Общение как условие социального развития ребенка

Общение как условие социального развития ребенка thumbnail

РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Ковалёва Е. С., воспитатель

МДОУ д/с № 29, г. Черемхово

«Умение ребенка правильно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»   

                                                                                                    Выготский Л.С.

Умение общаться — это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Особенно это заметно, когда ребенок впервые приходит в детский сад. Некоторые из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими.  У одних наблюдаются тормозные процессы, они  застенчивы, замкнуты, робки, скованны, плаксивы, часто не могут задать  и ответить на вопросы, не могут сформулировать свои мысли, затрудняются в установлении контакта с детьми и взрослыми. Другие же дети, наоборот, эмоционально неустойчивы: суетливы, крикливы, агрессивны, не умеют вести сдержанно разговор, часто вступают в конфликты и не умеют разрешить его вежливой формой. Чем труднее проходит адаптация ребенка к условиям детского сада, тем  заметнее у него  нарушение коммуникативной функции речи: неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, скудный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера.

Что такое социальное развитие?

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с людьми. 

«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша — его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».

Этапы социального развития ребёнка:

Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Социальные факторы:

Что влияет на социализацию малыша?

— семья

— детский сад

— окружение ребёнка

— детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии др.)

— деятельность ребёнка

— телевидение, детская пресса

— литература, музыка

— природа

Всё это составляет социальную среду ребёнка.

Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.

Социальное воспитание и его средства

— важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст – это самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.

Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников:

  • Игра.

  • Общение с детьми.

  • Беседа.

  • Обсуждение поступков ребёнка.

  • Упражнения для развития кругозора.

  • Чтение.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, парикмахеров, строителей, водителей и т. д.

Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

«Совет: Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».

Социальное развитие в детском саду

Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?

В детском саду:

  1. создана специальная социально-формирующая среда

  2. организовано общение с детьми и взрослыми (постоянно активизируется потребность к общению, отношения между детьми и взрослыми строятся по принципу субъект-субъект)

  3. организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность (социализация проходит красной нитью через все виды деятельности детей, в ходе интегрированных НОД, режимных моментах, совместной деятельности)

  4. реализуется гражданско-патриотическая направленность (Через детско — родительские проекты, мини выставки, проектную деятельность в детском саду)

  5. организовано взаимодействие с семьёй (различные формы взаимодействия с семьями воспитанников, заседания родительского клуба, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, консультации, рекомендации, памятки, индивидуальные беседы, анкетирование практикумы и др.)

  6. внедрены принципы социального партнерства (ведется планомерная и целенаправленная работа с социальными партнерам, библиотекой, музыкальной и художественной школами, педагогическим колледжем, домом творчества, домом ветеранов, оздоровительным диспансером, со средними школами).

Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.

Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, который ходит в детский сад, ещё и социально развивается. В детском саду для этого созданы все условия:

— зонирование (групповое пространство развито на зоны, игровую, двигательную, зону средней активности)

— игровое и учебное оборудование (постоянно пополняется предметная среда, в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями детей, пособия и атрибуты для игр изготавливаются педагогами совместно с родителями)

— игры (создается картотека сюжетно-ролевых игр)

— дидактические и учебные пособия (к разработке пособий привлекаются преподаватели и студенты Черемховского педагогического колледжа)

— наличие детского коллектива

— общение с взрослыми.

Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.

Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам тем же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.

Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.

Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.

Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.

Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.

Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.

Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.

Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.

Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.

Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.

Социальная адаптация детей — обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.

Происходит она в трёх сферах: деятельность, сознание, общение.

Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.

Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и социума.

Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.

При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях: социализация, индивидуализация.

В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.

Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Список использованной  литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Электронный доступ»- Режим доступа: https://www/firo/ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf — Загл. с экрана

2. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб.: Специальная литература, 1997.

3.  Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

4.  Шинина Т.В. Особенности семейного общения как условие успешной социализации детей // Мат-лы Междун. конф. «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 30 октября-1 ноября 2003 г.). – Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2003. – С.333.-335.

5.  Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для работников детского сада. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 106 с.

6. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в группах детского сада / Дыбина О. В.- МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012 г.

Источник

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы, способный к быстрому принятию решений.

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит в совместной деятельности и общении с другими людьми. Общение — это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, успешно освоить социальное пространство.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема общения занимает значительное место в исследованиях таких ученых, как Лисина М. И., Деревянко Р. И., Рузская А. Г., Репина Т. А. и др. В отечественной психологии общение рассматривается как деятельность. Синонимом этого понятия является понятие «коммуникативная деятельность». Проблема общения как самостоятельной деятельности наиболее последовательно была изучена Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, М. И. Лисиной и другими. По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально практическая форма общения (2-4 года жизни); второй — ситуативно-деловая форма общения (4-6 год жизни); третий — внеситуативно-деловая форма общения (6-7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей, характер отношения человека к себе, к другим. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. Наблюдения показывают, что многие дети не имеют навыков эффективного взаимодействия друг с другом, не умеют уступать, конструктивно сотрудничать, соревноваться, не могут учитывать интересы и нужды другого, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Для успеха воспитания, важно знать, сколько и какого именно общения нужно ребенку. Общение есть не просто действия, а именно взаимодействие – оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Развитие общения детей происходит в двух направлениях: с взрослыми и со сверстниками. Эти сферы общения связаны между собой. Первую потребность ребенка в общении удовлетворяет взрослый. Он задает ему эталон поведения и общественную норму, а ребенок повторяет и ведет себя так же с другими взрослыми и сверстниками. Опыт общения ребенка с взрослым является определяющим фактором в развитии общения детей со сверстниками. Сотрудничество с взрослым для ребенка выступает как условие успешного взаимодействия со сверстником. Важным элементом общения выступают такие партнерские отношения, при которых ребенок может сам попросить о помощи и оказать ее другому. Умение общаться предполагает соответствие поведения ребенка задачам и требованиям обстановки, ситуации, учитывать интересы и высказывания своего партнера, вести с ним диалог и координировать действия. Показателем того, насколько развито общение, является не преобладание тех или иных контактов, а способность сотрудничать и общаться на разные темы в зависимости от ситуации и от интереса партнера.

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т.е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Считаем, что важным в воспитательно-образовательной работе взрослых с детьми становится организация таких видов взаимодействия, в которых формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым. Мы определили систему работы, включающую такие виды совместной деятельности как игровая, познавательная,  художественная, способствующие развитию продуктивным формам общения.  Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Игра не только забава, но и трудоемкое дело: часто дети осваивают новые игры через многократные упражнения. Как много усилий вкладывает ребенок, добровольно отрабатывая нужные для игры действия, и все для того, чтобы общаться со сверстниками. В то же время опыт игровых и реальных взаимоотношений ложится в основу конструктивных способов взаимодействия. В ролевых играх («Больница», «Дом», «Детский сад», «Спасатели») заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.

К старшему дошкольному возрасту эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

Нами подобрана серия занятий «Уроки общения», способствующая становлению позитивных взаимоотношений в процессе делового сотрудничества. Задача каждого занятия состоит в введении в опыт каждого ребенка определенных социальных действий: договориться, согласовать желания, интересы, соблюдать очередность, оказать помощь товарищу при выполнении задания. Основные компоненты занятий: этюды; упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; чтение художественных произведений; моделирование и анализ заданных игровых ситуаций; сочинение историй; релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки); просмотр и анализ мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; интервьюирование; примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество.  Конспекты занятий могут  дополняться, меняться в зависимости от проблем и успехов детей. В начале и в конце занятий используем ритуальные игры, упражнения для сплочения группы. Многие занятия завершаются  созданием детьми общего рисунка как итога работы, который объединяет детей.

Мы постарались повысить эффективность нашей работы таким образом, чтобы ежедневные встречи стали для ребят особенными, интригующими, таинственными. Каждое утро в группе поселяются волшебные персонажи или предметы (волшебный сундучок, шкатулка-сюрприз), мотивирующие  детей к дальнейшим совместным действиям (украсить кукольную  одежду, изготовить поделку, раскрасить предмет). Оформляя группу, стараемся создать уголки, привлекательные для детской деятельности. В старших дошкольных группах в  зонах взаимодействия с детьми расположены средства для предметно-дидактической, имитационно-игровой деятельности. Традиционно проводим «утро радостных встреч», основной формой взаимодействия является беседа, основанная на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий.  

            Таким образом, в процессе общения, дети  приобретают более полный жизненный опыт,  насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют  знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

          В заключение важно подчеркнуть:  дошкольный возраст сенситивен для социального  познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли.  Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения  полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.

Литература

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей// — М.: Мозаика – Синтез, 2002г.
  2. Лисина М. И.  « Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни»/ Хрестоматия по возрастной  и педагогической психологии – М., 1981. с.109
  3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384 с.

Источник