Образ матери в психическом развитии ребенка

Роль матери в развитии психики новорожденного ребенка огромна, разберем ее важные основы.

Позитивное отношение малыша к внешнему миру и правильное развитие новорожденного в семье — составляют основу психического здоровья ребенка.

Особенности ухода за новорожденным

Чтобы в дальнейшем личность и характер ребенка сформировались как нужно, следует с первых дней заложить основу воспитания и развития малыша — фундамент — развитие психики новорожденного ребенка с первых дней.
Правильно организованный уход за ребенком особенно важен в первый месяц жизни малыша, он же является и средством воспитания.

Статистические данные говорят, что правильный уход за новорожденным гарантируют развитие здоровой психики малыша, а так же являются коррекционным методом после трудных родов, профилактикой послеродового стресса.
Чтобы организовать необходимый уход за младенцем, мама должна понимать его психологические особенности и внутриутробный опыт.

Мама — первый воспитатель своей крохи, чтобы развитие ребенка началось как нужно, маме необходимо знать психологию новорожденного и понимать свои взаимоотношения с грудным ребенком.

Новорожденный ребенок полностью зависим от взрослого. Потребности грудного ребенка можно разделить на телесные и психоэмоциональные.

Телесные потребности ребенка: потребность в сосании, кормлении, физиологические потребности, необходимость эмоционального общения с матерью, потребность в тепле, комфортной одежде, безопасность.

Психоэмоциональные потребности: контакт с матерью, получение положительных эмоций, удовлетворение познавательной потребности и общения, потребность в ощущении, звуках, вкусах, запахах.

Согласно исследовательским данным новорожденный ребенок, чьи потребности игнорируются или удовлетворяются не в полной мере ощущает: страх, безысходность, отказ от жизни.

Ребенок попавший в неблагоприятную среду испытывает страх жизни, горе ведущее его к отказу от жизни. Если ребенок переживает негативный опыт часто — его психика будет нарушена.

Если базовые потребности малыша удовлетворяются в полной мере — малыш проходит стадию зависимости без негативных переживаний.

Поддержать малыша и оказать необходимый уход за новорожденным в данный период жизни может только мать.

Понятие материнства

Психофизиологические потребности новорожденного должна удовлетворять мать. От умения матери правильно ухаживать за свои ребенком зависит полноценное развитие нервной системы ребенка, головного мозга и всего организма. Здоровая психика новорожденного тесно связана с темой материнства.

Материнство — способность женщин выносить и родить здорового ребенка, выкормить до определенного возраста малыша грудью. Природа женщины позволяет ей с успехом выполнять материнскую функцию. Кора головного мозга женщины так устроена, что она услышав плач ребенка во сне, может проснуться и подойти к ребенку.

Во время беременности организм женщины подготавливается к родам и грудному кормлению. Ребенок и мать представляют собой сембиотический союз, поэтому после родов мать способна создать все необходимые условия для успешного развития малыша.

Что такое материнский инстинкт

Материнский инстинкт служит женщине помощником при реализации своей лучшей роли — роли матери. Материнский инстинкт вырабатывается у женщины в процессе беременности, в родах, а также формируется материнским поведением.

Материнское поведение — поведение женщины в процессе обучения и наблюдения за более опытными женщинами. Материнское поведение формируется еще в детском возрасте, в игре «дочки-матери», в семье, помогая маме с братьями и сестрами, а так же в процессе ухода и грудного кормления своего ребенка.

Материнский инстинкт — характеризуется набором специальных качеств, позволяющих женщине осуществлять уход за новорожденным младенцем.

К материнским качествам относят: способность идентифицировать себя с ребенком, способность понять нужды малыша. Материнский инстинкт вырабатывается в процессе беременности, но роды являются ключевым звеном, чем естественней прошли роды — тем больше шансов у мамы проявить материнский инстинкт и кормить ребенка грудью.
Процедуры обезболивания: эпидуральная перидуральная, сакральная анастезия и стимуляция родовой деятельности, снижает психоэмоциональную привязанность молодой мамы к ребенку.

Первые сутки — важное время для пробуждения материнского инстинкта, в этот период, в течение часа, необходимо приложить ребенка к груди. Прикладывание ребенка к груди благоприятно отражается на появлении молока и в дальнейшем на грудном кормлении малыша.

Итак, для пробуждения материнского инстинкта необходимо, чтобы роды прошли максимально естественно. Стимуляция и обезболивание должны применяться максимально корректно в соответствии с необходимыми для этого показателями, т. к. эти механизмы изменяют появление материнского инстинкта, что сказывается на полноценном грудном вскармливании ребенка. В течение часа после родов необходимо приложить новорожденного к груди.

Автор: Лубянская Светлана

Иллюстрация pixabay.com

Источник

Образ матери в развитии ребенка младенческого возраста.

у каждого человека формируется свой образ матери. Образ собственной мамы.

А как быть, если у ребенка нет собственной матери?

Можно ли сформировать образ матери специально, по алгоритму?

Сформировать образ специально невозможно. Образ матери формируется у ребенка изо дня в день дня в день.

Но у всех этих образов, есть общие черты : доброта, забота, внимание к потребностям ребенка, нежность, любовь (возможно даже всепрощающая любовь), понимание.

Сейчас большое внимание уделяется теории привязанности. Привязанность к матери (к тому человеку, котроый заботиться о ребенке.)

Привязанность (или ее отсутствие) оставляет свои следы на характере человека на его взаимоотношениях более зрелом возрасте.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка от 1 года до 3 лет

Для детей которые воспитываются в детском доме, интернате. у этих детей нарушение привязанности, вызванная отсутствием значимого человека. что может негативно сказаться на их психо-эмоциональном развитии.

Нормальное развитие ребенка возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей, в последствии приводит к деформированному чувству любви, так как ребёнок не ощутил этого чувства в детстве, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности, становится препятствием для социализации.

Мать формирует ребенка, его человеческие качества, будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Привязанность, это базовая потребность ребенка младенческого возраста. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у самого близкого для него человека защиты при любом проявлении опасности, осваивать с ее помошью все необходимые навыки, без которых у него не разовьется нужное для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях. Процесс развития привязанности начинается с первых дней.

Новорожденный подготовлен к тому, чтобы с ним общались, все его чувства функционируют, хотя и развиты в разной степени. Он с рождения улыбкой пытается установить контакт с тем, чье лицо он воспринимает. Следит взглядом за яркми предметами уже с 3-4-й недели жизни. В то же время лицо матери ему удается различить лишь с 3 месяцев. Развитие зрения у младенца очень важно, так как для общения с матерью взгляд играет основную роль. В течение первых 6 месяцев устанавливается визуальный контакт между матерью и ребенком.

Новорожденный хорошо слышит. Он вздрагивает от шума. Поворачивает голову в сторону звучащего голоса. На первом месяце жизни у него уже появляется положительная реакция на человеческий голос. Ему не нравятся шумное движение, громкие звуки радио, телевидения.

Обоняние развивается рано, оно существенно как для узнавания матери, так для развития привязанности к ней. Уже на 3-6-й день жизни ребенок отличает по запаху ту из двух марлевых повязок, которая находилась на груди его матери.

Новорожденный очень чувствителен к прикосновениям, от одних он возбуждается, другие его успокаивают. Начиная с 10-дневного возраста у младенцев можно отметить проявления грусти и радости. Он тревожится, будучи голодным и выглядит удовлетворенным после кормления. Сначала эти чувства очень примитивны, но их прогресс заметен даже на первом году жизни.

Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней.

Со своей стороны, мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Однако сильная привязанность сможет возникнуть лишь, если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках или в кроватке. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными сигналами (мать и ребенок). Дети, которых матери быстро успокаивают, плачут гораздо меньше тех, к кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и, в значительной мере, уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во-первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во-вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.

Основными факторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитие ребенка, считают:
— мать как источник сенсорных и других стимулов, то есть пеленание, ласка, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним;
— мать как источник удовлетворения потребностей ребенка (в пище, желаемых предметах);
— мать как посредник между ребенком и внешней средой,

Источник

Почти полвека понадобилось практике и науке, чтобы изучить, проанализировать и сформулировать в качестве теоретических концепций влияние депривационных условий воспитания на развитие ребенка.

В теории объектных отношений центральное понятие (понятие объекта) включает в себя значимые элементы окружающей среды ребенка, главным среди которых является мать или замещающая ее фигура. Основателями данной теории являются представители британской школы: Р. Фейерберн, Д. Винникот, М. Клайн, М. Балинт. М. Малер, О. Кернберг – их современные последователи. Приверженцы данной теории считают установление здоровых отношений с ближайшим окружением основой для нормального психического развития. Опыт взаимоотношений с объектами в период раннего детства (до трех лет) имеет решающее значение в развитии ребенка. Глубокие нарушения отношений между матерью и ребенком служат важным фактором формирования пограничного расстройства личности, характеризующегося размытой идентичностью, непостоянством в межличностных связях, плохим эмоциональным контролем и импульсивностью, склонностью к агрессивным срывам.

Венгерский психоаналитик М. Малер впервые обратила внимание на двойственную природу привязанности и выделила этапы ее развития, которое она рассматривала как процесс «разделения / индивидуации». Под «разделением» М. Малер понимала процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию (представление) себя, отличную и отделенную от репрезентации матери, позволяющую ему функционировать независимо от нее. «Индивидуация» означает попытки ребенка построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики [6].

Читайте также:  Важнейшие показатели развития организма ребенка

Отечественный автор К.В. Солоед, сравнивая объектные отношения у младенцев, за которыми ухаживает мать, и у младенцев из приюта, объяснила особенность последних нехваткой постоянства и привязанности к определенному объекту. Для младенцев из приюта было характерно: отсутствие ориентировочной реакции на уход взрослого, отсутствие поиска няни глазами, использование аутоэротических действий вместо протестных реакций, пассивность, слабая выраженность оживления при появлении ухаживающих лиц [13].

Одновременно с теорией объектных отношений развивалась теория интерперсональных (межличностных) отношений (американский вариант неофрейдизма). В отличие от своих британских коллег приверженцы теории интерперсональных отношений оптимистичнее смотрели на возможность компенсации раннего травматического опыта при условии установления благоприятных и стабильных отношений на более поздних этапах развития.

Американская интерперсональная психоаналитическая школа берет начало от работ Г. Салливена, считавшего «надежные и эмоционально удовлетворительные отношения в детстве базой нормального психического развития».

К. Хорни, одна из наиболее ярких представительниц этой школы, ввела понятие «базисная тревога» и описала факторы среды, которые можно расценивать как депривационные, обусловленные нарушением отношений и взаимодействий в семье. К. Хорни определяла внутренний конфликт как следствие ранних переживаний ребенка. Если дома ребенок чувствует себя в безопасности, находит доверие, любовь, уважение, то его конфликт можно считать разрешимым.

Э. Эриксон считал, что на первой стадии развития человека, которая соответствует оральной фазе в классическом психоанализе, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной мере зависит от проявления к нему заботы. Если ее не достаточно, то у ребенка вырабатывается недоверие, боязливость, подозрительность по отношению к миру и людям. Введенное Эриксоном понятие «базисное недоверие к миру» у ребенка, лишенного родительской, особенно материнской любви, стало базисным для развития теории депривации. Э. Эриксон, как и Г. Салливен и К. Хорни, был уверен в том, что «дети, лишенные материнского тепла и любви в младенчестве, могут стать нормальными взрослыми при условии, что этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития».

А. Фрейд, Р. Шпиц, Дж. Боулби сформулировали основные положения теории привязанности. Они рассматривали потребность в привязанности как биологическую врожденную потребность (если сравнивать с отечественной психологией 30-50-х гг., то отношения между матерью и ребенком не считались биологически обусловленными).

Р. Шпиц и А. Фрейд описали феноменологию поистине драматических изменений в душевной жизни детей, воспитывавшихся в приютах во время Второй мировой войны.

Р. Шпиц писал, что на первом году жизни у ребенка нет более насущной потребности, чем иметь тесную, постоянную связь с матерью или ее долговременным заменителем. Он провел ряд наблюдений за младенцами в детских домах и приютах, где они получали от постоянно обслуживающего их лица достаточно физической заботы, но мало стимуляции и любви. Съемки Шпица эмоционально не питаемых, отстающих в развитии малышей, пустым взглядом смотрящих в камеру, драматически иллюстрируют разрушительные последствия лишения младенцев матери. Кроме нарушения объектных отношений, Р. Шпиц документально продемонстрировал у них нарушения инстинктивной жизни, Эго, когнитивного и моторного развития и показал, что в экстремальных случаях лишение матери приводит к смерти ребенка. Так он пришел к выводу, что «аффективная связь между матерью и младенцем стимулирует младенца и позволяет ему исследовать окружающий мир, способствуя развитию моторной активности, когнитивных процессов и мышления, интеграции и формированию навыков». Шпиц понимал взаимосвязь матери и младенца как сложный многозначный невербальный процесс, оказывающий влияние как на младенца, так и на мать и включающий аффективный диалог, который является чем-то большим, чем привязанность младенца к матери и связь матери с младенцем.

Приведенные выше нарушения Р. Шпиц назвал анаклитической депрессией (депрессия, в основе которой лежит недостаток эмоциональной связи), или госпитализмом (термин ввел берлинский детский врач Г. Пфаундлер). Впоследствии под госпитализмом стали понимать не только материнскую депривацию, но и социальную депривацию в широком смысле. Было выявлено, что длительное пребывание в искусственных, изолированных от социума условиях (например, в больнице) могут приводить к развитию синдрома госпитализма как у детей, так и у взрослых людей. Этот синдром выражается в недоразвитии или утрате социальных навыков, эмоциональном уплощении, утрате активности и инициативности.

Работы Шпица оказали сильное влияние на Дж. Боулби, основателя теории привязанности. Одно из центральных понятий его теории – понятие «рабочая модель», на основе которой происходит взаимодействие ребенка с миром. Рабочая модель включает модель «себя» и «близкого человека». Восприятие «себя» определяется, в зависимости от отношения к нему объекта привязанности. Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения с близкими, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Стойкость и ригидность схем поведения, представляющих собой обобщенный опыт отношений с матерью, во многом объясняет те длительные кризисы, которые неизбежно возникают у детей из неблагополучных семей при адаптации в новой приемной семье. Необходим новый, достаточно длительный опыт иных позитивных отношений, чтобы прежние схемы перестроились [6].

Читайте также:  Основные этапы нормального речевого развития ребенка

Дж. Боулби также ввел понятие «сепарация», с помощью которого обозначил ситуацию долговременной разлуки с матерью или другим замещающим лицом. Боулби выделил сопутствующие сепарации факторы, от которых зависит степень ее негативного влияния на психическое здоровье ребенка: глубина эмоциональной связи между матерью или другим объектом привязанности и ребенком до сепарации, внезапность или постепенность, а также длительность сепарации, наличие или отсутствие лиц, замещающих объект привязанности, возраст ребенка на момент разлуки с матерью. Было выявлено, что дети до шестимесячного возраста относительно спокойно переносят разлуку и быстро привыкают к новому объекту привязанности. Ребенок постарше со сформированной привязанностью реагирует на разлуку совершенно иначе – бурной вспышкой отрицательных эмоций, которая может иметь очень продолжительный характер. По мнению Боулби, благополучное психическое развитие ребенка напрямую зависит от качества материнской заботы. Дети тяжело переживают разлуку с матерью на первом году жизни, особенно если с ней уже была установлена тесная эмоциональная связь. Психолог выделил три стадии в развитии реакции на разлуку – протест, отчаянье, отстранение.

На стадии протеста ребенок отказывается смириться со своим отделением от любимого объекта. Это может сопровождаться криками, киданиями, уходом от контактов с теми, кто пытается его успокоить.

Стадия отчаянья может наступать через пару часов или дней после первой. Здесь можно сказать, что ребенок теряет надежду: становится тихим, подавленным;

На третьей стадии, стадии отстранения, ребенок восстанавливает отношения с окружающим миром. Однако если мать в этот момент навещает его, он может реагировать неожиданным равнодушием или отстранением.

Наряду с первичной привязанностью к матери или замещающему ее лицу Дж. Боулби ввел понятие «вторичной привязанности». Эта привязанность формируется на месте исходной привязанности вследствие разлуки с матерью. К вторичным привязанностям обычно относят отношения с друзьями, учителями, приемными родителями. Если потеря матери или замещающей ее фигуры продолжается длительное время, то возникает не только первичная тревожность, но и печаль, депрессия, а также агрессия.

Другой значительный представитель теории привязанности М. Эйнсворт изучала влияние качества отношений с матерью на последующие отношения с другими людьми, а также на интеллектуальное развитие ребенка. Исследования подтвердили наличие такой связи. Тем не менее, оказалось, что характер ранних отношений с матерью далеко не всегда имеет фатальные последствия для последующего развития и психического здоровья. Существует ряд других факторов: врожденные особенности нервной системы ребенка (то, что окажет сильное влияние на одного ребенка, может не оказать фатальных последствий для развития другого), степень травматизации, наличие компенсирующих воздействий в виде других объектов привязанности.

Все это говорит о том, что компенсация депривационных нарушений при создании соответствующих условий возможна. Наличие опыта позитивных, устойчивых межличностных отношений, пусть даже на поздних этапах развития, оказывает влияние на способность ребенка строить конструктивные отношения с другими людьми [6].

На основании данных теорий можно заключить, что роль матери принципиально важна для ребенка. Важны ее присутствие, должная забота о нем, наличие надежной привязанности. Это именно те благоприятные условия, которые необходимы для нормального психического развития ребенка.

В основном негативное влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка, проявляется в печали, задумчивости, апатии, отрицательном отношении к окружающему, замедлении темпа движений, безучастности, нарушениях познавательного поведения и т.д. [1].

Как уже говорилось ранее, характерные особенности и поведение детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию депривированного ребенка. Для таких детей характерно возникновение психических патологий.

В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста (и далее). Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе [15].

В следующем параграфе рассмотрены особенности развития детей в условиях ранней материнской депривации, то есть детей, которые лишились материнской заботы в возрасте, который в классических педагогических работах определялся как «первое детство», а в современных исследованиях номинируется как младенческий и ранний возраст.

Дата добавления: 2015-06-14; просмотров: 2892; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9498 — | 7525 — или читать все…

Читайте также:

Источник