Общая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте

Общая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте thumbnail

Развитие
сенсорики: совершенствуется зрительное
сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам
его продолжительность достигает 7-8
минут. В этом возрасте ребенок определяет
форму предметов, реагирует на цвет,
может

прослеживать
движущиеся предметы.

К
концу младенчества формируются
практически все свойства восприятия
детей — константность, правильность,
предметность, системность. Появление
этих свойств связано с развитием
локомоций детей, перемещением в
пространстве, благодаря чему они
научаются видеть предмет под разным
углом зрения.

В
этом периоде формируются все генетические
виды памяти- эмоциональная, моторная,
образная, вербальная. Эмоциональная
память помогает младенцу ориентироваться
в действительности, фиксируя внимание
и направляя органы чувств на наиболее
важные в эмоциональном отношении
объекты. В 7-9 недель появляется и моторная
память, ребенок может запомнить и
повторить какое-то движение, у него
начинают появляться определенные
привычные жесты, начало будущих операций.

В
4 месяца у детей появляется образная
память – сначала в виде узнавания
знакомых предметов, а в 8-9 месяцев и
воспроизведение того, что ребенок видел
ранее. С развитием узнавания ребенок
начинает дифференцировать

окружающих
взрослых, узнает приятных и неприятных
людей. А развитие воспроизведения
стимулирует появление первых мотивов,
или мотивирующих представлений ребенка,
которые способствуют становлению его
личности, развитию независимости от
окружающей ситуации.

Развивается
и мышление младенцев. К концу этого
возраста у детей появляется ручной
интеллект, или наглядно-действенное
мышление, которое строится на основе
проб и ошибок и связано с развитием
первых самостоятельных движений.
Большое значение имеет и развитие
ориентировки — реакций на новые предметы,
стремление их обследовать.

Развивается
и речь, прежде всего пассивная — ребенок
слушает и различает звуки. В первом
полугодии формируется речевой слух, а
сам ребенок при радостном оживлении
издает звуки, называемые обычно гулением.

Во
втором полугодии возникает лепет, в
котором можно различить некоторые
повторяющиеся звуковые сочетания. К
концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов,
произносимых взрослыми, и сам произносит
одно или несколько своих первых слов,
сходных по звучанию со словами взрослой
речи.

27. Общая характеристика психологических особенностей детей раннего возраста.

Развитие
восприятия определяется тремя
параметрами: перцептивными действиями,
сенсорными эталонами и действиями
соотнесений. Таким образом, становление
восприятия заключается в выделении
наиболее характерных для данного
предмета или ситуации качеств
(информативных точек), составлении на
их основе устойчивых образов (сенсорных
эталонов) и соотнесении этих
образов-эталонов с предметами окружающего
мира. Действия восприятия, которые
вначале являются внешними и развернутыми
(ребенок должен не только посмотреть
на предмет, но и потрогать его руками,
действовать с ним), затем переходят во
внутренний план и автоматизируются.
Развитие перцептивных действий помогает
формированию обобщения, так как выделение
наиболее значимых качеств каждого
предмета дает возможность в дальнейшем
объединить их в классы и понятия.

В
раннем возрасте, кроме наглядно-действенного
мышления, начинает формироваться и
наглядно-образное мышление.

Наглядно-действенное
мышление возникает к концу первого
года жизни и является ведущим видом
мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное
мышление возникает в 2,5-3 года и является
ведущим до 6-6,5 лет. Таким образом, в
раннем возрасте основным (и практически
до

конца
этого возраста единственным) видом
мышления является наглядно-действенное,
предполагающее непосредственный
контакт ребенка с предметами и поиск
правильного решения задачи путем проб
и ошибок. В то же время к концу раннего
возраста при решении простых, связанных
с прошлым опытом задач дети должны
уметь ориентироваться практически
мгновенно, не прибегая к пробным
действиям с предметами; т. е. решать
задачи

на
основе образного мышления.

Характерной
особенностью мышления ребенка в этот
период является его синкретизм, т. е.
нерасчлененность-ребенок пытается
решить задачу, не выделяя в ней отдельные
параметры, но воспринимая ситуацию как
целостную картинку, все детали которой
имеют одинаковое значение. Поэтому
помощь взрослого должна быть направлена
прежде всего на анализ и выделение
отдельных деталей из ситуации, из
которых потом ребенок (может быть, также
при помощи взрослого) выделит главные
и второстепенные. Таким образом, общение
со взрослым, совместная предметная
деятельность могут существенно ускорить
и оптимизировать познавательное
развитие детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя.

Основные особенности младенческого возраста

В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:

  • формируется моторика (общая, мелкая);
  • нормализуется координация движений;
  • совершенствуется механизм тонуса мышц;
  • развивается зрение и слух.

К концу периода активно формируется речь, ходьба.

фото 1328

К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память.

Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи. Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы. Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.

Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Читайте также:  Происхождение игрушки ее роль в жизни и развитии ребенка

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери.

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.

Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

фото 1329

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности. Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение. Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы. В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку. Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.

К году ребенок освоит:

  • назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
  • способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
  • технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

Кризис одного года

фото 1330

Второй переходный момент в становлении психики ребенка. Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми. С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.

Источник

(0—2
месяца) Новорожденностъ как кризисный
период

В
постнатальный период происходит
коренное изменение образа жизни ребенка,
связанное с физическим отделением от
материнского организма: это новый тип
дыхания (включаются легкие ребенка),
новый способ питания, новые температурные
условия и т.п. Поэтому новорожденность
с физиологической точки зрения — это
переходный период, когда происходит
приспособление к внеутробному образу
жизни, становление собственных систем
жизнеобеспечения организма.

Читайте также:  Анкета для родителей физическое развитие вашего ребенка

Характерные
особенности периода новорожденности
:
У ребенка первых двух недель жизни
единственным очевидным выражением
эмоций
является реакция неудовольствия на
дискомфорт или насильственное
пробуждение. Сигналы неудовольствия,
издаваемые ребенком, привлекают внимание
ухаживающих взрослых, которые и помогают
ребенку избавиться от неприятных
ощу­щений. Положительные
эмоциональные

реакции в ранний период новорожденности
отметить не удается, поскольку
удовлетворение потребностей приводит
к успокоению и засыпанию ребенка.

Новорожденный
обладает пределенным набором безусловных
рефлексов, облегчающих приспособление
к новым условиям жизни:


рефлексов, обеспечивающих работу
основных систем организма (дыхания,
кровообращения, пищеварения и др.), в
частности сосательного рефлекса,
пищевого и вестибулярного сосредоточения
(затихание, торможение движений);

— защитных
рефлексов (глаза, зажмуривается при
ярком свете);

— ориентировочных
рефлексов (поворот головы к источнику
света);

— атавистических
рефлексов (хватательный рефлекс; рефлекс
спонтанного ползания).

Новорожденный
обладает разными видами чувствительности
— тактильной, температурной, болевой,
вкусовой. Хотя чувствительность у
новорожденного ниже, чем у более старших
детей, однако она заметно возрастает
в течение первых недель жизни. Зрительная
и слуховая функции у новорожденных
довольно примитивны, но быстро
совершенствуются. На второй неделе
жизни появляется слуховое сосредоточение.
К концу первого месяца жизни появляется
возможность кратковременной фиксации
взгляда на блестящем предмете.

С точки зрения Эльконина, новорожденный
не имеет ни одного готового акта
поведения, ни одной сложившейся формы
движений. Биологическая беспомощность
человека увеличивает количество
степеней свободы в выборе направления
развития и обеспечивает гибкость
адаптации. На начальном этапе развития
решающее условие выживания новорожденного
— это уход взрослого человека,
удовлетворение им всех жизненных
потребностей ребенка. Любое отношение
к предмету осуществляется только через
и посредством взрослого человека. В
противоречии между максимальной нуждой
во взрослом и минимальными средствами
взаимодействия заложена основа всего
психического развития ребенка в
младенческом возрасте.

В
конце первого — начале второго месяца
жизни ребенок начинает отчетливо
выделять взрослого из окружающей
обстановки
.
Взрослый с первых дней жизни выступает
по отношению к ребенку с опережающей
инициативой, он приписывает ребенку
качества субъекта общения — обращается
к нему, о чем-то спрашивает, комментирует
собственные действия. Постепенно
ребенок улавливает коммуникативные
послания взрослого, на
третьей — четвертой неделе у ребенка в
состоянии спокойного бодрствования
можно наблюдать так называемое
ротовое
внимание
в
ответ на обращенный к нему ласковый
голос и улыбку взрослого — ребенок
губы слегка вытягиваются вперед,
происходит глазной контакт
.
В возрасте 4—5
недель
вслед за этим возникает попытка
улыбнуться

и, наконец, настоящая, так называемая
социальная
улыбка
,
или улыбка общения.

Возникновение
ответной реакции ребенка — улыбки
на обращение матери (близкого взрослого)
— важнейшее психологическое новообразование
кризисного периода новорожденности.

Комплекс
оживления
.
В последующие недели складывается
комплекс оживления, который служит
границей критического периода
новорожденности и показателем перехода
к младенчеству как периоду стабильного
развития
.

Комплекс
оживления — особая
эмоционально- двигательная реакция,
обращенная к взрослому
.
Начавшись с замирания, сосредоточения
на лице взрослого и улыбки, в последующие
недели эта реакция приобретает
действительно развернутый комплексный
характер. В
8 недель

компоненты реакции радостного оживления
сопровождаются громким
коротким вздохом
;
в 10—12
недель

он включает в себя серию
глубоких вздохов, вскидывание ручек,
перебирание ножками, радостное
повизгивание, разнообразные вокализации

(гуление, вскрики). Возникновение
инициативы ребенка в общении выражается
в использовании им крика, плача для
привлечения внимания к себе.

Младенчество
как период стабильного развития

Младенческий
возраст от 2 месяцев до 1 года.

Кризисный период новорожденности
заканчивается, и начинается период
стабильного Развития — младенчество.
Ведущая деятельность младенческого
периода — непосредственно
эмоциональное общение

по Д. Б. Эльконину, или ситуативно-личностное
общение

(по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности
другой
человек
.
Основное содержание общения между
взрослым и ребенком составляет обмен
выражениями внимания, радости, интереса
и удовольствия посредством мимики,
жестикуляции, телесного контакта
поглаживаний, тормошения, объятий),
звуков и слов. О решающей роли общения
в психическом развитии ребенка
убедительно свидетельствуют так
называемые явления госпитализма.

Развитие
речи и общения

В
первом полугодии жизни потребность
ребенка во внимании и доброжелательности
взрослого удовлетворяется в ходе
ситуативно-личностного
общения
,
выполняющего функцию ведущей
деятельности
.

Ребенок
особо выделяет и узнает свою мать,
беспокоится при ее уходе, позже (в 6 —
8 месяцев) — различает более широкий
круг «своих» и «чужих». При приближении
незнакомого взрослого четырехмесячный
ребенок настораживается, внимательно
всматривается в его лицо, широко
открывает глаза, притормаживает
движения, иногда у него возникает
реакция страха. В 7—10 месяцев
ориентировочная реакция на новое лицо,
сменяющаяся реакцией страха или
познавательного интереса, является
возрастной нормой. В ситуациях общения
ребенок начинает использовать жесты
(протягивать руки, показывая, что хочет
на руки; тянуться руками к далекому
предмету, показывая свое желание
получить его).

К
концу первого года комплекс оживления
закономерно исчезает. Теперь на
незнакомое лицо ребенок реагирует чаще
не страхом, а Робостью, стеснением,
интересом. Важно, что отношение к
взрослым избирательное и дифференцированное.

Во
втором полугодии ребенок начинает
испытывать нужду
в сотрудничестве
,
соучастии со взрослым, чтобы достичь
желаемого при ограниченных возможностях.
Общение приобретает форму ситуативно-делового
взаимодействия
.
К концу первого года желание быть
понятым делает необходимым речевой
контакт. Становление
предпосылок речи
.
Период от рождения до одного года —
доречевой, подготовительный этап
развития речи. Формируется речевой
слух и дыхание, артикулирование звуков
и интонирование, речевое подражание.
Можно выделить развитие понимания
чужой речи и развитие произносительной
стороны речи.

Голосовые
проявления проходят ряд последовательных
этапов; крик,
гукание, гуление, лепет.

Основная голосовая реакция новорожденного
— крик (плач) как выражение отрицательных
эмоций. Начиная с
восьмой недели
,
происходит дифференциация
видов плача
.
Крик имеет различный характер в
зависимости от того, чем он вызван
(голод, боль в животе, ограничение
движений или прекращение общения) и
чего хочет добиться ребенок, о чем и
догадывается его мать.

В
возрасте от 1,5
до 4

месяцев выделяются короткие звуки,
носящие характер спокойного повествования
гукание.
От 4
до 6

месяцев ребенок издает протяжные
гласные звуки, сочетания губных, язычных
и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа»,
«лааа» и др.) — это истинное, или певучее,
гуление.
Для гуления характерно прислушивание
ребенка к собственному голосу,
самоподражание, произношение цепочек
певучих звуков, что тренирует речевое
дыхание. В 6
— 7

месяцев появляется лепет
— повторные слоги, цепочки слогов в
ответ на голосовое общение взрослого,
когда ребенок приглядывается к
артикуляции взрослого, прислушивается
к нему и к самому себе.

К
9
месяцам

в условиях общения со взрослым наступает
«расцвет»
лепета
,
обогащение его новыми звуками и
интонациями, воспроизведением
мелодической стороны знакомых фраз,
приветствии, восклицаний.

Общение
со взрослым оснащается новыми средствами.
Складывается так называемая автономная
речь
.
Ребенок начинает использовать устойчивые
звукосочетания, интонационно-выразительные
и по смыслу равные предложению, понять
значение которые можно, только
ориентируясь на наличную ситуацию в
целом. Достижения в самостоятельном
произношении к
концу первого года

от 5
— 6

до 10—30
лепетных слов
.

Читайте также:  Методы развития творческих способностей ребенка

Другая
сторона развития речи — пассивное
владение словом
,
понимание
обращенной к нему речи
.
Пассивная речь опережает в своем
развитии активную. Если в первые месяцы
жизни речь взрослого воспринимается
ребенком как передача эмоционального
состояния, то во втором полугодии
складываются условия для ситуационного
понимания обращенной к нему речи
.
В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое
понимание словесных инструкций:
обхватывает руками шею на предложение
«Обними маму», отыскивает глазами
настенные часы на вопрос «Где часики,
тик-так?». Ответ (в виде поиска глазами
названного предмета, выполнения просьбы
-инструкции) — первоначальная форма
понимания речи. К концу года ребенок
понимает и выполняет пять — десять
обращений типа: «Дай ручку», «Принеси
мяч».

Вторая
половина младенчества характеризуется
расширением границ общения. Разрывается
слитность взрослого и ребенка, ребенок
из потенциального становится реальным
субъектом общения. Следовательно,
изменяется социальная ситуация. В ее
изменении — суть кризиса конца первого
года жизни ребенка.

Развитие
восприятия и интеллекта

В
первом полугодии жизни (1-й подпериод
младенчества) наиболее стремительными
темпами совершенствуется восприятие
ребенка, интенсивно развиваются
сенсорные системы. Ярко проявляется
закономерность опережающего развития
сенсорики по сравнению с моторикой.

Уже
к
3—4 месяцам зрительные и слуховые
способности младенцев почти не отличаются
от таковых у взрослых людей
.
К этому возрасту ребенок, как правило,
свободно следит за предметами, движущимися
в любом направлении, на любом расстоянии
и с любой скоростью; способен длительно
сосредоточиваться при разглядывании;
правильно связывает слуховые и зрительные
впечатления (локализует звук в
пространстве — поворачивает голову и
отыскивает глазами источник звука).
Исследования показали, что младенцы
хорошо различают цвета, формы, весьма
чувствительны к новизне.

Во
втором полугодии

постепенно складываются особые
ориентировочные действия, направленные
на обследование окружающего пространства
и предметов. В состоянии спокойного
бодрствования ребенок проявляет интерес
к игрушкам, он не только длительно
рассматривает их, но и приближает к ним
руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая
задача зрения — направлять и регулировать
поведение, так что формирование
самостоятельных двигательных актов
происходит под контролем зрения
.
Развивается тактильная чувствительность.

Согласно
Пиаже, ребенок первого года жизни
находится в первом периоде умственного
развития — сенсомоторном.
Знания о людях и окружающих предметах
складываются у них на основе информации,
полученной от собственных органов
чувств и случайных движений.

Сенсомоторный
период включает шесть стадий, из которых
на первый год приходятся четыре.

1)
Упражнение рефлексов. Дети «упражняют»
все навыки, которыми обладают в данный
период развития.

2)
Первичные круговые реакции (1—4 месяца).
Ребенок начинает приспосабливаться к
своему окружению, используя аккомодацию
(приспособление старых схем к новой
информации).

3)
Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев).
Дети произвольно повторяют те формы
поведения, которые доставляют им
удовольствие; у них развивается
способность восприятия постоянства
объекта. С этим качеством связано
появление к 7 — 8 месяцам первых страхов
(страх «чужого»), восприятие постоянства
объектов составляет основу привязанности
к значимым для ребенка людям.

4)
Координация вторичных схем (8—12 месяцев).
Происходит дальнейшее развитие всех
упомянутых способностей ребенка. Малыши
проявляют первые признаки умения
предвосхитить события (например, плачут
при виде йода).

К
8 —10 месяцам за меняющимися впечатлениями
ребенок начинает воспринимать предметы
как нечто постоянно существующее’ в
пространстве, о чем свидетельствует
поиск исчезнувшего из поля зрения
объекта. Критерий
появления наглядно-действенного
интеллекта

использование
одних действий в качестве средства для
достижения других (цели
).
Так, к концу первого подпериода ребенок
открывает связи между собственным
действием и результатом (подтянув
пеленку, можно достать лежащую на ней
игрушку), даже изобретает новые решения
проблем (открывание коробочки).

Развитие
двигательных функций и действий с
предметами

Выделяют
прогрессивные движения и действия
ребенка (способствующие получению
новых впечатлений) и тупиковые
(отгораживающие от внешнего мира).

Наиболее
важные прогрессивные
движения
:
хватание,
манипулирование предметами, овладение
активным передвижением в пространстве

(удерживание головы, переворачивание
на бок, хватая сидение, ползание,
ходьба), они рассматриваются как
показатели уровня развития ребенка,
формируются под пристальным вниманием
и стимулируются воздействием взрослого.

Хватание
начинается с обнаружения, ощупывания
собственных ручек примерно в 3 — 3,5
месяца. Формирование и совершенствование
захвата происходит в совместной
деятельности ребенка и взрослого.

В
5—5,5 месяца ребенок самостоятельно
может свободно достать, захватить и
удерживать игрушку.

В
6—7 месяцев у ребенка складываются
простые манипулятивные действия с
предметами. Предметные манипуляции
одинаковы по отношению к любому предмету:
малыш сосет его, царапает, размахивает
им, стучит, бросает и т.д.

В
начале второго
полугодия

жизни происходит принципиальное
изменение качества подражания.
Ребенок начинает воспроизводить то,
что еще не было в его собственном опыте.
Появляется истинное
подражание
.

Подражание
важно для усложнения и обогащения
средств лингвистической коммуникации.
Набор характерных жестов, которым
намеренно обучают ребенка: «поздоровайся,
покивай», «иди сюда», «попрощайся,
помаши ручкой», «обними», «поцелуй»,
«покажи глазки, ротик», «ладушки».

В
конце первого года жизни предметы
окружающего мира перестают быть
изолированными

в восприятии ребенка, он все чаще сам
или с помощью взрослого начинает
устанавливать между ними различные
отношения
и связи
.
Возникают орудийно
— предметные действия

действия с предметами согласно их
социальной функции: пить из чашки,
укрываться одеялом, копать совочком.
Малыш уже умеет обращаться с игрушками,
которые заключают в себе специальное
правило, способ употребления: собирает
пирамидку и матрешку, катает мяч,
складывает башню из двух-трех кубиков.

Психологические
новообразования младенческого периода
Кризис одного года

Самые
главные приобретения — ходьба
и первые слова
.
К концу первого года ребенок приобретает
способность самостоятельного
передвижения: появляется ползание,
затем вертикальная походка (ходьба).
Ходьба дает возможность отделения
ребенка от взрослого, превращения
ребенка в субъекта действия. В конце
первого года происходит раздробление
эмоциональной
общности с родным взрослым и перекройка
социальной ситуации развития
.
Появление первых слов, имеющих характер
указательного жеста, понятных только
близким (но понятных!), представляет
новый прогрессивный способ общения со
взрослым.

Увеличение
двигательных возможностей (сначала
ползание, затем ходьба) приводит к
возрастанию доступности многих вещей
часто небезопасных для ребенка. Регулярно
сталкиваясь с противодействием взрослого
в реализации некоторых своих устремлений,
ребенок начинает понимать, что его
желания не всегда совпадают с желаниями
и чувствами другого человека.

Поведенческим
симптомом наступления кризиса одного
года Выготский считал появление особых
аффективных состояний — гипобулических
реакций, протекающих по типу эмоционального
взрыва
.
Ребенок требует желаемого и наталкивается
на сопротивление взрослых, он разочарован,
заливается слезами, бросается на пол.
Ребенок обнаруживает собственное
желание, становится его субъектом;
появляется Я желающий.

Кроме
того, кризис характеризуется общим
регрессом деятельности ребенка, как
бы обратным развитием. При этом
наблюдаются различные нарушения:
нарушение биоритма (например, соотношение
сна — бодрствования); нарушение
удовлетворения витальных потребностей
(чувства голода); эмоциональные аномалии
(плаксивость, обидчивость).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #