Нужна ли ребенку в 2 года школа развития
Почему я почти никогда не советую родителям водить детей до 4х лет в различные студии и центры раннего развития? Потому что половине детей они не нужны, а другой половине — вредны. Есть лишь небольшая группа детей, которым «развивашки» действительно полезны. О них я расскажу в конце статьи.
Ребенку без отклонений (то есть неврологически здоровому и развитому по возрасту) не нужны никакие дополнительные занятия.
Ему вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни. Конечно, мы сейчас говорим не о неблагополучных семьях (но они и не водят детей в центры и студии), а о тех, где мама, бабушка или какой-то другой значимый взрослый с ребенком гуляет, играет, читает книги, смотрит и обсуждает мультфильмы, водит на праздники, в цирк, на выставку и т.д. А если родители очень заняты на работе и у них нет времени всем этим заниматься? — спросите вы. В таком случае ребёнок ходит в детский сад или ясли, где в программу обучения и воспитания входят все необходимые ребенку активности.
И вот когда нормально, полноценно развивающегося ребенка начинают перегружать различными знаниями и занятиями — это, вопреки ожиданиям, не идёт ему на пользу. Прежде всего потому, что переутомление информацией отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Кроме того, если на «развивашки» водить начали слишком рано, и ребёнок ещё не готов к таким видам деятельности как писать, читать, сидеть за столом долгое время — то он может сформировать негативный настрой к обучению на долгие годы вперед. И потом, когда действительно придёт время учиться (например, в школе), такого ребенка будет очень тяжело усадить за парту.
Советую прочитать: Развитие речи без занятий и логопедов. Это возможно? Да!
Развитие или коррекция?
Что касается детей с каким-либо нарушением развития — им, как ни странно эти развивающие клубы также не полезны. Дело в том, что есть большая разница между развитием и коррекцией. Развитие — это движение вперёд: быстрее, выше, сильнее и далее по списку. А коррекция — это исправление того, что работает неправильно. Наверное, вы уже догадались что ребенку с отклонениями нужна прежде всего коррекция, а не развитие.
Типичный случай из практики: Родители замечают, что с ребенком что то не так и вместо того, чтобы начать коррекционную работу со специалистом нужного профиля (с логопедом, дефектологом, психологом и т.д.), отдают ребенка на «развивашки» где его учат всему подряд: чтению, письму, ментальной арифметике, английскому, скорочтению и т.д….
И что же происходит? Проблемы ребенка не решаются — вместо этого идет нагрузка ненужными в данный момент для него занятиями. Как следствие, получаем то же переутомление и негативное отношение к образовательному процессу, и, самое главное — упущенное время!!!
Важный вопрос — качество занятий.
Хороших, действительно развивающих (а не выкачивающих деньги) центров очень-очень мало. Об этом (и о том, как я 8 лет назад чуть было не устроилась на работу в один из таких центров) я рассказываю в этой статье.
Еще советую прочитать статью о том, где еще, кроме развивашек, можно найти логопедов и других детских специалистов (и часто, более квалифицированных!)
В каком случае я всё-таки рекомендую ходить на развивающие занятия в раннем возрасте?
В случае, если ребенок не ходит в детский садясли и не особо активно общается со сверстниками (родственники, друзья, соседи…). Тогда ему нужно где-то учиться вести себя в коллективе, находить друзей и т.д. Пожалуй, это единственная задача, с которой «развивашки» справляются на «ура».
Подводя итог, скажу что нормально развивающемуся ребенку не нужны никакие центры и студии, а ребёнку с нарушениями или особенностями развития нужны не они, а коррекционная работа с квалифицированными специалистами. При этом «развивашки» имеют место быть тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок просто пообщался.
Согласны со мной?
Больше полезных статей о детском развитии — на моем канале
Источник
Вот уже второй год я вожу сына в группу раннего развития. Когда мы впервые пересекли порог учебного центра, Артемке не исполнилось и полутора лет. Как и многие мамы, изначально я была настроена несколько скептически, но интерес взял верх, и мы начали посещать занятия. Уже спустя месяц я окончательно определилась: групповым занятиям – быть!
Уроки длились по часу дважды в неделю, в группе было не более восьми детей и столько же взрослых, так как в школе практиковалось не только совместное пребывание мам и малышей, но и их совместная деятельность. К моей радости, занятия вовсе не предполагали форсирования естественного возрастного развития, а способствовали мягкому, деликатному раскрытию индивидуальных способностей малышей.
Артемка оказался очень отзывчивым к музыке, он с таким удовольствием отплясывал ритмичные народные танцы, что другие детки мгновенно заряжались его энергией, и урок превращался в веселый детский балаганчик с писком и визгом, разносившимся по всему коридору. Конечно, дома мы тоже регулярно танцевали, но именно наличие партнеров по хороводу и благодарных зрителей в образе родителей действовало на сына самым лучшим образом.
Надо сказать, что для меня целью посещения школы раннего развития было именно пребывание сына в коллективе ровесников. Детский сад по ряду причин, в том числе и по состоянию Артемкиного здоровья, в ближайшие годы нам не светил. Длительные прогулки и игры на площадке с ребятишками в зимнее время тоже были весьма проблематичны. Оставались только развивающие центры.
Обремененная педагогическим образованием, я стала тщательно оценивать подходы и методики современных школ для малышей. И если мне в рекламном буклете попадалось что-то, типа: «Ваш ребенок после наших занятий станет выгодно отличаться от сверстников…», я безжалостно выбрасывала этот буклет в мусорное ведро. Вскоре я нашла подходящий для меня психолого-педагогический центр, к тому же находящийся рядом с нашим домом.
Первое занятие Артемка провел у меня на коленях. Более шустрые малыши здоровались за ручку с мохнатым зайцем – перчаточной куклой, надетой на руку психолога. Темка же готов был вот-вот расплакаться. Кроме моего, в группе было еще парочка таких детишек с глазами на мокром месте. Их впоследствии на занятиях я больше не видела – несмотря на уговоры психолога, мамы не рискнули приводить своих малышей на занятия.
Я же решила не принимать скоропалительных решений и сделала скидку на адаптацию. Как оказалось, это было довольно разумно – через пару-тройку занятий Артем уже свободно общался с другими детьми и их мамами. Просто ему нужно было время привыкнуть – до этого большую часть времени мы с сынишкой проводили вдвоем, многочисленные гости и шумные компании в нашем доме были большой редкостью.
Каждый урок условно делился на несколько блоков: предметно-манипулятивная деятельность (собирание картинок, паззлов, различных рамок и т.д.), сюжетно-ролевая игра (игры с куклами, посудой), художественная деятельность (рисование пальцами, кистями, лепка из пластилина лепешек и колбасок, наклеивание аппликаций) и музыкальная часть. Внимание детей полуторагодовалого возраста очень кратковременно, и занятия быстро сменялись одно за другим. С виду урок не очень-то походил на урок в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это понятие, а все происходящее скорее напоминало веселую детскую возню.
Некоторым родителям это как раз и не пришлось по душе. Тема родительских ожиданий – это предмет отдельного разговора. Наблюдать за мамами оказалось делом не только интересным, но и весьма полезным. Глядя со стороны, невольно замечаешь какие-то неприглядные моменты в общении мам с малышами, анализируешь, и с ужасом ловишь себя на мыслях, что порой и ты поступаешь точно также.
В этом году в нашу группу пришла мама с двухгодовалым мальчиком. Многие ребятишки ходят в группу уже второй год, есть и новенькие ребята. Каждый ребенок по сути своей уникален, и недаром главное пожелание психолога на родительском собрании было: «Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим». Но мама мальчика, назовем его Антон, была настроена по отношению к своему ребенку очень критично. Что бы он ни делал, она постоянно одергивала его недовольным голосом: «Ну не так! Антон! Посмотри, как делают другие!»
Неудивительно, что малыш так и не смог адаптироваться в группе, все меньше и меньше проявлял интереса к чему-то ни было, и, в конце концов, его перестали водить на занятия вообще. Думаю, через пару лет, с легкой руки мамы, ярлык «неспособный» ребенку будет обеспечен.
Другая мама, интересная молодая женщина, приводит в группу сынишку, всегда одетого с иголочки, в дорогих импортных костюмах, хотя заранее обговаривалось, что дети будут и рисовать, и пользоваться клеем, и лепить из пластилина. Как только доходит до творчества, мама с напряжением начинает следить, чтобы руки сына оставались безукоризненно чистыми. Это напряжение передается малышу. В итоге ребенок наотрез отказывается рисовать пальцами.
И каждый раз, как только мне хочется возмутиться:» Артем, нельзя ли поаккуратнее», мне вспоминается этот мальчик, и я автоматически закрываю рот. Аккуратность – это конечно, хорошо, но стоит ли ругать двухлетнего ребенка, испачкавшегося на отдыхе или на прогулке?
А порой на уроках невольно открываются интересные подробности внутрисемейных отношений. На занятиях существуют определенные правила для всех детей. Например, нельзя залезать на столы, высыпать фасоль или горох на пол, трогать магнитофон. Однажды вместо мамы в группу девочку привела ее бабушка. С мамой девочка спокойно следовала общепринятым правилам, хорошо общалась с другими ребятами, с интересом выполняла предложенные задания. Но с бабушкой… Сложилось впечатление, что ребенка словно подменили.
Девочка, назовем ее Олей, демонстративно стала сыпать фасоль на пол, задирать ребятишек, капризничать. Бабушка ни на что не реагировала. Мы, по сути, чужие тети, вынуждены были делать малышке замечания и подбирать за ней разбросанную крупу. А бабушка только невозмутимо наблюдала, как мы ползаем по полу, убирая рассыпанное на место. Отношениям, царящим в этой семье между свекровью и невесткой, остается только посочувствовать.
Еще интереснее, чем за взрослыми, наблюдать за нашими детьми. В прошлом году, когда средний возраст участников был в районе полутора лет, наши ребятишки, казалось, вовсе не были заинтересованы в обществе. Между собой малыши общались мало, им гораздо больше нравилось делать что-то со своими мамами.
Кстати, еще один плюс совместных занятий с малышами – мама на этот час принадлежит своему ребенку полностью. Чего греха таить, дома мы часто пренебрегаем полноценным общением с детьми, собирая мозаику с ребенком, смотрим любимый сериал, от чтения сказки на самом интересном месте нас отвлекает телефонный звонок подруги, между Интернетом и кипящим супом на плите мы строим с ребенком башни из кубиков. Дети очень хорошо чувствуют, что мысли наши витают где-то далеко, и требуют от нас настоящего, внимательного к себе отношения, обижаясь и капризничая, казалось бы, на ровном месте. А в группе мама действительно сосредоточена на своем ребенке, посторонние разговоры между родителями во время занятий не очень-то приветствуются.
Так вот, в этом году, вернувшись с летних каникул, малыши так обрадовались другу другу, что практически все время проводят в совместных играх. Наши ребятишки повзрослели и теперь учатся строить дружеские отношения. У Артемки тоже появился друг Илюша – мальчик, с которым он предпочитает общаться больше всех. Как-то в их тандем вклинился Семен, ему тоже захотелось поиграть с мальчишками в машинки. Но наши клопы были настроены решительно – никого в свою дружбу не пускать. Семену пришлось спасаться бегством от быстрых кулачков Илюши.
А в поведении своего сына я все больше узнаю себя. Все ребята склонились над новой игрушкой, каждый хочет первым взять недоступную ранее вещь. А Темка в это время болтается на спортивном комплексе, ему словно дела нет до остальных. Но вот ребятишки наигрались и переключились на другую деятельность. Тогда уже Артем слезает с комплекса и устремляется к покинутой игрушке.
Не буду скрывать, что поначалу меня это беспокоило – сынок не добивается своего в числе первых, спокойно ждет, берет то, что достанется. Я, чуть не плача, рассказывала об этом мужу, очень уж меня волновало будущее нашего ребенка. «Не драматизируй, — успокаивал меня супруг, — он просто не любит быть в стаде». И я вдруг вспомнила первое родительское собрание: «Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими».
Есть и еще один момент, ради которого многие мамы водят своих детей в школу. И я тоже в данном случае не исключение. Мы – мамы – сами хотим ходить в школу. В институт. На работу. Но у нас нет возможности или желания отдавать своих детей в ясли – а «ходить» очень уже хочется. Туда, где есть постоянный коллектив, где можно поболтать о том, о сем, где оценят новое платье или прическу. Поэтому цель у нас с детьми общая – все мы идем в школу социализироваться :-).
Напоследок еще один маленький ответ на вопрос: «Зачем нам школа раннего развития?» Как сказала одна мама: «Дома я не даю ребенку горох – его потом выметать из всех углов приходится. Я не даю ему краски – он рисует на обоях. Я не даю ему пластилин – у нас пушистые ковры». И, несмотря на весь абсурд этой фразы, я где-то в глубине души все же вынуждена согласиться: ведь, правда, бывает, мы ограничиваем детей в творческих порывах как раз по той самой причине, что нам не хочется в третий раз за день доставать пылесос и хвататься за половую тряпку. Поэтому добро пожаловать в школу!
Лариса Балан, la792005@yandex.ru.
Источник
До того, как ребенок пойдет в детский сад или школу, многие мамы и папы в силу моды или от своей собственной скуки задумываются над тем, чтобы водить своего ребенка в развивающий центр. Но оправдано ли это? Нужно ли это действительно вашему ребенку или больше вам? Сегодня на Comode — список причин, по которым, возможно, не следует увлекаться столь ранним развитием малыша.
Есть мнение, что термин «раннее развитие» — это рекламный слоган. Разве есть возраст по достижению которого заниматься развитием ребенка нельзя или не нужно?
1. Это нужно не детям, а родителям.
Когда ребенку исполняется 7-9 месяцев, зачастую мамы в декреты могут заскучать, их самих тянет в коллектив. Именно в этом отчасти и заключается бизнес-идея детских центров развития для самых маленьких. Они создают условия и площадку для некого «выхода в свет» для мам, нежели для детей. По сути, мамы понимают, что все, что делает преподаватель на занятиях, можно делать и дома, а большинство «развивающих» материалов можно купить в любом хозяйственном магазине или сделать своими руками. Но мамы продолжают водить то ли себя, то ли ребенка — не всегда ясно. Поэтому возможно эффективнее будет побывать в таком центре развития, подсмотреть интересные идеи и все же не лениться самим дома.
У ребенка до трех лет потрясающие способности по усвоению информации. Только почему-то мамы и папы старательно перекладывают свои обязанности на некие центры.
К примеру, вы забрали ребенка из садика, довели или довезли (что еще дольше) его до «развивайки», раздели там, прождали окончания занятий, одели ребенка, дошли/доехали до дома. Все это время вы могли с пользой провести вместе со своим ребенком: прогуляться по улице, попутно рассказывая о предметах и явлениях окружающего мира, коих вокруг очень много.
2. Не стоит торопиться с чтением.
Известная методика Зайцева обучает детей чтению с двух лет. Но при этом доказано: то, что двухлетний малыш освоит за год, пятилетний запомнит за неделю. По мнению ученых, в 2-3 года у детей развивается звуковой анализ речи, и не стоит делать акцент на изучение букв.
3. Детей учат прописям, а воображение не развивается.
Многие педагоги считают, что у раннего развития есть немало недостатков. Почти все методики направлены на развитие левого полушария мозга. Малышей учат считать, читать, запоминать иностранные слова, писать прописи. При этом правое полушарие, которое отвечает за интуицию, пространственную ориентацию, воображение, обработку невербальной информации, развитие творческих способностей остается без внимания. А оно, между прочим, у детей этого возраста работает активнее левого полушария.
Пример из жизни: 5-летняя девочка, которая ходит и в детский сад, и в центр подготовки к школе, уже достаточно красиво выводит прописи и пишет даже мини-диктанты, но, на казалось бы, простой вопрос из серии: «Что объединяет стул, шкаф и кровать?» ответить сразу не смогла. Конечно, она догадывалась, что это — мебель, но сомневалась. Именно такие пространственные ориентации иногда страдают даже у тех малышей, которые уже и читают, и пишут.
4. Не стоит учить иностранные языки раньше 4-5 лет.
Нередко центры развития предлагают раннее изучение иностранных языков. Но заучивание букв и цифр совсем не то, что требуется даже уже трехлетнему ребенку. Отсутствие грамотной методики при обучении иностранному языку и неправильное произношение, могут принести больше вреда, чем пользы. В любом случае, занятия для тех же трехлеток должны проходить в игровой форме.
Есть мнение, что раннее обучение языкам стоит начинать только в настоящих билингвальных семьях, чтобы ребенок научился понимать не только бытовую лексику, но и юмор, сленг, современные обороты. Остальных детей учить иностранным языкам стоит после формирования у них правильного произношения звуков родной речи – то есть не раньше 4-5 лет.
5. Сегодня дети сильно перегружены. Больше играйте и чаще общайтесь с детьми.
По мнению эксперта-лингвиста Жулдыз Смагуловой, у детей не хватает ни на что времени либо оно слишком структурировано. Времени для игр становится все меньше и меньше. Поэтому у современных детей чаще появляются ментальные и психологические проблемы.
Вместо того чтобы поиграть на улице с детьми, мы заставляем их учить или писать слова, зачастую разрозненные. А в это время дети могли бы заниматься спортом, творчеством, музыкой. Через игру ребенок усваивает новые знания и социальные навыки намного эффективнее. Дома должна происходить натуральная трансмиссия родного языка от взрослых к детям. Нужно не просто ставить видео или давать книжку на казахском или английском языках, надо общаться на этом языке.
И помните, что малыш, прошедший правильную домашнюю школу раннего развития, будет самым желанным учеником в любом детском садике.
Источник
Скажите, нужна ли ребенку (1,5 года) школа развития? Я с ним дома занимаюсь — книжки читаем, рисуем, лепим, играем. игрушек всяких (развивающих в том числе) завались. Гулять ходим, и на детские площадки тоже. Но детей он не любит, не любит когда к нему подходят чужие дети, трогают.
Так вот в чем вопрос. Нужна ли школа развития? С какого возраста? ваши дети туда ходили? Есть ли какой-нибудь результат? Какая именно школа интереснее, важнее?
Спасибо за ответы.
[3695801246] –
4 сентября 2013 г., 21:23
1.
Гость
[3654819794] — 4 сентября 2013 г., 23:04
«мы ходили с 1.8 в Монтессори клуб. И мне, и дочке нравилось. Во-первых, новые впечатления, занятия, игрушки. Потом, понимание коллектива прививалось, дисциплина. Если чисто взять в плане развития интеллектуального — то тут я почти не верю во все эти школы раннего развития, это все работа исключительно родителей. «
2.
Гость
[4156986761] — 4 сентября 2013 г., 23:08
«На интеллект это никак вообще не повлияет, ребенку достаточно окружающего мира и вашего присутствия, а если нечего делать, и скучно вам дома, то почему бы и нет?n
Но, лучше лет с трех идти, по хорошему если. Все остальное вы дома сделаете.»
3.
Гость
[160545049] — 4 сентября 2013 г., 23:14
«а какого результата вы ждете? вундеркиндами после них не становятся. 🙂 но если есть лишние деньги, время и желание, то почему бы и нет. «
4.
Злая мачеха
[42152898] — 4 сентября 2013 г., 23:17
«Ребенку не надо. Может вам просто хочется куда то ходить? Если да то ходите в бассейн толку будет больше. Лично я разочаровалась в этих типа центрах развития. Если вы достаточно занимаетесь с ребенком дома то не стоит болячки собирать. Если хочется- попробуйте и поймете надо вам это или нет ( ребенку). «
5.
ПростоМария
[1087161121] — 4 сентября 2013 г., 23:28
6.
Злая мачеха
[42152898] — 4 сентября 2013 г., 23:31
Дети разные- есть те кому не нужно общество до определенного возраста, а есть те, которые наоборот тянутся к детям. Моя дочка например любит детей 5-6 лет, а сверстники 2-3 года ей не интересны. По ребенку смотрите. И если решите ходить выбирайте центр тщательно- именно педагога.
7.
Озорная Свинья
[3981600212] — 4 сентября 2013 г., 23:40
Злая мачеха
Ребенку не надо. Может вам просто хочется куда то ходить? Если да то ходите в бассейн толку будет больше. Лично я разочаровалась в этих типа центрах развития. Если вы достаточно занимаетесь с ребенком дома то не стоит болячки собирать. Если хочется- попробуйте и поймете надо вам это или нет ( ребенку).
8.
Лапка
[611785740] — 5 сентября 2013 г., 00:09
9.
Злая мачеха
[42152898] — 5 сентября 2013 г., 10:14
В общий взрослый бассейн конечно не стоит водить, а вот в спец. Детский куда без справок ( и нормальных справок) не пускают вполне можно. Мы с дочкой с 3 Х месяцев ходим в бассейн и ни разу ничего не подцепили к счастью. И там все таки хлорка не забывайте. В общем у меня только положительный опыт от бассейна в отличие от развив. Центров )))
10.
Маммма
[3695801246] — 5 сентября 2013 г., 10:48
Спасибо большое за ответы, я так и предполагала. Просто этот ажиотаж вокруг этих центров развития, да еще и все знакомые туда детей водят… Складывается ощущение, будто я ребенку что-то недодаю. Напрягает)) Может и правда в бассейн лучше походить
11.
Злая мачеха
[42152898] — 5 сентября 2013 г., 11:47
А еще врач нам говорил чтобы мы ни ногой в детские лабиринты ( те что с шариками)- что там рассадник заразы. Правда я водила в пару лабиринтов- один был на улице и я посчитала что он вроде не так опасен, а второй в помещении, но они кварц уют каждый день. И еще не садить в тележки в супермаркетах — так как ребенок берется за ручку а сколько людей держали эту ручку до нас! Я конечно сажу в тележки но всегда протираю ручку и то где может дочка взять руками влажными салфетками и потом руки ей тоже. В общем не по теме но так уд поделилась.
12.
Ольга
[2905559170] — 5 сентября 2013 г., 12:23
В этом вопросе, как всегда, сколько людей, столько и мнений ) А почему вам самой не попробовать? Я с маленькой хожу в студию раннего развития. Три раза в неделю по 40 минут. Нам год и 9 месяцев. Сама тоже занимаюсь, ессно. В студии занятия с детьми до двух лет проходят с участием мам. Я у нашего педагога многому уже научилась ). Конечно, если рядом нет детского центра и приходится тратить много времени. Не у всех оно в достаточном количестве ). Мне до Планеты радости 20 минут прогулочным шагом. Хотя, наверное, я в любом случае не отказалась бы от занятий. В сад мы не пойдем. А ребенку в любом возрасте нужно общение со сверстниками. Выше писали, что хватит родительского, я считаю, что не хватит. Имхо, конечно.
13.
Гость
[4156986761] — 5 сентября 2013 г., 14:37
Злая мачеха
А еще врач нам говорил чтобы мы ни ногой в детские лабиринты ( те что с шариками)- что там рассадник заразы. Правда я водила в пару лабиринтов- один был на улице и я посчитала что он вроде не так опасен, а второй в помещении, но они кварц уют каждый день. И еще не садить в тележки в супермаркетах — так как ребенок берется за ручку а сколько людей держали эту ручку до нас! Я конечно сажу в тележки но всегда протираю ручку и то где может дочка взять руками влажными салфетками и потом руки ей тоже. В общем не по теме но так уд поделилась.
14.
Злая мачеха
[42152898] — 5 сентября 2013 г., 14:53
15.
Б+А
[1422390487] — 6 сентября 2013 г., 07:27
16.
Aoletta
[1805606304] — 6 сентября 2013 г., 13:05
Подготовка к школе обязательно! Значит за год до школы надо начинать занятия очень активно! Дома тоже заниматься, но подготовку пройти надо! Они учат не только писать и читать ,они психологически готовя ребенка , мы ходили в образовательный центр «президентская школа», очень довольны! Классные учителя и очень хорошая подготовка!
17.
Гость
[1226610294] — 8 сентября 2013 г., 21:50
по-моему эти центры больше нужны мамам, а не малышам) чтоб не свихнуться дома со скуки или у кого-то еще что похуже, мы например как в дурдоме живем с моей мамой и мужем, они постоянно желают друг другу сдохнуть, но сдохну от этого конечно же я раньше времени… в общем мы ходили с 1,4 и не жалею) А в бассейн поводила бы с радостью, но у нас с 3,5 лет берут в ближайшем, вот ждем…
18.
Niki
[4287910030] — 15 ноября 2013 г., 11:21
Я водила сына в один из таких центров целый год. А потом поняла, что можно и дома с ним заниматься. Тем более сейчас так много различных материалов и пособий по детскому развитию. Мы купили комплект книжек издательства Ювента, авторы С.Тимофеева и А. Шевченко. И сейчас занимаемся по ним: и лепкой, и развитием внимания, и развитием мелкой моторики и др. И нам очень нравится. Если интересно, зайдите на сайт, посмотрите https://tvoyklub.ru/#
Источник