Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка
Цели, задачи и принципы психологической коррекционной работы вытекают из теоретического обоснования и основных положений концепции психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии.
Целямипсихологической коррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются:
— обеспечение адекватных микросоциальных условии развития ребенка в семье;
— преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей;
— формирование у близких ребенка позитивного отношения к нему и оптимистичного взгляда в будущее.
Задачи:
— формирование у родителей мотивации к взаимодействию с работниками специального учреждения;
— оптимизация самосознания родителей, снижение уровня фрустрированности их личности;
— оптимизация личностного развития детей с психофизическими недостатками;
— обучение родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями;
— установление причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, и их коррекция;
— выявление социально-психологических внутрисемейных факторов, способствующих гармоничному развитию ребенка в семье;
— оптимизация межличностных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, детско-родительских, сиблинговых);
— повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями;
— коррекция воспитательских позиций родителей и помощь в выборе адекватных мер воздействия.
Работа с семьями детей с отклонениями в развитии строится на следующих основополагающих принципах(Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева).
Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой и эффективностью выполнения коррекционных программ. Этот принцип позволяет не только исправить имеющиеся нарушения, но и своевременно их предупредить.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности любого человека независимо от
наличия у него того или иного дефекта и необходимости создания условий для его гармоничного развития.
Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип позволяет ориентировать психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи, ориентировать их на успешное взаимодействие и контакты.
Принцип оказания личностно-ориентированной помощи ребенку и членам его семьи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у членов семьи ребенка с отклонениями в развитии и у лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
Принцип обязательного включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс. Этот принцип позволяет не только оптимизировать детско-родительские и ро-дительско-детские отношения и повысить педагогическую компетентность родителей, но и дает возможность осуществить коррекцию психологического самосознания самих родителей.
Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип направлен на формирование положительных ценностных Установок у родителей ребенка (лиц, их заменяющих)на принятие его дефекта членами семьи и значимыми лицами социального окружения.
Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью этого принципа повышается педагогическая грамотность и психологическая компетентность родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
Принцип единства коррекционно-воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов социальных и психолого-педагогических служб. Успех коррекционной работы возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным коррекционным образовательным учреждением и специалистами службы социальной и психологической помощи семье.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
2. Почему семьям с проблемными детьми необходимо оказывать психокоррекционную помощь?
3. Раскройте содержание основных концептуальных положений системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
4. Определите цели и задачи психологической коррекциониой работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии.
5.Леречислите принципы психологической коррекционной работы с семьей проблемного ребенка. Раскройте их содержание.
Глава 3
Источник
Современные формы и методы помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ (умственная отсталость).
В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей.
Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, более глубока, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений .
Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей потому, что в бытовом сознании этот факт воспринимается как признак чужеродности: «Он не такой, как все. Он не похож на нас, значит — он чужой». Окружающие начинают выискивать отклонения от нормы у родителей, воспринимать их как психически больных либо как алкоголиков, наркоманов и т.д. Родители умственно отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку, используя все возможности для его изменения на другой, более приемлемый. Умственно отсталый ребенок воспринимается как близкими, так и в обществе негативно, с насмешкой, брезгливостью, избирательной жалостью. Даже в среде специалистов термины «умственная отсталость», «олигофрения», «дебильность» используются для негативных, унизительных характеристик детей и их близких.
Трудности, которые испытывает семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, значительно отличаются от повседневных забот семьи, воспитывающей нормально развивающегося ребенка. Практически все функции семьи, за небольшим исключением, не реализуются, или реализуются не в полной мере.
После рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты семьи с окружающим социумом искажаются, что связано с психологическими особенностями больного ребенка и с эмоциональной нагрузкой на членов его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в такой ситуации оказываются беспомощными, их положение можно определить как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Отклонения в психофизическом развитии детей раннего возраста не только являются возможным следствием органических и функциональных нарушений, но имеют и вторичный характер, обусловленный дефицитом общения и отсутствием адекватных способов сотрудничества родителей с детьми. В поведении родителей, воспитывающих проблемных детей раннего возраста, выделяется ряд особенностей: неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком .
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей. Оно строится на положении Л. С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», на концепции С. Л. Рубинштейна (1957, 1973) о том, что формирование психики и ее изменения происходят на биологической основе под влиянием социального опыта человека, преломляясь через его индивидуально очерченные внутренние условия. Подтверждается, что регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает функционирование человеческого организма в целом (П. К. Анохин, 1975). В случае нарушения деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы страдает личность человека. С другой стороны, сензитивность аффективной сферы индивида и ее гибкость позволяют в случае создания адекватных условий развития, мироощущения и жизнедеятельности оптимизировать его характерологические черты, самосознание и познавательные процессы.
В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, рассматриваются [3]:
— обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;
— оптимизацию самосознания родителей;
— формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.
Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционные мероприятия.
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Направления психологической помощи семьям:
Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:
психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
психологическом консультировании семей;
психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями
Современными формами работы с родителями, имеющими детей с легкой степенью умственной отсталостью являются:
Информационно-аналитические
анкетирование;
опрос;
«почтовый ящик».
Наглядно-информационные
родительские клубы;
мини-библиотека;
информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
Познавательные
родительские гостиные;
нетрадиционные родительские собрания;
устные журналы;
экскурсии.
Досуговые
праздники;
совместные досуги;
акции;
участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В группе с детьми, имеющими легкую степень умственной отсталость создается родительские клуб, заседания которого проходят 4 раза в год. Руководствуясь результатами анкетирования создаются темы, которые обсуждаются в клубе. Мероприятия должны проходить интересно и увлекательно. Примеры встреч: «Волшебный мир театра», «Как сохранить здоровье», «Ребенок с точки зрения астрологии», «Взрослые глазами ребенка». Кроме того, необходимо, чтобы дети приняли участие в заседании, включается практическая часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако, известно, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. Поэтому необходимо изменить формы и методы проведения собрания. Необходимо построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат становится ощутимее. Собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Педагоги могут использовать видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Таким образом, можно повысить процент посещения собраний родителями.
Самая популярная форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Ежегодно нужно проводить оздоровительные мероприятия, не зависящих от времени года. Например, поход «На природу», цель которого сотрудничество с семьёй, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители могут принимать активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьями, воспитывающих «особых» детей. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Роль психолога в работе с родителями в сравнении со значением деятельности других специалистов является первостепенной. Привлекая родителей к работе с ребенком, психолог дает им возможность испытать радость успеха, закрепить стенические эмоциональные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Главная задача специалиста — это продемонстрировать родителям возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации путем реализации ее собственной деятельности.
Только деятельность (С. Л. Рубинштейн, 1957, 1999) и творческий процесс, направленный на созидание (развитие ребенка), могут вывести родителей из состояния тревоги, отчаяния и позволят им обрести новые жизненные ориентиры. В итоге воспитательная и обучающая деятельность родителей содействует перестройке их личности на принятие больного ребенка, на объективную оценку его достоинств и недостатков.
Источник
Психологическое сопровождение семьи ребенка с отклоняющимся развитием
Актуальность
Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.
Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (В. Р. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.
Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей.
Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.
В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осуществляется в процессе его социализации (Л. С. Выготский). В качестве важнейшего института социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается семья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.
Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.
Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптации и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.
Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.
В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку.
К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.
В качестве целей психологической помощи семьям,воспитывающим детей с отклонениями в развитии, рассматриваются:
• обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;
• оптимизацию самосознания родителей;
• формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.
Основные концептуальные положения
Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Психологическая помощь семье организуется с момента выявления у ребенка нарушений в развитии. Сроки ее реализации не могут ограничиваться совершеннолетием (18 лет/ 21 год) молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Психологическое сопровождение семьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни лица с психофизическими нарушениями в развитии.
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.
Направления психологической помощи семьям
• психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
• психологическом консультировании семей;
• психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.
Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии
Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:
— изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
— изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
— изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
— изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;
— изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение особенностей формирования «системы Я» у детей с отклонениями
в развитии;
— изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных
факторов, их определяющих;
— изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);
— изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
— изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.
В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.
Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии
— изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и
материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
— изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
— изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей,
выступающих в качестве педагогов своих детей;
— изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах
развития ребенка с отклонениями; |
— изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных
групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
— определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
— изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
— изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
— изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;
— изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
— изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
— изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
— сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
— изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи.
В каждом конкретном случае могут определиться и другие направления диагностики.
Третий блок. Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка сотклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию
— изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями;
— изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками;
— изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими
недостатками;
— изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими недостатками.
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.
Цели, задачи, принципы
Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Me каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.
Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями
■ Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.
■ Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.
■ Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
■ Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
■ Принцип оказания личностно-ориентированной помощи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
■ Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.
■ Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
■ Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
Психолого-педагогическая коррекция
В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления:
— психолого-педагогическое
— психокоррекционное.
Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующиецели:
• создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;
• переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;
• гармонизация психологического климата в семье;
• коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских. супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
• формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:
обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;
обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его «маленьких» успехов;
коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;
трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.
Формы рабрты:
1) демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;
2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;
3) выполнение домашних заданий со своим ребенком;
4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;
5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.
Психокоррекция
Психокоррекционное направление реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции.
Задачами этого направления являются:
формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;
коррекция взаимоотношений в диаде родитель — ребенок с отклонениями в развитии;
коррекция личностных нарушений у родителей больных детей;
коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);
коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих больных детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);
гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.
ВЫВОД: следует констатировать, что отсутствие комплексной системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, не позволяет многим из них реализовать свои важнейшие жизненные потребности, одной из которых является потреб?