Образовательная программа центра развития ребенка детский сад
Инга Боргоякова
Рабочая программа развивающего центра «Успех» для детей 4–5 лет
Рабочая программа развивающего центра «Успех» разработана на 2017- 2018 учебный год для детей 4 – 5 лет.
Педагог курса Боргоякова Инга Андреевна.
Паспорт программы:
1. Полное название «Сопровождение в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста».
2. Автор программы Боргоякова Инга Андреевна.
3. Дата создания 2017г.
4. Характеристика программы предусматривает:
— развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;
— развитие общения и речи;
— развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.
5.Направление деятельности: познавательное развитие.
6.Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.
7.Возраст дошкольников: 4 – 5 лет.
8. Цели и задачи программы:
Развитие умственных способностей в комфортной среде;
формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание);
развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки;
развивать самостоятельность и инициативу;
развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;
обогащать опыт самопознания дошкольников;
воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
воспитывать коммуникативные навыки.
9. Краткое содержание программы:
9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.
9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.
10. Прогнозируемые результаты:
10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.
10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.
11. Перспективы развития.
У детей будут развиты:
-мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
-познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
-мелкая моторика рук и глазомер;
-творческие способности и фантазия, способность к моделированию и
конструированию;
-проявится интерес к интеллектуальным играм;
-сформируется стремление доводить дело до конца.
Пояснительная записка:
Рабочая программа развивающего центра «Успех» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Комплексно-тематический план рассчитан на 9 месяцев.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 45 минут.
Актуальность программы:
Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет программа развивающего центра «Успех».
Новизна программы:
В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей,к которым можно отнести:
— использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;
— подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;
— проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
— свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Всё это способствует развитиюинтеллектуальных базовых способностей: внимание, восприятие, память, воображение, мышление.
Программапозволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным, работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Принципы, лежащие в основе программы:
1. Принцип развивающего обучения.
Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников,выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип постепенности.
Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
4. Принцип доступности.
Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.
5. Деятельностный принцип.
Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).
Формы организации детей:
— индивидуальные;
— подгрупповые;
— групповые.
Формы работы с детьми:
— игра;
— ситуативный разговор;
— беседа;
— проблемная ситуация.
Методы работы с детьми:
— словесные (беседа, загадки);
— наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);
— практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).
Планируемые результаты:
К концу обучения по программе, предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.
При этом у детейформируются следующие основные навыки и умения:
— выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
— объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
— пользоваться приемами логической обработки информации, формировать и развить навыка самоконтроля.
В период учебного процесса:
— дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);
— сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);
— обобщают (по выделенным признакам);
— подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;
— с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или
возрастанию величины; понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»;
— подбирают предметы по заданному признаку;
— ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);
— выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4
цветов (красный, желтый, синий и зеленый); выбирает один из 2 предметов,
запоминает названия и повторяет за взрослыми);
— пользуются предметами-заместителями;
Способы определения результативности программы.
С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является организация фото-выставки достижений детей.
Условия реализации программы.
1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.
2. Методическое обеспечение программы.
3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.
4. Взаимосвязь с семьей.
Примерное тематическое планирование.
1. Развитие внимания.
Игра «Знакомство»
Приветствие разных стран
Знакомство с правилами этикета (приветствие)
Игра «Путаница»
2. Развитие восприятия.
Игра «Стрелка покружись»
Решение поставленной задачи
Игра «Фрукты-овощи»
Игра «Узнай по голосу»
3. Русский фольклор. Масленица.
Игра «Дотронься до солнышка»
Фантазийное моделирование
Русские народные забавы
4. Ориентирование на плоскости листа и в пространстве.
Игра «Назови соседей»
Соедини пойдёшь и что найдешь?»
Математический диктант «Сказка по точкам»
Игра «Куда»
Источник
Наш детский сад работает по образовательной программе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка — детского сада № 3, которая составлена на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014).
Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий, вида дошкольного учреждения, приоритетных направлений, структуры и кадрового потенциала ДОУ, а также особенностей контингента воспитанников и социального статуса семей создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в МДОУ ЦРР -детском саду №3.
Цель деятельности ДОУ по реализации образовательной программы: обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
Задачи:
— создание условий, способствующих охране жизни и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
— формирование культуры, самостоятельности мышления и восприятия целостной картины мира, формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни;
— создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для разнообразных видов деятельности детей, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;
— обеспечение вариативности использования образовательного материала, позволяющей развивать индивидуальные способности каждого ребёнка в соответствии с интересами и наклонностями;
— осуществление квалифицированной помощи по коррекции отклонений в психическом развитии детей;
— ранняя диагностика и коррекция развития детей младшего возраста для предоставления равных стартовых возможностей;
— соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста;
— взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В работе с дошкольниками педагоги ДОУ используют парциальные программы узкой направленности:
— «Юный эколог» С. Николаевой, основой которой является формирование у дошкольников начал экологической культуры;
— «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной. Ее целью является работа с детьми по обеспечению их безопасности в разных жизненных ситуациях и обеспечение здорового образа жизни;
— «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко по развитию музыкально-ритмических движений у малышей;
— «Физкультурные занятия с детьми от 3 до 7 лет» Л. Пензулаевой. Основной целью является всестороннее развитие физических способностей и двигательных навыков, укрепление психофизического здоровья;
— «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой. Данная программа способствует развитию детского творчества в различных видах изобразительной деятельности.
Образовательный процесс строится на приемлемых возрасту формах работы с детьми дошкольного возраста. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, также является ведущим видом деятельности. Игра как форма работы с детьми используется не только для организации игровой деятельности. В форме игры частично осуществляется и организация двигательной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной деятельности. Используются такие формы работы детской деятельности как: двигательная (подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования); сюжетные игры (сюжетные игры, игры с правилами); продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества); коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, сюжетные игры, игры с правилами); трудовая (совместные действия, дежурство, поручение, задание); познавательно-исследовательская (наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций); музыкально-художественная (слушание, исполнение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением, музыкально-дидактические игры); чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание).
К характерным особенностям образовательного учреждения относятся:
построение образовательного процесса с учетом выявленных индивидуальных особенностей каждого ребенка, отбор содержания, адекватных форм и методов работы с ним;
использование современных программ, развивающих технологий, обеспечивающих качественное выполнение ФГОС;
профессионализм педагогов;
наличие диагностической службы, работающей на междисциплинарном уровне (учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели);
в основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач (программа).
Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.
С 1 декабря 2012 года в МДОУ ЦРР – детский сад № 3 функционирует логопедическая группа, в цели и задачи которой входит:
стимулирование речевой активности детей;
устранение нарушений устной речи: нормализация и развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие просодических элементов, устранение недостатков звукопроизношения, формирование и развитие фонематического восприятия, ликвидация пробелов и совершенствование лексико-грамматической стороны связной речи;
предупреждение (профилактика) нарушений письменной речи: развитие неречевых и речевых функций, необходимых для овладения грамотой;
повышение уровня компетентности родителей, вовлечение их в процесс коррекции и развития речи ребенка.
Зачисление в неё производится на основании обследования речи детей, которое проводит учитель-логопед нашего учреждения.
Коррекционную работу в логопедической группе осуществляет учитель-логопед и воспитатели логопедической группы по программам:
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. М.:Издательство «Скрипторийй 2003»», 2010.
Кузнецова Е.В. , Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.М.: ТЦ Сфера, 2001.
Виды помощи, оказываемые в логопедической группе детям с нарушениями речи:
— обследование ребенка: диагностика, создание индивидуально разработанной для каждого ребенка коррекционной программе с учетом речевого дефекта и степени тяжести нарушения;
— фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия;
— коррекционно-развивающие занятия с обучением родителей.
Для обеспечения психологической поддержки воспитанников в детском саду работает психологическая служба, оборудован кабинет психолога. Педагог – психолог Розова Н. А. в своей работе использует нетрадиционные формы работы с детьми, применяя игровые методы для психологической разгрузки детей, широко используется продуктивный метод работы. Рекомендации психолога помогают воспитателям и родителям найти индивидуальный подход к детям.
Одно из приоритетных направлений работы МДОУ – это физкультурно-оздоровительное.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Источник