О влиянии гимнастических упражнений на развитие ребенка

С самого раннего возраста необходимо развивать у детей двигательные навыки. Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений ребенок познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, фор­мируется психика.

Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно применять гимнасти­ческие упражнения, которые благотворно действуют на цент­ральную нервную систему. Под влиянием движений у детей образуется много новых условных рефлексов; они становятся активнее, внимательнее, у них улучшается согласованность (координация) движений, создается бодрое, радостное на­строение.

Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка. Кости начинают хорошо расти и становятся более прочными; замещение хряща плот­ной костной тканью происходит без отклонений. Во время движений к мышцам поступает больше крови и лимфы, ко­торые приносят питательные вещества. Под влиянием упраж­нений мышцы ребенка хорошо развиваются и укрепляются, улучшается обмен веществ в них.

Гимнастические упражнения улучшают регуляцию дыхания, делают его более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы и способствуют нормальному развитию грудной клетки. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь быстрее обогащается кис­лородом; улучшаются все окислительные процессы в орга­низме. Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение повышается, облегчается работа сердца.

Сердечно-сосудистая система под влиянием гимнастики работает эффективнее, организм лучше снабжается питатель­ными веществами, что особенно важно для организма ре­бенка. Мышца сердца сокращается энергичнее, сила ее возрастает, количество крови, выталкиваемое сердцем за одно сокращение, увеличивается, в связи с чем пульс несколько замедляется. Ускоряется также ток крови в сосудах, возрас­тает количество крови, циркулирующей в организме.

Под влиянием физических упражнений укрепляются мыш­цы брюшного пресса, улучшается работа органов пищеваре­ния, повышается моторная деятельность кишечника, устра­няются запоры и скопление газов, усиливается выделение пищеварительных соков, пищевые вещества лучше всасыва­ются и поступают в кровь.

Гимнастические упражнения усиливают общий обмен ве­ществ в организме. Под их влиянием улучшается аппетит ребенка, повышается усвоение питательных веществ тканями; ускоряется выделение продуктов распада из организма (через кишечник, почки, кожу). С помощью гимнастики развиваются правильные навыки движений верхних конечностей, полза­ния, сидения, стояния, ходьбы, воспитывается правильная осанка, а также улучшается ритмичность и экономичность движений.

Таким образом, физические упражнения оказывают поло­жительное влияние на все без исключения системы и органы ребенка. Однако они полезны только тогда, когда проводятся в сочетании с правильным уходом за детьми, строгим соблю­дением гигиенического режима, полноценным питанием и закаливанием.

Исаева Е.И.

Опубликовал Константин Моканов

Источник

«Влияние занятий гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей»

Цель: формирование разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности гимнастики для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи: 
— выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;
— воспитание сознательное отношение к сохранению своего здоровья;
— сохранение и укрепления здоровья дошкольников.

Влияние занятий спортивно-оздоровительной гимнастикой на организм занимающихся.
Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, постоянное присутствие в окружающей среде агрессивных микроорганизмов ослабляют здоровье школьника. Вот почему так важно укреплять защитные силы организма всеми доступными способами — сбалансированным питанием, своевременным лечением различных недугов, профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности.
В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь школьника, физическая активность школьника резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.
Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей школьника, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов — изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к  сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний. Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье школьника. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность школьника к движению и нагрузкам. 

Влияние движения на системы и органы.
 Итак, спортивно-оздоровительная гимнастика влияет на здоровье школьника по следующим причинам:
1.Укрепляется опорно-двигательный аппарат: увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам. В процессе тренировок или при занятиях гимнастикой улучшается кислородное питание мышц, включаются в работу кровеносные капилляры, которые в покое не задействованы — больше того, образуются новые кровеносные сосуды. Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых мускульных клеток.  Систематические занятия препятствует развитию таких заболеваний органов опоры и движения, как остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, артроз,  атеросклероз,  остеопороз.
2.Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Занятия гимнастикой способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые закрепляются и складываются в последовательные ряды. Организм обретает способность приспосабливаться к более сложным нагрузкам и совершать упражнения более эффективным и экономным образом для достижения нужных результатов. Скорость нервных процессов увеличивается: мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать верные решения.
3.Улучшается работа сердца и сосудов. Влияние гимнастики на организм школьника делает сердце и сосуды более выносливыми. Тренировки заставляют все органы работать в интенсивном режиме. Мышцы при нагрузках нуждаются в повышенном кровоснабжении, что заставляет сосуды и сердце перекачивать больший объём насыщенной кислородом крови за единицу времени. В покое сердце выталкивает в аорту примерно 5 л крови за одну минуту: при тренингах это количество увеличивается до 10 и 20 л. Сердце и сосуды у занимающегося гимнастикой школьника быстро привыкают к нагрузкам и так же быстро восстанавливаются после них.
4.Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через органы дыхания за минуту, увеличивается с 8 л в состоянии покоя до 100 л при занятиях спортивно-оздоровительной гимнастикой. Увеличивается и жизненная ёмкость лёгких.
5.Повышаются иммунитет  и  улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся школьников количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн. Повышается также уровень лимфоцитов (белых телец крови), задача которых — нейтрализация вредоносных факторов, поступающих в организм. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет защитные силы — способность противостоять неблагоприятным условиям среды. Физически активные школьники болеют реже, и если подвергаются агрессии бактерий или вирусов, то справляются с нею гораздо быстрее.
6.Улучшается метаболизм. Тренированный организм лучше регулирует содержание сахара и прочих веществ  в  крови.
7.Меняется отношение к жизни. Физически активные школьники более жизнерадостны, менее подвержены резким сменам настроения, раздражительности, депрессиям и неврозам.
 

Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.
В ходе обучения движениям дети накапливают определенный двигательный опыт, что облегчает процесс овладения новыми, более сложными умениями и навыками. Развитие физических качеств   — одна из важнейших задач, стоящих перед физическим воспитанием в младшем школьном возрасте. В наибольшей мере это касается быстроты и ловкости, так как обучение у младших школьников совпадает с периодом, наиболее благоприятным для интенсивного развития именно этих качеств. В развитии выносливости главной задачей является способствовать повышению аэробных возможностей организма детей и на этой основе обеспечить рост общей выносливости. Задачи в развитии силы связаны прежде всего с формированием осанки и укреплением отстающих в развитии мышечных групп. Гибкость у младших школьников следует поддерживать в оптимальных пределах с тем, чтобы ее показатели не снижались по мере естественного возрастного уменьшения эластичности тканей и увеличения мышечной массы.
Пробуждение интереса к спортивно-оздоровительной гимнастике — задача, которую следует решать уже в начальной школе, так как привычки, заложенные в детстве, весьма прочны. Стойкий интерес к физическим упражнениям у детей может быть вызван только тогда, когда занятия будут приносить им радость. Упражнения гимнастики призваны обогатить двигательный опыт детей и способствовать развитию физических качеств. 
Элементы акробатики, упражнения в равновесии, разнообразные прыжки, упражнения в равновесии — далеко не полный перечень средств для развития силы, ловкости, быстроты и обучения умениям и навыкам, предусмотренным программой. Подвижные игры представляют собой очень важный раздел в ряду средств физического воспитания младших школьников. Подвижные игры должны способствовать закреплению и совершенствованию изученных упражнений или решать самостоятельные задачи по развитию физических качеств. 
При воспитании скоростных качеств следует стремиться развивать у детей способность к высокому темпу движений, что сделать в старшем возрасте будет уже чрезвычайно трудно. Игровой и соревновательный методы как нельзя лучше способствуют решению этой задачи. Следует отдавать предпочтение целостным двигательным действиям и избегать узкоспециальных упражнений. 
В развитии силы у младших школьников основным следует считать метод повторных усилий. Когда упражнение повторяется многократно (8—12 раз), то это способствует утолщению мышечных волокон и росту мышечной массы. Большое внимание необходимо уделить мышечным группам, которые формируют осанку. Здесь приемлемы и кратковременные статические упражнения. 
Воспитание ловкости через увеличение запаса двигательных умений и навыков и путем приобретения способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой — процесс довольно продолжительный. В этой связи к развитию ловкости у детей следует приступать как можно раньше: желательно с приходом их в школу. 
Воспитывать ловкость следует в подготовительной и в начале основной части урока. При выполнении сложных по координации упражнений сериями интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления. Из числа методических приемов, которыми пользуются для развития ловкости в процессе физического воспитания младших школьников, можно рекомендовать: а) применение необычных исходных и конечных положений при выполнении упражнений; б) «зеркальное» выполнение упражнений; в) выполнение упражнений в равновесии.
Воспитание гибкости у младших школьников, как правило, не составляет проблемы в связи с высокой степенью эластичности тканей, отсутствием мощной мускулатуры и другими факторами. Упражнения для развития гибкости следует применять после разогрева (разминки); они могут чередоваться с силовыми упражнениями, производиться на фоне утомления. Критерием достаточности этих упражнений служит ощущение боли в момент выполнения.
Выносливость у младших школьников развивается как в результате суммарного эффекта от нагрузок, связанных с воспитанием других качеств, так и в специально направленных занятиях. Поскольку воспитание выносливости сопряжено с выполнением упражнений на фоне наступившего утомления, то ими следует заниматься в конце тренировки после обучения новому материалу или после выполнения упражнений на быстроту и ловкость. Многократное, однообразное повторение упражнения с целью воспитания выносливости не привлекает младших школьников. 
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка. 

Заключение
Гимнастика является эффективным средством гармонического развития личности школьников, их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности средствами физических упражнений. Оказывая существенное воздействие на функционирование различных систем организма человека, комплексы спортивно-оздоровительной гимнастики оказывают влияние на улучшение физического и эмоционального состояния занимающихся. 

Сегодня приоритетным направлением обучения и развития младшего школьника должно стать физкультурно-оздоровительное, целью которого является повышение ресурсов здоровья и физическое совершенствование воспитанников. Прежде всего, это усиление работы оздоровительной направленности во время занятий гимнастикой. 
Педагоги считают, что приобщение к физической культуре – это творческий процесс, поэтому во время выполнения циклических упражнений стимулируется творческая активность детей. На занятиях дети получают представления о разнообразном мире движений. Игровая форма занятий помогает преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, робость, повышает самооценку, позволяет свободно раскрывать свои достоинства, возможности и способности.

Источник

Влияние занятий спортивной гимнастикой на организм детей

1.Укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и систем организма ;
2.Формирование правильной осанки;
3.Развитие физических качеств (силы, гибкости, быстроты, координации.
4.Овладение прикладными двигательными навыками;
5.Развитие волевых качеств, воспитание организованности и целеустремленности юных спортсменов;
6.Привитие интереса к занятиям гимнастикой.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru

1. Особенности тренировочных занятий юных гимнастов

Современная система подготовки гимнастов и гимнасток, ориентированная на высокие спортивные достижения, предусматривает раннее начало систематизированных занятий , как правило, выпадающее ещё на дошкольный возраст. В связи с этим этапу предварительной, начальной подготовки следует уделять большое внимание.

Этап начальной подготовки направлен на решение и реализацию следующих задач:

1.Укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и систем организма ;

2.Формирование правильной осанки;

3.Развитие физических качеств (силы, гибкости, быстроты, координации);

4.Овладение прикладными двигательными навыками;

5.Развитие волевых качеств, воспитание организованности и целеустремленности юных спортсменов;

6.Привитие интереса к занятиям гимнастикой.

Искусственный характер движений в спортивной гимнастике делает ее не только отличной от других видов спорта, но и во многом определяет специфику подготовки спортсменов.

2. Влияние занятий спортивной гимнастикой на организм

Спортивная гимнастика предъявляет высокие требования к функциональным возможностям и к уровню развития физических качеств занимающихся.

Гимнастика развивает специфические, технические навыки, а также вырабатывает у спортсменов силу, гибкость и выносливость, плюс чувство равновесия и координацию движений; содействует воспитанию морально – волевых качеств.

Различные вращательные упражнения совершенствуют все многообразие вестибулярных реакций и в целом функцию организма.

Гимнастические упражнения избирательно воздействуют на двигательные (мышечная сила, быстрота) и психические (ощущение, восприятие, память на движения) способности, необходимые для успешного овладения элементами различной сложности .

Выполнение различных упражнений в гимнастике кратковременны. В отличие от длительных циклических упражнений здесь невозможно достижение устойчивого состояния по потреблению кислорода и другим физиологическим показателям.

Однако повторная работа в этом виде спорта вызывает своеобразное проявление процесса врабатывания и последующей стабилизации функций организма.

Спортивную тренировку следует рассматривать как процесс направленной адаптации организма к воздействию физических нагрузок.

В процессе систематических занятий в организме формируются специальная функциональная система адаптации, обеспечивающая лучшее приспособление его к интенсивной работе в тренировочный период. Образование такой системы реализуется повышением эффективности деятельности различных органов, систем и организма в целом.

Адаптация к физическим нагрузкам при мышечной деятельности во всех случаях представляет собой реакцию целостного организма, однако специфические изменения в тех или иных функциональных системах не одинаковы и могут быть выражены в различной степени .

Таким образом, опираясь на особенности процесса адаптации, зная закономерность формирования функциональной системы, можно различными средствами влиять на отдельные ее звенья. Занятия физической культурой и спортом приводят к значительному улучшению функционального состояния организма и должны быть рекомендованы для гармоничного развития детей, подростков и профилактики заболеваний.

Однако нерациональное применение физических нагрузок может привести к функциональным перегрузкам, травмам и заболеваниям опорно – двигательного аппарата и явиться значительным тормозом в подготовке спортсменов.

Источник