Общая характеристика психофизического развития ребенка первого года жизни

2.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка первого года жизни
Большая зависимость развития ребенка первого года жизни (ребенка) от действий взрослого человека, прежде всего родителей, является особенностью этого этапа. Поэтому постоянное взаимодействие и общение с родителями — необходимая потребность ребенка уже в первые дни жизни, источник ее дальнейшего развития. Быстрый темп и неравномерность развития определяют распределение этапа первого года жизни на качественно различные периоды с выделением в каждом периоде умений, которые имеют важное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения являются ведущими, и именно на них должно быть направлена воспитательная действие взрослых. Для диагностики детей данного возраста подбирается диагностический материал небольшого объема, так диагностирования проводится в форме игры со взрослым по признаку наглядно-действенном мышлении.
В периоде новорожденности (первый месяц жизни) можно выделить характерные основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого режима кормления, воспитание положительных и предупреждения негативных привычек (сосание пальцев, колыхание, беспорядочное кормление и др.) .К концу первого месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрости — в дневное. С конца периода новорожденности до 3 месяцев увеличивается продолжительность бодрости, формируется четкое чередование сна и бодрствования, воспитывается позитивное отношение к кормлению, заключение спать, гигиенических процедур. Ведущим в развитии ребенка является формирование зрительных и слуховых ориентировочных и соответствующих эмоционально-положительных реакций. Развивается умение сосредоточивать взгляд на игрушке, висящей, на лице взрослого, предмете, что движется. Ребенок прислушивается к звукам (речи, пения, звучание погремушки), развивается речевой слух «, умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, воспринимать раздражители на расстоянии.
В начале 2-го месяца появляется улыбка при общении со взрослым, начинает формироваться ведущая деятельность — эмоциональное общение со взрослым, что до 6 месяцев перерастает в основную форму — личностное общение. Общение характеризуется неразрывностью их единства, в которой взрослый выступает условием развития младенца, посредником между ребенком и окружающим миром.
На 3-м месяце младенец способно удерживать головку, формируется комплекс оживление: радуясь, ребенок выпрямляет руки, разжимает пальцы, наталкивается при этом на игрушку, воспроизводит звуки (кричит, бормочет).
В возрасте 4-х месяцев продолжает увеличиваться продолжительность бодрости, формируется позитивное отношения к процессам, развивается активность при кормлении. Ведущими в этом возрастном периоде является дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, на основе которых позже формируется понимание речи, предметная деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце усовершенствуются наблюдательность, слуховая и зрительная сосредоточенность в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука (локализует звук в пространстве), продолжает рассматривает предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка, привлекшая внимание. Это формирует способность детей наблюдать и общаться друг с другом.
В 4-5 мес. ребенок способен различать интонацию обращенной речи, мелодию (танцевальную, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другую близкого человека. До 5 мес. ребенок реагирует на новую обстановку: в незнакомых условиях, увидев чужих людей, перестает улыбаться, продолжалось и напряженно их рассматривает, может заплакать. Если с ним строго говорят, она хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство. В 6 месяцев ребенок по звучанию узнает свое имя.
Ведущими в возрасте 4-6 месяцев является развитие движений руки: ее основные функции — умение хватать, держать, ощупывать, до 5 мес. — Акт хватания, целенаправленное движение рук, в 6 мес. ребенок сам берет игрушки и манипулирует ими. На основе этих движений формируются игровые действия с предметами; ребенок познает окружающую, приобретает жизненный опыт. Движения руки во многом способствуют формированию умений в процессе кормления и основных движений во втором полугодии.
В этот период ведущим является развитие подготовительных этапов активной речи. В этом возрасте бурно развивается гуление и появляются предпосылки лепет. В 4 мес. ребенок подолжает гулить. До 5 мес. это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией. До 5-6 мес. ребенок начинает произносить согласные звуки (губные, небе — [н, б, т, д, н] и др.) и первые слоги — сочетание громкого и губного или небе согласного звука [па, ба, ма] и др., т.е. является лепет. При этом большую роль играет артикуляционный аппарат и слуховое сосредоточение в развитии речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произнесенные взрослым, слушает сама себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесения первых слов во втором полугодии жизни.
Итак, доречевой период, которым считается возраст от 0 до 8 месяцев жизни ребенка, является основным в формировании психофизиологических основ речи и характеризуется возникновением крика и лепет, обеспечивающих подготовку для речевого восприятия и воспроизведения речи.
До 6 мес. ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, подползает, крепко упирается ножками при поддержке. К концу первого полугодия ребенок может играть самостоятельно, активно и длительно. б
В возрасте 7-9 мес. длительность бодрости увеличивается до 2-2,5 ч. Ребёнок переходит на режим с тремя периодами дневного сна. По мере развития усложняется его поведение в режимных процессах. Она пьет из чашки, которую держит взрослый, а в 9 мес. придерживает ее руками, держит в руке корочку хлеба. Ведущими в этом возрасте является развитие движений, и прежде всего, овладение ползанием. До 7 мес. ребенок хорошо ползает. Это меняет ее поведение, она становится более активной и самостоятельной, начинает ориентироваться в окружающем. Ползание положительно влияет на физическое развитие; у ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка.
До 8мес. ребенок приобретает вертикального положения, умеет садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, переступать, держась за барьер. В период 7-9 мес. он начинает понимать речь взрослого. Это меняет его поведение, характер деятельности, движений, влияет на активное вещание. До 7 мес. ребенок по просьбе взрослого ищет взглядом предмет, находящийся в постоянном месте. С 8 мес. она находит названые взрослым предметы, начинает выполнять на его простые действия (без показа) — «Ладушки-ладушки», «пока-пока». До 9 мес. она понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, используя указательный жест, знает свое имя, по просьбе дает игрушку, которая находится у нее в руках. Ребенок понимает слова-названия режимных процессов, выполняет по просьбе взрослого движения и действия («садись», «пей», «дай ручку»). Вещание взрослого начинает регулировать действия ребенка. В этом возрасте развивается способность подражать речи и действия с предметами.
В возрасте 10-12 мес. ребенок активен в процессах и начинает проявлять самостоятельность в кормлении. Развиваются движения. Она еще ползает, но часто встает, много ходит, поднимается, до 12 мес. ходить не держась, продолжалось, в разных направлениях.
Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи. До 10 мес. он по просьбе взрослого находит и приносит знаком в игрушку, если она в поле ее зрения, до 11 мес. находит названную игрушку среди многих других, а к 12 мес. по просьбе взрослого находит несколько однородных предметов, если они внешне немного различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цветов и др.). К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Ребенок понимает слово «нет», если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным влиять через вещание на его поведение. Увеличивается число понятных слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена взрослых и детей, части тела и др. Ребенок может выполнять простые поручения, адекватно реагировать на слова «можно», «хорошо», «плохо».
В период 10-12 мес. формируется активное вещание, ребенок овладевает первыми словами. В основе их произнесения лежит понимание речи, способность лепетать и подражать. До года ребенок произносит около 10 простых слов, которыми она начинает обозначать определенные понятия. Ребенок много лепечет, сопровождая лепетом свои действия, движения. Отдельные слова и звуки, подков укрепленные мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10-12 мес. ребенок учится выполнять действия за показом и словом взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Ребенок выполняет действия, имеющие целью достижение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, надеть. Она накладывает кирпичик на кирпичик, снимает и надевает кольца, качает по желобку шара. Увеличивается число действий, выполняемых с одним предметом; ребенок учится переносить действия, освоены с одним предметом, на другие. Увеличивается число игрушек, используемых ребенком. Его действия становятся устойчивыми: она стремится достижения цели, радуется полученному результату. Наблюдается подражания взрослому в действиях и с сюжетными играми с игрушками. Он по просьбе взрослого воспроизводит то, чему его научи ли: катает машину, кормит куклу и др. Появляются предпосылки игры. Это период развития предметной деятельности на основе подражания и воспроизведения.
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 523998
Количество таблиц: 12
Количество изображений: 0
… уровень развития. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. 2.2 Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, …
… Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду 2.1 Программа исследования Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования. 1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего …
… , мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка. 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Организация и методика обследования Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния детско- …
… – это и есть объем внимания. Важной и определяющей его способностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. 1.3 Психолого-педагогические условия развития внимания в дошкольном возрасте Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В.В. Зеньковский, рассматривая внимание в детском возрасте отмечает, что в первые месяцы жизни для ребёнка …
Источник
Возраст | Функции |
Первые часы и | Контакт «глаза |
1 — 2 мес | «Улыбка», |
2—3 мес | Фиксация |
3—4 мес | Различение цвета |
5—6 мес | Различение |
8—9 мес | Предпочтительное |
12 мес | Константность |
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте
физиологические и поведенческие
особенности периода новорожденности.
2. Какие существенные
новообразования в двигательной сфере
характерны для первого полугодия?
3. Охарактеризуйте
психофизиологические особенности
младенца первого полугодия. Какова роль
сенсорных систем в формировании
психических процессов и поведения
младенца?
4. Какие изменения
в регуляции внутренней среды и метаболизма
происходят в течение 1-го года жизни
ребенка?
5. Формирование
каких мозговых механизмов определяет
развитие познавательной деятельности
ребенка?
Глава 19. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Скорость
роста.
Начиная со 2-го года жизни скорость роста
ребенка быстро снижается. На смену
интенсивным ростовым процессам приходят
процессы клеточных дифференцировок,
что обеспечивает существенно качественное
изменение свойств детского организма,
постепенно приближая его к зрелому
состоянию. Пропорции тела продолжают
изменяться, уменьшается относительный
размер головы.
Зубы.
Продолжается рост челюстей и прорезывание
молочных зубов. На 2-м году жизни в норме
зубы появляются в такой последовательности:
предкоренные (14—15 мес.), клыки (18—19 мес.)
и коренные (20—24 мес.). К концу этого
периода развития у ребенка должны
прорезаться все 20 молочных зубов, что
решающим образом влияет на пищевое
поведение, поскольку позволяет ребенку
к концу этого возрастного этапа перейти
практически на взрослый рацион питания.
Скелетно-мышечная
система.
Рост костей продолжается, хотя далеко
не так интенсивно, как в 1-й год жизни.
Кости черепа к 3-летнему возрасту
практически полностью срастаются, и
после этого голова очень мало увеличивается
в размере, причем главным образом за
счет утолщения костной ткани. Скорость
роста позвоночника также снижается,
однако в нем происходят важные качественные
изменения, связанные с формированием
изгибов.
Очень важно в этом
возрасте обращать внимание на развитие
свода стопы и профилактику плоскостопия.
Для этого необходимо следить за качеством
и удобством обуви, а также поощрять
ребенка к ходьбе босиком по грунту и
траве в летнее время. Эта процедура
будет одновременно служить и мягким
средством закаливания.
Если
тоническая мускулатура, которая
обеспечивает удержание позы, уже
достаточно сформирована и дальнейшее
ее развитие идет в сторону количественного
нарастания и повышения функциональной
устойчивости, то фазические мышцы, от
которых зависят сила и быстрота, проходят
в этом возрасте лишь очередной, далеко
не последний этап своего развития. С
этим связаны многие особенности движений
детей этого возраста, в частности их
большая медлительность, плавность
движений, отсутствие в двигательных
реакциях резких рывков. Недостаточная
сила мышц ног препятствует реализации
фазы полета во время бега. В то же время
именно в этом возрасте происходит
интенсивное развитие мышц рук, особенно
управляющих тонкими движениями пальцев.
Если годовалый ребенок использует кисти
рук еще главным образом для хватания и
удержания предметов и простейшей
манипуляции с ними, то к возрасту 3 лет
появляется способность к некоторым
тонким движениям (начало рисования).
Также примечательно обращение ребенка
со спортивными снарядами, например с
мячом. Для годовалого ребенка мяч не
представляет специального интереса.
Ребенок в возрасте 3 лет с удовольствием
будет отталкивать мяч руками или ногами
— такое движение соответствует уровню
зрелости нервно-мышечного аппарата, но
вот ловить мяч ребенок в этом возрасте
еще практически не способен: слабая
координация движений рук еще не позволяет
осуществлять даже такие несложные с
точки зрения взрослого действия. Степень
развития скелетных мышц и уровень
скоординированности движений во многом
определяют облик ребенка в этом возрасте.
Мышечная
активность.
Мышцы годовалого ребенка обеспечивают
ему возможность прямохождения в невысоком
темпе, а к 3-летнему возрасту ребенок
может уже передвигаться достаточно
быстро (хотя настоящий бег появится
только на следующем этапе — в этом
возрасте ребенок не отрывает ног от
земли, а истинный бег обязательно
включает безопорную фазу). Ни настоящей
силы, ни быстроты, ни выносливости
ребенок еще проявить не может: для этого
не готовы ни сами мышцы, ни управляющие
ими нервные центры. Содержание
окислительных ферментов в мышечных
клетках еще очень невелико, и общие
затраты энергии на мышечную активность
остаются низкими. При этом мышцы-сгибатели
развиты гораздо лучше, чем мышцы-разгибатели.
Особенно хорошо развиты в этом возрасте
мышцы, обеспечивающие сгибание в локтевом
суставе и сгибатели кисти: ребенок 3 лет
может удерживаться некоторое время на
весу, ухватившись руками за перекладину.
Однако подтянуться такой ребенок еще
не может, необходимых для этого
анаэробно-гликолитических волокон в
структуре его мышц еще нет.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник