Общее и специальное развитие ребенка

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июня 2015;
проверки требуют 22 правки.
Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. Разделяется на дошкольную, школьную и специальную педагогику взрослых. При преподавании используется коррекционно-воспитательная работа (система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление дефектов развития). Среди задач, решаемых специальной педагогикой, — включение людей с проблемами развития в социальную среду, а также предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде.
Разделы специальной педагогики[править | править код]
- Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).
- Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).
- Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе.
- Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью.
Методы обучения людей со специальными потребностями[править | править код]
Выделяется несколько различных подходов к обучению для студентов с особыми потребностями. Можно выделить 4 категории, различающиеся объемом контактов обучаемых с «обычными» студентами:
- Инклюзивное образование. В рамках данного подхода студенты с особыми потребностями проводят большую часть учебного времени с обычными студентами. Такой подход подразумевает необходимость серьезной модификации учебной программы и большинство школ применяют его только для небольшой части студентов со сравнительно небольшим уровнем специальных потребностей, для которых подход показал хорошие результаты.[1][2]
- Мэйнстрим. Подход подразумевает совместную работу студентов с особыми потребностями и обычных студентов в течение специальных промежутков времени. При этом большую часть времени студенты с особыми потребностями обучаются отдельно.[3]
- Сегрегация(образование) В рамках данного подхода обучение студентов с особыми потребностями происходит в отдельных классов. При этом сама программа может быть идентичной программе для обычных студентов, однако возможность по социальной адаптации ограничена неучебным временем – например, при совместном приеме пищи.[4]
- Cовместное обучение(образование) – в рамках подхода проводятся совместные лекции для студентов с и без специальных потребностей. При этом лекцию или семинар проводят 2 педагога сообща – основной и педагог для студентов с особыми возможностями.
Система общего и специального образования[править | править код]
Коррекционные образовательные учреждения в России делятся на 8 типов, в зависимости от решаемой проблемы:
- I — для неслышащих детей;
- II — для слабослышащих и позднооглохших детей;
- III, IV — для детей с нарушениями зрения разной степени;
- V — для детей с тяжёлой речевой патологией;
- VI — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- VII — для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции;
- VIII — для детей с нарушениями интеллекта.
Помимо специальных коррекционных образовательных учреждений образование детей с особыми потребностями организуется в коррекционных классах общеобразовательных школ.
См. также[править | править код]
- Коррекционная педагогика
- Путь света (школа)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- https://ikprao.ru/
- Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 5/2002, О. И. Кукушкина, статья «Коррекционная (специальная) педагогика».
Литература[править | править код]
- Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова — Москва: Новая школа, 1996.
- Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.
- «Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
- «Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.
- «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кумариной. — Москва: Академия, 2001.
- «Коррекционная педагогика» / Поваляев М. А. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кумариной. — Москва: Академия, 2001.
- «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.
- «Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» / Семаго М. М. — Москва: Аркти, 1999.
- «Специальная педагогика» / Н. М. Назарова — Москва
- «Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин — Москва, 2008.
- «Сурдопедагогика» / М. И. Никитина — Москва, 1989.
- «Сурдопедагогика» / Е. Г. Речицкая — Москва, 2005.
- «Лечебная педагогика» / Е. М. Мастюкова — 1997.
- «Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха» — СПб, 2007.
- «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» / Е. М. Мастюкова, Московкина — Москва, 2004.
- «Дети с задержкой психического развития» / Власова, Лубовский — Москва, 1984.
- «Отбор умственноотсталых детей в спец.учреждения» / С. Д. Забрамная — Москва, 1988.
- «Дошкольная олигофренопедагогика» / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.
- «Тифлопедагогика» / А. Г. Литвак — 2007.
Источник
В пособии впервые изложена теория специальной педагогики, история специального образования лиц с нарушениями в развитии и особыми образовательными потребностями. Представлены основы дидактики специальной педагогики, охарактеризованы содержание и организация специального образования, выявлены ключевые проблемы развития специальной педагогики, показан зарубежный и отечественный опыт в этой области. Для студентов педагогических вузов.
Раздел I
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Г л а в а 1
t ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.3. Систематика и статистика специальной педагогики
Глава 2
НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
2.5. Клинические основы специальной педагогики
2.6. Психологические основы специальной педагогики
Глава 3
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Раздел II
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Глава 1
ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава 2
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
2.1. Медико-социально-педагогический патронаж.
Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь
2.5. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
Раздел III
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)
1.2. Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью)
Глава 2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.4. Основные виды речевых нарушений
Глава 3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
3.5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха
Глава 4
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Глава 5
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ АУТИЗМЕ И АУТИСТИЧЕСКИХ ЧЕРТАХ ЛИЧНОСТИ
Глава 6
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Глава 7
РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Раздел IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1
ПРОФИЛАКТИКА, РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ: ОБЩЕЕ ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Глава 2
ОБЩЕЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ11
2.4. Модели интегрированного обучения.
Интеграция и дифференциация
Гл ава 3
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ЗЛ. Педагогика Марии Монтессори
3.2. Педагогика Рудольфа Штайнера
- Людмила Борисовна Баряева, Ирина Магомедовна Бгажнокова, Дмитрий Игоревич Бойков. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта — 2010 год
- Гудонис В.П.. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением — 1998 год
Источник
Объект и предмет специальной педагогики
Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.
Структура специальной педагогики
- дошкольная;
- школьная;
- специальная педагогика взрослых.
Основные категории специальной педагогики
Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.
Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.
Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.
Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.
Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..
Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.
Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.
Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.
Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.
Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.
Основные направления специальной педагогики
- Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;
- Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;
- отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;
- Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;
- Совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.
Основные принципы специальной педагогики как науки
- Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.
- Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
- Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.
- Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
- Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
- Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.
Цели и задачи специальной педагогики
Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.
Задачи специальной педагогики:
- изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
- определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
- определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
- изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
- разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
- изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;
- исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.
Разделы специальной педагогики
- Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями СЛУХА (глухих, слабослышащих, оглохших).
- Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями ЗРЕНИЯ (слепых, частично и слабовидящих).
- Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями РЕЧИ при сохранном слухе.
- Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Связь с другими науками:
- Педагогика — наука о законах воспитания и образования детей и взрослых.
- Психология — наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете.
- Физиология — комплекс естественно-научных дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.
- Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.
- Специальная психология — отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от норм развития, вызванное врождёнными или приобретёнными дефектами.
- Социология — наука об обществе.
- Невропатология — наука об органических и функциональных болезнях нервной системы.
- Патологическая анатомия — наука, изучающая отклонения в строении организма.
- Патофизиология — наука о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов.
- Общая и Медицинская генетика — наука о законах наследственности и наследственных заболевания.
- Психопатология — наука, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.
- Детская психиатрия — наука, изучающая психопатологические проявления в детском возрасте.
- Отоларингология — наука о заболеваниях уха, носа, горла.
- Офтальмология — наука о заболеваниях органов зрения.
- Патопсихология — отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга.
Система общего и спец.образования в РФ (ВИДЫ ШКОЛ)
- для глухих;
- для слабослышащих;
- для слепых;
- для детей с остаточным зрением;
- для детей с тяжёлой речевой патологией;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- для детей с ЗПР (задержкой психического развития);
- для детей с нарушениями интеллекта.
См. также
- Коррекционная педагогика
Ссылки
- https://ikprao.ru/
- Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 5/2002, О. И. Кукушкина, статья «Коррекционная (специальная) педагогика».
Литература
- Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова — Москва: Новая школа, 1996.
- Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.
- «Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
- «Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.
- «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. — Москва: Академия, 2001.
- «Коррекционная педагогика» / Поваляев М. А. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. — Москва: Академия, 2001.
- «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.
- «Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» / Семаго М. М. — Москва: Аркти, 1999.
- «Специальная педагогика» / Н. М. Назарова — Москва
- «Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин — Москва, 2008.
- «Сурдопедагогика» / М. И. Никитина — Москва, 1989.
- «Сурдопедагогика» / Е. Г. Речинская — Москва, 2005.
- «Лечебная педагогика» / Е. М. Мастюкова — 1997.
- «Абелитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха» — СПб, 2007.
- «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» / Е. М. Мастюкова, Московкина — Москва, 2004.
- «Дети с задержкой психического развития» / Власова, Лубовский — Москва, 1984.
- «Отбор умственноотсталых детей в спец.учреждения» / С. Д. Забравная — Млсква, 1988.
- «Дошкольная олигофренопедагогика» / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.
- «Тифлопедагогика» / А. Г. Литвак — 2007.
Категории:
- Педагогика
- Специальная педагогика
Wikimedia Foundation.
2010.
Смотреть что такое «Специальная педагогика» в других словарях:
Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей, теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических… … Педагогический терминологический словарь
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогической науки и практики, занимающаяся проблемами обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в силу наличия у них физических и (или) психических недостатков в специальной организации образовательного… … Психомоторика: cловарь-справочник
Коррекционная (специальная) педагогика — особая область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии. Становление К.(с.)п. происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления… … Педагогический терминологический словарь
Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия
Специальная психология — (Коррекционная психология) область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся … Википедия
Педагогика специальная — см. Специальная педагогика … Педагогический терминологический словарь
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, входящая также в состав комплексной научной дисциплины дефектологии, изучающая особенности психического развития людей с врожденными или приобретенными дефектами: с нарушением слуха, зрения, речи и т.д. (см. Дефектология,… … Психомоторика: cловарь-справочник
Педагогика иезуитов — Основная статья: Иезуиты Педагогика иезуитов образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети учебных заведений, в… … Википедия
ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ — отрасль педагогики, обслуживающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. В ней выделяются:… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ПЕДАГОГИКА — (греч. paidagogike) наука о воспитании подрастающего поколения; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения. Состоит из отраслей: дошкольная,… … Профессиональное образование. Словарь
Источник