Общее в развитии здорового ребенка и ребенка с отклонениями

У всех детей с отклоняющимся
развитием, независимо от вида нарушений,
имеются как общие
недостатки, так и специфические
трудности, которые
связаны непосредственно с характером
и вы­раженностью первичных нарушений
и с особенностями вторич­ных отклонений.
Первичные нарушения вытекают
непосредствен­но из биологического
характера болезни, вторичные же
отклоне­ния возникают как следствие
первичных нарушений, и прежде всего они
поддаются воздействию ранней коррекционной
помо­щи. По утверждению Л. С. Выготского,
именно вторичные откло­нения являются
основным объектом психолого-педагогического
изучения и коррекционного воздействия.

Следует учитывать, что одни и те же
вторичные отклонения в развитии могут
наблюдаться при разных первичных
нарушениях, и наоборот — при одном и
том же первичном нарушении отсут­ствует
полное совпадение проявляемых при этом
вторичных от­клонений, типичных для
того или иного вида дефицитарного
раз­вития у детей. Эти факты подтверждают
мысль Л. С. Выготского о том, что не только
первичное нарушение определяет структуру
и характер отклонений, но и условия
воспитания, которые могут либо усиливать
дефицитарность, либо способствовать
ее преодо­лению. Например, при умственной
отсталости, при которой ин­теллектуальное
нарушение является первичным, у одного
ребенка может быть сформировано
адекватное поведение и приемлемые формы
общения с детьми и взрослыми, а у другого
умственно отсталого ребенка отмечается
дезорганизованное поведение (по­левое,
ситуативно неадекватное), сочетающееся
с отсутствием способов общения даже в
повседневных, бытовых ситуациях. Вме­сте
с тем, такого характера вторичные
отклонения могут наблю­даться у детей
с другими нарушениями: например, у детей
с эмо­циональными расстройствами.

К числу общих
проблем
относятся
социальная дезадаптирован -ность
ребенка, низкий уровень психических
процессов (внима­ния, предметного и
социального восприятия и представлений,
памяти, мышления); несформированность
мотивационно-потреб-ностной и
эмоционально-волевой сферы; недостаточность
мотор­ного развития; снижение
произвольности психических процес­сов,
деятельности и поведения. Все эти
особенности приводят к существенной
задержке развития психических
новообразований на каждом возрастном
этапе и к качественному своеобразию
ста­новления личностных качеств
ребенка и его Я-концепции. Пере­численные
недостатки могут проявляться у
дошкольников с раз­личными видами
нарушений в неодинаковой
степени и в разных комбинациях.

Специфические трудности,
испытываемые детьми
с тем или иным нарушением, обусловлены
характером и степенью выраженности
имеющихся отклонений и условиями
социально-педагогического окружения
ребенка на ранних этапах его развития.

Дошкольная коррекционная педагогика,
рассматривая вопро­сы воспитания и
обучения каждого конкретного ребенка
и детей определенной категории, постоянно
учитывает общий фон виталь­ных и
образовательных потребностей ребенка,
его общие и специ­фические особенности,
направленность на формирование
компен­саторных механизмов и коррекцию
имеющихся нарушений в раз­витии.
Наряду с этим важно постоянно помнить
о том, что для ребенка семья является
первым и главным социальным институ­том.
Формирование социально-педагогической
компетентности родителей, воспитание
детско-родительских отношений, обуче­ние
родителей способам взаимодействия со
своим проблемным ребенком также относятся
к области значимых направлений дош­кольной
коррекционной педагогики.

Вопросы и практические задания

1. Назовите предмет, задачи и методы
науки дошкольной коррекцион­ной
педагогики.

2. Дайте определение понятий «коррекция»,
«компенсация» и «социа­лизация»,
используемых в области дошкольной
коррекционной педаго­гики.

3. Охарактеризуйте взаимосвязь первичных
нарушений и вторичных от­клонений в
развитии.

4. Подготовьте рефераты на следующие
темы: «Этапы становления спе­циального
образования в России и за рубежом»,
«Современные тенден­ции развития
специального образования в нашей
стране», «Общие и спе­цифические
особенности развития детей с особыми
образовательными потребностями».

Литература

1. Выготский
Л. С.
Основы дефектологии.
— М., 1983. — Т. 5.

2. Екжанова
Е. А.
Специальная
психология и коррекционная педагоги­ка.
Учебная программа курса. — М., 2000.

3. Катаева
А. А., Стребелева Е. А.
Дошкольная
олигофренопедагогика. — М., 1998.

4. Лубовский
В. И.
Основные проблемы
ранней диагностики и ранней коррекции
нарушений развития //Дефектология. —
1994. — № 1.

5. Малафеев
Н. И.
Специальное
образование в России и за рубежом. -М.,
1996.

6. Малафеев
Н. Н.
Современный этап
в развитии системы специального
образования в России: Результаты
исследования как основа для построе­ния
программы развития // Дефектология. —
1997. — № 4.

7. Певзнер
М. С.
Дети с отклонениями
в развитии. — М., 1966.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

у всех детей с отклоняющимся развитием, независимо от вида нарушений, имеются как общие недостатки, так и специфические

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в период дошкольного возраста

трудности, которые связаны непосредственно с характером и вы­раженностью первичных нарушений и с особенностями вторич­ных отклонений. Первичные нарушения вытекают непосредствен­но из биологического характера болезни, вторичные же отклоне­ния возникают как следствие первичных нарушений, и прежде всего они поддаются воздействию ранней коррекционной помо­щи. По утверждению Л. С. Выготского, именно вторичные откло­нения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия.

Следует учитывать, что одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных нарушениях, и наоборот — при одном и том же первичном нарушении отсут­ствует полное совпадение проявляемых при этом вторичных от­клонений, типичных для того или иного вида дефицитарного раз­вития у детей. Эти факты подтверждают мысль Л. С. Выготского о том, что не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее преодо­лению. Например, при умственной отсталости, при которой ин­теллектуальное нарушение является первичным, у одного ребенка может быть сформировано адекватное поведение и приемлемые формы общения с детьми и взрослыми, а у другого умственно отсталого ребенка отмечается дезорганизованное поведение (по­левое, ситуативно неадекватное), сочетающееся с отсутствием способов общения даже в повседневных, бытовых ситуациях. Вме­сте с тем, такого характера вторичные отклонения могут наблю­даться у детей с другими нарушениями: например, у детей с эмо­циональными расстройствами.

К числу общих проблемотносятся социальная дезадаптированность ребенка, низкий уровень психических процессов (внима­ния, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления); несформированность мотивационно-потреб-ностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность мотор­ного развития; снижение произвольности психических процес­сов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и к качественному своеобразию ста­новления личностных качеств ребенка и его Я-концепции. Пере­численные недостатки могут проявляться у дошкольников с раз­личными видами нарушений в неодинаковой степени и в разных комбинациях.

Специфические трудности,испытываемые детьми с тем или иным нарушением, обусловлены характером и степенью выраженности имеющихся отклонений и условиями социально-педагогического окружения ребенка на ранних этапах его развития.

Дошкольная коррекционная педагогика, рассматривая вопро­сы воспитания и обучения каждого конкретного ребенка и детей определенной категории, постоянно учитывает общий фон виталь­ных и образовательных потребностей ребенка, его общие и специ­фические особенности, направленность на формирование компен­саторных механизмов и коррекцию имеющихся нарушений в раз­витии. Наряду с этим важно постоянно помнить о том, что для ребенка семья является первым и главным социальным институ­том. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обуче­ние родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком также относятся к области значимых направлений дош­кольной коррекционной педагогики.

Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 2248; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11021 — | 7451 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО

К детям с отклонениями в развитии относят:

  • умственно отсталых,
  • глухих,
  • слабослышащих,
  • позднооглохших,
  • слепых и слабовидящих;
  • детей с тяжелыми речевыми нарушениями,
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • задержкой психического развития,
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),
  • множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами образования понимается не столь единодушно.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

Читайте также:  Роль среды в развитии ребенка выготский

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации — является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности — «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган» (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие «особые образовательные потребности».

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации «социального вывиха», попытаемся определить смысл термина «Ребенок с особыми образовательными потребностями», т.е. определить, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:
первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения — социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;

строились «обходные пути» обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из «обходных путей» формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;

регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;

все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;

реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;

процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.

Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка особых образовательных пространств, типов специальных образовательных учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО, достижения которой признаны в мире.

Читайте также:  Задания для умственного развития ребенка

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.

Источник

У всех детей с отклоняющимся развитием, независимо от вида нарушений, имеются как общие недостатки, так и специфические трудности,которые связаны непосредственно с характером и вы­раженностью первичных нарушений и с особенностями вторич­ных отклонений. Первичные нарушения вытекают непосредствен­но из биологического характера болезни, вторичные же отклоне­ния возникают как следствие первичных нарушений, и прежде всего они поддаются воздействию ранней коррекционной помо­щи. По утверждению Л. С. Выготского, именно вторичные откло­нения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия.

Следует учитывать, что одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных нарушениях, и наоборот — при одном и том же первичном нарушении отсут­ствует полное совпадение проявляемых при этом вторичных от­клонений, типичных для того или иного вида дефицитарного раз­вития у детей. Эти факты подтверждают мысль Л. С. Выготского о том, что не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее преодо­лению. Например, при умственной отсталости, при которой ин­теллектуальное нарушение является первичным, у одного ребенка может быть сформировано адекватное поведение и приемлемые формы общения с детьми и взрослыми, а у другого умственно отсталого ребенка отмечается дезорганизованное поведение (по­левое, ситуативно неадекватное), сочетающееся с отсутствием способов общения даже в повседневных, бытовых ситуациях. Вме­сте с тем, такого характера вторичные отклонения могут наблю­даться у детей с другими нарушениями: например, у детей с эмо­циональными расстройствами.

К числу общих проблемотносятся социальная дезадаптированность ребенка, низкий уровень психических процессов (внима­ния, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления); несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность мотор­ного развития; снижение произвольности психических процес­сов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и к качественному своеобразию ста­новления личностных качеств ребенка и его Я-концепции. Пере­численные недостатки могут проявляться у дошкольников с раз­личными видами нарушений в неодинаковой степени и в разных комбинациях.

Специфические трудности,испытываемые детьми с тем или иным нарушением, обусловлены характером и степенью выраженности имеющихся отклонений и условиями социально-педагогического окружения ребенка на ранних этапах его развития.

Дошкольная коррекционная педагогика, рассматривая вопро­сы воспитания и обучения каждого конкретного ребенка и детей (определенной категории, постоянно учитывает общий фон виталъных и образовательных потребностей ребенка, его общие и специфические особенности, направленность на формирование компенсаторных механизмов и коррекцию имеющихся нарушений в развитии. Наряду с этим важно постоянно помнить о том, что для ребенка семья является первым и главным социальным институтом. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обуче­ние родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком также относятся к области значимых направлений дош­кольной коррекционной педагогики.

Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 2319; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9022 — | 7290 — или читать все…

Читайте также:

Источник