Обогащение словарного запаса ребенка с нарушением развития речи

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас.
Речь — величайший дар, который подарила нам природа, именно благодаря этому дару мы получили возможность общаться друг с другом, познавать окружающий нас мир. Она помогает понять, сформировать взгляды, мысли и убеждения.
Для появления и становления речи человеку дается очень мало времени — это дошкольный и ранний возраст, так как именно в это время возникают благоприятные условия для развития речи.
Любая, даже маленькая задержка, нарушение в развитии ребенка находят свое отражение в поведении и деятельности ребенка.
В последние годы стремительно возросло количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями речи.
Причинами увеличения процента речевых нарушений является влияние таких факторов, как загрязнение экологии, возросший процент родовых травм, различные заболевания и патологии во время беременности матери и в первые годы после рождения, которые отрицательно влияют на здоровье и развитие ребенка, неблагоприятные социально — бытовые условия.
По мнению таких ученых как, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина нарушение речевой деятельности отрицательно влияет на все сферы личности дошкольника: затруднено развитие познавательной деятельности, снижается уровень запоминания, нарушаются все виды памяти, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, также играющая огромную роль в отношении общего психического развития [2].
Важное место в системе речевой работы занимает обогащение словарного запаса, его активизация и закрепление, ведь совершенствование речевого общения невозможно без обогащения словарного запаса ребенка. По мнению Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой, Г. Р. Шашкиной познавательное развитие, невозможно без усвоения новых слов [4].
Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет огромное значение для успешного обучения в школе, в связи с этим особое значение приобретает ранняя помощь специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка.
Однако вопрос обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи не освещен в полной мере.
Впервые понятие общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в исследованиях Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Оно может выражаться в различной степени: от развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития до полного отсутствия речи [1]. Согласно степени тяжести нарушения выделяют четыре уровня ОНР. У дошкольников с общим недоразвитием речи снижена память, словесно-логическое мышление, внимание; ограничена координация во всех видах моторики. Дети данной категории не способны самостоятельно выйти на онтогенетический путь развития речи, в связи с этим им необходима эффективная логопедическая помощь.
Коррекция речи трудоемкий и длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, необходимых для развития речи.
Такие ученые как Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, указывают на то, что имея различную природу нарушений, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из главных признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда к 5 годам. При этом понимание речи относительно благополучно, хотя сама речь аграмматична и недостаточно оформлена [2].
По мнению Е. Черкасовой, вследствие задержанного формирования речи, нарушений звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с ОНР нарушается взаимодействие с окружающим миром. В основе этих расстройств лежит нарушение различения фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий [3].
Очень важно уделять внимание своевременному формированию словарного запаса, так как оно является важным условием полноценного, всестороннего развития ребенка, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии речевого общения и мышления, в организации и планировании деятельности ребенка, в формировании социальных навыков.
Для диагностики словарного запаса используются методы, используемые в отечественной логопедии, в адаптированном виде.
Словарный запас обследуется в игре, в связной речи, вне текста.
После изучения словарного запаса устанавливается уровень развития словаря дошкольника с общим недоразвитием речи. Исследование пассивного словарного запаса и актуализации лексического минимума указывает на ограниченный объем словаря детей с ОНР в сравнении с нормой. У детей наблюдается ограниченный словарный запас предметов действий и признаков, не связанных с их деятельностью.
Многие общеупотребительные слова отсутствуют в речи дошкольников с ОНР, так как дети имеют ограниченный запас представлений об окружающем мире, малой дифференциацией сходных объектов, недостаточной активизации словарного запаса в различных видах деятельности. Детьми допускаются ошибки при рассматривании и назывании картинок, опираясь на их внешнее сходство, на их сходство по назначению, ограниченно представлены в активном словарном запасе имена прилагательные и существительные. Дети употребляют не более одного синонима, ответы характеризуются однообразностью, типичностью. Дошкольники заменяют синонимы дополнениями или объяснениями.
Наличие ошибок в ответах дошкольников с общим недоразвитием речи объясняется ограниченным словарем, сложностями актуализации слова, понимания его значения, неумением выделять признаки в значении слова, неосознанностью поставленной перед ребенком задачей.
Для детей данной категории характерна шаблонность и стереотипность подбора слов, скудность информации, заложенная в высказываниях детей. Указанные особенности проявляются в различной мере и затрудняют полноценное общение. Логопедическая работа по обогащению словарного запаса включает в себя уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словарном запасе и перенос их в активный, ознакомление с новыми словами.
Коррекционную работу можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Учитель-логопед должен быть осведомлен сведениями о жизни ребенка, его домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо определить интересы ребенка, его интересы, отношение к другим людям, к своему нарушению. Эти данные помогут педагогу наиболее эффективно построить коррекционно-педагогическую работу.
Приемы словарной работы, которые могут быть использованы учителем-логопедом на занятиях, можно выделить следующие:
1) Произносится название нового предмета, явления, уточняются его признаки, действия, и осуществляется его показ, который обязательно сопровождается объяснением, раскрывающим сущность предмета. Далее проводятся игры, упражнения, задания для закрепления и верного дальнейшего употребления в речи.
2) Разъясняется откуда и как произошло данное слово.
3) Вводится наиболее широкое значение известного слова.
4) Задаются различные вопросы, которые сначала носят характер подсказки, а потом стимулируют самостоятельные ответы. Вопросы должны быть краткими, точно сформулированными, доступными и понятными по содержанию для детей.
5) Составление предложений по опорным словам, картинкам, схемам.
Выделение этих направлений является условным, так как в процессе формирования лексики они переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
Формирование лексики у дошкольников с ОНР осуществляется по следующим направлениям:
– обогащение словаря синонимов;
– развитие атрибутивного словаря;
– обогащение словаря антонимов;
– развитие номинативного словаря;
– развитие словаря обобщающих слов;
– развитие предикативного словаря.
Работа по каждому из направлений осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарный запас, затем следует перенос и закрепление в активном словаре. Процесс усвоения различных способов словообразования производится параллельно.
Средства и методы обогащения словаря разнообразны, к ним относится: словесные игры, лексические упражнения, организация и проведение экскурсий, где ребенок обогащает свои знания об окружающем его мире, показ картин, беседы, наблюдения, показ и рассматривание игрушек, применение художественной литературы, устного народного творчества. Выбор методов и средств зависит от педагога и целей и задач которые он ставит перед собой на том или ином этапе логопедической работы. Правильное использование выше перечисленных методов и средств приводит к решению задач обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
На современном этапе проблема обогащения словарно запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной. Нарушенная речевая деятельность оказывает отрицательное воздействие на всестороннее развитие ребенка: появляются затруднения в развитии познавательной деятельности ребенка, проявляются нарушения во всех формах общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности.
Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, но употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают значительные трудности. Дошкольники с общим недоразвитием речи не знают многих действий предметов, оттенки цветов, испытывают затруднения при определении формы предметов. Словарный запас детей имеет мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Также необходимо отметить, что коррекционно-профилактическая работа должна производиться в условиях четко организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия, учитывая общие дидактические принципы: индивидуальный подход, наглядность доступность, постепенное усложнение заданий и речевого материала.
Литература:
- Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М: 1968.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Дефектология. 1985. № 4.
- Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР// Дошкольное воспитание.2006. № 11.
- Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. М:2003
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, словарный запас, ребенок, слово, развитие, дошкольный возраст, игровая деятельность, логопедическая работа, межличностное взаимодействие, пассивный словарный запас.
Источник
Приёмы обогащения словарного запаса
детей с общим недоразвитием речи.
При общем недоразвитии речи у детей нарушены все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика.
Помимо дефектов произношения, аграмматизмов, для детей с ОНР характерны затруднения в усвоении словарного запаса языка. Мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов затрудняет практическое усвоение детьми грамматических форм слова.
Обогащаем словарь ребёнка именами существительными, прилагательными, глаголами во время прохождения всех лексических тем. Пару минут на занятии отвожу разучиванию считалок на обобщение. К примеру, «Мебель» или «Птицы».
«Раз, два, три, четыре, пять. «Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мебель вспоминать: Будем птиц мы называть:
Полка, тумбочка, буфет, Утка, галка, соловей,
Книжный шкаф и табурет». Гусь, журавль и воробей».
На обобщение и выделение «4-ого лишнего» сделаны игры-пособия на все лексические темы.
В процессе игр и упражнений дети усваивают названия детёнышей животных. Сложность образования новых слов нарастает постепенно. Первыми даются случаи словообразования, где основа слова сохраняется в неизменном виде:
(У тигра – тигрёнок, у лисы – лисёнок,
у льва – львёнок, у козы – козлёнок,
у слона – слонёнок, у осла – ослёнок.)
В других случаях происходит чередование согласных в корне слов:
(У медведя – медвежонок, у волка – волчонок,
У зайца – зайчонок, у белки – бельчонок,
У верблюда – верблюжонок, у кошки – котёнок.)
В третьих случаях словообразования, где в названиях детёнышей животных совершенно другая основа, которая вообще не повторяет первоначального слова:
(У собаки – щенок, у коровы – телёнок,
у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.)
у лошади – жеребёнок,
Эти названия ребёнок должен будет просто запомнить.
Для расширения словаря синонимов называю ребёнку ряд слов и прошу определить, какие два из них похожи по смыслу:
Приятель – друг – враг; грусть – радость – печаль; еда – очистки – пища;
труд – завод – работа; танец – пляска – песня; бежать – мчаться – идти; думать – хотеть – размышлять; слушать – глядеть – смотреть, трусливый – тихий – пугливый; старый – мудрый – умный; бестолковый – маленький – глупый; смешной – большой – огромный.
«Скажи наоборот» — расширение словаря антонимов. « Сейчас мы с тобой превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот». Бросаю ребёнку мяч и произношу слово. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению: мокрый – сухой; взлететь – приземлиться; друг – враг; хорошо – плохо; тяжело – легко; высоко – низко; можно – нельзя.
Обогащение словарного запаса за счёт глаголов:
На картинках 1 серии изображены способы передвижения разных животных, насекомых, птиц.
Птицы, бабочки, мухи, комары – летают.
Змеи, гусеницы, ящерицы – ползают.
Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки – плавают.
Кузнечики, лягушки, зайчики – прыгают.
На картинках 2 серии изображены различные действия одного и того же животного. Ребёнок должен правильно показать и назвать все эти действия. Например, собака – стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет. Далее рассматриваются возможные действия кошки, лошади и других животных.
На картинках изображены различные действия мальчика. В процессе неоднократного называния этих действий, ребёнок овладевает способами образования глаголов при помощи приставок. Взрослый называет существительное с предлогом, а ребёнок добавляет соответствующий глагол. Например, мальчик в дом… (ребёнок добавляет глагол «входит»). Мальчик из дома… Мальчик к дому… Мальчик от дома… ,вокруг дома…, через дорогу… Ты правильно сказал, что мальчик через дорогу «переходит». А заяц?…(перебегает), а птица (перелетает), а змея (переползает). А если бы мальчик плыл через реку, то он чтобы делал? (переплывал).
Обогащение словаря именами прилагательными.
Знакомя детей с относительными прилагательными, предварительно объясняю, что если какой-то предмет сделан из дерева, то он деревянный; из железа – железный; из стекла – стеклянный; из меха – меховой; из меди – медный.
Игра «Узнай по описанию». Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное (яблоко). Он острый, опасный, с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).
Игра «Найди по признакам» — выделять существенные признаки во время совместного рассказа – описания. Стол – очень важный предмет мебели в доме, потому что (за ним можно обедать, рисовать, читать). У стола четыре ножки, потому что (он должен быть устойчивым.Стол может быть красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным. Выиграет тот, кто назовёт больше признаков.
Детям трудно даются притяжательные прилагательные. Показываю картинку: «Видишь у коровы – голова коровья, а чья голова у вороны, У оленя – оленья. У рыси – рысья. У лисы – лисья. У собаки – собачья. У кошки – кошачья. У птицы – птичья. У овцы – овечья. У сороки – сорочья. У зайца – заячья. У белки – беличья.У кролика – кроличья.У медведя – медвежья.У верблюда – верблюжья.
У тигра – тигриная; у курицы – куриная; у утки – утиная; у голубя – голубиная; у лебедя – лебединая; у орла – орлиная).
Речевые игры обогащают, расширяют и активизируют словарный запас, стимулируют познавательную активность, развивают внимание, память, сообразительность, умение чувствовать и понимать наш замечательный язык.
Источник
Развитие речи младших школьников
с нарушением зрения через обогащение словарного запаса.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».
К.Д. Ушинский
«Больше слушать больше давать высказываться и учиться больше руководить и направлять, меньше говорить, учить и объяснять – вот необходимая и почтенная задача учителя, желающего плодотворно работать над умственным развитием учеников… (над их речью)
В.И.Чернышёв
Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований.
О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи – С. Рубинштейн, Л. Выготский.
20-ые годы – раздел «Развитие речи», специальные учебники.
30-50-ые годы – переносится в программу по литературе
60-ые годы– общий раздел
70-ые – годы – «коммуникативные умения»
XX – XXI – меняется : содержание, структура, технология, методы и приёмы
Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Средневский — связывалось с изучением грамматики
Р.С. Львов – речь, способ познания действительности
Т.Г. Рамзаева – овладение совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению
М.С. Соловейчик – вооружение знаниями для осознанного отношения к речи, направление усилия на её совершенствование.
М.Р. Львов в работе «Речь младших школьников и пути её развития» разработал методику работы над словарём, словосочетанием, предложением и определил задачи развития связной речи. Он определяет несколько требований к речи учащихся, которые касаются содержания и структуры речи.
Во — первых, это требование содержательности. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь.
Во — вторых, это требование логичности, последовательности, чёткости построения речи. Хорошее знание того, о чём пишешь или говоришь, помогает начать излагать мысли, не пропустить главного, логично переходить от одной части к другой и завершить высказывание.
Кроме того, он предлагает требования и к речевому оформлению, такие как:
1) точность речи — это передача содержания в соответствии с действительностью и выбор слов, подходящих к изображаемому предмету;
2) ясность речи — это доступность её тем людям, к кому она обращена;
3) чистота речи — это отсутствие лишних слов.
Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.
Проблема развития речи учащихся является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах. Развитие речи детей происходит не только на уроках русского языка и чтения, но и охватывает остальные учебные предметы школьной программы. Задача каждого учителя – постоянно следить за развитием речи школьников.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения.
Обучающимся с нарушением зрения характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
У таких обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе, поэтому моя
ЦЕЛЬ: вызвать интерес и внимание детей с нарушением зрения к собственной речи, к речи окружающих людей, к художественному слову через обогащение словарного запаса обучающихся.
Задачи
-расширить детский словарь;
-пассивный словарь сделать активным;
-обогатить речь ученика образными словами и выражениями
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
1.Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то.
2.Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи.
Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников.
3. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.
4. В современном мире, как ни странно, условием развития речи является грамотное использование ИКТ
5. Разнообразие психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи мл.шк.
6.Разнообразие методических форм и приёмов работы по развитию речи
Существует обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.
Работа над словарём в школе имеет 4 направления:
-обогащение словаря;
-уточнение словаря;
-активизация словаря;
-устранение нелитературных слов.
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.
Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся:
а) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;
б) семантизация –
Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся.
В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность
Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. Обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик?» Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, т.к. выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звуков, глухих и непроизносимых согласных.
Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый
Объяснение значения через контекст (наилучший толкователь значений слова). Прочтение отрывка (цитаты-иллюстрации) «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое и переносное значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.
Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.
Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.
Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.
Способ подбора синонимов являются одним из самых универсальных и часто применяемых приемов
Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.
Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.
Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — военный корабль.
в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн. др.;
г)
Система активизации словаря.
Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях, дневниках, своих первых литературных пробах.
С целью активизации словаря используются следующие учебные упражнения:
-составление предложения — толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове;
-составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
-составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.;
-словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
-орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;
-перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;
-подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;
-составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.
Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям — толковому, синонимическому и пр., по контексту — по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов — по значению слова в языке-источнике;
б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.
РКМЧП ( технология Развитие критического мышления через чтение и письмо) – современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Используется в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Элементы новизны содержатся в методических приёмах, способствующих развитию каждой личности.
Приём «Корзина» можно использовать при знакомстве нового слова, если некоторым детям понятно значение, но они не могут точно дать определение. Этот приём даёт возможность установить, что детям уже известно.
Приём «Верные и неверные утверждения» предполагает знакомство с рядом утверждений. Уч-ся выбирают «верные» утверждения.
Приём «Написание синквейна» — это пятистрочная строфа стихотворения, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Пишется по определенным правилам.
Приём «Лови ошибку»— заранее подготовленный текст, который содержит ошибки (лексическое значение слова или орфографическое написание) При знакомстве с новым словом или на этапе повторения.
Приём «Пометка на полях» — в тексте делаются пометки (знаю, новое, есть вопросы). Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющими представлениями.
«Ассоциативный ряд» словарный ряд, где последние несколько букв предыдущего слова являлись началом следующего ЭЛЕКТРИЧЕСТВОРОТАБЛЕТКАССАПОГИ
«Инструктаж» по инструкциям, которые выдаёт учитель найти слово к данному определению.
«Классный ларец» -уч-ки характеризуют героев, записывают характеристики на листочках и складывают в ларец. Затем учитель диктует слова, а класс записывает символами согласие или отрицание. Проводится совместная проверка.
Методика «ТРИЗ»
Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, воспитывать у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.
Например: Убери лишнее слово по трем признакам одновременно.
погода
троллейбус
сейчас
Метод «Системный анализ»
помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Например:
Собака — охотник, ружьё, лес, волк,
Погода – дождь, зонт, плащ …..
Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.
ВЫВОД: Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Поэтому для детей с нарушением речи необходимо создавать условия для развития речи чтобы они смогли адаптироваться в окружающем нас мире.
Источник