Образование ребенка условий его развития

Ирина Ворожбитова
Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе

Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка в школу в научных исследованиях называют «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы, прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Как показала практика нашей работы, грамотный подход к этой ситуации помогает не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимают суть проблемы.

Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.

Перед дошкольным и начальным образованием в обеспечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной,методической работы стоят следующие задачи:

создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

— обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

Работа по преемственности педагогов МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» даёт возможность нашим детям приобрести стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Основная цель взаимодействия детского сада и школы — обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительной к школе группе и первом классе прогимназии.

Содержание преемственности отражено в плане о сотрудничестве. В начале учебного года совместно с педагогами детского сада мы составляем план совместной работы по преемственности.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения, непрерывность воспитательного и образовательного процесса, начиная с раннего возраста.

Система работы психолога включает: проведение диагностики и коррекции развития детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:

— методическая работа с педагогами;

— работа с родителями;

— работа с детьми.

Методическая работа осуществляется через проведение совместных для педагогов прогимназии и детского сада:

-семинаров (“Формирование портрета выпускника дошкольного учреждения”, “Актуальные вопросы преемственности детского сада и школы”, “Роль сюжетно — ролевой игры в формировании предпосылок учебной деятельности”, “Совместная деятельность прогимназии и детского сада, как условие успешной реализации требований ФГОС в вопросах воспитания и обучения”);

— круглого стола (“Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе”, “Изучение программ и новых педагогических технологий для дошкольников и младших школьников”, “Проблемы адаптации к школе выпускников ДОУ”);

— открытых показов образовательной деятельности в ДОУ и прогимназии (занятие по ИЗО “Снегурочка”, занятие по математике «Путешествие в страну Математики», урок по обучению грамоте “Звук и буква Б” в 1б классе, урок математики в 1а классе);

— заседаний МО (“Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе”, “Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”).

Работа с родителями осуществляется через:

— совместные родительские собрания с педагогами, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе;

— информационные стенды, сайт детского сада и прогимназии “Первые шаги ребёнка к школе”. “Как научить ребёнка думать”, “Практические рекомендации по подготовке руки ребёнка к письму”);

— индивидуальные консультации с педагогами прогимназии;

— день открытых дверей в прогимназии.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность развита на будущего школьника и это необходимо для осуществления новой учебной деятельности, например, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Непрерывность дошкольного и начальногообразования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии фото

На ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного и образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Работа с детьми заключается:

— в проведении экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу; — праздников “Золотая осень”, “В гостях у деда Мороза”, “Нашим мамам”, “Скоро в школу!”, “До свидания детский сад”;

— в посещении школьных музеев “Боевая слава”, “Очаг мой, Дагестан”, “Русская изба”, “Семейные реликвии”;

— в знакомстве и взаимодействии дошкольников с учителями, учениками начальной школы;

— в участии игровых программ (“Игра по станциям “Путешествие в школу”, спортивных состязаниях “Весёлые старты”; “Весёлые эстафеты ”;

— в проведении выставки рисунков “Что нам осень подарила”, «Зимушка – зима», “Космос и человек”, “Спорт глазами детей”, “Спички детям не игрушка ”.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир,поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование — это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Поставив перед собой цель — развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.

В процессе исследовательской работы (детского проекта, после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы. Актуальные темы исследовательских работ дошкольников можно брать за основу, дополнять и расширять, использовать как темы для конкурса «Я исследователь». Главное, чтобы у ребенка возник интерес именно к выбранной теме проекта. Воспитатель средней группы Карпенко Наталья Николаевна работала с детьми над проектом «Наши пернатые друзья». Конечным продуктом проекта были различные по форме кормушки и скворечники, которые родители воспитанников развесили на деревьях на территории детского сада и прогимназии. Дети имеют возможность на прогулке наблюдать за птицами, которые поселились в их скворечниках. Родители воспитанников старшей группы, воспитатель Магомедова Мадинат Абдулаевна, организовали поездку на рыбный завод, где дети имели возможность увидеть, как разводят мальков в искусственно созданной среде. Так появилась идея создания исследовательской работы «Живой мир рыбы». В процессе проведения исследовательской деятельности воспитатели развивают экологическую грамотность детей, воспитывают активную природоохранную позицию. Воспитатель подготовительной группы Магомедэминова Эльвира Османовна с группой воспитанниковвыполнила исследовательскую работу на тему: «Помни корни свои». Отправляясь в прошлое своего рода, детям хочется узнавать больше и больше. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Каждый человек должен знать о своем роде. Педагоги учат детей помнить своих предков, чтить их память, традиции своей семьи. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Читайте также:  Роль кризисов в психологическом развитии ребенка

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Результаты нашей работы видны. Наши ученики стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Учащиеся 3 – 4 классов готовят исследовательские работы о домашних и диких животных, о растениях, включая в них загадки и стихи для дошкольников. Таким образом, они учатся выступать перед аудиторией. Ученики прогимназии постоянно принимают участие в разных конкурсах, фестивалях на уровне города и республики. В Фестивале «Первоцвет» наши учащиеся ежегодно занимают призовые места.

Совместная деятельность психолога и педагогов детского сада и прогимназии обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% выпускников ДОУ высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации.

У дошкольниковнеобходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:

• способность действовать по образцу;

• умение слушать и выполнять инструкцию;

• умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

• умение задавать и отвечать на вопросы;

• умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.

Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Мы считаем, что сотрудничество детского сада и прогимназии в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.

Источник

Галина Шелудякова
Становление и развитие личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Слайд 1

В стране сложилось такое неточное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы — к детскому саду. Малыши — к школе. Школьники — к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит только к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня. Каждый возраст надо полноценно прожить. То, чего ребенок будет лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает.

Слайд 2

Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо.

Слайд 3

Дошкольное детство должно быть разнообразным. В этом и суть всего ФГОС. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они всё более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.

Раньше мы считали, что дети должны вырасти, как солдаты Урфина Джюса, — один похожий на другого. Нет! Наш стандарт говорит: у каждого ребенка свой путь развития. И его надо поддержать. Это другая ценностная ориентация.

Слайд 4

Александр Асмолов – руководитель рабочей группы по созданию Стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова на Всероссийском съезде акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно- дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста».

Слайд 5

Это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка.Раньше говорили: ребенок должен готовиться к школе.Теперь говорим: школа должна готовиться к ребенку. И эта стратегия государственной политики воплощена в стандарте, который станет для родителей навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре.

Читайте также:  Периоды роста и развития ребенка

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.

Слайд 6

Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Цель стандарта — исключить риск сделать дошкольное образование по образу и подобию школьного. Нельзя надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство.

Слайд 7

Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал. Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем. Сегодня сознание учителя начальной школы меняется. Он становится также профессионалом по развитию детства.

Детей должен учить учитель начальных классов. Для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Слайд 8

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка – личностное развитие, предметное развитие и мета предметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем, с которым ему нужно выстраивать отношения.

Слайд 9

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.

Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т. е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Хотя, автор проекта Александр Асмолов подчеркивает, что многим родителям сложно расстаться с прежними установками: что дети должны быть «выдрессированы» перед школой. Схожи в своих требованиях к будущим первоклассникам и педагоги. По их мнению, все первоклассники в начале учебного года должны уметь писать и считать, а учить этим предметам следует с детского сада.

Слайд 10

ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Новый стандарт описывает не то, что должен усвоить ребенок, а условия, которые ему должны создать взрослые. Требований к самим малышам напрямую никто не предъявляет. Так что этот документ в большей степени для воспитателей. Это они должны теперь планировать свою работу и проводить занятия, ориентируясь на него. Предполагается, что если педагоги будут соблюдать прописанные в нем положения, то у малышей разовьются все свойства и качества, предусмотренные авторами.

Слайд 11

— Никакой школяризации дошкольного образования не будет. Все нужные знания дети получат в школе. Если маленький мальчик не наигрался в машинки, пока ходил в садик, он уже никогда не сможет этого наверстать. Одна из задач стандарта — защитить детство от ранней «взрослости». Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и Федеральный закон «Об образовании в РФ» – об этом чётко сказано в 64й статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания–умения–навыки, – на смену «зуновской» парадигме пришла личностноразвивающая, гуманитарная. В стандарте речь идёт не о натаскивании, а о развитии личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях.

Слайд 12

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе — на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Источник