Обеспечение развития потребностей интересов склонностей ребенка

Обеспечение развития потребностей интересов склонностей ребенка thumbnail

Ирина Бабичева
Содержание деятельности педагога детского сада по выявлению потребностей, интересов и способностей детей

Содержание деятельности педагога по выявлению потребностей и способностей детей в соответствии с ФГОС до

Ирина Бабичева

Содержание деятельности педагога по выявлению потребностей и способностей детей в соответствии с ФГОС до

Доклад

Тема: Содержание деятельности педагога детского сада по выявлению потребностей, интересов и способностей детей в соответствии с ФГОС.

Подготовила Бабичева И. Е воспитатель первой категории МБДОУ детского сада №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического воспитания

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий…кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив.

Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Известные педагоги, не раз писали, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка.

Современное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложено содержание потребностей современных детей, и процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития детей, их потенциала и возможностей

Для выявления способностей детей в нашем детском саду проводится: мониторинг образовательного процесса (уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям, мониторинг детского развития (уровень физических, психоэмоциональных, интеллектуальных качеств).

В ходе этой работы проводим: тестирование, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей (творческие работы, беседы с детьми, анкетирование и беседы с родителями.

Для формирования связной речи, применяем методики основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметной картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа. (авторы идеи Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова).

В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей дошкольного возраста. Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления. К каждому занятию разработано задание для закрепления материала дома.

— адаптированная методика Н. В. Шайдуровой. (нетрадиционная техника рисования)

Для активного развития способностей детей в нашем детском саду мы педагоги организуем деятельность детей на основе партнёрских отношений. Главная составляющая совместной деятельности детей и взрослых – это взаимодействие и сотрудничество, но не воздействие. Педагоги нашего детского сада создают благоприятную атмосферу в группе для обучения, игры и отдыха. Чтобы вызвать интерес к обучению и желание овладеть новыми знаниями и умениями, организуем обучение в форме игры.

Ведущий деятельностью дошкольника является игра, имеющая свою цель-введение ребёнка в сложный мир человеческих взаимоотношений, с формированием мотива, коммуникативного намерения и потребности в общении.

Мы используем в своей работе информационно-коммуникативные и здоровье сберегающие технологии. В группах создана предметно-развивающая среда для общения, совместной деятельности детей и взрослого, в которой ребёнок имеет возможность самовыражения,вести игровую, познавательную, исследовательскую деятельность, а также возможность уединиться. Успех образовательного процесса зависит и от участия семьи и родителей,поэтому ведём активную работу по привлечению родителей в различные виды деятельности. Новый стандарт ориентируют педагога на более активную работу с родителями, на построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребёнка, во влечение семей в воспитательный процесс, основанный на сотрудничестве всех участников педагогического процесса.Ставится новая цель в образовании: воспитание, становление и развитие высоко нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, и решать ее можно только совместно с семьей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в нашем саду проводим через разнообразные формы работы,особо предполагающие вовлечение большинство родителей в воспитывающее пространство: Дни добрых дел, «посади дерево»,субботники, интерактивное общение, встречи по заявкам, совместное проведение мероприятий с детьми, творческие встречи, фото- выставки, домашнее экспериментирование дают нам возможность формировать адекватные детско-родительские отношения, повышают психолого-педагогическую культуру. К проведению мероприятий разрабатываем тематические памятки, буклеты, чтобы родители имели возможность дома самостоятельно организовывать с ребёнком деятельность, которой занимались в детском саду.

Для развития способностей детей к интеллектуальной деятельности мы используем:

— развивающие игры («Чудесный мешочек», «Разложи картинки», «Найди отличие», «Найди предмет»);

— дидактические игры («Кто где работает», «Какое время года», «Путешествие в лес»);

— игры головоломки, загадки, ребусы, шарады, работа мелкой моторики, и др.

игры с игрушками, предметами;

— настольно-печатные игры (Лото, пазлы, домино);

— эксперименты, моделирование, исследования, наблюдения различного характера.

Для развития мелкой моторики применяем в работе с детьми пальчиковую гимнастику автора Л. П. Савиной, использую упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами и перекатывания шестигранного карандаша.

Для развития способностей детей к творческой деятельности используем элементы ТРИЗ.

Развитие творческих способностей через художественную деятельность: нетрадиционные формы изобразительной деятельности (ватной палочкой, пальчиками, ладошкой).

В своей работе используем методики: И. А. Лыкова «Художественное воспитания «Цветные ладошки»

Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Создана и используется папка передвижка «Золотые ручки».

Для развития творческих способностейиспользуем такие формы как:

— речевые игры;

— сюжетно-ролевые игры;

— викторины, конкурсы, развлечения.

В групповых комнатах организуем выставки детского творчества для родителей.

Вместе и детьми родителями подготовили и отправили несколько детских работ на муниципальный и всероссийский конкурсы детских рисунков.

В театральном творчестве используем различные виды театров. Привлекаем детей к активному участию в театральных представлениях.

Поддерживаем самостоятельность детей.

Для развития способностей детей к физкультурно- спортивной деятельностииспользуем нетрадиционное физкультурное оборудование изготовленное своими руками, игровой характер заданий и упражнений.

Ежедневно проводим утренние гимнастики, физминутки, подвижные и малоподвижные игры в весёлой стихотворной и игровой форме.

После сна проводим взбадривающие гимнастики и закаливающие процедуры на ковриках закаливания.

Составили картотеку подвижных игр и утренней гимнастики.

Организуем проведение спортивных праздников, развлечений и досугов для детей и родителей.

Привлекаем детей и родителей к участию в спортивных играх и соревнованиях. Проводим просветительскую работу с родителями по ознакомлению с методикой овладения двигательными качествами детей.

Практически все дети имеют какие-либо способности. Но все способныв разных направлениях: одни талантливы в каких-то эстетических видах деятельности, другие – в трудовой, спортивной, исследовательской. Наша задача – раскрыть эти способности, увидеть, в каком направлении ребенок лучше развивается. Поэтому в нашем детском саду активно ведётся кружковая деятельность. Руководителями кружков являются педагоги нашего коллектива:ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Милько Н. В и музыкальный руководитель нашего сада Носова М. В. Дополнительное образование в нашем дошкольном учреждении дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, физические, эстетические, творческие способности.

Исходя из вышеизложенного, следует, что современная деятельность педагогатребует постоянного повышения качества педагогического процесса, своего профессионального мастерства через внедрение инновационных технологий, умение творчески применять свои знания, анализировать результаты своей деятельности. Новые ориентиры, программы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом, помогут успешно решать поставленные перед нами задачи.

Источник

Организация жизни детей в детском саду с учётом их интересов,

инициатив и потребностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. 

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

 Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу (- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; — выбор ребенком сотоварищей;- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения)

Образовательная и игровая среда должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: 
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Современное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложено содержание потребностей современных детей, и процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития детей, их потенциала и возможностей.

Обратим наше внимание на основные потребности ребенка. Первая потребность ребенка – это зрительный контакт. С самого рождения, еще даже не умея говорить, ребенок получает информацию о том, как мы к нему относимся через выражение наших глаз. Он пытается установить с нами зрительный контакт. Потому что для него это первый язык коммуникации с человеком.

Было также замечено, что дети, которые умеют легко и открыто общаться, вызывают симпатии, как у своих сверстников, так и у взрослых. Обычно эти дети смотрят при беседе в глаза, много улыбаются, склоны доверять людям и вызывать у них симпатию. Обычно с ними много разговаривают родители и при беседе в семье, они смотрят друг другу в глаза. Удовлетворяя  потребность ребенка через зрительный контакт, педагог сможет дать ценное наследие детям.

Вторая потребность ребенка – потребность в физических прикосновениях. Наши прикосновения – это также мощное средство сказать ребенку о том, что мы его любим (берем на руки, обнимаем, садим на колени, держим в своих руках).

Третья важная нужда в жизни детей – это потребность в общении, наполненном любовью.

Четвертая потребность – потребность в дисциплине, наполненной любовью. Дисциплина – это не наказание, как думают некоторые. Дисциплина – воспитание ребенка, с целью помочь ему постичь важные правила и принципы жизни. Это должно достигаться, прежде всего, через многократное повторение, обсуждение, сообщение информации, анализа поступков, установления четких границ.

Дисциплина подразумевает установление определенных правил. С течением возраста они могут меняться.

Важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом – это интерес. Отсутствие же или бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок чаще всего во власти скуки и ничегонеделания.

Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, — заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает разные чувства. Чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления добывать знания.

Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого ребенка поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудных заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было невыполнимо.

Какие же интересы формирует педагог у детей в детском саду? Прежде всего, прививает интерес к вещам наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки и т. д., их назначению, знакомит с материалами и их свойствами, развивает интерес к миру природы и ее явлениям. Педагог прививает интерес и к миру людей — детский сад, школа, улица, родной город, Родина, земляки, искусство, литература и т. п.

Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.

Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.

Поскольку любознательность и наблюдательность лежит в основе развития интересов, педагог учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни.

Сейчас с детьми очень широко применяется экспериментирование. Педагог совместно с детьми проводит опыты, дети делают много интересных открытий. Например, почему камень тонет, а дерево плавает на поверхности? Что будет, если зимой поставить ветку дерева в воду в комнату? Почему на ней появляются листочки, когда на улице еще деревья голые?

Формирование интересов происходит более успешно, если педагог осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого ребенка уже есть зачатки каких-то интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окружающей среды. Так, например, один тянется к книгам, другой к строительным играм, третий любит рисовать и т. д. Постоянно общаясь с детьми, наблюдая за ними в течение дня в различных ситуациях, педагог имеет возможность всесторонне изучать детские интересы.

Детский сад должен предоставить ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось.  И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Все (взрослые) и всё, что окружает ребенка, должно развивать и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

Источник