Обеспечение развития личности ребенка в дошкольном возрасте

Обеспечение развития личности ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Наталья Обухова
Обеспечение эффективного личностного развития каждого воспитанника в условиях современного ДОУ

ФГОС дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства. Он декларирует самоценность «проживания» детьми эпохи детства, его уникальность, важность создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

(СЛАЙД 2)

ФГОС – это стандарт развития личности, его социализации, включающий в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познания норм и правил социального взаимодействия, осознания себя в мире людей и окружающих предметов.

Мы четко должны понимать, что главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться.

(СЛАЙД 3)

Поэтому стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. В рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства. Это другая ценностная ориентация, которая предполагает поддержку разнообразия детства, наличия множества программ, поддерживающих развитие ребенка в соответствии с его особенностями.

В своей работе я использую следующие методы и приемы, для того чтобы обеспечить каждому дошкольнику полноценное личностное развитие:

(СЛАЙД 4)

1. Личностный подход. Для меня личность ребенка является высшей ценностью. Я принимаю ребенка таким какой он есть, не стараясь его переделать. Уважаю личность каждого ребенка, его индивидуальность.

2. Деятельностный подход. Это важно! Так как ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность. Использую игровую, познавательно-исследовательскую, трудовую, творческую.

И наконец,

3. Комплексный подход. Где воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Организую деятельность ребенка таким образом, чтобы он раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Работая по данной проблеме, создала условия для:

— проявления самостоятельности;

— проявления активной гражданской позиции;

саморазвития и самореализации;

— социализации личности в современных условиях.

Свою работу провожу поэтапно.

Это и

• сбор информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников;

• перспективное планирование работы;

непосредственно сама

• систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

а также

• коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем, которую разрешаю совместно с педагогом психологом.

(СЛАЙД 5)

Стараюсь максимально наполнить повседневную жизнь ребёнка интересными делами в группе, идеями, проблемами, включить каждого ребенка в содержательную деятельность.

Большое значение в работе по становлению личности придаю развитию речи ребенка. Чем лучше у ребёнка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях.

Тут мне на помощь приходят сказки, фольклорные и литературные произведения и повседневные, бытовые жизненные события. Заметила, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуаций, слушают рассказы, сказки, выполняют игровые упражнения, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки.

(СЛАЙД 6)

Всем нам известно, что у ребенка есть множество социальных потребностей: это самостоятельность, инициативность, умение договариваться и так далее. И для того, чтобы удовлетворить эти потребности использую основной вид деятельности, доступный детям дошкольного возраста – это игра. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам.

(СЛАЙД 7)

Мною создана в группе и постоянно меняется развивающаяся предметно-пространственная среда, которая стала обязательной в связи с введением ФГОС.

Развивающую ППС группы организую таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещаю оборудования по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Групповое пространство разбито на несколько центров, соответствующих образовательным областям по ФГОС.

ВОТ ЧТО У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ

(СЛАЙД 8)

социально – коммуникативное развитие представлено:

— Центром ППД «Движение без опасности»

-Центром труда, (уголок дежурств)

-Центром игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)

-Уголком уединения

(СЛАЙД 9)

Познавательное развитие представлено:

— Центр «Мы познаём мир»

— Центр сенсорного развития

— Центр математического развития «Цифроград»

— Центр экспериментирования «Юные исследователи»

(СЛАЙД 10)

Речевое развитие представлено:

— Центр «Город звуков»

— Центр «Будем говорить правильно

— Центр «Здравствуй, книжка!»

(СЛАЙД 11)

Художественно-эстетическое развитие включает:

— Центр ИЗО «Наши руки – не для скуки»

— Центр музыкально-театрализованной деятельности «Петрушкины посиделки»

(СЛАЙД 12)

Физическое развитие представлено:

— Центр сохранения здоровья «Советы Доктора Айболита»

-Спортивный уголок «Будь здоров!»

Важно не перезагрузить РППС и в то же время не должен чувствоваться недостаток необходимых средств.

(СЛАЙД 13)

В создании РППС учитываю гендерное развитие воспитанников. У меня в группе – 15 мальчиков и 19 девочек, поэтому групповое пространство организовано таким образом, чтобы как мальчики, так и девочки имели возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами мужественности и женственности. Например: в зоне девочек находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры.

(СЛАЙД 14)

Все игровое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Детям это известно, так как они являются организаторами различных зон.

(СЛАЙД 15)

Есть «уголок уединения» за ширмами, блоками от мягкого модульного конструктора, где можно полистать любимую книжку, посмотреть фото из семейного альбома, или просто отдохнуть от детского коллектива.

(СЛАЙД 16)

В группе мебель и оборудование установлено так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной степени контакт и свободу.

(СЛАЙД 17)

Приемная также выполняет развивающую функцию: на стене оформлена мини-деревня с фотографиями детей, размещаются работы продуктивной деятельности детей на стенде «Наши руки не для скуки», даже детские шкафчики являются выставкой детских работ, атрибутов по темам.

Такое окружение вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,

обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

(СЛАЙД18)

Еще одной важной частью моей работы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Как показывает практика, «рядовые» дети охотно включаются в исследовательскую игру, стремясь занять свое место рядом с более интеллектуально одаренными детьми. Суть моей поддержки заключается в содействии ребенку в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: стараюсь их позитивно оценивать, одобрять, формировать положительное общественное мнение. Стараюсь защитить такого ребенка от него самого, от его неуверенности, от его комплексов, от внутренних противоречий.

(СЛАЙД 19)

Родителям некоторых детей мною было рекомендовано посещение хореографического кружка. За два года посещения которого, мои ребята стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются артистичностью и большой активностью.

(СЛАЙД 20)

Те дети, у которых выявилась способность к изодеятельности, постоянно участвуют в выставках поделок и рисунков, во всероссийских конкурсах. Принимали участие в международном интернет – конкурсе изобразительного, декоративно – прикладного и литературного творчества для детей «Однажды в сказке», в районном творческом конкурсе детских рисунков «Русский лес» Антон занял первое место.

Дети, проявившие себя в актерском мастерстве, участвуют в театрализованных мероприятиях, спектаклях, организованных в ДОУ.

Не остались без внимания дети, имеющие способности к декламированию стихов. Они принимают участие в проведении утренников, торжественных мероприятий.

(СЛАЙД 21)

Моим неизменным помощником в развитии личности ребенка является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких результатов. Семейные проекты помогают получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, обогатить внутрисемейные связи. Нетрадиционные досуговые мероприятия (совместные проекты, экскурсии, спектакли, выставки семейных коллекций, выпуск семейных газет) с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми.

С родителями провожу индивидуальные консультации. На них мы обсуждаем возможность создания определенного маршрута развития для ребенка, в котором будут учитываться особенности его нервно-психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития. И в соответствии с этим определяем вектор и траекторию движения ребенка вперед. Тут активную поддержку оказывают мобильные педагоги: психолог и логопед. Они оказывают помощь детям не только на протяжении детского сада, но и тогда, когда ребенок уходит в школу.

(СЛАЙД 22)

С багажом знаний, полученных в результате проведенной деятельности, у ребенка формируются те качества личности, с которыми он успешно и уверенно шагает по жизни.

Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

Источник

Психологическая
характеристика дошкольного возраста
.
Социальная ситуация развития, основные
психологические новообразования.

Отделение ребенка
от взрослого к концу раннего возраста
создает предпосылки для создания новой
социальной ситуации развития. Ребенок
выходит за пределы своего семейного
круга и устанавливает взаимоотношения
с миром взрослых людей. Взрослый выступает
как носитель информации, а также как
носитель общественных ф-й в системе
общественных отношений. Противоречие
этой ситуации состоит в том, что ребенок
стремится быть полноценным членом
общества, но он живет в условиях не
прямой, а опосредованной связи с миром.
Данное противоречие разрешается в игре
как ведущей деятельности, которая
вызывает изменения в психике ребенка.
В игре получается опыт взаимодействия
со «взрослым» миром предметов, усваиваются
нормы и правила социального поведения,
в особой форме воспроизводятся
взаимоотношения и и труд. деятельности
взрослых. В игре наиболее интенсивно
формируются психические качества и
лич-е особенности ребенка (формиров.
производительности психических
процессов, развитие воображения,
мышления, волев. регул-и поведения). На
первых этапах игровая деятельность
носит характер подражания действиям
взрослого человека, никак не связанного
с конкретной ситуацией, т.е. основным
содержанием игры является манипулирование
предметами мира взрослых людей. Позднее
игровая деятельность все больше получает
социальную направленность: ребенок
приобретает опыт социального поведения,
пытаясь в игре «примерить» на себя ту
или иную социальную роль.

В период дошкольного
детства игра становится ведущей
деятельностью

не потому, что ребенок, как правило,
большую часть времени проводит в
развлекающих его играх, — игра вызывает
качественные изменения в психике
ребенка. В игре дети получают опыт
взаимодействия со «взрослым» миром
предметов, усваивают нормы и правила
социального поведения. В ролевой игре
дети удовлетворяют свое стремление
«быть взрослыми» и в особой игровой
форме воспроизводят взаимоотношения
и трудовую деятельность взрослых людей

Новообразования:

1 Соподчинение
мотивов (преобладание обдуманных
действий над импульсивными);

2 Формируется
настойчивость, чувство долга по отношению
к другим людям;

3 Возникновение
первичного цельного детского мировоззрения
(создает свою картину мира);

4 Возникновение
самосознания к концу дошкольного
возраста: благодаря интенсивному
интеллектуальному и лич-му развитию.
Ребенок осознает свое ограниченное
место в системе отношений со взрослыми,
стремится к осуществлению общественно-значимой
деятельности. Ребенок начинает понимать,
что не все может.

5 Начинает
формироваться с/оц (3-4г.) на основе
сравнения себя с другими людьми; осознание
своих переживаний (начинает ориентироваться
в своих эмоциональных состояниях и
выражает их словами);

6 Половая идентификация
(ребенок начинает присваивать поведению
формы, ценности своего пола, т. е осознание
своей половой принадлежности)

Когнитивное
развитие
.
1)Восприятие
– протекает в форме процесса развития
и формирования и развития перцептивных
действий, от конкретных манипуляций с
предметами до интериоризации (перенос
простых действий во внутренний план на
психологическом уровне). В результате
перцептивное действие становится
умственным.2)Сенсорное развитие —
совершенствуется ориентация во внешних
свойствах и отношениях предметов и
явлений, в пространстве и времени.
Начинает различать цвет, форму, вес,
температуру предметов, т.е. происходит
усвоение сенсорных эталонов , использование
которых делает возможным переход от
объективной оценки воспринимаемого к
субъективной.3)след-но, меняется характер
мышления. Ребенок постепенно переходит
от внешне ориентированных действий к
мыслительным операциям, используя
образы.

На основе
наглядно-действ-ой формы мышления
начинает складываться наглядно-образное
мышление. Дети становятся способными
к первым обобщениям, начинают понимать
более сложные зависимости
(причинно-следственные связи).

Внимание.
К 5-6 гг. внимание мосит все более
произвольный характер. В раннем дошкольном
возрасте в поле внимания ребенка является
«то», что вызывается внешне привлекательными
предметами, событиями, т.е. остается во
внимании до тех пор, пока у ребенка
остается интерес к объекту. В развитии
произвольного внимания ребенку помогает
рассуждение вслух. Устойчивось внимания
в интеллектуальной деятельности заметно
возрастает к 7 годам.

Речь
Развитие речи идет в нескольких
направлениях: совершенствуется ее ??
употребление в общении с другими людьми,
вместе с тем речь становится основой
перестройки психических процессов,
орудием мышления. Увеличивается словарный
запас, формируется внутренняя речь.
Речь выполняет функции: коммуникация,
планирование (превращается в средство
планирования и регуляции его практического
поведения), экспрессивная (общаясь с
другими людьми, ребенок проявляет свое
эмоциональное отношение к сообщаемому).

Воображение.
Воображение складывается в игре и
переходит в другие виды деятельности
(рисование, сочинение сказок, стихов).
Произвольное воображение начинает
формироваться тогда, когда реб. начинает
планировать свою деятельность,
ориентируясь на результат. В старшем
дошк. возрасте воображение становится
произвольным, приобретает самостоятельность,
отделяясь от практической деятельности,
начиная предварять ее, объединяясь с
мышлением при решении познавательных
задач.

Память
переходит от непроизвольной и
непосредственной к произвольной и
опосредованной. Продуктивность
запоминания в игре возрастает. Переход
от непроизвольной к произвольной памяти
происходит в 2 этапа: 1) формируется
мотивация что-то запомнить; 2) возникают
и совершенствуются необходимые
мнемические действия и операции. к ран.
дошк. возрасту формируется долговременная
память. У детей ран. дошк. возраста
доминирует непроизвольная,
зрительно-эмоциональная память, у
среднего дошк. возраста – непосредственная
и механическая память (если есть интерес
к запоминанию). В старшем дошк. возрасте
появляются первые признаки смыслового
запоминания.

Эмоциональная
сфера
Дошкольный
возраст – возраст познавательных эмоций
(чувства удивления, любопытства), которые
оказывают влияние на познавательные и
другие психические процессы, вырабатывают
у ребенка индивидуальное отношение к
реальному миру вещей и явлений,
способствуют креативности детей (-
деятельность, результатом которой
является создание нового продукта).
происходит усложнение содержания
эмоциональной сферы, формируется общий
эмоциональный тон психической жизни
ребенка, ребенок начинает усваивать
«язык» чувств, овладевает умением
сдерживать свои эмоции, начинает
понимать, как действовать в определенной
ситуации, проявляет первые признаки
воли.

Мотивационная
сфера.
В это
время в мотивационной сфере ребенка
наблюдается возникновение новообразований
различной степени выраженности,
характеризующихся новыми свойствами
и структурными особенностями. Этому
способствуют многие факторы: развитие
речи, общение ребенка со взрослыми и
сверстниками, включение его в многообразные
виды деятельности.Нравственные мотивы,
связанные с отношением к другим людям,
усвоением форм поведения, пониманием
своих поступков и поступков других
людей, занимают особое место. Развиваются
не только положительные мотивы, но и
отрицательные, связанные с упрямством,
капризами, ложью.

Появление новых
видов деятельности у дошкольника влечет
за собой формирование новых мотивов:
игровых, трудовых, учебных, к процессу
рисования и конструирования; изменяются
мотивы общения ребенка со взрослыми –
это интерес к миру взрослых, подражание
взрослым, получение одобрения и
сочувствия, оценку и поддержку. Постепенное
зарождение истинно мотивационных форм
поведения, направленного на достижение.
Мотивы поведения развиваются в дошкольном
возрасте по двум направлениям: 1)
изменяется их содержание, появляются
новые мотивы в связи с расширением круга
деятельности и общения ребенка; 2) мотивы
объединяются, формируется их иерархия,
а в связи с этим и новые качества –
большая осознанность и произвольность.
Развитие личности ребенка дошкольного
возраста
Ребенок
постепенно овладевает свойственными
человеку формами поведения в обществе
и, главное, теми внутренними чертами,
которые отличают человека как члена
общества и определяют его поступки.
Ребенок активно присваивает из своего
окружения те ценности, которые определяют
развитие его самосознания. Самосознание
формируется к концу дошкольного возраста
благодаря интенсивному интеллектуальному
и личностному развитию. Одна из линий
развития самосознания — самооценка,
которая появляется во второй половине
периода на основе первоначальной чисто
эмоциональной самооценки и рациональной
оценки чужого поведения. Ребенок
приобретает сначала умение оценивать
действия других, а затем уже свои
собственные действия.Еще одна линия —
осознание
своих переживаний
.
В конце дошкольного возраста ребенок
ориентируется в своих эмоциональных
состояниях и может выразить их
словами.Начинается осознание себя во
времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в
прошлом, осознает в настоящем и
представляет себя в будущем.Психологическое
обретение пола начинается именно в
дошкольном возрасте. Половая
идентификация
получает
глубокое проникновение в самосознание
личности. Дети приобретают представления
о соответствующих мужскому или женскому
стилях поведения. На протяжении
дошкольного возраста дети по нарастающей
начинают присваивать не только
поведенческие формы, но и интересы,
ценности своего пола. Осознание своей
половой принадлежности имеет важное
значение для развития личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник