Образец индивидуального плана развития ребенка с овз

Остановимся на содержании программы, «Что включает в себя содержание индивидуальной программы?»

 Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются  направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.

Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы. 

Способы изучения результативности программы.

Ф.И. ребенка: И. Саша    Заключение ПМПК_______ОНР-III уровень., стертая форма дизартрии.

Возраст (на момент обследования): 5 лет     Дата составления ИПР_ сентябрь 2013 г.___

Дата обследования  сентябрь 2013 г     Срок реализации ИПР:   1- период обучения (сентябрь-декабрь)

Специа-листы

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений

Рекомендации для родителей

Результат

С

К

Учитель-логопед

Коррекция произносительной стороны речи:

  • Затрудняется в переключении с одной артикуляционной  позы на другую.

  • Слабая подвижность губ, Лицевая мускулатура гипомимична.

  • Искажает звук «С», заменяет «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Щ» на «СЬ».

  • Звуки «Л», «Р», «РЬ» — отсутствуют.

Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.

  • Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.

  • Затрудняется в назывании действий людей разных профессий,

  • Не образовывает правильно притяжательные прилагательные.

  • Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

  • Частые ошибки в употреблении формы Р.п мн. числа

  •  Не согласует числительные «2», «5» с существительными.

  • Употребляет односложные предложения, простые фразы.

Развитие самостоятельной связной речи.

  • Рассказ-описание составляет в вопросно-ответной форме. Самостоятельный рассказ не составляет.

  • При пересказе пропускает и искажает смысловые звенья, пересказ перечислительного характера.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.

 Подготовка к обучению грамоте.

  • Не дифференцирует звуки по твердости и мягкости, звонкости глухости «Ш-С», «Ж-З», «С-З-Ц».

  • Не определяет количество и порядок слов в предложении;

  • Не сформированы: слоговой анализ и синтез (стол, кошка, стакан, капуста);

  • звукобуквенный анализ и синтез (ам, ма, мак).

  • Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.

  • Развивать мимическую мускулатуру с помощью массажа лица – повысить тонус мышц.

  • Уточнить звукопроизношение звука «С» и закрепить его в речи.

  • Вызвать шипящие звуки «Ш», «Ж», «Щ» изолированно в речи, закрепить их правильное произношение в речи.

  • Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.

  • Обогащать и активизировать представления детей о действиях людей разных профессий. Активизировать глагольный словарь.

  • Развивать умение образовывать правильную форму образования притяжательных прилагательных.

  • Развивать умение образовывать правильную форму уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

  • Развивать умение употреблять правильную падежную форму Р.п. мн. числа.

  • Развивать умение употреблять правильную  форму образования числительных с существительными.

  • Формировать умение отвечать на вопрос развернутой фразой, составлять предложение по картинке из 3-4 слов.

  • Составлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.

  • Составлять небольшой пересказ, передавая содержание и смысл текста, сохраняя логическую последовательность

  • Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.

«Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка.

«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка»

«Повтори звуки», «Эхо», «Найди звук», «Подарок Звуковичку», «Тим и Том»,

«Громко-тихо»

«Назови ласково»,

«Четвёртый лишний», «Магазин»,

«Чего много

в корзине?», «Что с чем рядом?»,  «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», «Чей хвост . чья морда?»

«Один-много», «Какой лист, какая ветка?»,

«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?»,                «Чудесный

мешочек», «Сосчитай»,

«Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»

«1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки».

«Построй предложение»,

«Подбери слово», ««Добавь слог», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик»

«Построй предложение», «Подбери слово», «Цепочка слов», «Сложи букву»,

«Подружи буквы» Цепочка слов

  • Закрепление

поставленных звуков;

  • развитие внимания и памяти.

контроль произношения;

  • выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала;

  • грамматиче-ского строя речи,

связной речи;

  • выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя,

 связной речи;

  • развитие словесно-логического мышления.

  • совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

Воспита-

тели

  1. Не имеет представления о  пространственных понятиях «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади», не  понимает зеркальное отображение.

2.Не знает цифры.

3.Не владеет счётом в пределах 5.

4.Не знает геометрические фигуры.

5.Не умеет сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.

6.Не умеет классифицировать предметы по одному признаку.

7.Небрежно закрашивает, выходит за линии. Использует 1 цвет. 

8.Не умеет вырезать из бумаги.

9.Не владеет элементарными приёмами лепки. 

10.Не умеет рисовать кистью и красками.

11.Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.

  1. Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».

2.Формировать представления о числах от 1 до 5. 

3.Формировать навык прямого счёта в пределах 5.

4.Формировать представления о геометрических фигурах. 

5.Формировать умение сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие.

6.Формировать умение классифицировать предметы.

7.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш.

8.Формировать умение пользоваться ножницами при вырезывании простых геометрических фигур, полосок.

9.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

10.Формировать умение рисовать кистью и красками.

11.Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.

«Муха», «Высоко-низко, далеко-близко», «Иди туда, куда скажу», «Зеркало».

«Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей».

«Считай дальше», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке».

«Назови фигуру», «Какая форма».

«Сравни предметы», «На что похоже», «Чем похоже», «Чем отличается»

«Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Птицы».

«Трафареты», «Раскраски».

«Фрукты», «Овощи», «Грибы».

«Морковь», «Мишка», «Козлёнок».

«Закрась платочек», «Морские волны», «Цветок», «Ветка рябины».

«Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», «Помоги товарищу».

Закреплять понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».

Закреплять представления о числах от 1 до 5.

Закреплять навык прямого счёта в пределах 5.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Закреплять умение сравнивать предметы.

Закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку.

Закреплять умение аккуратно закрашивать, не выходя за контур, правильно пользоваться ножницами, развивать мелкую моторику рук.

Поощрять аккуратность, стремление помочь.

Закреплять умение рисовать кистью и красками.

Закреплять навыки самообслуживания.

Педагог-психолог

Неустойчивое, рассеянное, концентрация внимания недостаточная – часто отвлекается.

Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти

Возникают трудности при выполнении мыслительных операций

Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).

Развивать способность концентрировать произвольное внимание

Повышать объем произвольной памяти

Развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы

Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.

«Найди отличия», лабиринты, зрительные диктанты, «Корректурные пробы»

«Где ошибка?»;

 «Как пройти к зайке?»;

 «Небылицы»;

 «Съедобное — несъедобное»

«Пары слов»;

«Мы ходили в зоопарк»

 «Посмотри и запомни»;

 «Послушай и запомни»

«Живое – не живое»

 «Отгадай предмет по описанию»;

 «Да, нет»;

 «Чей домик?»

 «Четвертый лишний»;

 «Что сначала, что потом?»

 «Загадки»

релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапии

Закреплять навык при помощи игр: «Съедобное — несъедобное», «Найди отличия», лабиринты

Закреплять навык при помощи игр:

«Посмотри и запомни»;

 «Послушай и запомни»

Закреплять навык при помощи игр: «Да, нет»;

«Загадки»; «Отгадай предмет по описанию»

Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком

Инструктор по Физ.

  1. Разновидность плоскостопия (косолапие), ярко выражена сколиотическая осанка, мышечная недостаточность.

  2. Затрудняется в прыжках на месте на двух на ногах (чаще прыгает на 1ой ноге).

  3. В беге на скорость — шаг короткий, неравномерный, руки малоактивны.

  1. Укреплять свод стопы, выполняя корригирующие упражнения для стоп.

  2. Развивать мышцы спины, пресса, выполняя специальный комплекс упражнений для коррекции сколиотической осанки.

  3. Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.

  4. Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры;

Музыкальный руководитель

Не устойчиво внимание при   прослушивании музыкальных произведений, нет заинтересованности.

Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Знакомить с разными музыкальными произведениями (марш, танец, песня).

 «Где ты, Осень?», «Французский аккордеон»,

«Зимушка-зима»,

«Песня осенних листочков»

«Сами саночки бегут», «Детский сад»,

Слушать дома спокойную классическую музыку

муз. руководитель___________/ФИО/

                                                                                                                                                                       задания с помощью.

                                                                                                                                                             задания самостоятельно, правильно

Литература.

Источник

Татьяна Варыпаева
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ с целью его социализации с учетом психофизических особенностей развития

Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ

с целью его социализации с учетом психофизических

особенностей развития

МБДОУ детский сад № 266

Логопеды: Варыпаева Т. А.

Педагог-психолог:

Воспитатель: Варыпаева Т. А.

2013 — 2014 учебный год

Индивидуальный план развития ___ с целью его социализации с учетом

психофизических особенностей развития (сентябрь – ноябрь)

ЦЕЛЬ: развитие фонематической системы речи и понимание обращенной речи.

Направ-ление

работы Задачи Методы и

приёмы Инструкции Виды

помощи Социализация Прогнозируе-мая деятель-ность

Экспрес-сивная речь 1. Подготовка ар-тикуляционного аппарата, дыхания для правильного произношения звуков: А – О – У – И 1. Показ способов дей-ствий, дыхательных упражнений сопря-женных с использова-нием картин, игрушек (лягушка, бегемот, чашечка; картинки из книги Е. Касинова «Гимнастика для раз-вития речи» – вер-тушки, мыльные пузы-ри, бабочки, ватные шарики, перышки).

2. Расслабляющий массаж органов артикуля-ционного аппарата. 1 – 2-ступен-чатая инструк-ция — Обучающая (пол-ный показ спосо-бов действий);

— пошаговое сов-местное выполне-ние;

— механическая по-мощь Умение ясно и понятно выражать свои мысли, желания в игре, в об-щении со сверстниками и взрослыми. Участие в праздниках, конкурсах, инсценировках. Игры: «Жук» (развитие общей моторики); «Я весёлый майский жук» (развитие мелкой моторики); «Ша-рики» (развитие дыхания и голоса).

— самостоя-тельное вы-полнение ар-тикуляцион-ных упражне-ний, дыха-тельных упражнений;

— произношение звуков в слогах, словах при общении

2. Формировать умение пра-вильно произ-носить постав-ленный звук в звукоподража-ниях, звуко-комплехсах.

1

1 – 2- ступен-чатая инструк-ция — Обучающая (пол-ный показ способов действий; пошаговое совместное вы-полнение; механи-ческая помощь).

— Стимулирующая («молодец, какой внимательный, ста-рательный как кра-сиво сказал»).

Организующая («будь вниматель-нее»).

Фонема-тическое восприя-тие.

Темы:

1.«Осень»

2. «Ово-щи».

3. «Фрук-ты». 1. Различение неречевых звуков

2. Различение речевых звуков 1. Дидактические игры:

«Угадай, на чём играю?»

«Где позвонили?»

«Угадай, кто идёт?»

«Угадай, кто кричит?»

2. Прослушивание ауди-озаписи.

«Угадай, кто сказал?» 1 – 2- ступен-чатая инструк-ция — Обучающая

(показ способов действий — сделай как я; повтори как я)

— Организующая (мимика удивления, «не спеши», «вни-мательнее»).

— Стимулирующая (подумай, постарай-ся у тебя всё полу-чится)

Умение ориентировать-ся в окружающем. Фор-мирование простейших алгоритмов поведения (поведение в обще-ственных местах) с це-лью обеспечения своей безопасности жизнеде-ятельности.

Взаимодействие со сверстниками. Самостоятель-ное выполнение ребёнком заданий и пе-ренос получен-ных знаний и умений в само-стоятельную деятельность, в общение

Лексика

Уточнение слов-существительных.

Игры «Чудесный мешо-чек»

1-2 — сту-пенчатая инструк-ция

— Обучающая (упрощенная ин-струкция «Что это?»).

Инсценировка потешки «Наши уточки» для развития речевого об-щения, коммуникативных навыков, положи-тельных качеств (друж-ба, взаимопомощь, лю-бовь, доброта); обога-щение словарного за-паса, увеличение знаний об окружающем. Перенос полу-ченных знаний и умений в са-мостоятельные игры и творче-скую деятель-ность, исполь-зование ком-муникативных навыков в сов-местных играх.

Индивидуальный план развития Запоева Александра с целью его социализации с учетом

психофизических особенностей развития (сентябрь — ноябрь)

ЦЕЛЬ: Формирование понимания речи; развитие активной подражательной речи; развитие внимания памяти и мышления.

Направления

деятельности Задачи Методическое обеспечение решения поставленных задач Внесение изменений в план на основе монито-ринга

образовательные Коррекционно-развивающие

1. Развитие слухово-го и зрительного внимания; восприя-тия. * Формирование внимания к неречевым звукам;

умение узнавать и различать неречевые звуки.

*Воспитание слухового и зрительного внимания. «Угадай где звучит»

«Угадай что звучит»

«Угадай чей это голос»(картинки паровоза ууу; часов тик-так; кошки мяу-мяу; и т. д.)

«Угадай какие тикают часы»(кар-тинки большие и маленькие часы).

2. Развитие просо-дической стороны речи; воспитание общих речевых навыков.

3. Формирование и совершенствование лексического соста-ва языка.

Развитие импрес-сивной речи.

Развитие экспрес-сивной речи. * Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной арти-куляции гласных звуков (а ; у; о; и; э)

* Развитие длительного ре

чевого выдоха(2-3 сек.)

Формирование умения вслу-шиваться в речь;

Давать ответные звуковые и двигательные реакции

*Расширение понимания речи.

* Накопление пассивного словаря.

*Закрепления понимания слов обозначающих части тела и лица.

Подготовка арт/ аппарата.

Преодоление речевого него-отивизма.

Вызывание желания гово-рить.

Развитие подрожательности.

Формировать умение соот-носить зрительные образы с их словесным обозначением. «Покажи как плачет Ляля» (звук а)

«Самолет» (звук у)

«Лошадка» (звук и)

«У Ляли болят зубки» (звук о)

«Как кричит козочка мээ…»

«Как кричит овечка бээ…»

Упражнение «Послушай и повтори»

«Летят листочки» (сдувать с руки небольшие бумажки; кусочки ваты)

«Бумажные вертушки».

Чтение стихов «Киска киска –киска –брысь…»; «Мишка косолапый…»

Упражнение «Покажи на себе и на кукле».

Упр. «Лягушка»; «Хоботок»; «Лопа-точка».

Упр. «Покажи и назови».

«Покажи кто это».

Игра «Чудесный мешочек».

Источник

Лаврикова Светлана
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ

Перспективный план реализации программы сопровождения

ребенка с ОВЗ

Цель: компенсация и коррекция недостатков в развитии, подготовка к обучению в школе.

Задачи:

— развитие познавательного интереса и познавательной активности;

— формирование социальных представлений («Я среди взрослых и сверстников», «Я среди детей»);

— развитие коммуникативного поведения;

— развитие словесной регуляции (в форме словесного отчета) поведения и деятельности;

— развитие коммуникативной функции речи (диалогической с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, монологической — рассказ из собственного жизненного опыта, пересказ сказок, коротких рассказов);

— коррекция звукопроизношения и других речевых нарушений;

— развитие сенсорно-перцептивной способности (преимущественно в различных видах деятельности);

— формирование познавательной направленности на установление функциональных связей между объектами и явлениями («Что это?», «Что делает?», «Почему он такой?»);

— развитие способности к замещению, воображению (в игре, в рисовании, в речи);

— формирование пространственных, временных и количественных представлений;

— формирование эстетических предпочтений;

— формирование произвольных движений;

— формирование операционально-технической стороны деятельности (культурно-гигиенических, трудовых, конструктивных и графомоторных навыков, зрительно-двигательной координации, опережающих движений глаз и т. п.);

— формирование игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр с правилами;

— формирование готовности к обучению в школе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ведущий вид деятельности на занятиях: игра

Содержание работы:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

— формирование познавательных установок «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?», (акцент делается на последней из них).

— знакомство с функциональными, пространственными и качественными признаками объектов.

— обучение анализу, сравнению, классификации, выполнение элементарных обобщений.

— создание партнерских отношений в игре, (социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания педагогов).

— развитие интереса к собственной жизни во временном аспекте (что было? что будет? каким он будет? и т. д.).

— выполнение элементарных опытов, упражнений, практически ориентировочно-исследовательских действий с предметами, наблюдений, показа натуральных предметов и их моделей, показа видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций, картин и картинок, которые сочетаются со словесными объяснениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— проведение специальных занятий по физическому воспитанию.

— проведение лечебной физкультуры и массажа.

— проведение коррекционной гимнастики, утренней зарядки, подвижных игр.

— организация спортивного досуга, праздников и развлечений.

— Длительность занятий и физические нагрузки строго индивидуальны и меняются в зависимости от особенностей психофизического состояния ребенка, метеоусловий, времени года и т. п.

ИГРА

Основное внимание обращается на совершенствование игровых действий ребенка с природными, строительными и бросовыми материалами.

— продолжение обучения ребенка сюжетно-ролевым играм

— уточнение и закрепление навыков сюжетно-ролевой игры

— использование сюжетно-ролевой игры в сочетании с сюжетно-дидактической.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

— совершенствование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков,

— дальнейшее развитие навыков хозяйственно-бытового труда,

— труда в природе и ручного труда,

— активное вовлечение ребенка в посильный повседневный самообслуживающий и хозяйственно- бытовой труд.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

— выполнения построек по собственному замыслу,

— совместное конструирование,

— создание графических моделей,

работа с простейшими схемами-планами,

— использование символических средств, предварительного планирования,

— усиление межпредметных связей.

— продолжение формирования у ребенка полных и устойчивых представлений об окружающей действительности, о пространственных свойствах объектов.

— совершенствование сенсорно-перцептивных способностей ребенка, его наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, функции речи, операционально-технических умений, системы «глаз — рука (руки)».

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

— формирования элементарных математических представлений

— расширение, уточнение и закрепление полученных ребенком математических представлений.

— активное использование и закрепление математических представлений на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др.

— накопление чувственного и информативного опыта.

– проведение дидактических игр и разнообразных игровых упражнений с математическим содержанием: игр с водой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями, многофункциональным дидактическим оборудованием.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

— уделение большего внимания развитию самостоятельности ребенка в процессе деятельности, которая не только приносит ребенку удовольствие, удовлетворяет его потребности в активности, творчестве, но и приобретает социальную мотивацию (нарисовать открытку для мамы, сделать альбом для малышей и т. п.).

— создание условий для самостоятельных занятий ребенка изобразительной деятельностью в свободное время.

— поощрение даже слабых попыток ребенка к созданию изображений.

— помощь ребенку в определении содержания будущего рисунка, реализации задуманного.

— расширение тематики изобразительной деятельности ребенка и накопление им изобразительного опыта.

— способствование развитию общения между детьми, умению налаживать деловые отношения друг с другом, действовать сообща и добиваться общего результата.

— расширение и обогащение содержания детских работ.

— совершенствование умений ребенка передавать связное содержание изобразительными средствами.

— совместная деятельность педагога и ребенка, а также деятельность ребенка под руководством педагога.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

— совершенствование способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера,

— дальнейшее развитие его слухового внимания, музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового,

— развитие умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музыкально-дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).

— организация работы по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

— осваивание навыков звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, элементы ансамбля.

— развитие музыкально-ритмических движений, пантомимики, театрально-игровой деятельности.

— использование элементов музыкально-ритмических движений разными специалистами в процессе групповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми.

— обучение дошкольника играм с музыкальными игрушками и инструментами.

— применение музыкальных инструментов на других занятиях: во время рисования, конструирования, аппликации, игр, направленных на развитие координации движений и т. д.

Календарный план индивидуально ориентированной коррекционной работы с ребенком с ОВЗ

На основании диагностики (наблюдения) было выявлено недоразвитие словарного запаса и общей осведомленности, низкий уровень восприятия, нарушение памяти, недоразвитие пространственных отношений, недостаточный уровень логического мышления.

Занятие 1

Цель:

— содействовать развитию интеллектуальных способностей: активного словарного запаса и общей осведомленности.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.

2. Словесная игра «Угадай по описанию».

Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Ребенок угадывает. Затем ребенок загадывает свой предмет

Занятие 2

Цель:

— развивать такие свойства внимания, как направленность, распределение и переключение.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Словесная игра «Угадай по описанию».

Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.

2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».

Ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать.

3. Игра «Делай по заданию».

Педагог называет различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т. д. Ребенок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Занятие 3

Цель:

— развивать основные свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключение).

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Делай по заданию».

Другой список слов. Другое задание, например, когда названо животное, надо топнуть.

2. Дидактическая игра «Найди отличия».

Даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.

3. Настольная игра «Лабиринты».

Дается карточка с изображением лабиринта. Необходимо выполнить задание.

Занятие 4.

Цель:

— развивать распределение внимания, его объем, переключение.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Настольная игра «Лабиринты».

2. Игра «Делай по заданию».

Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).

3. Дидактическая игра «Что изменилось?».

Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».

4. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».

Ребенку даются картинки и достаточное время (1-2 минуты) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь.

Занятие 5.

Цель:

— развивать зрительное и слуховое восприятие.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».

Раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.

2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».

В тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.

3. Слушаем музыку.

Ребенок прослушивает запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывает о своих впечатлениях. Можно зарисовать.

Занятие 6.

Цель:

— развивать основные виды восприятия.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Приметы времен года.

Дошкольник рассказывает о приметах всех времен года. Зарисовывает в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.

2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».

У ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.

Занятие 7.

Цель:

— развивать двигательную, зрительную, словесно-логическую память.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Воспроизведи по памяти».

Последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки ребенок зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.

2. Игра «Кто больше запомнит».

Педагог и ребенок садятся напротив друг друга. Первый называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Первый участник игры повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т. д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.

3. Игра «Двигательная память».

Взрослый в течение 15 секунд должен показывать танцевальные движения. Затем ребенок повторяет их как можно точнее.

Занятие 8.

Цель:

— развивать зрительную, долговременную и словесно-логическую память.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Словесная игра «Цвета».

Ведущий предлагает назвать пять предметов одного цвета. Если ребенок за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры.

2. Игра «Рисуем по памяти узоры».

На листе бумаги нарисован узор. Ребенок две минуты смотрит на этот узор. После этого рисунок убирается, и дошкольник воспроизводит его по памяти в тетрадях.

3. Игра-соревнование «Слова».

Надо вспомнить как можно больше слов, относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т. д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.

Занятие 9.

Цель:

— развивать основные виды памяти.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Воспроизведение рассказа.

Ребенку читается короткий текст. Затем он пересказывает текст.

2. Игра-соревнование «Чей предмет?».

Игра заключается в том, что на глазах у ребенка педагог кладет на стол по одному предмету. Ребенок смотрит и старается запомнить, в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы дошкольника. В роли водящего должен выступить и сам ребенок.

Занятие 10.

Цель:

— развивать восприятие пространственных соотношений.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Большой – маленький».

Ребенок рассматривает различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяет, какие из них большие, какие маленькие.

То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.

2. Игра «Сравни предмет».

Ребенку дается карточка с заданием, направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже. Можно менять карточки и задания к ним.

3. Подвижная игра «Стань по заданию».

Дошкольник выполняет команды ведущего: встать слева от стола, стула и т. д., сзади, спереди и т. п. Педагог и ребенок все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

Занятие 11.

Цель:

— развивать восприятие пространственных отношений, умение ориентироваться на листе бумаги.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Большой – маленький».

Другие варианты.

2. Дидактическая игра «Составь картинку».

Ребенку дается цветная предметная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Он должен узнать изображение и составить целую картинку.

Усложнение – использовать картинки с изображением 2-3 предметов, сюжетные картинки, пазлы.

3. Подвижная игра «Стань по заданию».

4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик».

У ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.

Педагог диктует задание: «Нарисуй в центре листа большой желтый круг и закрась его. В правом верхнем углу – красный квадрат. В левом нижнем углу – желтый квадрат. По левой стороне – длинный синий прямоугольник. В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрась его. Под большим желтым кругом – маленький красный круг и закрась его. В верхнем левом углу – красный овал. Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник. Слева от большого зеленого закрашенного треугольника – маленький красный квадрат».

Задания могут быть любые, но у педагога обязательно должен быть образец для проверки.

Занятие 12.

Цель:

— развивать логическое мышление.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Классификация предметов».

Ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей (3, фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.

Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.

2. Дидактическое задание «История в картин?