Общение как важный фактор развития личности ребенка

Советы родителям.

Общение как фактор развития личности ребенка.

Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Для того, чтобы общение ребенка со взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:

— Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;

— Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;

— Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;

— Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.

К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.

Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.
К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.

При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности  определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он,  в конце концов, будет говорить правильно.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Источник

Антонина Свинцова
Советы родителям «Общение как фактор развития личности ребенка»

Общение играет огромную роль в формировании психики, в развитии и становлении человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка и его здоровья. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в отношениях с окружающим миром. Огромное значение в развитии полноценного общения отводится родителям ребенка, которые с момента рождения оказывают влияние на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, мыслительная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведения в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Для того, чтобы общение ребенкасо взрослыми происходило полноценно необходимо соблюдать следующие правила:

Родители должны принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями;

— Взрослые должны оценивать конкретные действия, а не личность ребенка;

Общение должно строиться на положительном, эмоциональном фоне;

Ребенок должен чувствовать любовь и веру родителей.

К сожалению, рост потока информации, обострение социальных проблем негативно влияют на общение взрослых и детей. Возникает растерянность, нервные срывы, страдает детская психика. Родители должны ориентироваться на длительную работу с ребенком. Взрослый должен овладеть игровыми приемами, методиками проведения различных занятий, словесными, танцевальными упражнениями.

Очень важным в развитии ребенка являются взаимоотношения в семье. Если в семье царит доброжелательность, любовь, забота, взаимопомощь, то ребенок усваивает особенности общения в естественных для себя условиях.

К сожалению, есть семьи, в которых с ребенком разговаривают грубо, его одергивают, высмеивают, общаются очень мало, поэтому в такой семье ребенок начнет хитрить или замкнется, не умея наладить общение с окружающими людьми.

При нарушении семейных отношений страдают дети. У них проявляются личностные отклонения, нарушается личностное общение. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее вызывающей сложности взаимодействия его с окружающим миром. Дети становятся тревожными, малокантактными, испытывают страхи или проявляют агрессивность. Это вызывает отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам сайт

Эмоциональное благополучие школьника и развитие его личности определяется и его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Дети активно общаются в различных видах деятельности: в игре, учёбе, труде. Дружеские связи между детьми возникают и угасают, дети ссорятся и мирятся, утрачивают авторитет и наоборот. Надо поощрять в общении детей друг с другом возникновении ситуаций, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательности к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради общих целей.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает общаться с более широким кругом людей. Для этого нужна полноценная речь. Развитие речи идет тем успешнее, чем большую активность проявляет сам ребенок под руководством взрослого. Если у ребенка присутствуют речевые нарушения, это будет мешать полноценному общению со взрослыми и сверстниками. Родители должны помнить, что их речь – образец для подражания. Она должна быть четкая, эмоционально окрашенная, нормальная по темпу, плавная и простая по структуре. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Источник

Влияние взрослого на развитие личности дошкольника

ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

1. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника.

2. Общение как важный фактор развития личности ребенка.

3. Общение ребенка со сверстниками.

4. Влияние семьи на развитие личности.

Формирование личности – это сложный социальный процесс. Ребенок развивается как существо социальное и среда является источником и условием развития личности.

Ребенок вступает во взаимодействие со средой – это играет первостепенную роль в его психическом развитии и развитии личности. Специфические человеческие свойства и личностные качества формируются в процессе взаимодействия и собственной активности. Именно в дошкольном возрасте складываются личностные механизмы поведения, появляются связи, отношения, которые в совокупности и есть единство личности. Особенности развития и психолого-педагогические предпосылки становления личности рассмотрены в трудах Л.И.Божович.

Большое значение для развития самосознания ребенка имеют взаимоотношения со взрослыми, т.к. они являются главными источниками информации о себе, о людях, о мире вещей. Взрослые помогают ребенку осознать его половую принадлежность, а также знакомят с правилами поведения и общения.

Огромное значение в формировании правил поведения имеет педагогическая оценка. Популярность ребенка зависит от успеха и оценки взрослого. Исследования показывают, что даже у малопопулярных детей при успехе в деятельности и положительной оценке меняется статус, самооценка и уровень притязаний. Эмоциональный климат в группе для них меняется.

В общении с ребенком взрослый может занимать авторитарную, демократическую и либеральную позицию.

Общение выступает важным фактором развития личности ребенка. В общении складываются личностные взаимоотношения и от характера этих отношений с окружающим миром во многом зависит, какие качества у ребенка будут сформированы.

В дошкольном возрасте возникают и сменяют друг друга несколько форм общения ребенка со взрослым.

Под формой общения понимается коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития и характеризуемая следующими параметрами (М.И.Лисина):

· время возникновения данной формы общения;

· место, которое она занимает в жизни ребенка;

· содержание потребности, которое удовлетворяется в ходе общения;

· ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению со взрослым;

· основные средства общения.

Охарактеризуем каждую форму общения ребенка со взрослым.

Ситуативно-личностная форма (непосредственно-эмоциональное общение)

(младенчество)

Новорожденность – это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого).

· улыбка (начиная с 4-й недели) сначала в ответ на улыбку взрослого, затем по своей инициативе;

· комплекс оживления (на 2-м месяце) завершает формирование потребности в общении.

Показатели сформированной потребности в общении

1) внимание и интерес к взрослому;

2) эмоциональные проявления по поводу взрослого (оценка взрослого);

3) инициативные действия с целью привлечь внимание взрослого;

4) чувствительность ребенка к отношению взрослого.

В основе потребности в общении лежат органические нужды, потребность в новых впечатлениях, поведение и позиция взрослого по отношению к ребенку. Отношение к ребенку как к личности – решающее условие для становления коммуникативной деятельности.

Источник

Татьяна Тинькова
Общение-основной фактор формирования личности

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Отношения к другим людям составляют основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребёнка. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения на разных генетических ступенях.

Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

Читайте также:  История развития ребенка образец скачать

Исследования М. И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр., имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению отношений детей друг с другом на ранних этапах развития, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение последних, является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.

Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомимика (позы). Ещё не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, и интонацию голоса.

Возникновение потребности общения ребёнка в семье — важнейшее условие его общего развития. Конец первого месяца жизни малыша – завершение подготовки к вступлению в общение. Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В течение первого года появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Источник

Ïîíÿòèå îáùåíèÿ êàê èíôîðìàöèîííîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è ïðåäìåòíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, â ïðîöåññå êîòîðîãî ðåàëèçóþòñÿ, ïðîÿâëÿþòñÿ è ôîðìèðóþòñÿ ìåæëè÷íîñòíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ. Çíà÷åíèå âçàèìîäåéñòâèÿ ðåáåíêà ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé äëÿ åãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

îáùåíèå ëè÷íîñòü ðåáåíîê ñîöèàëüíàÿ

Ôîðìèðîâàíèå ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè — ïðîöåññ ñîöèàëüíûé â ñàìîì øèðîêîì ñìûñëå. Èçâåñòíî, ÷òî óæå ìëàäåíåö ðàçâèâàåòñÿ êàê ñóùåñòâî ñîöèàëüíîå, äëÿ êîòîðîãî ñðåäà âûñòóïàåò íå òîëüêî êàê óñëîâèå ðàçâèòèÿ, íî è êàê åãî èñòî÷íèê. Ñî âñåì ñëîæíûì ìèðîì îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè ðåáåíîê âõîäèò â áåñêîíå÷íîå ÷èñëî îòíîøåíèé, êàæäîå èç êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ, ïåðåïëåòàåòñÿ ñ äðóãèìè îòíîøåíèÿìè â ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì ñàìîãî ðåáåíêà. È ýòè îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ åñòü îòíîøåíèÿ, «îñóùåñòâëÿåìûå ñ ïîìîùüþ èëè ÷åðåç äðóãîãî ÷åëîâåêà» (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé).

Âçàèìîäåéñòâèå ðåáåíêà ñî ñðåäîé è â ïåðâóþ î÷åðåäü ñ ñîöèàëüíûì îêðóæåíèåì, ìèêðîñðåäîé, óñâîåíèå èì «ñîçäàííîé ÷åëîâå÷åñòâîì êóëüòóðû» (À.Í. Ëåîíòüåâ) èãðàþò ïåðâîñòåïåííóþ ðîëü â åãî ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè, ñòàíîâëåíèè åãî êàê ëè÷íîñòè.

Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà, ïðåäñòàâëåíèå î ñâîåì «ÿ», ñòåïåíü åãî óâåðåííîñòè (íåóâåðåííîñòè) â ñåáå, ýìîöèîíàëüíîå áëàãîïîëó÷èå â öåëîì îïðåäåëÿþòñÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñëîæíîé ñèñòåìîé âçàèìîäåéñòâèÿ îòäåëüíûõ ïîäñèñòåì åãî ëè÷íîñòíîé ìèêðîñðåäû («ðåáåíîê-âçðîñëûé», «ðåáåíîê-ðåáåíîê»). Îäíàêî ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ðåáåíêó íå ïðîñòî «ñîîáùàþòñÿ» èëè «ïðèâèâàþòñÿ» èçâíå. Îí íå ïàññèâíûé îáúåêò âíåøíèõ âîçäåéñòâèé. Ñïåöèôè÷åñêè ÷åëîâå÷åñêèå ñâîéñòâà, ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ôîðìèðóþòñÿ ëèøü â ïðîöåññå âçàèìîäåéñòâèÿ ðåáåíêà ñî ñðåäîé, â ïðîöåññå åãî ñîáñòâåííîé àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè.  äîøêîëüíûå ãîäû ðåáåíîê îâëàäåâàåò íîâûìè, äîñòàòî÷íî ñëîæíûìè âèäàìè äåÿòåëüíîñòè (èãðà, ïðîäóêòèâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè), âñòóïàåò â íîâûå ôîðìû îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè (âíåñèòóàòèâíî-ïîçíàâàòåëüíîå, âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîå).

Íà íîâóþ ñòóïåíü ïîäíèìàþòñÿ îòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè, â ïåðâóþ î÷åðåäü — ñî âçðîñëûìè. Âñå ýòî èìååò ïðèíöèïèàëüíî âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ òåõ êà÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, êîòîðûå ïðîèñõîäÿò â äîøêîëüíîì è ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Äîøêîëüíûé âîçðàñò, ïî ìíåíèþ îòå÷åñòâåííûõ ïñèõîëîãîâ, ÿâëÿåòñÿ ïåðèîäîì ôàêòè÷åñêîãî ñêëàäûâàíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ ëè÷íîñòè. Èìåííî â äîøêîëüíûå ãîäû, êàê ïîêàçûâàþò ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ (À.Í. Ëåîíòüåâ, À.Â. Çàïîðîæåö, Ä.Á. Ýëüêîíèí, Ë.È. Áîæîâè÷, Â.Ñ. Ìóõèíà,

3. Â. Ìàíóéëåíêî, ß.3. Íåâåðîâè÷, Â.Ê. Êîòûðëî è äð.), ñêëàäûâàþòñÿ ëè÷íîñòíûå ìåõàíèçìû ïîâåäåíèÿ, çàâÿçûâàþòñÿ ïåðâûå ñâÿçè, îòíîøåíèÿ, óçëû, îáðàçóþùèå â ñîâîêóïíîñòè êà÷åñòâåííî íîâîå âûñøåå åäèíñòâî ñóáúåêòà — åäèíñòâî ëè÷íîñòè.

Ïîä îáùåíèåì ïîíèìàåòñÿ èíôîðìàöèîííîå, ýìîöèîíàëüíîå è ïðåäìåòíîå âçàèìîäåéñòâèå, â ïðîöåññå êîòîðîãî ðåàëèçóþòñÿ, ïðîÿâëÿþòñÿ è ôîðìèðóþòñÿ ìåæëè÷íîñòíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ. Èñêëþ÷èòåëüíî âåëèêà ðîëü îáùåíèÿ â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà.

 ïðîöåññå îáùåíèÿ ñêëàäûâàþòñÿ îïðåäåëåííûå ëè÷íûå âçàèìîîòíîøåíèÿ, ò õàðàêòåðà îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèìè âî ìíîãîì çàâèñèò, êàêèå èìåííî ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ñôîðìèðóþòñÿ ó íåãî. Îòíîøåíèÿ äåòåé ñî âçðîñëûìè ìîãóò áûòü, íàïðèìåð, ïðèÿçíåííûìè è íåïðèÿçíåííûìè, äîâåð÷èâûìè è íåäîâåð÷èâûìè, çàèíòåðåñîâàííûìè èëè ðàâíîäóøíûìè, ñïîêîéíûìè è íåñïîêîéíûìè. ×åì îïðåäåëÿåòñÿ îòíîøåíèå äåòåé ê âçðîñëûì? ×òî ëåæèò â åãî îñíîâå? Ýòè âîïðîñû ÿâëÿþòñÿ äî ñèõ ïîð ìàëîèññëåäîâàííûìè. Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî ïîäõîäîâ ê èõ ðåøåíèþ. Òàê, íàïðèìåð, íåîïñèõîàíàëèòèêè ïîä÷åðêèâàþò ðåøàþùóþ ðîëü â ýòîì ïðîöåññå ìàòåðè, êîòîðàÿ âñêàðìëèâàåò ìëàäåíöà, òåì ñàìûì óäîâëåòâîðÿåò åãî «îðàëüíóþ ïîòðåáíîñòü» (Äæ. Áîóëáè, Ð. Ñïèòö). Íî ÷åì îáúÿñíèòü òîãäà ñëó÷àè, êîãäà ðàçëó÷åííûå ñ ìàòåðüþ äåòè ðàçâèâàëèñü ôèçè÷åñêè è ïñèõè÷åñêè áëàãîïðèÿòíî? Êàê ïîíÿòü îïèñàííûå â íàó÷íîé ëèòåðàòóðå ôàêòû ãëóáîêîé ïðèâÿçàííîñòè ìëàäåíöåâ è äåòåé áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà ê âçðîñëîìó, êîòîðûé òîëüêî ðàçãîâàðèâàë è èãðàë ñ ðåáåíêîì, íå îñóùåñòâëÿÿ ïðè ýòîì íèêàêîãî óõîäà çà íèì? Ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé ïîäõîä, ïðåóâåëè÷èâàþùèé âëèÿíèå áèîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà, ðîëü ñàìîãî ïåðâîãî ýòàïà æèçíè íà ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå, íå äàåò îòâåòà íà ýòè âîïðîñû.

Читайте также:  Недоношенный ребенок отстает в развитии на месяц

Ñòîðîííèêè òåîðèè «èìïðèíòèíãà» — çàïå÷àòëåíèÿ — òàêæå îòâîäÿò ïåðâîñòåïåííóþ ðîëü ðàííåìó îïûòó ðåáåíêà â ôîðìèðîâàíèè åãî îòíîøåíèé ê îêðóæàþùèì. Ñóùíîñòü åå çàêëþ÷àåòñÿ â ïåðåíîñå ìåõàíèçìà «èìïðèíòèíãà», îïèñàííîãî âïåðâûå Ê. Ëîðåíöîì (1970) íà îñíîâå íàáëþäåíèé íàä ïòåíöàìè, áåç äîëæíûõ îñíîâàíèé è íà ïîâåäåíèå ðåáåíêà.

Ñîãëàñíî ãèïîòåçå «èìïðèíòèíãà», ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ïðîèñõîäèò çàïå÷àòëåíèå îñîáåííîñòåé, ñâîéñòâåííûõ âçðîñëîìó ÷åëîâåêó, óõàæèâàþùåìó çà íèìè, — åãî âíåøíîñòè, ãîëîñà, îäåæäû, çàïàõà. Îíè è ñîñòàâëÿþò îáðàç, âûçûâàþùèé ó ðåáåíêà ïðèâÿçàííîñòü ïî àíàëîãèè ñ îáðàçîì ìàòåðè èëè äðóãîãî âçðîñëîãî, çàìåíÿþùåãî åå.

Ñòîðîííèêè äðóãîãî íàïðàâëåíèÿ â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè — íåîáèõåâèîðèñòè÷åñêîãî — ñ÷èòàþò, ÷òî îòíîøåíèå ðåáåíêà ê âçðîñëîìó îïðåäåëÿåòñÿ òåì, êàê è â êàêîé ñòåïåíè ýòîò âçðîñëûé óäîâëåòâîðÿåò ïåðâè÷íûå, îðãàíè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà (ïîòðåáíîñòè â ïèùå, òåïëå, êîìôîðòå).

Ïî ìíåíèþ îòå÷åñòâåííûõ ïñèõîëîãîâ, ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà íå ñâîäÿòñÿ ê åãî îðãàíè÷åñêèì íóæäàì, êîòîðûå óäîâëåòâîðÿåò âçðîñëûé. Óæå â ïåðâûå íåäåëè Æèçíè ó äåòåé íà÷èíàåò ñêëàäûâàòüñÿ ïîòðåáíîñòü â îáùåíèè ñ ëþäüìè, îñîáàÿ ïîòðåáíîñòü íå áèîëîãè÷åñêîãî, à ñîöèàëüíîãî õàðàêòåðà (À.Í. Ëåîíòüåâ, À.Â. Çàïîðîæåö, Ì.È. Ëèñèíà, Ë.È. Áîæîâè÷, Ì.Þ. Êèñòÿêîâñêàÿ è äð.). Îáùåíèå ñî âçðîñëûìè ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îäèí èç âàæíåéøèõ ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ðàííåì, äîøêîëüíîì è ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå.

Ýêñïåðèìåíòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ, ïðîâåäåííûå ïîä ðóêîâîäñòâîì Ì.È. Ëèñèíîé (1977), ïîêàçàëè, ÷òî íà ïðîòÿæåíèè ïåðâûõ ñåìè ëåò æèçíè ïîñëåäîâàòåëüíî âîçíèêàþò è ñìåíÿþò äðóã äðóãà íåñêîëüêî ôîðì îáùåíèÿ äåòåé è âçðîñëûõ. Îñíîâíûå èç íèõ: íåïîñðåäñòâåííî-ýìîöèîíàëüíîå îáùåíèå, äåëîâîå, âíåñèòóàòèâíî — ïîçíàâàòåëüíîå, âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîå.

Íàïîìíèì, ÷òî ïåðâîíà÷àëüíî âîçíèêàåò íåïîñðåäñòâåííî-ýìîöèîíàëüíàÿ ôîðìà îáùåíèÿ ñ áëèçêèìè âçðîñëûìè.  îñíîâå åå ëåæèò ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà âî âíèìàíèè è äîáðîæåëàòåëüíîì ê ñåáå îòíîøåíèè ñî ñòîðîíû îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé. Ëàñêîâî ðàçãîâàðèâàåò ñ ðåáåíêîì ìàòü, óëûáàåòñÿ åìó, ïîãëàæèâàåò åãî — è îí îòâå÷àåò åé óëûáêîé, äâèãàòåëüíûì âîçáóæäåíèåì, ãóëåíèåì. Ïîòîì ðåáåíîê óæå è ñàì áåðåò èíèöèàòèâó îáùåíèÿ â ñâîè ðóêè — ãîëîñîì, äâèæåíèÿìè ïûòàÿñü ïðèâëå÷ü è óäåðæàòü âíèìàíèå âçðîñëûõ.

Ñî âòîðîé ïîëîâèíû ãîäà âñå îò÷åòëèâåå ïðîÿâëÿåòñÿ ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà â ñîòðóäíè÷åñòâå ñî âçðîñëûì ðàäè áûñòðåéøåãî äîñòèæåíèÿ íàèëó÷øåãî ðåçóëüòàòà â ïðàêòè÷åñêîé èëè èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè. Ïîòðåáíîñòü ýòîãî ðîäà ðåáåíîê óäîâëåòâîðÿåò â ïðîöåññå «äåëîâîãî îáùåíèÿ». Êðîìå äåëîâûõ êîíòàêòîâ ñî âçðîñëûìè (ïðîñüáà î ïîìîùè, ïðèãëàøåíèå ê ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, îáðàùåíèå çà ðàçðåøåíèåì, îáðàùåíèå çà îöåíêîé ðåçóëüòàòîâ äåÿòåëüíîñòè è ò.ä.) äîøêîëüíèê âñòóïàåò ñ íèìè òàêæå âî âíåñèòóàòèâíîå îáùåíèå — ïîçíàâàòåëüíîå è ëè÷íîñòíîå.

Ïðè âíåñèòóàòèâíîì ïîçíàâàòåëüíîì îáùåíèè ðåáåíîê îáñóæäàåò ñî âçðîñëûì ïðåäìåòû è ÿâëåíèÿ ìèðà âåùåé. Ñþäà îòíîñÿòñÿ ñîîáùåíèå íîâîñòåé, ïîçíàâàòåëüíûå âîïðîñû, ïðîñüáà ïî÷èòàòü, ðàññêàç î ïðî÷èòàííîì, âèäåííîì, ôàíòàçèè. Îñíîâíûì ìîòèâîì ýòîãî òèïà îáùåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ðåáåíêà ê îáùåíèþ ñî âçðîñëûìè ðàäè ïîëó÷åíèÿ íîâîé èíôîðìàöèè èëè îáñóæäåíèå ñ íèìè âîçìîæíûõ ïðè÷èí ðàçíîîáðàçíûõ ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà. Ïðè âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîì îáùåíèè ïðåäìåòîì îáñóæäåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê (ñîîáùåíèå ðåáåíêà î ñâîåì ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè, ðàññ÷èòàííîå íà ñîïåðåæèâàíèå âçðîñëîãî, îáðàùåíèå çà îäîáðåíèåì, ñîîáùåíèå î ÷óâñòâàõ ñèìïàòèè è ðàñïîëîæåíèÿ, èíòèìíûå ñîîáùåíèÿ, ïîïûòêè ðàññïðîñèòü âçðîñëîãî î íåì ñàìîì).

Ñâåòà Ñ. (4 ãîäà 9 ìåñÿöåâ) ëþáèëà ðàññêàçûâàòü î ñâîèõ áëèçêèõ, î äîìàøíèõ äåëàõ, èãðàõ, à îäíàæäû ïîäåëèëàñü ñâîèì ãîðåì, ñîîáùèâ, ÷òî óìåð åå ëþáèìûé äåäóøêà. «Îí ìíå âñå äåëàë. Îí áûë òàêîé õîðîøèé. Îí ìíå îáåùàë ñîáà÷êó ïîäàðèòü. Òåïåðü ó ìåíÿ íåò áîëüøå äåäóøêè», — ñîîáùàëà Ñâåòà, èùà ó âçðîñëîãî ñîïåðåæèâàíèÿ è ïîâåðÿÿ åìó ñâîþ ïå÷àëü êàê áëèçêîìó äðóãó (ïî ìàòåðèàëàì 3.Ì. Áîãóñëàâñêîé).  îñíîâå ëè÷íîñòíîãî îáùåíèÿ ëåæèò ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà â ýìîöèîíàëüíîé ïîääåðæêå, åãî ñòðåìëåíèå ê âçàèìîïîíèìàíèþ è ñîïåðåæèâàíèþ (ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ ê ñîâïàäåíèþ ñâîåãî îòíîøåíèÿ è îöåíêè îêðóæàþùåãî ñ îöåíêîé è îòíîøåíèåì âçðîñëîãî). «Èìåííî ñòðåìëåíèå ê âçàèìîïîíèìàíèþ è ñîïåðåæèâàíèþ çàíèìàåò âåäóùåå ìåñòî â ñîäåðæàíèè ñîöèàëüíîé ïîòðåáíîñòè äåòåé, äîñòèãøèõ ëè÷íîñòíîé ôîðìû îáùåíèÿ»1, — ïîä÷åðêèâàåò Ì.È. Ëèñèíà.

Èòàê, íà ïðîòÿæåíèè äåòñêîãî äåòñòâà ðåáåíîê âñòóïàåò â ðàçíîãî ðîäà êîíòàêòû ñî âçðîñëûìè ëþäüìè, ñîäåðæàíèå îáùåíèÿ åãî ñ îêðóæàþùèìè èçìåíÿåòñÿ. Èìåííî îáùåíèå, åãî ñîäåðæàíèå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå âàæíûõ ìîìåíòîâ, îïðåäåëÿþùèõ ðàçâèòèå îòíîøåíèÿ äåòåé ê âçðîñëûì. Áîëåå âñåãî ðåáåíêà óäîâëåòâîðÿåò òî ñîäåðæàíèå îáùåíèÿ, â êîòîðîì ó íåãî óæå ïîÿâèëàñü ïîòðåáíîñòü. Ïðè ñîîòâåòñòâèè ñîäåðæàíèÿ îáùåíèÿ óðîâíþ ïîòðåáíîñòè ó ðåáåíêà âîçíèêàåò ðàñïîëîæåíèå è ïðèÿçíü ê âçðîñëîìó, â ñëó÷àå æå íåñîîòâåòñòâèÿ (îïåðåæåíèå èëè îòñòàâàíèå) ñòåïåíü ïðèâÿçàííîñòè ðåáåíêà ê âçðîñëîìó.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник