Общение как показатель социального развития ребенка

Показатели социального развития ребенка

и современные требования дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Извлечение из ФГОС ДО

Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть,  с одной стороны,  это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме.  А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка,  его индивидуальности и неповторимости,  определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:

— у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);

— развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

— воспитывается   позитивное   восприятие   и   отношение   к   окружающим
(терпимость,     уважение     к     сверстникам,     интерес     к     ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);

— развивается     понимание    окружающих   (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия); 

2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия  решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);

3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками  (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).

        Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

— педагог   формирует   у    ребенка    чувство    собственного    достоинства, уверенность в своих возможностях;

— педагог   развивает,   стимулирует   позитивное   отношение   ребенка   к
окружающим;

— педагог   воспитывает   у   ребенка   социальные   навыки    и   формирует
социальную компетентность.

        Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.

        Показатели благополучного социального развития ребенка:   

 — эмоционально откликается на переживания другого;

— эмоционально благополучен;

—  проявляет уверенность в себе,  самостоятелен,  активен, инициативен;

— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

— главным образом положительно оценивает и принимает других;

— принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

— владеет способами социокультурного поведения и общения;

— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

— социально готов к школе и др.

Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.

Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое  пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка  (по результатам наблюдения)  (автор А.М.Щетинина):

— умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

— сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;

— доброжелателен по отношению к другим;

— пытается решить конфликты сам;

— оказывает помощь другому;

— согласовывает свои действия с действиями других;

— сдерживает свои негативные проявлении                

— подчиняет свои интересы интересам других детей          

— уступает другому                                            

— принимает  социальные нормы и правила поведения и следует им          

Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.

Источник

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы, способный к быстрому принятию решений.

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит в совместной деятельности и общении с другими людьми. Общение — это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, успешно освоить социальное пространство.

Читайте также:  Ребенок холерик особенности развития и воспитания

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема общения занимает значительное место в исследованиях таких ученых, как Лисина М. И., Деревянко Р. И., Рузская А. Г., Репина Т. А. и др. В отечественной психологии общение рассматривается как деятельность. Синонимом этого понятия является понятие «коммуникативная деятельность». Проблема общения как самостоятельной деятельности наиболее последовательно была изучена Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, М. И. Лисиной и другими. По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально практическая форма общения (2-4 года жизни); второй — ситуативно-деловая форма общения (4-6 год жизни); третий — внеситуативно-деловая форма общения (6-7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей, характер отношения человека к себе, к другим. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. Наблюдения показывают, что многие дети не имеют навыков эффективного взаимодействия друг с другом, не умеют уступать, конструктивно сотрудничать, соревноваться, не могут учитывать интересы и нужды другого, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Для успеха воспитания, важно знать, сколько и какого именно общения нужно ребенку. Общение есть не просто действия, а именно взаимодействие – оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Развитие общения детей происходит в двух направлениях: с взрослыми и со сверстниками. Эти сферы общения связаны между собой. Первую потребность ребенка в общении удовлетворяет взрослый. Он задает ему эталон поведения и общественную норму, а ребенок повторяет и ведет себя так же с другими взрослыми и сверстниками. Опыт общения ребенка с взрослым является определяющим фактором в развитии общения детей со сверстниками. Сотрудничество с взрослым для ребенка выступает как условие успешного взаимодействия со сверстником. Важным элементом общения выступают такие партнерские отношения, при которых ребенок может сам попросить о помощи и оказать ее другому. Умение общаться предполагает соответствие поведения ребенка задачам и требованиям обстановки, ситуации, учитывать интересы и высказывания своего партнера, вести с ним диалог и координировать действия. Показателем того, насколько развито общение, является не преобладание тех или иных контактов, а способность сотрудничать и общаться на разные темы в зависимости от ситуации и от интереса партнера.

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т.е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Считаем, что важным в воспитательно-образовательной работе взрослых с детьми становится организация таких видов взаимодействия, в которых формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым. Мы определили систему работы, включающую такие виды совместной деятельности как игровая, познавательная,  художественная, способствующие развитию продуктивным формам общения.  Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Игра не только забава, но и трудоемкое дело: часто дети осваивают новые игры через многократные упражнения. Как много усилий вкладывает ребенок, добровольно отрабатывая нужные для игры действия, и все для того, чтобы общаться со сверстниками. В то же время опыт игровых и реальных взаимоотношений ложится в основу конструктивных способов взаимодействия. В ролевых играх («Больница», «Дом», «Детский сад», «Спасатели») заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.

К старшему дошкольному возрасту эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.

Нами подобрана серия занятий «Уроки общения», способствующая становлению позитивных взаимоотношений в процессе делового сотрудничества. Задача каждого занятия состоит в введении в опыт каждого ребенка определенных социальных действий: договориться, согласовать желания, интересы, соблюдать очередность, оказать помощь товарищу при выполнении задания. Основные компоненты занятий: этюды; упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; чтение художественных произведений; моделирование и анализ заданных игровых ситуаций; сочинение историй; релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки); просмотр и анализ мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; интервьюирование; примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество.  Конспекты занятий могут  дополняться, меняться в зависимости от проблем и успехов детей. В начале и в конце занятий используем ритуальные игры, упражнения для сплочения группы. Многие занятия завершаются  созданием детьми общего рисунка как итога работы, который объединяет детей.

Читайте также:  Центры по развитию речи у ребенка в петербурге

Мы постарались повысить эффективность нашей работы таким образом, чтобы ежедневные встречи стали для ребят особенными, интригующими, таинственными. Каждое утро в группе поселяются волшебные персонажи или предметы (волшебный сундучок, шкатулка-сюрприз), мотивирующие  детей к дальнейшим совместным действиям (украсить кукольную  одежду, изготовить поделку, раскрасить предмет). Оформляя группу, стараемся создать уголки, привлекательные для детской деятельности. В старших дошкольных группах в  зонах взаимодействия с детьми расположены средства для предметно-дидактической, имитационно-игровой деятельности. Традиционно проводим «утро радостных встреч», основной формой взаимодействия является беседа, основанная на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий.  

            Таким образом, в процессе общения, дети  приобретают более полный жизненный опыт,  насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют  знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

          В заключение важно подчеркнуть:  дошкольный возраст сенситивен для социального  познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли.  Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения  полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.

Литература

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей// — М.: Мозаика – Синтез, 2002г.
  2. Лисина М. И.  « Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни»/ Хрестоматия по возрастной  и педагогической психологии – М., 1981. с.109
  3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384 с.

Источник

Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста

В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.

Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.

Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.

Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.

В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.

В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.

Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах

нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.

Читайте также:  Постнатальный период психического развития ребенка

Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.

Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.

В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.

У детей формируются представления о близких людях,об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.

Особое место занимают процессы половой индентификации и социализации ребенка, которые включаются в структуру образа Я, осуществляются не только через семью, но и через сверстников. Так происходит осмысление наименований «мальчик»«девочка» в связи с их половыми особенностями. Появление чувств неловкости, стыдливости – это результат своеобразия культурного развития общества. Любопытство, проявляемое ребенком в вопросах, связанное с половой принадлежностью, является в этом возрасте естественным и должно правильно удовлетворяться взрослыми.

Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.

Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.

Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов,что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.

Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.

Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социальнозначимыми умениями и навыками:

• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;

• Благодарит за услугу, подарок, угощения;

• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;

• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями

• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;

• Уважает труд взрослых и его результаты;

• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;

• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;

• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;

• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.

Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.

Дети активно используют в быту средства социальнойсвязи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детейдоминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.

К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.

Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.

Источник