. Ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Çàêëþ÷åíèå

Ââåäåíèå

Èíòåðåñ ê ïðîáëåìå îñîáåííîñòåé ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ àíîìàëüíîãî ðåáåíêà âîçíèê â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè óæå äàâíî. Âûÿâëåíèå çàêîíîìåðíîñòåé, ïðèñóùèõ àíîìàëüíîìó ðàçâèòèþ, è îñîáåííîñòåé, õàðàêòåðíûõ äëÿ òîé èëè èíîé ôîðìû äåôåêòà, ïðåäñòàâëÿåò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ñîçäàíèÿ ïðîäóêòèâíûõ ïóòåé è ôîðì ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîé è êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ äåòüìè, èìåþùèìè îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, à òàêæå äëÿ ðàçðàáîòêè ýôôåêòèâíûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè íàðóøåíèé è îòáîðà äåòåé â ó÷ðåæäåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî òèïà.

Ñðàâíèòåëüíûå èññëåäîâàíèÿ äåòåé ñ íåäîñòàòêàìè ðàçâèòèÿ èìåþò âàæíîå çíà÷åíèå è äëÿ îáùåé ïñèõîëîãèè, ïîñêîëüêó èññëåäîâàíèÿ íàðóøåííûõ ôóíêöèé ïîçâîëÿþò îáíàðóæèâàòü òî, ÷òî â ñêðûòîé è óñëîæíåí­íîé ôîðìå ñóùåñòâóåò â óñëîâèÿõ íîðìàëüíîãî ðàç­âèòèÿ. Îäíàêî âûäåëåíèå ïîäëèííî ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé èëè îñîáûõ ïðîÿâëåíèé áîëåå îáùèõ çàêîíîâ ðàçâèòèÿ — äåëî ñëîæíîå è òðóäíîå. Çàêîíîìåðíîñòè èëè îñîáåííîñòè, âûäåëÿåìûå èññëåäîâàòåëÿìè êàê ñïåöèôè÷åñêèå äëÿ êàæäîãî äàííîãî äåôåêòà, ÷àñòî íå ÿâëÿþòñÿ òàêîâûìè. Ýòî îïðåäåëèëî òåìó íàñòîÿùåãî òåîðåòè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ.

àíîìàëüíûé äåôåêò ïñèõèêà ðåáåíîê

1. Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Ïîíÿòèÿ «àíîìàëüíîå ðàçâèòèå», «àíîìàëüíûé ðåáåíîê» íà ñåãîäíÿøíèé äåíü î÷åíü àêòèâíî èñïîëüçóþòñÿ â ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè

Ïîä àíîìàëüíûì ðàçâèòèåì ïîíèìàþò íàðóøåíèå îáùåãî õîäà ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà â ðåçóëüòàòå êàêèõ-ëèáî ôèçè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ äåôåêòîâ. Òåðìèí «àíîìàëüíûé» èìååò â ñâîåé îñíîâå ãðå÷åñêîå ñëîâî «anomalos», ÷òî â ïåðåâîäå íà ðóññêèé ÿçûê îçíà÷àåò «íåïðàâèëüíûé».

Àíîìàëüíûìè ñ÷èòàþòñÿ äåòè, ó êîòîðûõ â ðåçóëüòàòå ïñèõè÷åñêîãî èëè ôèçèîëîãè÷åñêîãî îòêëîíåíèÿ ïðîèçîøëî íàðóøåíèå îáùåãî ðàçâèòèÿ. Ïî ñâîåìó ñîñòàâó ãðóïïà àíîìàëüíûõ äåòåé ñëîæíàÿ è ðàçíîõàðàêòåðíàÿ.

2. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

 îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè èíòåðåñ ê çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè ðàçëè÷íûõ òèïàõ íåäîñòàòî÷íîñòè âîçíèê óæå äàâíî.

Ïîä çàêîíîìåðíîñòüþ ïîíèìàþò îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþùóþ, ïîâòîðÿþùóþñÿ ñóùåñòâåííóþ ñâÿçü ìåæäó ÿâëåíèÿìè. Ñóùåñòâóþò çàêîíîìåðíîñòè îáùèå, îòðàæàþùèå îáùåå äëÿ áîëüøèõ ãðóïï ÿâëåíèé, è ñïåöèôè÷åñêèå (èëè ÷àñòíûå), äåéñòâóþùèå â êàêîé-ëèáî ïîäãðóïïå ÿâëåíèé.

Çíàíèå îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé è ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ òîãî èëè èíîãî äåôåêòà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âîïðîñîâ, íà êîòîðûõ ñòðîèòñÿ êîððåêöèîííî-âîñïèòàòåëüíàÿ ðàáîòà äëÿ êàæäîé êàòåãîðèè àíîìàëüíûõ äåòåé. Ýòè çíàíèå íåîáõîäèìû äëÿ ïîíèìàíèÿ âîçìîæíîñòåé äåòåé â óñâîåíèè ìàòå­ðèàëà, äëÿ îáîñíîâàíèÿ è ðàçðàáîòêè ñîäåðæàíèÿ è ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ â ñïåöèàëüíûõ øêîëàõ, êëàññàõ è äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ.

Íåìàëîâàæíóþ ðîëü â ñîçäàíèè ýòèõ îáùèõ ïðåäñòàâëåíèé ñûãðàëî è òî, ÷òî êðóïíûå èññëåäîâàòåëè â îáëàñòè ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè, íà÷èíàÿ ñ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, çàíèìàëèñü îäíîâðåìåííî èëè â ðàçíûå ïåðèîäû âðåìåíè èçó÷åíèåì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ðàçíûìè âèäàìè íåäîñòàòî÷íîñòè. Ýòî äàâàëî ìàòåðèàë äëÿ øèðîêèõ ñîïîñòàâëåíèé è ñðàâíåíèé è ñïîñîáñòâîâàëî ïðåîäîëåíèþ ðàçîáùåííîñòè îòäåëüíûõ íàïðàâëåíèé ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè, ñîçäàâàëî óñëîâèÿ äëÿ èõ îáúåäèíåíèÿ.

Читайте также:  Таблица возрастных этапов развития музыкальности ребенка

 ðàáîòàõ ýòèõ è äðóãèõ èññëåäîâàòåëåé áûëî ïîêàçàíî, ÷òî îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ, ïðåäñòàâëåíèé, ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ, äåÿòåëüíîñòè, óñòàíîâëåííûå ïðè èçó÷åíèè íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåãîñÿ ðåáåíêà, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ è íà ãëóõîãî, è íà óìñòâåííî îòñòàëîãî.

Ê òàêèì, îáùèì äëÿ ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, çàêîíîìåðíîñòÿì îòíîñèòñÿ, ïðåæäå âñåãî, ñëåäóþùåå.

1. Òåìï ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îòëè÷àåòñÿ íåðàâíîìåðíîñòüþ è ãåòåðîõðîííîñòüþ, â ðàçíûå ïåðèîäû ïðîõîäèò óñêîðåííî èëè çàìåäëåííî.

È â íîðìå, è ïðè ïàòîëîãèè ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå èìååò ïîñòóïàòåëüíûé ïîýòàïíûé õàðàêòåð.

2. Ñîçðåâàíèå ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðîèñõîäèò â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, è â êàæäîì ïîñëåäóþùåì âîçðàñòíîì ïåðèîäå íàñòóïàåò èõ êà÷åñòâåííîå ïðåîáðàçîâàíèå è ñîâåðøåíñòâîâàíèå.

Êàæäûé ýòàï çàâåðøàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì ïðèíöèïèàëüíî íîâûõ êà÷åñòâ, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ îñíîâîé äëÿ ðàçâèòèÿ íà ñëåäóþùåì ýòàïå, ÷òî âíîâü ïðèâîäèò ê ñêà÷êîîáðàçíîìó ïîÿâëåíèþ íîâîîáðàçîâàíèé â ïñèõèêå, ñîçäàþùèõ áàçó äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ. Ïîÿâëåíèå íîâûõ êà÷åñòâ íåâîçìîæíî áåç íàïðàâëåííîãî îáó÷åíèÿ, êîòîðîå áîëåå ýôôåêòèâíî â ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ êàê íîðìàëüíîãî, òàê è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà.

3. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà çàâèñèò îò åãî îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ è îò îáùåíèÿ ñ âçðîñëûìè.

Îáùåíèå êàê âèä ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — íåîáõîäèìîå óñëîâèå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè, åå ñîçíàíèÿ è ñàìîñîçíàíèÿ. Îáùåíèå ñî ñòàðøèìè äëÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ñëóæèò åäèíñòâåííî âîçìîæíûì êîíòåêñòîì, â êîòîðîì îí ïîñòèãàåò è «ïðèñâàèâàåò» îáùå÷åëîâå÷åñêèé îïûò. Âîò ïî÷åìó îáùåíèå — ãëàâíûé ôàêòîð îáùåãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â íîðìå è ïðè îòêëîíåíèÿõ. Ôîðìèðîâàíèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé îïèðàåòñÿ íà ðå÷ü.

4. Ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ïñèõèêè ðåáåíêà ïðîèñõîäèò â ðàçëè÷íûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè

Âåäóùèìè âèäàìè äåÿòåëüíîñòè äëÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ íàðóøåíèÿìè â ðàçâèòèè è áåç îòêëîíåíèé ÿâëÿþòñÿ äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè è èãðà. Èãðà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îäíî èç ïðîÿâëåíèé ñïîíòàííî ðàçâèâàþùåãîñÿ ñîçíàíèÿ, äóøåâíîé æèçíè ðåáåíêà. Ñïåöèôèêà èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè çàêëþ÷åíà â åå çàìåùàþùåì ïî îòíîøåíèþ ê íàñòîÿùåé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ õàðàêòåðå.

Âûÿâëåíèå îáùíîñòè íîðìàëüíîãî è íàðóøåííîãî ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìî ïðîäîëæèòü, îäíàêî öåíòðàëüíîé çàäà÷åé ñåé÷àñ, êîãäà ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèåé íàêîïëåí îãðîìíûé ôàêòè÷åñêèé ìàòåðèàë, äîëæíî áûòü óñòàíîâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ìíîãèìè èññëåäîâàòåëÿìè áûëî ïîêàçàíî, ÷òî ðàçâèòèå àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ïîä÷èíÿÿñü â öåëîì îáùèì çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, èìååò öåëûé ðÿä ñîáñòâåííûõ çàêîíîìåðíîñòåé.

3. Ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Âëèÿíèå îðãàíè÷åñêîãî äåôåêòà íà ðàçâèòèå ïñèõèêè ïðîÿâëÿåòñÿ â ñâîåîáðàçèè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðîå èìååò ñâîè ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè. Èçó÷åíèå ðàçëè÷íûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé âûÿâèëî, ÷òî äëÿ âñåõ ãðóïï äåòåé, èìåþùèõ íàðóøåíèÿ, â òîé èëè èíîé ìåðå õàðàêòåðíû îáùèå ÷åðòû, îäíîâðåìåííî îòëè÷àþùèå èõ îò íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ ñâåðñòíèêîâ.

Îäíà èç ïåðâûõ çàêîíîìåðíîñòåé, îáúåäèíÿþùèõ âñåõ äåòåé ñ ðàçëè÷íûìè àíîìàëèÿìè ðàçâèòèÿ, áûëà âûâåäåíà Ë.Ñ. Âûãîòñêèì, êîòîðûé ñôîðìóëèðîâàë ïîëîæåíèå î òîì, ÷òî íàëè÷èå ïåðâè÷íîãî äåôåêòà, âûçâàííîãî áèîëîãè÷åñêèì ôàêòîðîì, âëå÷åò çà ñîáîé ïîÿâëåíèå âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé, âîçíèêàþùèõ â õîäå ïîñëåäóþùåãî àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ [2]. Òåì ñàìûì áûëà ïîêàçàíà ïðè÷èííàÿ îáóñëîâëåííîñòü èçìåíåíèÿ ðàçâèòèÿ àíîìàëüíîãî ðåáåíêà: íàñòóïèâøåå â òîì èëè èíîì çâåíå íàðóøåíèå çàêîíîìåðíî â ñèëó äåéñòâèÿ îáùèõ çàêîíîâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âëå÷åò çà ñîáîé èçìåíåíèå ðàçâèòèÿ, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â îòêëîíåíèÿõ, ðàçëè÷íûõ ïî ñâîåìó õàðàêòåðó, ñèëå è çíà÷èìîñòè ó êàæäîé êàòåãîðèè àíîìàëüíûõ äåòåé. Îäíàêî îáùèì äëÿ âñåõ ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî âîçíèêøèå èçìåíåíèÿ îêàçûâàþò âëèÿíèå íà âåñü äàëüíåéøèé õîä ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Êàê ïîêàçàíî Ò.À. Âëàñîâîé, ó àíîìàëüíûõ äåòåé èìååò ìåñòî íåäîñòàòî÷íîå ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ — ðàçëè÷íûå ïî õàðàêòåðó è ãëóáèíå íàðóøåíèÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, íåäîñòàòêè äâèãàòåëüíîé ñôåðû, ñâîåîáðàçèå ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, ÷òî ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà, èçìåíåíèþ ñïîñîáîâ êîììóíèêàöèè è íàðóøåíèþ ñðåäñòâ îáùåíèÿ, òðóäíîñòÿì ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè è îáåäíåíèþ ñîöèàëüíîãî îïûòà.

Ïîçäíåå áûëà âûÿâëåíà çàâèñèìîñòü êîëè÷åñòâåííîãî è êà÷åñòâåííîãî ñâîåîáðàçèÿ âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé îò ñòåïåíè è êà÷åñòâà ïåðâè÷íîãî äåôåêòà: ÷åì òÿæåëåå ïåðâè÷íûé äåôåêò, òåì áîëåå ÿðêèì áóäóò ïðîÿâëåíèÿ âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé, à òàêæå íàëè÷èå çàâèñèìîñòè ìåæäó ñòåïåíüþ âûðàæåííîñòè âîçíèêàþùèõ íàðóøåíèé è âðåìåíåì âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì ðåáåíêà ïàòîãåííîãî ôàêòîðà. ×åì ðàíüøå âîçíèêàåò ïåðâè÷íûé ôàêòîð, òåì ìåíåå áëàãîïðèÿòíîé áóäåò êàðòèíà ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ.

Читайте также:  Развитие ребенка концентрацию внимания усидчивости

Òàê, ïðè ïîòåðå ñëóõà â âîçðàñòå, êîãäà ñëîâåñíàÿ ðå÷ü óæå â îñíîâ­íîì ñôîðìèðîâàíà, íàïðèìåð, ïîñëå 6 ëåò, âòîðè÷íûå íåäîñòàòêè è äåôåêòû ìåíåå âûðàæåíû, òîãäà êàê ïðè âðîæäåííîì ÷àñòè÷íîì íàðóøåíèè ñëóõà (ó ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé), íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ïåðâè÷íûé äåôåêò âûðàæåí ñëàáåå, èìååòñÿ öåëûé ðÿä âòîðè÷íûõ íåäîñòàòêîâ: äåôåêòû ïðîèçíîøåíèÿ è ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ, îãðàíè÷åííîñòüþ ñëî­âàðÿ, çàìåäëåííîå ôîðìèðîâàíèå ïîíÿòèé è èõ íåòî÷íîñòü è ò. ä. Ýòè íåäîñòàòêè ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèÿì â ôîðìèðîâàíèè ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè è äðóãèì äåôåêòàì.

Ë.Ñ. Âûãîòñêèé óêàçàë åùå íà îäíó äëÿ âñåõ ôîðì àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ çàêîíîìåðíîñòü, ïðîÿâëÿþùóþñÿ â òðóäíîñòÿõ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, çàòðóäíåíèÿõ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé è â íàðóøåíèÿõ ñâÿçåé ñ îêðóæàþùèì ìèðîì è, ïðåæäå âñåãî, ñ ëþäüìè. Àíîìàëüíûå äåòè èñïûòûâàþò òðóäíîñòè âî âçàèìîäåéñòâèè ñ ëþäüìè è îêðóæàþùåé ñðåäîé.

Ó àíîìàëüíûõ äåòåé ñíèæåíà àêòèâíîñòü è ðåàêòèâíîñòü

Ïîðàæåíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû (ïðè îëèãîôðåíèè è â ìåíüøåé ñòåïåíè ïðè çàäåðæêàõ ðàçâèòèÿ) ñâîèì ðåçóëüòàòîì èìåþò ñíèæåíèå ñêîðîñòè ïðèåìà âñåõ âèäîâ èíôîðìàöèè è óìåíüøåíèè åå îáúåìà, ïîñòóïàþùåãî çà åäèíèöó âðåìåíè, à òàêæå èñêàæåíèå ïåðâè÷íîé èíôîðìàöèè (âûðàæàÿñü ÿçûêîì òåîðèè êîììóíèêàöèè, óâåëè÷åíèå øóìîâ). Çàìåäëåííîñòü ïðîöåññà âîñïðèÿòèÿ ó óìñòâåííî îòñòàëûõ, åãî óçîñòü, îòìå÷åíû â ðàáîòàõ Ã.ß. Òðîøèíà, È.Ì. Ñîëîâüåâà è åãî ñîòðóäíèêîâ (À.È. .Ëèïêèíîé, Å.Ì. Êóäðÿâöåâîé).  ýòèõ æå èññëåäîâàíèÿõ ïîêàçàíà ìåíüøàÿ äèôôåðåíöèðîâàííîñòü âîñïðèÿòèÿ ó îëèãîôðåíîâ.

Îáùåé îñîáåííîñòüþ, íàáëþäàþùåéñÿ ó âñåõ àíîìàëüíûõ äåòåé ÿâëÿåòñÿ òàêæå íàðóøåíèå ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ ïðè îáðàçîâàíèè íîâûõ ñâÿçåé.  íàèáîëåå îò÷åòëèâîé ôîðìå îíî îáíàðóæèâàåòñÿ ó óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé. Ýòî ïîêàçàíî êàê â ðÿäå ïñèõîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé (È.Ì. Ñîëîâüåâ, Æ.È. Øèô, Á.È. Ïèíñêèé, À.È. Ëèïêèíà, Â.Ã. Ïåòðîâà, Ê. Á¸äîð, Í. Î’Êîííîð), òàê è ïðè èçó÷åíèè âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè (À.Ð. Ëóðèÿ, Â.È. Ëóáîâñêèé, Å.Í. Ìàðöèíîâñêàÿ). Íàðóøåíèÿ ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ òàêæå èìåþò ìåñòî ïðè îòñóòñòâèè îðãàíè÷åñêèõ ïîðàæåíèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû ïðè ÷àñòè÷íûõ äåôåêòàõ àíàëèçàòîðîâ. Ýòî î÷åâèäíî ïðè äåôåêòàõ ñëóõà, êîãäà íàðóøàåòñÿ íîðìàëüíîå ðàçâèòèå ñëîâåñíîé ñèñòåìû, íî äàæå ïðè ÷àñòè÷íûõ äåôåêòàõ çðåíèÿ (ó ñëàáîâèäÿùèõ) îáíàðóæèâàåòñÿ, ÷òî íåïîñðåäñòâåííûé çðèòåëüíûé àíàëèç ñèãíàëîâ ìîæåò ñòðàäàòü ìåíüøå, ÷åì ñëîâåñíàÿ êâàëèôèêàöèÿ åãî ðåçóëüòàòîâ. Òàê, ó äåòåé ñ âûñîêîé ñòåïåíüþ áëèçîðóêîñòè âûðàáîòêà äèôôåðåíöèðîâêè ïðîñòûõ ñâåòîâûõ ñèãíàëîâ ïî èíòåíñèâíîñòè ïðîèñõîäèëà áåç çíà÷èòåëüíûõ îòëè÷èé îò òîãî, ÷òî íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé ñ íîðìàëüíûì çðåíèåì, íî äàòü àäåêâàòíûé ñëîâåñíûé îò÷åò ñëàáîâèäÿùèå çàòðóäíÿëèñü.

Äëÿ âñåõ âèäîâ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðíî çàìåäëåíèå ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ ïîíÿòèé. Äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ êàêîãî-ëèáî ïîíÿòèÿ íåîáõîäèìî îáðàçîâàíèå áîëüøåãî êîëè÷åñòâà åäèíè÷íûõ ñâÿçåé, â òî âðåìÿ êàê èíäèâèäóàëüíûé îïûò ìåäëåííåå ñîçäàåò òî ñîñòîÿíèå «ïðåäóãîòîâàííîñòè», êîòîðîå äåëàåò âîçìîæíûì ôîðìèðîâàíèå íîâîãî ïîíÿòèÿ ó íîðìàëüíîãî ðåáåíêà ïîñëå îáðàçîâàíèÿ äâóõ-òðåõ åäèíè÷íûõ ñâÿçåé (Ì.Ì. Êîëüöîâà).

Îòìå÷åííûå âûøå çàêîíîìåðíîñòè ïðîÿâëÿþòñÿ êàê â îñîáåííîñòÿõ ïñèõè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé àíîìàëüíûõ äåòåé (îáðàçàõ âîñïðèÿòèÿ, ïðåäñòàâëåíèÿõ, ïîíÿòèÿõ è ò. ä.), òàê è â ôóíêöèîíèðîâàíèè ìåõàíèçìîâ ðåàëèçóþùèõ ïñèõè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü.

Îäíàêî â ðàçâèòèè àíîìàëüíûõ äåòåé èìåþòñÿ è ïîëîæèòåëüíûå çàêîíîìåðíîñòè. Íàëè÷èå êîìïåíñàòîðíûõ âîçìîæíîñòåé ïñèõèêè àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ñâÿçàííûõ ñî ñïîñîáíîñòüþ íåðâíîé ñèñòåìû ê ïåðåñòðîéêå ôóíêöèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïðè ïîðàæåíèÿõ, è ÿâëÿåòñÿ òàêîé ïîëîæèòåëüíîé çàêîíîìåðíîñòüþ. Ìíîãî÷èñëåííûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè àíîìàëüíûõ äåòåé ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ êîððèãèðóþòñÿ, èñ÷åçàÿ ñîâñåì èëè ïðèîáðåòàÿ èíîå êà÷åñòâåííîå âûðàæåíèå. Âîçìîæíîñòè êîìïåíñàöèè, øèðîêî ðåàëèçóþùèåñÿ ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ êîððåêöèîííîãî âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, ñãëàæèâàþòñÿ è â èçâåñòíîé ìåðå óñòðàíÿþò íåðàâíîìåðíîñòü ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó àíîìàëüíûõ äåòåé.

Çàêëþ÷åíèå

Ë.Ñ. Âûãîòñêèì è äðóãèìè èññëåäîâàòåëÿìè ïîêàçàíî, ÷òî ðàçâèòèå ïñèõèêè àíîìàëüíûõ äåòåé ïîä÷èíÿåòñÿ òåì æå çàêîíîìåðíîñòÿì, ÷òî è ðàçâèòèå íîðìàëüíîãî ðåáåíêà. Ýòî ïîëîæåíèå ñûãðàëî âàæíóþ ðîëü â ïðåîäîëåíèè òåîðèé «ïîòîëêà» è â äîêàçàòåëüñòâå òîãî, ÷òî àíîìàëüíûå äåòè èìåþò áîëüøèå âîçìîæíîñòè è ìîãóò ñòàòü ïîëíîöåííûìè ÷ëåíàìè îáùåñòâà.

Âûÿâëåíèå îáùíîñòè íîðìàëüíîãî è íàðóøåííîãî ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìî ïðîäîëæèòü, îäíàêî öåíòðàëüíîé çàäà÷åé ñåé÷àñ, êîãäà ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèåé íàêîïëåí îãðîìíûé ôàêòè÷åñêèé ìàòåðèàë, äîëæíî áûòü äàëüíåéøåå èññëåäîâàíèå ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник