Образец программы индивидуального развития в доу на ребенка

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Елена Метелева
Пример индивидуальной программы сопровождения одаренного ребенка в ДОУ

Индивидуальная программа сопровождения

одарённого ребёнка

Вид одарённости: спортивная одарённость

Наименование учреждения ***

1. Сведения о ребёнке

• Ф. И. О. ребёнка ***

• Дата рождения *** год

• Адрес г. ***, ул. ***

• Эссе на ребёнка (Краткая характеристика ребёнка)

Развитие ребёнка соответствует норме. Мальчик энергичен, улыбчив, быстро адаптируется к новым условиям, быстро восстанавливается, хорошо, даже весело переносит большие и разнообразные нагрузки. По наблюдениям, часто ставит перед собой трудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.

*** часто нуждается в похвале и одобрении взрослых. Он обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением. Он легко запоминает и пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, предает содержание мультфильмов и кинофильмов.

Любимым занятием *** является физкультура, хорошо развиты физические навыки. Наделен спортивными задатками. Проявляет упорство, трудолюбие, умение рационально организовывать деятельность.

В спорте имеет потребность освоения нового и сложного.

2. Социальная характеристика семьи.

• Мать – ***

• Отец – ***

• Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие отца.

• Условия проживания, условия быта — семья из четырех человек проживает в частном доме. Есть отдельная комната для ребенка. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

3. Запрос родителей

Спортивно-оздоровительное развитие ребёнка.

4. Долгосрочная цель сопровождения

Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности, развитие спортивно-технического мастерства.

Задачи:

• Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей ребенка, и поддержки его сильных сторон личности.

• Развивать физические качества ребёнка в спортивной деятельности.

• Повысить самооценку, уверенность в себе.

5. Группа сопровождения

Родители: папа

Педагоги: инструктор по физическому развитию, педагог-психолог, воспитатели в группе.

6. Координатор (Ф. И. О)

Инструктор по физическому развитию.

7. Организация работы

(примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

• Получение образования: (программа обучения) Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №***, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы Форма

работы Сроки Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения

Тесты

Диагностики март Педагог — психолог

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика физического развития Инструктор по ФИЗО

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований Беседы

Индивидуальные беседы

Консультации

1 раз в квартал Инструктор по ФИЗО

Педагог-психолог

Консультации по результатам психодиагностики.

Консультирование:«Психологическое здоровье ребёнка в ДОУ»

Семинар практикум «Понятие и природа стресса, стрессы современного человека. Самодиагностика. Антистрессовая гимнастика»Практический семинар-тренинг: «Синдром выгорания. Стадии и фазы выгорания. Эмоциональная и интеллектуальная саморегуляция». 1 раз в квартал

Создание условий для развития спортивных способностей:

-наполнение спортивного центра инвентарем

-организация участия в соревнованиях в ДОУ Март — май Педагог-психолог

Воспитатель

Инструктор по ФИЗО

Оформление и пополнение портфолио 1 раз в квартал Воспитатели

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

Семинар – практикум «Поиграйте с детьми!»

Памятка «Искусство быть родителем» Беседы

Консультации

По мере необходимости Зам по ВМР

Педагог — психолог

Поддержание интереса ребёнка, поощрение. Родители

Создание дома индивидуальных условий для занятий спортом. Родители

Работа с портфолио. Родители

Помощь в участии на соревнованиях. Родители

Воспитатель

Посещение Жердевской ДЮСШ Родители

Воспитатель

Спортивно-оздоровительная деятельность на 2017-2018учебный год

Определение степени предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Комплекс мероприятий Декабрь

Февраль

Апрель Инструктор по ФИЗО

Участие в спортивных соревнованиях и кружках ДОУ

кружок По графику кружка и мере желания ребёнка

Психолого-педагогическая поддержка

Развивать уверенность, активное воображение, толерантное отношение к деятельности

Развивать спортивные способности детей посредством интеграции основных видов художественного и словесного творчества Игры

Упражнения

Беседы 1 раз в неделю Педагог-психолог

Воспитатели

Инструктор по ФИЗО

Взаимодействие с социальными партнёрами

Посещение ДЮСШ и соревнований.

Экскурсии

Беседы 1 раз в квартал Родители

Воспитатели

8. Оценка промежуточных результатов:

Содержание работы

Критерии

оценки

Постановка

дальнейших

целей и задач

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика -Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами -Психолого-педагогическая компетентность педагогов

-Создание предметно-пространственной среды для развития спортивных способностей ребёнка

-Пополнение портфолио

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей -Психолого-педагогическая компетентность родителей

-Создание портфолио

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения -Положительное эмоциональное состояние ребёнка

-Развитие саморегуляции

-Формирование предпосылок коммуникативных действий

Взаимодействие с социальными партнёрами -Посещение соревнований и спортивных мероприятий

9. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту на 2017-2018 учебный год

Фамилия, имя ребёнка ***

Группа старшая группа «Звездочка»

Специалисты Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Зам по ВМР

Зам по ВМР 13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами 16.00-17.00

Взаимодействие с родителями

Педагог-психолог Педагог-психолог 10.00-10.30

Индивидуальная

работа

13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами 15-45-16.00

Взаимодействие

с семьёй

16-00 – 16-25

кружок по подготовке к школе 13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами

Воспитатель

Воспитатель 15.45-16.10

Взаимодействие с семьёй 9.00-9.25

Кружок 11.00-11.30

Индивидуальная

работа

16.00-16.25

Кружок английского языка

Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане

воспитательно-образовательной работе

Учитель — логопед 9-40 -9-50 Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика 9-40 -9-50 Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика 8-00 -9-30

Взаимодействие с семьёй

9-40 -9-50 Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика 9-40 -9-50 Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика 9-40 -9-50 Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика

Воспитатель по физической культуре 16.00-16.25

Кружок по футболу «Весёлый мяч» 12.00-12.30

Взаимодействие с семьёй 13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами

10. Срок реализации индивидуальной программы развития 2017-2018уч. г.

Подпись родителей ___

Источник

Муниципальное казенное дошкольное                              образовательное учреждение

 детский сад № 4«Теремок» общеразвивающего вида                        городского поселения — г. Семилуки                                                                                                               Воронежской области

Индивидуальная образовательная карта развития ребенка

________________________________________________________                                                                                                                           ФАМИЛИЯ И ИМЯ РЕБЕНКА

                                                                                                               ___________________________________________________________

                          Дата рождения

___________________________________________________________

Домашний адрес

_____________________________                                              

Домашний (сотовый) телефон

                                                                                                                                              Дата поступления в МКДОУ______________    

 Возраст на момент поступления _________

Группа__________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная карта развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.  

Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных  особенностей воспитанника, уровня психического развития,  усвоения программного материала и как результат —  проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

    Индивидуальная карта развития дошкольника предусмотрена для внесения сведений о ребенке, обучающемся по ОПДО, разработанной в соответствии со следующими документами:

— Конституция РФ, ст.43, 72.

-Конвенция о правах ребёнка.

-Федеральный закон «Об образовании в РФ».

-Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1

-СанПиН 2.4.1.3049 – 13

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  № 273-Ф

-ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)

 Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных».

        Индивидуальная карта развития ребенка является документом образовательной организации и предназначена для оценки динамики развития, анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Индивидуальная карта развития используется:

  1. Воспитателями для наблюдения за результатами обучения, для создания и корректировки оптимальных условий развития личности ребенка;
  2. Инструктором ФИЗО, музыкальным руководителем для осуществления личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка;
  3. Руководителем образовательной организации для проведения анализа качества образования, планирования деятельности образовательной организации, а также выбора оптимальных образовательных технологий, проведения педагогических советов и консилиумов;
  4. Специалистами: педагогом — психологом, учителем — дефектологом, учителем — логопедом с целью получения информации о динамике развития ребенка и выработке мероприятий для коррекционной и индивидуальной работы.

Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Индивидуальная карта развития ребенка хранится у педагога ( в местах, недоступных детям и передается родителям при переходе в другое ОУ (группу).

Периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель).

  Рекомендации для педагогов при заполнении карты развития ребенка:

Оценка результатов освоения программы дошкольного образования указывается согласно принятой в ДОУ оценки диагностики     (мониторинга) по 5-ти бальной шкале:  

  1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;    

  2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;    

З балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;      

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;    

  5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области.

Условные обозначения:

н.г. – начало года

к.г. – конец года

  1. Семейный портрет.

Сведения о родителях и семье 

Родство           Ф.И.О.

                         родителей  

Дата рождения

    Образование    

Место работы

Дополнение_________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Другие родственники

Родство           Ф.И.О.

Дата рождения

Место работы

  1. Медицинская карта здоровья

Индивидуальные

особенности

и параметры

Учебный год 20____- 20____

Учебный год 20____- 20____

Учебный год 20____- 20____

Учебный год 20____- 20____

Учебный год 20____- 20____

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Группа здоровья

Рост

Вес

Хронические заболевания

Аллергические реакции

Противопоказания

Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Динамика развития ребенка

Психологическое сопровождение (для детей 3-4 лет)

Адаптационная карта

Адаптационные данные

Дни посещения ДОУ

Степень адаптации

1

2

3

4

8

16

32

64

128

Настроение  

Утро

Обед

Вечер

Аппетит

Завтрак

Обед

Ужин

Сон

Засыпание

Продолжит.

Активность

В игре

В речи

Взаимоотношения с детьми

В теч. дня

Взаимоотношения со взрослыми

В теч. дня

Вывод

Три степени адаптации: легкая (15–30 дней); средняя(30–60 дней);    тяжелая (от 2 до 6 месяцев).                                                  (по методике К. Печоры)

Рекомендации______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________

Результаты общей диагностики

Образовательные области

Учебный год 20____- 20____

Учебный год 20____- 20____

Учебный год 20____- 20____

Учебный год 20____- 20____

Учебный год 20____- 20____

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Социально

коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности детей

Развиваем ценностное отношение к труду

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Дошкольник входит в мир социальных отношений

Средний показатель

Познавательное развитие

Математическое развитие+ конструирование

Исследование объектов живой и неживой природы

Средний показатель

Речевое развитие

Развитие речи

Подготовка к обучению грамоте

Ознакомление с художественной литературой

Средний показатель

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Лепка/Аппликация

Музыкальное развитие

Средний показатель