Общение развития ребенка с взрослыми в виде таблицы

Общение развития ребенка с взрослыми в виде таблицы thumbnail

Варлакова Юлия
Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски»

«Умение ребенка правильно общаться

позволяет ему комфортно жить в

обществе людей…»

Выготский Л. С.

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в дошкольном возрасте. Первые «учителя общения» — родители.

Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:

— ситуативно-личностная;

— ситуативно-деловая;

— внеситуативно-познавательная;

— внеситуативно-личностная.

Период новорожденности — это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослогои побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого — комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос-лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима-нию.

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как образец, помощник, участник и организатор совместных действий.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем — общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви-дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Читайте также:  График развития ребенка после года

Необходимо отметить, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Первый опыт коллективного общения для ребенка – это детский сад. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми.

Первая наиболее важная отличительная часть состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений, выражающие самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность,незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т. д.

Еще одна особенность общения со сверстниками — это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза лучше. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

В общении со сверстникамивыделены следующие этапы:

• Эмоционально практическое (2-4 года);

• Ситуативно – деловое (4-6 лет);

• Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).

На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, но контакты между ними эпизодичны и кратковременны. К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. В такой игре дети общаются непосредственно, без каких- либо предметов. Как правило, такая игра протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоциями. В ходе таких игр дети начинают чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый. Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.

Вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.

Читайте также:  Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения. Е. И. Щербакова говорит, что «Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни»

Развитие общения ребенка дошкольного возраста имеет свои закономерности и особенности. Учитывая выше сказанное, можно сделать следующий вывод. Развитие и совершенствование навыков общения осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего детства. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. На протяжении всей жизни мы приобретаем коммуникативный опыт, совершенствуем свои умения и навыки общаться.

Источник

Любой ребенок
перед тем как начать общение со своими
сверстниками, вступает в общение со
взрослым. Именно это общение и становится
отправной точкой в приобретении ребенком
навыков общения. Для характеристики
полноценного общения ребенка раннего
возраста со взрослыми можно выделить
следующие принципы:

  • инициативность
    по отношению к старшему, стремление
    привлечь его внимание к своим действиям;

  • предпочтение
    предметного сотрудничества со взрослым,
    настойчивое требование от взрослого
    соучастия в своих делах;

  • доверчивость,
    открытость и эмоциональность отношения
    к взрослому, проявление к нему своей
    любви и охотный отклик на ласку;

  • чувствительность
    к отношению взрослого, к его оценке и
    перестраивание своего поведения в
    зависимости от поведения взрослого,
    тонкое различение похвалы и порицания;

  • активное
    использование речи во взаимодействии.

Таким образом, для
полноценного развития ребёнка общение
должно занимать главное место, общаться
с ребенком надо с самого младенчества,
тем самым создавая условия для развития
творческой, гармонической, всесторонне
развитой личности.

В зависимости
от того, что мотивирует ребенка к общению

можно выделить основные  
формы общения ребенка со взрослым
(Лисина):

ситуативно — личностная
— ситуативно
— деловая
— внеситуативно — личностная

внеситуативно – познавательная.

Ситуативно-личностная
форма
(0-6
месяцев) общения детей со взрослыми
приходится на первое полугодие жизни.
Несмотря на то, что ребенок еще не может
быть инициатором общения, однако он
способен улавливать эмоционально-окрашенную
речь взрослых. Именно поэтому  внимание
и забота взрослых вызывают у детей
радостные переживания, а  агрессивность
и злость — отрицательные эмоции и чувство
страха. Всем известно, что положительные
эмоции повышают жизненный тонус ребёнка,
а отрицательные снижают его.

Главной особенностью
cитуативно-деловой
формы
общения
детей со взрослыми (от 6 месяцев до 2-х
лет) есть то, что  ребенок
общается со
взрослым путем
практического взаимодействия.
Здесь речь не идет о простой помощи.
Дети нуждаются в соучастии взрослого.

Внеситуативно-познавательная
форма
общения
возникает  в период от 3-х до 5-ти 
лет. Взрослея, возможности детей
расширяются. Они уже стремятся к
своеобразному «теоретическому»
сотрудничеству со взрослым. Характерной
особенностью этого периода есть то, что
ребенок
начинает интересоваться не то только
предметами, но и их характеристиками.
Безусловным помощником в общении и
познании мира становиться речь самого
ребенка. Ведь теперь он может не только
слушать разъяснения взрослых, но и
задавать вопросы. Однако самым важным
моментом в общении

является реакция
взрослых на поступки и действия детей
.
Ведь похвала и одобрение служат двигателем
к  познанию новых вещей, а порицание
и замечания могут стать той «стеной»,
которая прекратит сотрудничество
взрослого и ребенка на долгий промежуток
времени.

Внеситуативно
— личностная форма

общения детей со взрослыми формируется
в возрасте 6 — 7 лет. Именно она является
самой высшей точкой в общении ребенка
со взрослым, так как мотивом общения
выступает не предметный мир, но мир
людей.

 Если потребность
в общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно, то как
например дети, оказавшиеся в больнице
или в детском доме, отстают в психическом
развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют
бессмысленный, безразличный взгляд,
устремленный вверх, мало двигаются,
ощупывают свое тело или одежду и не
стремятся схватить попавшиеся на глаза
игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают
интереса к окружающему. Речь появится
у них очень поздно. Более того, даже при
хорошем гигиеническом уходе дети отстают
в своем физическом развитии. Эти тяжелые
последствия, недостатки общения в
младенчестве получили название
госпитализма.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка что это такое

Фигура взрослого
имеет решающее значение в психическом
развитии ребенка. Только взрослый для
маленького ребенка является носителем
человеческой культуры, и только он может
передать ее ребенку. Это предъявляет
родителям особые требования. Нужно не
просто соблюдать нормы и правила
поведения, не просто владеть нужными
способами действий, но уметь открыть
все это для ребенка, придать этому
значимость и привлекательность. Ведь
сами по себе окружающие предметы и
стимулы могут и не стать психологическими
орудиями. Звуки речи, жребий или узелок
на память в своей натуральной, естественной
форме не содержат ничего такого, что
могло бы организовывать поведение и
психику человека. Значение знаков
придается им извне окружающими взрослыми,
которые превращают нейтральные стимулы
в мотивы собственных действий ребенка
и в психологические орудия овладения
собой. Д. Б. Эльконин высказал очень
важную мысль о том, что знак всегда несет
в себе печать другого человека, его
«след». Знак всегда подразумевает
действие конкретного человека и действие
одного человека в отношении другого.
Именно поэтому знак социален и может
организовывать поведение и психику
ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Виктория Никитина
Формы общения детей дошкольного возраста со взрослыми

Младший возраст Средний возраст Старший возраст

Форма общения ребенка со взрослым Ситуативно-личностное Внеситуативно-познавательное Внеситуативно-личностное Ситуативно-деловое Внеситуативно-познавательное Внеситуативно-личностное

Задачи развития диалогической речи • Легко и свободно вступать в общение с детьми и взрослыми;

• Учить детей выражать свои просьбы словами понятно;

• Отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.

• Следует воспитывать в ребенке потребность делиться своими впе-чатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, по-ощрять попытки детей задавать вопросы. В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, ис­правлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Инициатор разгововора Воспитатель Воспитатель, дети Дети, воспитатель

Форма организации разговора Диалог, беседа Коллективная беседа, монолог, диалог, образовательные ситуации, утренний сбор. Дидактические игры, беседа, диалог,монолог,

Содержание разговора По поводу деятельности По поводу игр, деятельности, игушек, ближайшего окружения

По поводу книг, деятельности, предметов картин и тд.

Примерные темы разговоров «Давайте сейчас поговорим о ваших любимых книжках» «Давайте поговорим сейчас о том, во что будем играть»; «Давайте придумаем, что будем делать на прогулке» Детям постарше можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д.

Примеры 3-4 вопросов для разговора с детьми на одну из тем «Кто тебе купил эту книжку?», «Какая твоя любимая книжка?», «Кто нарисован на обложке твоей книжки?» «Кто из детей как здоровается, когда приходит в детский сад», «Как здороваться со взрослыми и детьми», «Когда мы говорим «Привет!». «Что значит уважать труд взрослых; «Как вы помогаете взрослым в детском саду и дома?»;

«Какие виды дежурств у вас организуются?».

Место в режиме дня Утро, перед обедом. Утро, прогулка Прогуки, во время игр, утром, после и перед обедом

Источник