Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация thumbnail

Слайд 1

Особенности общения дошкольников Воспитатель Сеськина И. Д. МБДОУ « Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Слайд 2

План: Общение и его роль в развитии ребенка; Особенности общения дошкольника со взрослым; Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками; А нализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми; Развитие навыков общения.

Слайд 3

Общение и его роль в развитии ребенка Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Слайд 4

Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М. И. Лисиной. Общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения. Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.

Слайд 5

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным , лишь внешне, анатомо — физиологически напоминающим человека. Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.

Слайд 6

Особенности общения дошкольника со взрослым По Выготсокому Л. С . источник психического развития находится в отношениях ребенка со взрослым. Общение со взрослыми выступает как фактор, способствующий развитию. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье.

Слайд 7

Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми . В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер. Формы внеситуативного общения: Позновательная Личностная В неситуативно -познавательная форма, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого . Внеситуативно -личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка, это способствует формированию морального сознания, развитию самосознания и самоконтроля.

Слайд 8

Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками Начиная с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.

Слайд 9

Особенности общения дошкольников со сверстниками М. И. Лисина и А. Г. Рузкина Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Второе яркое отличие общения в среде сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности . Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. Еще одна отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными.

Слайд 10

Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6-7 годам.

Слайд 11

Анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми Особенности общения ребенка со сверстниками Особенности общения ребенка со взрослыми Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодования. Преобладание спокойной речи. Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил, дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчества. Ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения. Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Ребенок больше слушает взрослого, принимает и поддерживает инициативу взрослого. Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собой. Взрослый остается для ребенка источником оценки. Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазирование. Ребенок требует правдивости.

Слайд 12

Развитие навыков общения В дошкольном возрасте ( от 3 до 6-7 лет) межличностное отношение детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа: Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. В 4-5 лет в средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.

Читайте также:  Какое значение имеет игра в развитии ребенка

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Источник

Слайд 1

Презентация на тему : «Общение с детьми дошкольного возраста » Подготовила: воспитатель МБДОУ д /c № 136 г.о.Самара Гусева В.Г.

Слайд 2

Важнейший путь влияния общения на психологическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контакте с взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Только установив личный контакт с ребенком, взрослый сможет влиять на его развитие. Эмоциональное общение ребенка со взрослым – необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за ребенком, не может заменить ему общение. Отсутствие общения серьезным образом сказывается на развитии ребенка, возникают трудности в общении с окружающими.

Слайд 3

Научные сотрудники лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста выделяли две внеситуативные формы общения ребенка со взрослым: внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную .

Слайд 4

Первая форма общения осуществляется на фоне познавательной деятельности детей. Сроки ее появления неопределенны. Несомненный признак – первые вопросы малыша, касающиеся предметов и явлений окружающей действительности (о животных, машинах, разнообразных явлениях природы). Источником сведений об окружающей предметной действительности, компетентным, заинтересованным собеседником для него является старший , общение в тем, чья поддержка, постоянная помощь развивает и обогащает мышление ребенка, становится важным условием интеллектуального развития. Так складывается самая поздняя и самая сложная внеситуативно-личностная форма общения. Время ее проявления весьма неопределенно.

Слайд 5

Отличительная особенность внеситуативно-личностного общения: ребенок стремиться к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым. Общность взглядов и эмоциональная оценка является как бы критерием их правильности. Таков в общий чертах путь развития общения ребенка со взрослым от рождения до семи лет.

Слайд 6

Общение составляет необходимые условия формирования личности. Нельзя не согласиться с тем, что вряд ли можно понять процесс формирования и развития личности без анализа тех реальных связей с другими людьми, в которых этот процесс только и может осуществляться. Личность формируется в системе общественных отношений, в которые она включена социально необходимым образом посредством деятельности и общения…

Слайд 7

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным, это связано с развитием представлением морали.

Слайд 8

Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество и за неумение общаться чувствовать себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости. Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и по мере сил совместно с воспитателями их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Слайд 9

Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество и за неумение общаться чувствовать себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости. Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и по мере сил совместно с воспитателями их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Слайд 10

Внешние источники: Физические : Неблагоприятные погодные условия; Недооценка значения пребывания ребенка на свежем воздухе; Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация; Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещению, отсутствие режима проветривания; Враждебность среды, окружающей ребенка, когда ему ограничен доступ к игрушкам, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действует необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. Социальные : Манипулирование детьми, наносящий серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в принятии решения, так и поступках; Межличностные отношения детей с другими детьми (Часто детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время это не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме , таковыми является для ребенка ДОУ. Кроме того в детском коллективе уже в раннем возрасте может проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов); Интеллектуально физические и психологические перегрузки из-за нерационального построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней; Неправильная организация общения преобладания авторитетного стиля, отсутствие организованности ребенка со стороны взрослых; Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующий его поведение в детском коллективе.

Читайте также:  Развитие ребенка картинки с фруктами

Слайд 11

Внутренние источники : Сформировавшийся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения, малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми; Осознание ребенком на фоне других детей своих недостатков. Это способствует формированию комплекса неполноценности. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающей чувство беспомощности; Индивидуально-личностные особенности ребенка боязливость или привычка быть в центре внимания; Патология физического развития (нарушение зрение, слуха, речи и т.д.) Общим же источником угрозы психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий мир.

Слайд 12

Для правильного развития ребенка необходимо его общение со сверстниками и взрослыми. Оно более разнообразно по характеру контактов и по функциям, более эмоционально и раскованно, создает условия для разных сторон развития. Но основной проводник в мире общения и мышления для ребенка, является именно взрослый , от которого зависит и сама организация содержательного детского общения.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Общение детей дошкольного возраста. Общение детей от 1 – 3 лет.

Описание слайда:

Общение детей дошкольного возраста. Общение детей от 1 – 3 лет.

2 слайд

Обще́ние—процесс установления и развития контактов между живыми организмами,

Описание слайда:

Обще́ние—процесс установления и развития контактов между живыми организмами,порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность. (Википедия).

3 слайд

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

4 слайд

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического разв

Описание слайда:

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

5 слайд

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

6 слайд

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со

Описание слайда:

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание. Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.

7 слайд

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаим

Описание слайда:

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. По-видимому, такое взаимодействие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает бурную радость. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

8 слайд

Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов. Сначала у

Описание слайда:

Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов. Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку выделить сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путём для этого является организация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и прочее. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому «увидеть» сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с помощью взрослого.

Читайте также:  Стенд для развития ребенка своими руками фото

9 слайд

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

10 слайд

Изменение общения детей со сверстниками с возрастом К 1 году	 1. Малыши предп

Описание слайда:

Изменение общения детей со сверстниками с возрастом К 1 году 1. Малыши предпочитают разглядывать картинки, где изображены люди, и особенно дети. 2. Проявляется интерес к сверстнику как к интересному объекту исследования, в связи с чем он может: — толкнуть другого; — сесть верхом на другого; — с любопытством разглядывать упавшего ребенка; — дергать его за волосы и т. д.; — какое-либо действие с игрушки перенести на сверстника. 3. Сверстник выступает для ребенка: — как интересная игрушка; — как некое подобие его самого До 1,5 лет 1. Малыши могут спокойно заниматься каждый своим делом (своей игрушкой), например играть в одной песочнице, изредка поглядывая друг на друга. При этом они смотрят обычно на руки сверстника, наблюдают, как он играет. 2. Присутствие поблизости сверстника активизирует ребенка. 3. Сверстники могут обмениваться игрушками, правда, они с радостью берут чужие и с трудом отдают свои.

11 слайд

До 2 лет	 1. Интерес к сверстнику ярко выражен. Увидев ровесника, малыш прыг

Описание слайда:

До 2 лет 1. Интерес к сверстнику ярко выражен. Увидев ровесника, малыш прыгает, кричит, визжит, причем такое«баловство» носит всеобщий характер. 2. Хотя малыши получают большое удовольствие от совместных игр, но появившаяся в поле зрения игрушка или подошедший взрослый отвлекают детей друг от друга. 2-3 года Общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни детей. Это связано с тем, что формируется представление о другом человеке – ровеснике. Они уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

12 слайд

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

13 слайд

Помощь взрослого. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в конт

Описание слайда:

Помощь взрослого. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, хвалит детей в присутствии сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес к себе. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

14 слайд

"Раздувайся пузырь" Делаем круг, говорим, что это пузырь. Сходимся к центру

Описание слайда:

«Раздувайся пузырь» Делаем круг, говорим, что это пузырь. Сходимся к центру круга — маленький пузырик. А теперь надо опять надуть большой пузырь. Дети ставят кулачки друг на друга (это трубочки) и дуют «фффффффф», потом делают шаг назад. После того, как отошли немного, берутся за руки, постепенно расширяют круг со словами: «Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой! Оставайся такой, Да не лопайся!!!» Вот какой большой пузырь! Не лопнет? Взрослый может хлопнуть в ладоши: «Хлоп! Лопнул пузырь!» Дети хлопают в ладоши, опять сбегаются к центру и начинают сначала.

15 слайд

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

16 слайд

"Карусели" Дети встают в круг, берутся за руки и начинают кататься на "карус

Описание слайда:

«Карусели» Дети встают в круг, берутся за руки и начинают кататься на «карусели». Еле-еле-еле-еле («Карусель медленно движется в правую сторону.) Завертелись карусели. А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряются.) Все бегом-бегом-бегом! Побежали, побежали, («Карусель» меняет направление движения.) Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите (Темп движения постепенно замедляется, «карусель» Карусель ос-та-но-ви-те. (останавливается, и дети кланяются друг другу.) Раз-два, раз-два, Вот и кончена игра.

17 слайд

Конец. Подготовила воспитатель ГБОУ школа №1236 ДО №567: Бригневич И. А.

Описание слайда:

Конец. Подготовила воспитатель ГБОУ школа №1236 ДО №567: Бригневич И. А.

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

Курс повышения квалификации

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста презентация

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-366097

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник