Нравственное развитие ребенка в современном мире

Нравственное развитие ребенка в современном мире thumbnail

Галина Сильнова
Нравственное воспитание детей в современном мире

Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно, — о нравственном воспитании детей. Но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании.

Между тем, актуальность проблемы, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. Интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание». Иногда он звучал как «моральное воспитание», иногда – «духовное воспитание». Сегодня его заменили термином «социальное воспитание». Во всяком случае, в педагогических публикациях последних лет термин «нравственное воспитание» практически не встречается. Однако он имеет свое, совершенно определенное содержание и не может быть заменен никаким другим.

Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религиозное») не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие, по меньшей мере,двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других.

Термин «социальное воспитание» не может употребляться вместо понятия «нравственное воспитание», так как он шире. Социальное все, что касается человека, призванного жить в социуме, т. е. в обществе себе подобных.

Наконец, термин «моральное воспитание». Мораль, как известно, является общественным явлением, в котором представлены нормы, правила, своего рода внешние вехи, определяющие и ограничивающие поведение членов общества в конкретной эпохе, конкретной ситуации развития. Когда речь идет о моральном воспитании, то предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым (личностью) образом жизни. В отличие от морали, нравственность – приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Это все – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственность. Без нее человек не может жить среди других людей.

Всегда неоднозначен вопрос содержания нравственного воспитания. На современномэтапе пересмотр актуального содержания идет по нескольким направлениям: есть содержание, которое переходит сегодня в раздел «забываемого»; возник новый взгляд на «старые» проблемы и, наконец, появилось новое содержание, о котором в прежние годы не говорилось.

К «забываемым» или даже отрицаемым сегодня проблемам, на наш взгляд, можно отнести воспитание трудолюбия.

Практически ни в одном из современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста не представлена задача трудового воспитания детей, формирования у них желания и умения трудиться. Нет такой задачи и в концепции дошкольного воспитания. Чего же боятся современные реформаторы дошкольного дела? Того, что ребенок с детских лет научится ценить труд других людей и приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. А как много добавляет личности умение и желание трудиться – волевые качества, умение планировать свою деятельность, договариваться с товарищами, адекватно оценивать себя и многое другое.

Сегодня вообще становится под сомнение даже сам термин «трудовое воспитание» и его связь с нравственным. В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику, не связанную с влиянием на нравственное становление личности. Да, конечно, имеет, но это уже изыскания ученых, а личность развивается целостно, и поэтому, формируя одно, мы неизменно влияем и на другие стороны личности. И для дошкольника воздействие труда на нравственность является базисным образованием.

Следующая «забываемая» проблема – воспитание коллективизма. Возможно ли существование человека вне человеческого общества, которое предполагает взаимодействие, взаимоподдержку, взаимооценку и пр. Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального. Зачем быть добрым, если эту доброту никому не покажешь? Каждое нравственное качество направлено на другого человека. Понятие коллективизма включает в себя нравственные аспекты, основанные на эмоциональном общении, на необходимом каждому человеку чувстве защищенности, поддержки, уверенности, признания.

Значит, не отбрасывать, не отрицать коллективизм следует на современном этапе, а искать разумное взаимообогащающее соотношение индивидуального и коллективного.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизма, любви к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Справедливости ради следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств.

Среди проблем, о которых прежде говорили мало или совсем не говорили, можно обозначить следующие. Еще раз поразмышляем над самоценностью личности. Счастье, любовь как цель жизни и воспитания человека. В самом деле мы всегда выстраивали цели и процесс воспитания по логике: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий, как бы в награду человек стал-таки наконец счастливым. На это уходит порой целая жизнь! А может быть, следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? Мы не учим детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и потом беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.

Новой (для нашей страны) является проблема отношения к ребенку с позиции знания и уважения его прав. Принятая недавно Конвенция о правах ребенка пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Мы много в последнее время говорим о личностно ориентированной модели воспитания, но не хотим в основу такого воспитания положить восприятия ребенка через призму его прав быть Человеком.

Современное нравственное воспитание,должно выстраиваться по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания и поиск эффективных технологий. По поводу содержания изложена позиция выше.

Что же касается технологий, то в их основе должны лежать методы, позволяющие формировать механизм нравственного воспитания. Нравственное становится нравственным, а не только моральным в том случае, если педагог учитывает и организует комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение. Исключение одного из компонентов механизма приводит к формализму в воспитании, и тогда не может идти речь об истинно нравственном развитии личности.

Литература:

С. Козлова, доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ.

Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 2001г.

Источник

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Крюкова Е.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», п.г.т. Уренгой Пуровского района

Под духовно-нравственным воспитанием личности мы понимаем педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура семьи, в которой происходят становление и развитие личности ребенка. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи формируются представления ребенка о добре и зле, порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям, закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Ведущую роль в становлении личности ребенка играет семья. Именно в семье благодаря ощущению » живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Поэтому так важен пример отца и матери. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;

почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);

супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:

фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

утрачен традиционный уклад семейной жизни;

нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

растет численность совершенных абортов (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);

увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;

утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от совершения ими безнравственных поступков, а часто и сама провоцирует их;

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;

у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока.

массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.

Выход из сложившейся кризисной ситуации один, содействовать укреплению семьи посредством:

1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.

2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций.
3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.

4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Отмечая роль семьи в становлении личности подростка, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только понимания родителями своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим высокий уровень нравственной, эстетической, духовной, правовой культуры самой семьи как сферы воспитания. Именно семья призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную нравственную составляющую личности и поведения своих детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе духовные потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, порядочность, нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию. В этой связи семья сама нуждается в духовно-нравственном просвещении и оздоровлении. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.

Методика и основное содержание процесса профилактики определяются и зависят от типа семьи и уровня нравственного потенциала. В современной научной литературе выделяют типы семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.

1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений, здоровой моральной атмосферой, в которой дети получают возможность для развития своих способностей. Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его поступки. В социально-педагогической работе с такой семьей могут использоваться советы и предостережения педагога, связанные с особенностями воспитания ребенка на определенном возрастном этапе.

2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3. Конфликтные семьи, в которых родители отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы. Отношения в таких семьях отличаются напряженностью, неустойчивостью, амбивалентностью. Необходимо активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье.

4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности. Эмоциональное отношение родителей к ребенку выражено слабо, часто родители заняты решением своих проблем. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Указанные типы семей, их особенности мы учитываем при организации совместной работы администрации школы и всех служб сопровождения учебно-воспитательного процесса. В практике широко используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с несовершеннолетними и их родителями. Основные цели – повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление воспитательного потенциала семьи, а также привлечение родителей к духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Проводится следующая профилактическая работа:

диагностика личности несовершеннолетних, их склонностей, интересов, приоритетных жизненных ценностей с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении;

занятия по саморазвитию детей и подростков с целью изучения ими собственных волевых качеств, нравственных убеждений;

изучение традиций и обычаев народов мира, своей страны, родного города;

изучение традиций своей семьи, школы;

посещение музеев, выставок, обеспечивающих встречу детей и подростков с духовно-нравственными и эстетическими ценностями нашего поселка;

консультативная и просветительская работа с родителями и т. д.

заседания школьного Совета профилактики правонарушений.

Приобщение к нравственным устоям семьи, таким как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, организуется через:

проведение совместными усилиями специалистов тематических бесед на дому с семьями, находящимися в социально опасном положении;

культурно-досуговые мероприятия, посвященные празднованию Дня семьи, Дня Матери, Дня Отца (способствуют осознанию несовершеннолетними безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству);

праздник Чести школы

день открытых дверей

урок истории, посвященный 70-летию Сталинградской битвы

посещение опекунских семей (гармонизация внутрисемейных отношений в опекунских семьях);

организацию и проведение конкурсов детских рисунков на темы «Моя семья», «Моя Родина».

участие в фестивале «Мы все можем», организованном для детей с ограниченными возможностями здоровья.

участие в общепоселковом мероприятии «Ямальская лыжня»

Для принятия ребенком базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций проводятся такие социально-значимые мероприятия, как День Победы, День защитника Отечества, Масленица.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков невозможно без сотрудничества с учреждениями культуры п. Уренгой. В процессе профилактики были организованы тематические встречи для несовершеннолетних совместно с сотрудниками поселковой библиотеки, специалистами Дома культуры «Маяк».

Таким образом, мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения способствует профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних, обеспечивая готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, адекватной самооценке, выражению и отстаиванию собственной позиции, критическому оцениванию своих поступков и принятию ответственности за их результаты, способность к преодолению трудностей.

Источник