Общение как условие здорового развития личности ребенка
Алоян А.А. (г. Пятигорск, Россия)
Общение как условие развития личности
Развитие общения — смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых.
Каждая форма общения характеризуется по ряду параметров, из которых главными являются дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка.
В первые 7 лет жизни выделяют 4 формы общения:
— ситуативно-личностную;
— ситуативно-деловую;
— внеситуативно-познавательную;
— внеситуативно-личностную.
Знание возрастных форм общения полезно для анализа индивидуальной коммуникативной деятельности и для организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии социального поведения.
Развитие общения детей с взрослыми осуществляется как частный случай взаимодействия формы и содержания: обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.
Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития».
Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.
Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт.
Общение приводит к созданию многочисленных и разнообразных продуктов. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.
Характер общения обусловливает особенности взаимоотношений людей. Но и взаимоотношения, раз возникнув, в свою очередь воздействуют на процессы общения.
Взаимоотношения людей носят избирательный характер. Избирательность в отношениях определяется потребностями человека. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от коммуникативной потребности.
Партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит.
Зависимость взаимоотношений от содержания потребности в общении обнаруживается как в общении детей с взрослыми, так и в общении их между собой. В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей; она «опредмечивается» в личностный коммуникативных мотивах.
Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения. Функционирование создает элементарную основу для самоощущения ребенка. Решающее значение в качестве источника и фактора развития у детей представления о себе и отношения к себе имеет предметная деятельность, активно преобразующая окружающий мир и имеющая социально-исторический характер. Общение среди прочих видов такой деятельности вызывает особенно острую нужду в самопознании и создает наилучшие условия для его протекания.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии.
В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже — на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка.
Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
Список использованной литературы
1. Андреева, Г.М., Яноушек, Я. Взаимосвязь общения и деятельности / Г. М. Андреева, Я Яноушек. — М., 2001.
2. Алякринский, Б.С. Общение и его проблемы / Б. С. Алякринский. — М., 2001.
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. — М., 2002.
4. Леонтьев, А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — М., 200.
5. Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. — М., 2001.
Источник
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Институт заочного обучения
Специальность 050706 «Педагогика и психология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Методы активного социально-психологического обучения
на тему: «Общение как условие развития личности»
Выполнил: студент 3 курса
группа 05ПП7
Язвинская А. Г.
Хабаровск
Содержание
Введение
. Понятие общения
. Развитие общения у детей
. Роль общения в психическом развитии человека
. Роль диалога в развитии личности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения — формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Целью работы является теоретическое изучение общения как условия развития личности. В связи с реализацией цели решаются следующие задачи:
. Характеристика понятия общения;
. Исследование развития общения у детей;
. Выявление роли общения в психическом развитии человека;
. Исследование роли диалога в развитии личности.
1. Понятие общения
Общение — это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение всегда тесно связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности. Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Она выделила среди них 3 функции:
-организации совместной деятельности;
-формирования развития межличностных отношений;
-познания людьми друг друга.
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта.
Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом:
) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.
В первые дни жизни у ребенка полностью отсутствуют какие-либо элементы коммуникативной деятельности. Новорожденный основное время суток погружен в себя и просыпается лишь из-за ощущения голода, холода и другого дискомфорта. Неприятные переживания заставляют ребенка беспокоиться, морщиться, издавать звуки неудовольствия — от кряхтения до громкого безутешного крика. Эти сигналы привлекают внимание взрослых, ухаживающих за ребенком, которые и устраняют вызвавшую их причину. Ухаживая за ребенком, взрослые часто оказываются близости от него, на расстоянии, которое позволяет детям увидеть и услышать старших, воспринять их с помощью соприкосновения и других чувств. Таким образом, вскоре после рождения ребенка близкие ему взрослые становятся для него источником, средством устранения дискомфорта и наиболее ярким, привлекательным объектом восприятия.
В пору такого «корыстного» интереса к взрослым ребенок еще не общается с ними, но у него уже развивается поисковая и познавательная активность, связанная с взрослым. И вот тут-то решающее значение приобретает инициатива взрослого, заранее наделяющего ребенка личностью и сознанием. Взрослый обращается с ним не как с предметом, вещью, но как с субъектом, и потому в воздействиях взрослого помимо объективно необходимых появляются еще и дополнительные компоненты особого свойства: взрослый о чем-то спрашивает младенца, он рассказывает ему о событиях своей, взрослой жизни, он обращается с ним любовно и бережно, самозабвенно и преданно. Сначала младенец пропускает все эти «нежности» мимо ушей, но постоянное повторение в конце концов обращает на них его внимание. Коммуникативные воздействия взрослого не связаны с каким-то одним делом, которое совершает этот человек (кормлением, гигиеническими процедурами), а исходят из «сличностности» взрослого, из того, что он субъект деятельности общения. Следовательно, ребенок почти одновременно выделяет свойство «личностности», «субъектности» у себя и у взрослого.
А как только это происходит — оформляется предмет деятельности общения и потребность в общении, и последняя тут же «опредмечивается» в мотивах общения, среди которых ведущее положение занимает личностный мотив. Возникают и быстро обогащаются выразительные средства общения, которые приобретают понятный обеим сторонам смысл в практике взаимодействия ребенка и взрослых.
Отношение взрослых к ребенку как к личности — решающее условие становления коммуникативной деятельности. Отсутствие такого отношения или его недостаточность препятствуют возникновению коммуникативных потребностей и оставляют ребенка на положении «личинки», не реализовавшей свою природную возможность стать человеком. Так бывает в случаях изоляции ребенка от общества и при формальном отношении персонала к воспитанникам. Но даже в случаях сильной задержки развития детей, как при госпитализме, взрослые могут помочь детям овладеть общением. Для этого требуется окружить их любовью и вниманием. Родители и педагоги должны отчетливо понимать всю меру своей ответственности за формирование в ребенке человека.
Такой же, по существу, процесс протекает в раннем возрасте, когда у ребенка возникает общение со своими сверстниками. Он совершается медленнее, потому что в отличие от взрослого сверстник не формирует активно «личностность», «субъектность» в своих товарищах. Он только в лучшем случае отстаивает свои права, о которых узнал в общении с взрослыми. Огромную роль играют воздействия взрослого при общении детей между собою: он помогает детям увидеть в ровеснике равного им самим человека; уважать его и дорожить им.
. Развитие общения у детей
Развитие общения — смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых, Лисиной М.И, формами общения.
Каждая форма общения характеризуется по ряду параметров, из которых главными являются дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка.
В первые 7 лет жизни Лисина М.И. выделяет 4 формы общения:
-ситуативно-личностную;
-ситуативно-деловую;
-внеситуативно-познавательную;
-внеситуативно-личностную.
Знание возрастных форм общения полезно для анализа индивидуальной коммуникативной деятельности и для организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии социального поведения.
Развитие общения детей с взрослыми осуществляется как частный случай взаимодействия формы и содержания: обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.
Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития».
Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.
Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт.
Общение приводит к созданию многочисленных и разнообразных продуктов. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.
Характер общения обусловливает особенности взаимоотношений людей. Но и взаимоотношения, раз возникнув, в св
Источник
Библиографическое описание:
Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Павловская Е. В. Общение как важнейшее условие развития личности в социуме // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1213-1216. URL https://moluch.ru/archive/91/19841/ (дата обращения: 18.02.2020).
Ключевые слова: общение, личность, социум, дошкольник, игра, социум, социализация, индивидуализация, потребность, общение, педагог, ученик
Поведение человека представляет собой систему действий сознательной личности, в которых проявляются его взаимоотношения с социальной средой. Человек познает себя и совершенствуется только в общении с другими людьми. В психологии и педагогике общение людей чаще всего определяется как обмен мыслями, чувствами, переживаниями человека. Общение характеризуется следующими основными признаками: взаимопонимание людей друг с другом, под которым подразумевается как проникновение в суть получаемой информации одним человеком от другого, так и ответная реакция на содержание этой информации.
Взаимопонимание в этом отношении может рассматриваться как фактор организации поведения индивида, как выбор тактики действий в отношениях его с другими индивидами [4]. Общение — это взаимовлияние людей друг на друга, воздействие с целью изменить поведение другого в желаемом направлении. Взаимовлияние в обязательном порядке предусматривает ответную реакцию индивида и носит социальный характер, т. е. отражает субъективные цели и мотивы действующих лиц. В общении всегда проявляются отношения людей друг к другу. Индивидуальные связи людей имеют чисто человеческие черты: желание, цель, мотив, эмоциональный настрой, т. е. личностное отношение одного индивида к другому.
В литературе общение рассматривается как особая деятельность индивида, связанная с удовлетворением своих потребностей [5]. А. Н. Леонтьев определяет деятельность как такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей ей потребности [1]. Любая деятельность складывается из мотива, целей и действий, направленных на их достижение. В этом плане «реально существующее общение не может быть ничем иным, как жизненно важной деятельностью индивидов, стороной их жизни, регуляцией поведения и отношений, важным фактором достижения ими своих целей, удовлетворения своих потребностей [8]. Общение охватывает все стороны жизни людей и имеет нормативный характер во всех сферах деятельности человека. Содержанием общения является общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями. Этот опыт не закрепляется в наследственной форме, а усваивается каждым новым поколением в деятельности. Без усвоения этого опыта невозможно развитие личности. Общение играет решающую роль в приобретении знаний и умений, в развитии сознания. Но общение индивида с окружающими не только необходимое условие его развития: в общении с другими человек проявляет себя как личность, раскрывает свое отношение к другим, к явлениям общественной жизни. «Личность — совокупность общественных отношений, поэтому центральной задачей является изучение человека в его отношениях с коллективом в деятельности [3]».
Потребность ребенка в общении проявляется и формируется с первых дней его жизни и реализуется через систему отношений с окружающими. Процесс общения непрерывен: с развитием ребенка изменяются его формы и содержание. А. В. Запорожец и М. И. Лисина отмечают, что основной и исходной формой общения как в общественно-исторической практике, так и в индивидуальном развитии человека является материальное, предметное общение, неразрывно связанное с совместной практической деятельностью людей [2]. У маленького ребенка общение с родителями или лицами, заменяющими их, начинается с материальной его формы (кормление, пеленание), затем возникает непосредственно-эмоциональное общение. Общение со взрослыми — первая форма общения, которая развивается и совершенствуется в продолжение первого периода дошкольного и школьного детства. Ребенок постоянно нуждается в помощи и направлении взрослых. Действия взрослых являются ориентиром для поведения детей. Дошкольники в своих играх отражают жизнь взрослых, их отношения с окружающими и тем самым усваивают нормы поведения в обществе. Под руководством взрослых дети учатся оценивать свои поступки и поступки окружающих. Родители, педагоги направляют поведение ребенка в коллективе, помогают разобраться в возникших конфликтах со сверстниками. Постоянное общение со взрослыми не только расширяется, но и наполняется новым содержанием, принимая познавательный характер; ребенок желает получить от взрослых разъяснения по поводу общественных явлений, оценку своих поступков с точки зрения существующих правил. Дошкольник постоянно испытывает потребность в общении со взрослыми [13]. Он стремится участвовать в их жизни, выполнять ту же деятельность, что и они. Однако психические и физические силы ребенка не позволяют ему реализовать свои стремления. Возникает противоречие между потребностью действия у ребенка с одной стороны и невозможностью осуществить требуемые операции — с другой. Это противоречие разрешается в основном для дошкольников виде деятельности — игре. В мир игр входят не только предметы, которые окружают ребенка и с которыми он может непосредственно действовать, но также предметы действия взрослых, с которыми ребенок не в состоянии действовать, т. к. они для него еще физически недоступны. И тогда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, в игре. «Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется» [6].
В игровых ситуациях ребенок не только «повторяет» действия взрослых. В процессе развития игр в них все более ясно выступают человеческие отношения, отношения людей друг к другу. «Развернутая предметная воображаемая ситуация — это всегда также и ситуация развернутых в ней человеческих отношений» [7]. Подтверждение этого положения мы находим у других известных психологов и педагогов: Б. Д. Эльконин отмечает, что ролевая игра есть форма моделирования социальных отношений взрослых: игра есть арифметика социальных отношений. Отношения между людьми впервые открываются ребенку в игре. А. П. Усова, автор ряда работ по теории игры дошкольников, указывает на существование реальных общественных отношений, складывающихся между играющими. По ее мнению, эти реальные отношения — главное, что создается в процессе игры [9]. Игра учит ребенка проникаться мыслями и чувствами воображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
Реально существующие отношения, складывающиеся в процессе игры, не должны развиваться стихийно. Задача взрослых — руководить развитием этих отношений, направлять и контролировать действия детей, разрешать возникающие сомнения. А. Н. Леонтьев [11] так характеризует общение дошкольников со взрослыми: ребенок испытывает зависимость от окружающих его людей, которые предъявляют определенные требования к его поведению. От отношений ребенка со взрослыми зависят его успехи и неудачи; в них заключаются его радости и огорченияОн часто прибегает к посредничеству воспитателя в своих отношениях со сверстниками.
Итак, первая форма общения детей с окружающими — общение со взрослыми. Она возникает с первых дней рождения ребенка и развивается в процессе основного вида деятельности — игры. Общение ребенка со взрослыми (родители в семье, воспитатели в детском саду) является определяющим в отношениях детей с другими людьми.
На определенном этапе развития ребенка, наряду с имеющейся уже формой общения со взрослыми, возникает общение ребенка с другими людьми. Возникновение новой формы общения связано с некоторыми достижениями ребенка в психическом и физическом развитии, прежде всего: интенсивном формировании способностей воспринимать других детей как себе подобных, а также с развитием речи, движений. В результате развития движений ребенок освобождается от полной зависимости от взрослых. Развитие общения ребенка с другими детьми происходит также в игре. Характеризуя детские игры, А. П. Усова говорит, что в условиях общественного воспитания каждому ребенку надо войти в общество играющих. Без этого нет слаженной игры, а значит и жизни детей. Для того, чтобы ребенок мог это сделать, необходимо наличие у него особой группы качеств, которые называются качествами «общественности». Это особенность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми и т. д. [10].
На каждом возрастном этапе взросления ребенка развитие качеств «общественности» имеет свои этапы, связанные с овладением способностью жить в коллективе. От этой индивидуальной формы поведения ребенок переходит к более сложным формам общения со своими сверстниками. Руководящая роль в формировании «языка общения» принадлежит педагогу. Он так строит педагогический процесс, что игровая деятельность детей становится фактором, организующим их жизнь в соответствии с нормами морали.
Общение ребенка с другими детьми в основном направляется и контролируется педагогом, поэтому эти группы общения были определены следующим образом: «ребенок — педагог — ребенок» и «ребенок — педагог — группа». В процессе игровой деятельности ребенок вступает в отношения, которые реализуются в трех формах общения: ребенка с педагогом, ребенка с товарищем и ребенка с группой. Общение ребенка с педагогом — главное, здесь формируется познание правил поведения в коллективе. Это основа формирования всех последующих отношений в коллективе. Спецификой общения в группе «ребенок — педагог» является то, что педагог выступает перед ребенком как личность, несущая своей деятельностью авторитарность. Требования педагога по осуществлению общения ребенка с другими детьми имеют характер обязательного долженствования.
Общение детей с окружающими по своей структуре остается постоянным, тогда как его содержание изменяется. Качественная стороны общения определяется той деятельностью, которая является ведущей для определенного этапа развития ребенка. В младшем школьном возрасте все большее место в жизни детей занимает учебная деятельность, которая отличается от игры и имеет свои специфические особенности как по содержанию, так и по форме организации. Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.Возрастающая у подростка самостоятельность сочетается со значительным расширением сфер деятельности, с направленностью на новые, более многообразные и содержательные отношения со сверстниками и другими людьми. Потребность подростка в общении является специфичной и не сводится к каким-либо иным, более простым потребностям [12]. Удовлетворение коммуникативной потребности играет важную роль в процессе формирования личности, становления самосознания, накопления социального опыта.
Если потребность в общении со сверстниками не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития, к серьезным деформациям личности, к значительному ухудшению ее положения в системе межличностных отношений.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университет-школа, 1984. — 469с.
2. Аркин Б. А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1998. — 420с.
3. Бердиченко Е. В. Об активности детей в воспитательном процессе.//Дошкольное воспитание», 2005. — № 8.- С.35–41.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1988.
5. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. — М.: Педагогика1991.- 326с.
6. Бондаренко Е. А. О психологическом развитии ребенка. Минск: Народная мысль, 1994.
7. Венгер Л. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе.//Дошкольное воспитание, 2000. — № 4. — С. 25–29.
8. Выготский Л. С. Принципы и пути развития психики. М., 1999. — 386с.
9. Занков Л. В. Беседы с учителем. М., Просвещение, 1991. — 426 с.
10. Коломинский Я. Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллектива.- 2001. — 412 с.
11. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии./Вопросы философии, 1972. — № 9. — С.21–26.
12. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М, 1986.
13. Ростова Е. С., Тумакова Н. А. К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 1028–1030.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, общение, форма общения, педагог, общение ребенка, игра, друг, взрослый, действие взрослых.
Источник