Общение младших школьников как фактор развития личности ребенка

Советы родителям.
Общение как фактор развития личности ребенка.
Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
Для того, чтобы общение ребенка со взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:
— Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;
— Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;
— Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;
— Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.
К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.
Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.
К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.
При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.
Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.
Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
Источник
Общение со взрослыми, сверстниками играет ведущую роль в развитии личности младшего школьника. Постепенно все более отчетливым становится отношение ребенка к самому себе.
К началу школьного обучения при наличии коммуникативной активности, самостоятельности у ребенка закрепляется осознание собственного «Я». Образ «Я» становится более содержательным благодаря овладения новой социальной ролью: ученик не только участник учебного процесса, но и общения. Овладение новыми видами деятельности способствует значительному развитию самосознания, что позволяет адекватно оценивать позицию взрослых людей, их индивидуальные особенности, мотивы поведения. Опыт приобретается в практике общения с людьми. Большую роль для формирования коммуникативных навыков по-прежнему имеют воспоминания отдельных событий своей жизни, особенно эмоционально ярко окрашенных, которыми мыслит ребенок. Он учится воссоздавать отношения между другими людьми, пытается моделировать на этой основе новые контакты со сверстниками.
В общении совершенствуются, закрепляются нравственные качества личности: добросовестность, ответственность, аккуратность, социальная надежность (устойчивая реализация социальной роли).
В младшем школьном возрасте возрастает уровень запросов к самому себе, к своему успеху в межличностных отношениях, социальному положению среди сверстников и взрослых. Дошкольник любил себя, но такого качества как самолюбие еще не было. Оно связано с процессом становления самооценки, так как она возможна только на фоне обобщенного отношения к окружающим людям и понимания своей коммуникативной ценности, что происходит с развитием мышления и речи. Формирование самооценки тесно связано с развитием самосознания. Его интенсивный рост будет наблюдаться в подростковом возрасте. Младший школьник пока учится ориентироваться на мнение окружающих, а к концу начального обучения анализирует свое поведение и общение с опорой на самооценку.
Б. Г. Ананьев считал самооценку наиболее сложным результатом сознательной деятельности ребенка. Самооценка к началу школьного обучения ассимилирует в себе социальные умения личности, связанные с жизненной практикой, сложившимися моральными качествами. Самооценка – это знание своих качеств, открытие для себя собственных переживаний. Для этого приходится пройти долгий путь от простого «Я сам» до открытия дверцы в свой внутренний мир. Этот путь возможен только благодаря общению.
У личности возникают все новые «психологические приобретения» – самоуважение, чувство собственного достоинства, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и личным установкам в отношении самого себя. Школьник готов о них говорить и объяснять собственную активность с учетом существующей самооценки. Взрослым все сложнее удается использовать в общении с ребенком приемы внушения: приходится все чаще убеждать и доказывать.
Личность младшего школьника становится не только чувствующей, но и думающей, готовой усваивать социальные нормы, ценности, образцы сообразно сложившимся, внутренним условиям поведения и общения. Анализу подвергается теперь весь мир переживаний – как внешний, так и внутренний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) в младшем школьном возрасте обуславливают личностную активность в освоении окружающего мира.
Внутреннее, целостное развитие личности невозможно без переживаний, которые Л. С. Выготский назвал «единицей изучения личности и среды». Внутреннее развитие осуществляется в процессе осознания (рефлексии) того, что происходит с человеком при общении с людьми из ближайшего социального окружения. Адекватность самосознания – показатель социального благополучия ученика.
С точки зрения развития сознания большое значение имеет не изолированные изменения отдельных психических функций (внимание, память, мышление), а всей личности в целом. В частности, Д. Б. Эльконин, Л. Н. Леонтьев подчеркивали, что дошкольное детство является периодом первоначального фактического формирования личности, развитием личностных «механизмов» поведения. Они служат своеобразной экспериментальной моделью выработки более устойчивых характеристик индивидуальности, неповторимости каждого человека. Л. Н. Леонтьев началом рождения личности считал момент, когда складывается соподчинение мотивов, то есть ребенок знает, что он хочет, и как себя для этого надо вести. Далее ребенок привыкает распоряжаться своими мотивами – личность становится все более зрелой.
Чем стремительнее происходит развитие личности, тем выраженнее становится предпочтение общения со сверстниками взамен уже сложившимся формам личностного поведения со взрослыми. Младший школьник уже способен опосредовано понимать роль взрослого для понимания самого себя. Коммуникативное поведение ребенка опосредствуется действиями взрослого: какие он совершает поступки, как относится к предметам, людям, ситуациям. Младший школьник во многом старается подражать, действовать как старшие. Образ взрослого, воплощаясь в различных социальных ролях, становится фундаментальной основой всех новообразований в структуре личности младшего школьника.
На фоне личностного роста идет активный поиск возможностей включиться в систему отношений ближайшего социального окружения. От характера и содержания такого включения будет зависеть вся последующая жизнь, поэтому окончание начальной школы с точки зрения развития личности и навыков общения является чрезвычайно важным и заслуживает пристального внимания всех заинтересованных в эмоциональном и социальном благополучии ребенка взрослых.
Школьный коллектив играет большую роль в развитии социально адекватной личности ученика. Под его влиянием постепенно формируется устойчивая социальная направленность личности, складывающаяся под влиянием коллективных интересов. Младшему школьнику привлекательна активная роль в межличностных отношениях со сверстниками, он начинает интересоваться общими делами, событиями, мероприятиями, стремится сам определить свое место в коллективе.
Защиринская Оксана Владимировна
Психолог
Научный руководитель Центра, доктор психологических наук, детский и семейный психолог, психотравматолог.
Источник
Дьякова Людмила Владимировна
МБОУ СОШ №39 г.Воронеж
учитель начальных классов
Начальная школа как фактор формирования личности ребенка
Основу обучения и воспитания подрастающего поколения составляет начальная школа, именно здесь дети учатся читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.
Учебно-воспитательный процесс начальной школы является одним основополагающих составляющих формирования личности младшего школьника.
Огромную роль в данном процессе оказывает личность учителя, ведь именно он является эталоном для младших школьников. Ученики младших классов стараются во всём походить на учителя. Им кажется, что все его поступки носят положительную направленность.
Именно в школе ребёнок проводит основную часть своего времени. Поэтому формирование личности ребёнка младшего школьного возраста происходит в школьном учреждении.
Процесс личностного становления детей младшего школьного возраста непосредственно связан с «развитием волевых качеств, учебной мотивацией, формированием рефлексии»[5,с.96].
Формирование личности младшего школьника непосредственно зависит от учебной деятельности, второстепенное значение личностного становления ребёнка оказывают отношения со взрослыми, их образцами и оценками, следование правилам, приобретение научных понятий[3].
Именно в учебно-воспитательном процессе у ребёнка усваиваются знания, формируются интеллектуальные силы, ориентировка в новом предметном мире, происходит процесс социализации личности ребёнка. Именно в учебной деятельности у ребёнка происходит формирование всех психологических процессов, интеллектуальное развитие школьника.
Успехи детей в учебном процессе самым прямым образом оказывают влияние на становление личности школьника. Это личностное становление вначале происходит в классном коллективе. Дети, получающие положительные оценки, как правило, являются лидерами.
По мнению В.В. Давыдова, Л.Бережной, Л.И. Божович, М.В. Максимова, В.С. Мухиной, Е.Ю. Федоренко и др, сначала у учащихся младших классов внутренняя позиция имеет познавательную и социальную направленность, что в дальнейшем переходит в учебно-познавательные мотивы и более зрелые формы социальных мотивов[4].
В.П. Ильина утверждает, что у учеников 1-го и 2-го класса на совершение волевых действий влияют взрослые, но к 3-му классу дети способны совершать волевые действия руководствуясь собственными мотивами[11].
В практике современной образовательной системы помощь младшему школьнику реализуется через психолого-педагогическую поддержку. Ребёнок младшего школьного возраста приходит в школу и погружается в новую для себя сферу деятельности, реализация которой происходит через решение определённых задач, через реализацию индивидуальной цели психического и личностного развития. Адаптация ребёнка в данной сфере происходит в условиях психолого-педагогической поддержки учителя. Эта поддержка направлена, прежде всего, « на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, воспитания и психологического развития»[3].
Г.С. Остапенко определяет психолого-педагогическую поддержку как длительный процесс, направленный на всестороннее развитие личности школьника. Данная поддержка младшего школьника создаёт условия для его благоприятного развития [3].
В современной практике образовательного процесса ученые выделяют различные направления психолого-педагогической поддержки младших школьников:
— воспитательное направление психолого-педагогической поддержки;
— направление поддержки как защиты;
— психолого-педагогическая поддержка школьника как индивидуализация, заключающаяся в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на запрос ребенка о взаимодействии, утверждение собственной его состоятельности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что психолого-педагогическая поддержка младшего школьника направлена, прежде всего, на «создание условий для развития младших школьников, складываемых из атмосферы физической и психологической безопасности учащихся, обеспечения их интересов и условий индивидуально-личностного развития» [1, с.3].
Таким образом, мы определили, что становление личности младшего школьника происходит, главным образом, в процессе учебной деятельности. Данная деятельность у ребёнка младшего школьного возраста является одной из главных. Именно, при изучение школьных предметов, у школьника развиваются интеллектуальные способности, что способствует развитию его познавательной сферы, совершенствуется волевая сфера деятельности ребёнка. Успеваемость ребёнка по учебным предметам, в первую очередь, способствует его личностному развитию.
Школа оказывает помощь в становление личности школьника через психолого-педагогическую поддержку. Последняя нацелена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, воспитания и психологического развития.
Становление личности младшего школьника формируется через его нравственное воспитание.
В основе нравственного воспитания лежит нравственное развитие ребёнка с опорой на положительные представления ребёнка о себе.
Младший школьный возраст является преднравственным уровнем развития, когда поступки определяются внешними обстоятельствами, а точки зрения других людей в расчет не принимаются.
При этом реализуется вторая стадия данного уровня- ориентация на поощрение. Суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. Для этого возраста характерны конформное, согласное с нормами поведение, направленное на то, чтобы в результате получить поощрение; ожидание ребенком того, что в ответ на его положительные поступки к нему будут относиться так же хорошо.
Рассмотрим некоторые нравственные новообразования младших школьников в соответствии с этапами обучения.
6-7 лет. «К концу первого года обучения дети имеют определенный опыт взаимоотношений, совместной работы на уроках».
8-9лет. Второклассниками оценка различных событий, людей, природы осуществляется уже не только по принципу «хороший или плохой для меня», «добрый или злой по отношению ко мне» — «доброе» или «злое» осмысливается по отношению ко всем людям. Однако в 1-м и 2-м классах, по исследованиям Н. М. Трофимовой, мало детей умеют наблюдать за внешними предметами и действиями увидеть отношение человека к деятельности и другим людям.
8-10лет. Ребенку уже не нужна ежеминутная опека учителя, поэтому возникающие в классном коллективе конфликты дети пытаются разрешить сами. Большую роль в этом играет развитие самоуправления детского коллектива. Но детям свойственно видеть только внешнюю сторону конфликта или то, что задевает их лично, нравственный смысл во многих случаях они не осознают. Часто ребенок знает, как нужно поступать тому или иному герою, а в реальной жизни не уступит и в малом, полагая, что все хорошие качества человека проявляются только в особых случаях и в героических поступках.
Н.В. Лещенко выделяет внутренние (физиологические, психологические), и внешние (педагогические) предпосылки эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения[2].
К внутренним предпосылкам относится сензитивность психики детей данного возраста к нравственному воспитанию, обусловленная повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность нравственных норм; бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении; активным формированием гуманистических отношений, побудительным мотивом которых является потребность в положительных поступках; неустойчивостью отрицательных качеств личности, пластичностью нервной системы, восприятием учителя референтной личностью; повышенной конформностью, которая может служить опорой учителю для развития умения ребенка подчинять свои интересы интересам коллектива и т. д.
Педагогическими предпосылками эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения могут быть значительное расширение круга общения и видов деятельности ребенка, которые воспринимаются им как общественно значимое явление; более разнообразные по сравнению с дошкольным детством жизненные обстоятельства, в которых ребенок должен сам решать, как надо поступать в том или ином случае, не нарушая предъявленного к нему требования; длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения, позволяющее учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, целенаправленно и систематически воздействовать на его развитие; существующие в начальной школе благоприятные условия для успешной установки контактов с родителями школьников; эмоциональность младших школьников.
Перечисленные предпосылки начального обучения в школе представляют собой залог нравственной воспитуемости младших школьников. Именно в данном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного развития детей.
Таким образом, к младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает своего «рубежа» нравственного развития; у него «накапливается определенный нравственный опыт, формируются черты индивидуального характера, вырабатываются определенные привычки». Все эти факторы отражаются на процессе нравственного воспитания, которое самым непосредственным образом оказывает влияние на становление личности ребёнка[2, с.120].
Итак, начальная школа самым непосредственным образом участвует в личностном становление ребенка. Этот процесс формируется под непосредственным сопровождением учителя, который является для детей образцом во всех начинаниях. Именно в начальной школе формируются зачатки личности ребёнка.
Список использованной литературы.
Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум как средство прогнозирования личностного развития ребенка[Текст]/ Ф.И.Кевля// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996.- № 3.
Лещенко Н.В.Особенности нравственного развития младших школьников [Текст]/Н.В.Лещенко//Интеграция образования.-2007.-№3/4.-с.119-122.
Остапенко Г.С. Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников [Текст]/ Г.С. Остапенко Г.С., Г.В. Самусева // Мир психологии.— 2008.— № 2.— С. 167–172
Степанова Н.А. Динамика личностного развития младших школьников [Текст]/Н.А.Стапанова //Вестник Московского Областного Государственного университета,2010.-№3.-с.173-176.
Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте [Текст]/Д.Б. Эльконин: Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1999.-560с.
Источник