Образовательная программа центра развития ребенка детский сад

Образовательная программа центра развития ребенка детский сад thumbnail

Инга Боргоякова
Рабочая программа развивающего центра «Успех» для детей 4–5 лет

Рабочая программа развивающего центра «Успех» разработана на 2017- 2018 учебный год для детей 4 – 5 лет.

Педагог курса Боргоякова Инга Андреевна.

Паспорт программы:

1. Полное название «Сопровождение в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста».

2. Автор программы Боргоякова Инга Андреевна.

3. Дата создания 2017г.

4. Характеристика программы предусматривает:

развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

развитие общения и речи;

развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

5.Направление деятельности: познавательное развитие.

6.Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.

7.Возраст дошкольников: 4 – 5 лет.

8. Цели и задачи программы:

Развитие умственных способностей в комфортной среде;

формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание);

развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки;

развивать самостоятельность и инициативу;

развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;

обогащать опыт самопознания дошкольников;

воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы:

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты:

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.

11. Перспективы развития.

У детей будут развиты:

-мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

-познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

-мелкая моторика рук и глазомер;

-творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию;

-проявится интерес к интеллектуальным играм;

-сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка:

Рабочая программа развивающего центра «Успех» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 9 месяцев.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 45 минут.

Актуальность программы:

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет программа развивающего центра «Успех».

Новизна программы:

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей,к которым можно отнести:

— использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;

— подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

— проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

— свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Всё это способствует развитиюинтеллектуальных базовых способностей: внимание, восприятие, память, воображение, мышление.

Программапозволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным, работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Принципы, лежащие в основе программы:

1. Принцип развивающего обучения.

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников,выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

4. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

5. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).

Формы организации детей:

— индивидуальные;

— подгрупповые;

— групповые.

Формы работы с детьми:

— игра;

— ситуативный разговор;

— беседа;

— проблемная ситуация.

Методы работы с детьми:

— словесные (беседа, загадки);

— наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);

— практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Планируемые результаты:

К концу обучения по программе, предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детейформируются следующие основные навыки и умения:

— выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

— объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

— пользоваться приемами логической обработки информации, формировать и развить навыка самоконтроля.

В период учебного процесса:

— дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);

— сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);

— обобщают (по выделенным признакам);

— подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

— с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»;

— подбирают предметы по заданному признаку;

— ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);

— выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый); выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

— пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы.

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является организация фото-выставки достижений детей.

Условия реализации программы.

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы.

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Примерное тематическое планирование.

1. Развитие внимания.

Игра «Знакомство»

Приветствие разных стран

Знакомство с правилами этикета (приветствие)

Игра «Путаница»

2. Развитие восприятия.

Игра «Стрелка покружись»

Решение поставленной задачи

Игра «Фрукты-овощи»

Игра «Узнай по голосу»

3. Русский фольклор. Масленица.

Игра «Дотронься до солнышка»

Фантазийное моделирование

Русские народные забавы

4. Ориентирование на плоскости листа и в пространстве.

Игра «Назови соседей»

Соедини пойдёшь и что найдешь?»

Математический диктант «Сказка по точкам»

Игра «Куда»

Источник

     Наш детский сад работает по образовательной программе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка — детского сада № 3, которая составлена на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014).

     Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий, вида дошкольного учреждения, приоритетных направлений, структуры и кадрового потенциала ДОУ, а также особенностей контингента воспитанников и социального статуса семей создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в МДОУ ЦРР -детском саду №3. 

   Цель деятельности ДОУ по реализации образовательной программы: обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.

    Задачи:

— создание условий, способствующих охране жизни и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

— формирование культуры, самостоятельности мышления и восприятия целостной картины мира, формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни;

— создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для разнообразных видов деятельности детей, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;

— обеспечение вариативности использования образовательного материала, позволяющей развивать индивидуальные способности каждого ребёнка в соответствии с интересами и наклонностями;

— осуществление квалифицированной помощи по коррекции отклонений в психическом развитии детей;

— ранняя диагностика и коррекция развития детей младшего возраста для предоставления равных стартовых возможностей;

— соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста;

— взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

      В работе с дошкольниками педагоги ДОУ используют парциальные программы узкой направленности:

— «Юный эколог» С. Николаевой, основой которой является формирование у дошкольников начал экологической культуры;

— «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной. Ее целью является работа с детьми по обеспечению их безопасности в разных жизненных ситуациях и обеспечение здорового образа жизни;

— «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко по развитию музыкально-ритмических движений у малышей;

— «Физкультурные занятия с детьми от 3 до 7 лет» Л. Пензулаевой. Основной целью является всестороннее развитие физических способностей и двигательных навыков, укрепление психофизического здоровья;

— «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой. Данная программа способствует развитию детского творчества в различных видах изобразительной деятельности.

    Образовательный процесс строится на приемлемых возрасту формах работы с детьми дошкольного возраста. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, также является ведущим видом деятельности. Игра как форма работы с детьми используется не только для организации игровой деятельности. В форме игры частично осуществляется и организация двигательной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной деятельности. Используются такие формы работы детской деятельности как: двигательная (подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования); сюжетные игры (сюжетные игры, игры с правилами); продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества); коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, сюжетные игры, игры с правилами); трудовая (совместные действия, дежурство, поручение, задание); познавательно-исследовательская (наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций); музыкально-художественная (слушание, исполнение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением, музыкально-дидактические игры); чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание).

    К характерным особенностям образовательного учреждения относятся:

  • построение образовательного процесса с учетом выявленных индивидуальных особенностей каждого ребенка, отбор содержания, адекватных форм и методов работы с ним;

  • использование современных программ, развивающих технологий, обеспечивающих качественное выполнение ФГОС;

  • профессионализм педагогов;

  • наличие диагностической службы, работающей на междисциплинарном уровне (учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели);

  • в основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

     Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач (программа).

      Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

    Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

     С 1 декабря 2012 года в МДОУ ЦРР – детский сад № 3 функционирует логопедическая группа, в цели и задачи которой входит:

  • стимулирование речевой активности детей;

  • устранение нарушений устной речи: нормализация и развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие просодических элементов, устранение недостатков звукопроизношения, формирование и развитие фонематического восприятия, ликвидация пробелов и совершенствование лексико-грамматической стороны связной речи;

  • предупреждение (профилактика) нарушений письменной речи: развитие неречевых и речевых функций, необходимых для овладения грамотой;

  • повышение уровня компетентности родителей, вовлечение их в процесс коррекции и развития речи ребенка.

    Зачисление в неё производится на основании обследования речи детей, которое проводит учитель-логопед нашего учреждения.

      Коррекционную работу в логопедической группе осуществляет учитель-логопед и воспитатели логопедической группы по программам:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. М.:Издательство «Скрипторийй 2003»», 2010.

  2. Кузнецова Е.В. , Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.М.: ТЦ Сфера, 2001.

      Виды помощи, оказываемые в логопедической группе детям с нарушениями речи:

— обследование ребенка: диагностика, создание индивидуально разработанной для каждого ребенка коррекционной программе с учетом речевого дефекта и степени тяжести нарушения;

— фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия;

— коррекционно-развивающие занятия с обучением родителей.

    Для обеспечения психологической поддержки воспитанников в детском саду работает психологическая служба, оборудован кабинет психолога. Педагог – психолог Розова Н. А. в своей работе использует нетрадиционные формы работы с детьми, применяя игровые методы для психологической разгрузки детей, широко используется продуктивный метод работы. Рекомендации психолога помогают воспитателям и родителям найти индивидуальный подход к детям.

        Одно из приоритетных направлений работы МДОУ – это физкультурно-оздоровительное.

      Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Источник