Образец динамики в развитии ребенка
Диагностика коммуникативных навыков
- Коммуникативное поведение
1.1. Вокализации
Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?
В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?
С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?
1.2. Взгляд
Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,
людьми?
Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в
поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?
1.3. Мимика
Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства
(радость, удивление, грусть, злость, страх)?
Соответствует ли выражение лица ситуации?
Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?
Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?
Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию
высказывания?
Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?
Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
1.4. Жесты
Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по
отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?
Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?
Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения
в отношении определенных действий, среды, людей?
Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?
Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
1.5. Интерактивное поведение
Реагирует ли он/она на обращение?
Реагирует ли он/она на разумные требования?
Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?
ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?
Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
Каким образом он/она реагирует на недоразумения?
Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?
Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?
Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
- Лингвистические способности
2.1. Восприятие и понимание
Реагирует ли он/она на собственное имя?
Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?
Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?
Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?
Понимает ли он/она простые требования?
Узнает ли он/она названные объекты?
Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?
Понимает ли он/она родовые понятия?
Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?
Понимает ли он/она фразы с переносным значением?
Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?
Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?
Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»
Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»
Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?
Понимает ли он/она бытовые вопросы?
2.2. Способность речевого выражения
2.2.1. Артикуляционная моторика
Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?
Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?
Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?
2.2.2. Речь
Продуцирует ли он/она устные высказывания?
Понятны ли его/ее высказывания?
Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?
Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?
2.2.3. Помощь при коммуникации
Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?
Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?
Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?
Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?
Может ли он/она задавать вопросы?
Может ли он/она отвечать на простые вопросы?
2.2.4. Чтение и письмо
Может ли он/она распознавать буквы и цифры?
Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?
Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?
Может ли он/она осмысленно читать предложения?
Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?
Может ли он/она писать знакомые слова?
Может ли он/она писать простые предложения?
- Двигательные способности
Каково его/ее общее моторное развитие?
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?
Как он/она располагается в кресле-коляске?
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к
выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?
Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?
Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?
Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?
4.Когнитивные способности
4.1. Внимание
Концентрирует ли он/она внимание?
Отвлекается ли?
Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?
4.2. Восприятие
4.2.1. Зрительное восприятие
Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?
Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?
Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении
Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?
Имеются ли особенности зрительного восприятия?
4.2.2. Слуховое восприятие
Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?
Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?
Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?
Каково состояние фонематического восприятия?
Может ли он/она сравнивать звуки?
4.2.3. Тактильное восприятие
Каково состояние тактильного восприятия?
Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?
Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?
Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?
4.3. Знаково-символическая деятельность
Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?
Понимает ли он/она символы?
Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?
Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?
Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?
Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?
Использует ли он/она игрушки?
4.4. Мышление и память
Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?
Узнает ли он/она знакомые лица?
Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?
Распознает ли он/она структуры?
Может ли он/она решить задачу?
- Психосоциальные способности
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что
неспособен/на выразить свои желания и потребности?
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?
Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?
Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении
возможности для включения в окружающую среду?
Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?
К каким объектам, действиям, видам деятельности он/
она проявляет особый интерес?
Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?
С какими другими людьми он/она преимущественно
контактирует?
В каких местах происходит коммуникация?
Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?
Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?
Источник
Надежда Лебедева
Динамика достижений в образовательных областях
Мониторинг был проведён, опираясь на «Программу воспитания и обучения» под ред. М. А. Васильевой, B.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (средняя, старшая группы, и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа)
Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.
Составляется сводная таблица (количественный и качественный анализ выполнения программных требований). Определяется средний балл по каждому разделу:
СРЕДНИЙ БАЛЛ = _А__
В + С
А – сумма итоговых баллов каждого ребенка
В – число детей
С – число критериев раздела
Критерии:
1,0- 1,5 – низкий уровень
1,6- 2,4 – средний уровень
2,5- 3 – высокий уровень
Анализ результатов мониторинга освоения детьми разделов программы по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому показал достаточно хорошие результаты в освоении детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»:
Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры. Наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.
Ребята старшего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
В подготовительной к школе группе дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.
Образовательная область «Физическая культура»:
Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников показал положительную динамику.
Увеличились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Положительной динамике образовательной области «Физическая культура» способствовало:
— наличие квалифицированного, творческого воспитателя по физической культуре;
— систематическое проведение организованных форм работы: занятий, кружка с ЧБД, индивидуальной работы, спортивных досугов и развлечений.
Дети очень полюбили заниматься физкультурой, играть в различные спортивные игры, могут сами организовывать подвижные игры.
Образовательная область «Социализация»:
Работа по освоению образовательной области проводилась на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных и игровых ситуаций, обеспечивали детям освоение опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Это организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений, элементарного профессионального взаимодействия взрослых, режиссерские игры, в ходе которых дети осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.
Динамике в образовательной области «Социализация» способствовало: — проведение кружка «Ручеек» экологической направленности, где дети вместе проводили опыты, наблюдали за природными объектами, находили те или иные ответы на вопросы, учились договариваться, согласовывать свои желания и интересы с партнёром;
— систематическая работа в группе: занятия, беседы, игры по формированию доброжелательных взаимоотношений;
— Коррекционная работа психолога;
— Психотренинг;
— Экскурсии по знакомству с достопримечательностями посёлка, чтение литературы, беседы.
Образовательная область «Труд»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд». Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности.
Образовательная область «Познание»:
Анализ работы по образовательной области «Познание» показал:
На сентябрь 2009 года дети показали низкий результат знаний по ознакомлению с окружающим. Особенно слабые знания о родной стране, космосе, профессиях.
Недостаточно высокий уровень развития конструктивных способностей детей. Это в первую очередь связанно с материально – технической базой детского сада (недостаточным количеством конструкторов). Следует запланировать пополнение методического материала наборами конструкторов.
В результате проведённой работы: наблюдения, занятия, беседы, чтение, экскурсии и т. д., на май 2012 года результаты значительно изменились.
Значительный скачок произошёл в овладении детьми математическими понятиями и представлениями. Дети хорошо разбираются в составе числа, решают задачи, примеры, любят играть в игры-головоломки, отгадывают ребусы, т. д. Немного отстаёт ориентировка во времени: путаются в последовательности названий месяцев года.
У ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями, отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.
Образовательная область «Коммуникация»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. К концу года во всех группа количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Дети свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, умеют пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т. д.)
Но необходимо ещё обращать внимание на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, интонационную выразительность речи. Уровень качества развития повысился благодаря проведению систематических как фронтальных, так и индивидуальных занятий, коррекционной работе с детьми учителя-логопеда, проведения бесед, игр, упражнений, экскурсий.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
Так же во всех группах прослеживается положительная динамика.
Дети среднего возраста к концу года улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.
Дети старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.
Образовательная область «Художественное творчество»:
В образовательной области «Художественное творчество» у детей тоже наблюдается динамика. Дети полюбили рисовать, заниматься аппликацией, особенно по нетрадиционным технологиям, стало больше работ сюжетных, с проявлением детского творчества, улучшилась моторика детей, изобразительные навыки и умения. Я считаю, что необходимо больше уделять внимания знакомству с творчеством художников и народно – прикладного искусства.
Образовательная область «Музыка»:
За прошедший учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.
Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками, научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.
На основе анализа воспитательно — образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, можно сделать вывод, что на положительную динамику развития у детей музыкальных способностей оказало:
— своевременное, регулярное планирование работы музыкального руководителя;
— систематическое проведение музыкальных развлечений и досугов.
В итоге, исследуя в течение трёх лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы, а так же то, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка
Источник