О психоэмоциональных этапах развития ребенка

О психоэмоциональных этапах развития ребенка thumbnail

Почему психоэмоциональное развитие ребенка сейчас является важной и актуальной проблемой для родителей? Причина в том, что появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояния окружающих. Иными словами, дети страдают из-за неправильного эмоционального развития. Место сверстников заняли мобильный телефон и телевизор, а дворовую игру заменили компьютерные игры. Из-за этого внимание ребенка ухудшается, он плохо адаптируется в обществе, поскольку не может нормально с ним взаимодействовать. Часто родители сталкиваются с проблемой тревожности у малыша.

Необходимо помнить: любые негативные переживания, в том числе и у детей – это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности. И если базовые нужды ребенка чаще всего удовлетворены, то его психологические потребности нередко остаются без внимания. В этой статье мы рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у младенцев и в раннем детстве, проявления тревожности у ребенка, явление задержки психического развития, а также способы коррекции нежелательных состояний у малыша.

<<Оглавление>>

психоэмоциональное развитие ребенка фото

Эмоциональное развитие младенцев

В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.

В младенческом возрасте ребенок:

  • Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
  • Любит тактильный контакт, ласку;
  • Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
  • Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.

Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.

Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.

тревожность у ребенка картинка

Эмоциональное развитие в раннем детстве

В раннем дошкольном периоде ребенок все больше изучает разнообразные чувства и эмоции, учится их распознанию и выражению. Малыш открывает для себя новые эмоции – эмпатию и восхищение. В дальнейшем эти чувства помогают облегчить поведение ребенка со сверстниками, умение устанавливать контакт. Но родители могут столкнуться и с такими трудностями, как повышенная тревожность ребенка, страхи.

В возрасте от 1,5 до 5 лет малышу еще тяжело сдерживать свои реакции. Он может бить ногами, капризничать. Иногда такое поведение ребенка в обществе может смущать родителей, и, конечно, его не стоит поощрять. Однако нужно помнить: так малыш избавляется от накопившегося стресса и напряжения.

Мало-помалу ребенок учится контролировать свои переживания, у него формируются волевые навыки. Он понимает, что истерика и демонстрация эмоций не всегда помогают удовлетворить желания. Одной из опасностей в этом возрасте может быть чрезмерное увлечение родителей техниками раннего развития. Делая упор на развитие интеллекта, родители оставляют без внимания эмоциональную сферу ребенка. В последующем это может вылиться в отставание ребенка от школьной программы. Ведь психоэмоциональное развитие ребенка необходимо не только для выражения малышом своих переживаний. Эта сфера имеет непосредственное влияние на развитие у ребенка воли, мотивации, решительности.

В этом возрасте для ребенка важно эмоциональное общение с матерью и отцом, разговоры, объятия. Малышу также необходимы новые впечатление – цирк, театр, путешествия. Родители также могут найти полезными детские книжки. Прочитав ребенку сказку, хорошо также обсудить ее с малышом. Сочетание ласки, любви, внимания, творчества и игровой активности помогает дальнейшему полноценному развитию ребенка.

эмоциональное развитие в раннем детстве фото

Эмоциональное развитие дошкольника

Дошкольный период непродолжителен по времени. Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника. Рассмотрим ее главные черты.

В возрасте от 1 до 3 лет эти свойства следующие:

  • Эмпатия практически отсутствует;
  • Ребенок не умеет принимать решения;
  • Он эгоцентричен;
  • Его эмоциональные реакции имеют прямую связь с желаниями;
  • Самооценка завышена;
  • Для ребенка важно то, каким образом его действия оцениваются взрослыми.

От 4 до 6 лет:

  • Восприятие становится более спокойным;
  • Ребенок способен к адекватной оценке своих действий;
  • У него возникают новые мотивы для действий;
  • Он учится управлять своими эмоциональными реакциями.

В дошкольном возрасте ребенок обладает широким диапазоном эмоциональных переживаний. Они бывают связаны, прежде всего, с атмосферой дома. На психоэмоциональное развитие ребенка большое влияние оказывает расширение сферы интересов, приобретение новых умений и навыков. Дошкольник уже может ощущать не только страх или радость, но и другие оттенки переживаний: бодрость, удивление, грусть, нежность, ревность, гнев.

Важной составляющей для полноценного психического развития дошкольника является способность к эмпатии – умение правильно воспринимать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им. Если у дошкольника сформирована эмпатия, то в дальнейшем ему легче адаптироваться в школьном окружении, поведение ребенка со сверстниками будет бесконфликтным. Поэтому родителям необходимо уделять внимание не только интеллектуальному и познавательному развитию ребенка, но и его эмоциональной сфере.

Как можно развить эмпатию у дошкольника?

  • В семье должна быть теплая, наполненная пониманием, атмосфера;
  • Ребенка необходимо знакомить с правилами поведения в социуме;
  • Малышу необходимо пояснять, какие следствия приносит определенный вид поведения человека;
  • Его необходимо учить совершать хорошие поступки;
  • Ребенку нужно сопереживать, демонстрировать понимание его чувств;
  • Родитель должен показывать ребенку пример своим поведением.

эмоциональное развитие картинка

Тревожность у ребенка

Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?

Читайте также:  Программа развития центра развития ребенка детского сада

Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.

Признаки повышенной тревожности у ребенка:

  • Настороженность;
  • Подавленное настроение в течение длительного времени;
  • Трудности с общением;
  • Конфликтность, мрачное восприятие мира;
  • Низкий уровень самооценки.

Причины возникновения тревожности:

  • Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
  • Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
  • Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
  • Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
  • Высокие требования родителей, авторитарность;
  • Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.

задержка психоэмоционального развития фото

Детское беспокойство: выявить и обезвредить

Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:

  • В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
  • Скованность движений, повышенная напряженность;
  • Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
  • Потливость;
  • Вздрагивание при неожиданных звуках;
  • Дрожание рук;
  • Нарушения сна и/или аппетита;
  • Жалобы на кошмары;
  • Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
  • Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
  • Жалобы на головную боль или боль в животе.

Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.

Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.

Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».

эмоциональное развитие фото

Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР

Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).

Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:

  • Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
  • Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
  • Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
  • Ограничение социальной активности ребенка;
  • Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
  • Постоянные психологические травмы.

Признаки задержки психоэмоционального развития:

  • Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
  • Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
  • У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
  • Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
  • Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.

Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.

психоэмоциональное развитие ребенка фото

Коррекция ЗПР

Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.

Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.

Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.

Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:

  • Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
  • Следить за состоянием младенца с самого рождения;
  • Вовремя лечить соматические заболевания;
  • Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.

Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.

ЗПР у ребенка фото

Заключение

Неприятные переживания одинаковы для всех возрастов – это чувство страха, тревоги, гнева или агрессии. Они разрушают как психику ребенка и его здоровье, так и способность взаимодействовать с другими. Родители нередко делают слишком большой упор на развитие интеллекта ребенка, или же учат малыша скрывать негативные переживания обиды или страха. В результате, эти ощущения «закупориваются», и малыш начинает страдать. Для того, чтобы сделать психоэмоциональное развитие ребенка гармоничным, в первую очередь необходима родительская забота, любовь и внимание.

Читайте также:  Развитие речевого аппарата у ребенка 2 лет

Источник

В возрасте 2-3 лет продолжается активное развитие психики ребенка. Этот процесс тесно связан с физическим развитием. Кроха теперь выносливее, сильнее, подвижнее. Так он получает больше кислорода, а значит, мозг работает активнее. Активизируются механизмы памяти, эмоциональная сфера, речь.мать и дитя

Родителям важно понимать, что пока что малыш многое не может объяснить. Чувства и эмоции для него в новинку, о многих он даже еще не знает. Могут быть внезапные проявления агрессии: начал кусаться, царапаться, может ударить. Нужно спокойно реагировать на эти ситуации. Его психоэмоциональное состояние часто меняется. Пройдет еще немало лет, прежде чем ваш кроха сможет контролировать эмоции. Сейчас сосредоточьтесь на воспитательной работе. Главное — быть хорошим примером для ребенка, ведь сейчас родители — эталон во всем. Вас ждет кризис 3 лет, когда малыш хочет быть самостоятельным, сам принимать решения. Вы должны научиться терпению, ведь с ним будет непросто.

Психофизическое развитие в этом возрасте

Физическое и психическое развитие в возрасте 2-3 лет тесно связаны. В плане физических изменений происходит:

  • Активное развитие головного мозга.

В период от 1 до 3 лет мозг растет, его структура усложняется. Вместе с этим включаются такие процессы, как память, внимание, мышление. Очень сильно заметна разница между тем, как играет, общается и учится ребенок в 1 год и 3 года.

  • Увеличение сердца, развитие сосудистой системы.

Малыш все более подвижный. Это означает больше эмоциидвижений, активности – кислород быстрее и качественнее насыщает мозг ребенка. Это способствует развитию всех отделов мозга. Также малыши чаще гуляют, общаются. Они теперь выносливее, сильнее. Окружающий мир очень сильно интересует малыша – он учится чему-то новому каждый день.

  • Ладони и стопы становятся более чувствительными.

С развитием мелкой моторики рук становится проще изучать окружающий мир. Он вызывает у крохи самые разные эмоции. Какие-то из них он будет испытывать впервые.

Все это — начало важного периода в жизни крохи. Развивается его психическая деятельность, эмоциональная сфера. Еще несколько лет пройдет, прежде чем малыш будет в гармонии со своими чувствами и ощущениями, научится называть и осознавать их. Пока что ваша задача — во всем помогать ему и поддерживать.

Ребенку 2 года

Вашему крохе уже 2 годика. Это интересное время в плане развития его эмоций, мышления и логики поведения. Сейчас для него мир — совершенно новое и необычное место. Все вызывает некий отклик, правда, малыши еще не умеют разделять свои эмоции так хорошо, как это делают взрослые. Во многом поведение ребенка можно назвать инстинктивным. Развитие психики и личности продолжается, а значит, и далее поведение крохи будет меняться. Родителям нужно быть к этому готовыми.

Попытка говорить

Психоэмоциональное развитие происходит постепенно. Буквально каждые 2-3 месяца случаются какие-то важные изменения в поведении вашего малыша. Дело в том, что он учится даже без от вашего участия. Примерно с 24 месяца он начинает активно разговаривать:

  • в обиходе много звуков;дети
  • повторяются слова;
  • складываются простые предложения.

Сейчас для него важна функция общения. Важно, чтобы у ребенка был стимул разговаривать. Если вы не обращаетесь к нему, не спрашиваете о чем-то, то пропадает необходимость использовать слова. Например, кроха издает звуки, показывая на холодильник. Мама должна сделать вид, что не понимает, чего он хочет. Просите сказать словами: «молоко», «вода», «кушать», «пить» и т.д.

Вы можете заметить, что ребенок старается, его звуки и жестикуляция очень эмоциональны. Для ребенка это крайне важный период. Если его упустить, то может быть серьезное отставание в речевом развитии.  В возрасте 2 лет дети очень восприимчивы – старайтесь больше разговаривать с малышом, читать ему с выражением.

Когда дети плачут

Это может показаться очень интересным для родителей. В возрасте 2 лет дети очень остро реагируют, когда, например, мама остается дома, а малыш с папой идет гулять. По его мнению, все должны находиться в одном месте. Это плачинстинкт, который остался у нас еще с древних времен, одно из проявлений стадного инстинкта. Для ребенка семья — главный источник защиты, благополучия. Обратите внимание: когда вся семья в сборе, он может быть совершенно спокоен, сам играет в сторонке.

Беспокойство, плач, нервозность начинаются, когда семья разделяется. Психоэмоциональное развитие на данном этапе помогает ему испытывать важные эмоции: чувство привязанности, принадлежности к группе. Теперь малыш — часть целого. Он осознает этот аспект своей жизни где-то в 2-2,5 годика.

Защитное поведение

Возраст 2-3 лет у детей всегда связан с инстинктивным поведением. Одно из таких проявлений — защита с помощью зубов и когтей (ногтей). Вы можете вдруг обнаружить, что ваш спокойный кроха начал кусаться. Обычно таким образом дети показывают, что они чем-то недовольны. Например, мама слишком громко говорит по защитное поведениетелефону, ругается на отца. Ребенок пока не знает, что именно неприятно, но уже осознает, что нужно выражать свою позицию. Это же может стать защитой. Малыш не хочет отдавать другому ребенку игрушку – они не дерутся, а пытаются укусить друг друга.

Это нормально – не стоит думать, что у вашего ребенка проблемы с агрессией или проявлением чувств. Просто сейчас это один из немногих доступных способов выразить свои эмоции, особенно негативные. Не ругайте его, не бейте, а очень мягко показывайте: это больно, так делать не нужно. В этот период ему свойственна некая неустойчивость поведения, часто меняется настроение. Сейчас малыш только учится разбираться с тем, что ему приятно и нравится, а что нет.

Слова-эмоции

Чуть ближе к 3 годам начинается осмысленная речь. Обычно она очень эмоциональная. Конечно, для ребенка эталоном поведения являются родители. Если они люди относительно спокойные, не повышают голоса, то ребенок тоже будет спокойным, тихим. Это может измениться в будущем, когда он пойдет в садик –там проявится его характер. Сейчас эмоциональная окраска слов и предложений не всегда такая, как привыкли мы, взрослые.

Читайте также:  Генетическая задержка в развитии ребенка

Развитие речи тоже связано с молчаниеэмоциональной сферой. Малыш основывается на собственном ощущении мира. Например, ему нравится зеленый цвет. Тогда все приятное, красивое и хорошее он будет звать «зеленым». Показывая на красную машинку, он скажет «смотри, какая зеленая машинка». Обычно яркие и светлые цвета связанны с приятным, а темные — с чем-то негативным. Это тоже инстинктивное поведение.

Детям нравится слово «нет». Причем они любят произносить его, а не слышать. Это первая попытка проявить свой характер, личность: делать так, как хочется ему, а не так, как просит мама. Вы ставите перед ним стакан сока и спрашиваете, хочет ли он пить. Малыш может ответить, что нет, но тут же начать пить сок. Так это выглядит уже не как мамино предложение, а как собственный выбор.

Проявление агрессии

В возрасте 2,5-3 лет начинается непростой период. Сейчас очень важно, чтобы у ребенка не было возможности свободно наблюдать за проявлениями агрессии. Телевизор, игры, даже отношения родителей должны быть под контролем. Если он видит агрессию, то будет пытаться ее повторить, применяя к другим. Это новый этап, следующий за укусами и царапинами.

Лучше всего, если агрессияродители будут мягко объяснять ему, что даже такой малыш может причинить боль. Нельзя дергать животных за хвост, даже играючи. Кстати, многие мамы решают «переносить ответственность» на неодушевленные предметы. Споткнулся о кубик или ступеньку — ступенька плохая, нужно ее поругать или наступить в ответ. К чему это ведет? Во всем кроха будет винить не себя за невнимательность, а другой предмет или человека. Потом он может ударить другого малыша на площадке, если тот его случайно толкнет, заденет. Лучше предложите пожалеть кубик, ведь он тоже пострадал, даже сильнее. На кубик наступили, ему больно – за что же его ругать? Это развитие эмпатии, сочувствия.

Ребенку 3 годика

Возраст 3 года принесет с собой новое явление — кризис 3 лет. Главное здесь то, что кроха очень хочет быть самостоятельным. Он уже чувствует, что многое может сам. Продолжается активное психоэмоциональное развитие вашего малыша.

Кризис трех лет

Вдруг, совершенно внезапно, вы понимаете, что ваш ласковый и послушный малыш стал совсем другим. Что с ним случилось? От всего отказывается, ругается, может даже ударить маму, если очень недоволен. Он научился настаивать на своей точке зрения.

Будет носить только любимую кофточку с суперменом/принцессой/цветочками/машинками. Стирать или менять ее не дает, закатывает истерику.

Не будет есть, кризис трех летесли ему не нравится внешний вид блюда. Если невкусно, то ваш обед может затянуться на несколько часов, и, возможно, кроха выиграет битву характеров.

Вырывает руку, не хочет гулять рядом с родителями.

Отказывается от привычного распорядка дня.

Громко кричит «нет», «не хочу», «не буду».

Что же это происходит? У данного «феномена» есть название: это кризис трех лет. С одной стороны, кроха уже осознает, что он личность, с другой – все еще нуждается в заботе родителей. Он находится посередине, не знает, как справиться с новыми ощущениями. Развитие психики всегда связано с кризисными периодами, так что это нормально.

Старайтесь сейчас быть более терпеливыми к малышу. Он-то не понимает, что у него особый кризисный период. Для него это время некомфортное, непонятное. Любовь родителей и их забота поможет сгладить все острые углы.

Эгоистичное поведение

Период эгоистичного поведения не самый приятный для родителей, однако все изменения в этом возрасте позитивные. Развитие психики идет активно, взгляд ребенка на наш мир часто меняется. Ему хочется все и сейчас, немедленно. Нельзя потакать таким желаниям. Например, мама устала, отдыхает, а малыш требует, чтобы она с ним поиграла, не дает ей спать, если она отказывается, то может начать плакать, эгоистичностькричать, кусаться.

Объясните, что вы устали, вам плохо, болит голова. Старайтесь показать малышу ваше эмоциональное состояние. Дети очень восприимчивы к переменам настроения родителей. Постепенно, не с первого раза, конечно, но он поймет: мама устала, значит, играть с ней пока нельзя.

С этого возраста можно вводить небольшие наказания. Конечно, речь не идет о том, чтобы бить ребенка, кричать на него, наказывать физически. Можно поставить в угол, даже шлепнуть по попе можно, если это уместно. Главное – научиться концентрировать внимание малыша не только на самом себе. В первую очередь – разговором. Если сейчас разрешать крохе вами манипулировать, то потом отучить его от этого будет гораздо сложнее.

Хочу все делать сам

Важный этап своей внутренней жизни малыш проходит в возрасте 3-3,5 лет. Он все хочет делать сам. Вырывает из рук родителей зубные щетки, чашки, сам хочет выбирать обувь и одежду. Развитие самостоятельности ребенка — позитивный процесс. Часто родители сами чаепитиемешают, создавая для крохи эмоциональный дискомфорт. Собственно говоря, что тут плохого, если он хочет что-то делать сам – выбирать одежду, например, или кушать ложкой? Да, потом будет грязная скатерть, но он учится. Не всегда же вы будете мыть ему руки и кормить с ложечки.

Главное – не путать проявления самостоятельности и отсутствие воспитания. Если кроха хочет сам завязывать шнурки и застегивать курточку, это положительный момент. Если же он совершенно не поддается контролю, бросает и портит вещи, что-то рвет, кричит, то тут уже необходимо менять тактику воспитания.

Наказывайте детей правильно

До 3 лет не имело смысла наказывать ребенка, даже ставить в угол: он не понимал смысла. Теперь же это действенный способ. Наказание должно быть неагрессивным: это не унижение, а ограничение. В любом случае, для его кризисэмоциональной сферы наказание — негативный, неприятный момент. Если здесь проявлять агрессию, вы получите лишь агрессию в ответ. Для ребенка ваше поведение — всегда эталон.

Умеете его успокоить, решить проблему мирно? Очень хорошо. Значит, так же сможет поступать и ваш малыш. Если же для вас единственное решение — сила, оскорбление или крик, то ждите того же самого от ребенка. Ваши эмоции, поведение, слова всегда единственная правда для ребенка. От того, как вы его наказываете, будет зависеть поведение малыша во время конфликтов во взрослой жизни.

Источник