Нравственное развитие ребенка в игре

Нравственное развитие ребенка в игре thumbnail

Ольга Муркаева
Игры для развития социально-нравственного опыта детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие социально-нравственного опыта детей дошкольного возраста

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРА «ВОЛШЕБНИК»

Цель — развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу.

Ход игры. Дети встают в круг, у края которого изнутри ставят стул.Вместе с воспитателем идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорее появись,

На волшебный стул садись!

Тот. Кто оказывается рядом со стулом, садится на него и становится «волшебником». По его приказу остальные дети могут «превращаться» в зверей или птиц,изображать разные предметы: машины, самолеты.Музыкальные инструменты или сказочных героев: великанов, лилипутов, гномов и пр. Затем игра повторяется, и новый волшебник придумывает новые роли для детей. На «волшебном» стуле может оказаться и воспитатель. Он предлагает веселые и шуточные задания для мальчиков и девочек, поддерживает общую веселую, непринужденную игровую атмосферу.

Эту игру можно использовать для поздравления с днем рождения. Сидя на «волшебном стуле», именинник выслушивает от других детей добрые слова и пожелания, а затем выполняют все игровые задания.

ИГРА «КАК НАШИ ДЕВОЧКИ ПОШЛИ ЗА ЦВЕТАМИ»

Цель. Укрепить дружеские отношения между мальчиками и девочками, приучать мальчиков оберегать девочек и помогать им.

Ход игры. Девочки идут в лес за цветами. Они изображают, как собирают на полянке цветы,произносят текст:

Мы цветочки собираем,

Мы букеты составляем:

Вот цветочек голубой,

Вот цветочек золотой,

Здесь цветут ромашки,

Расцвели тут кашки.

Все цветы мы соберем,

В детский сад их принесем!

В это время слышится шум, недовольное рычание. На полянку выходит «медведь»: «Кто шумит тут, кто поет, спать спокойно не дает?»

Девочки в страхе убегают, «медведь» гонится за ними. Девочки идут к мальчикам и просят их защитить от «медведя» Вместе с воспитателем мальчики сначала потихоньку подкрадываются к «злому медведю»(он их не замечает, «ест малину»). Подойдя ближе, мальчики начинают топать ногами и пугать «медведя». «Медведь» убегает.Воспитатель хвалит мальчиков за смелость:

Вот какие молодцы,

Вот какие храбрецы!

Нас смогли вы защитить

И медведя победить!

Девочки благодарят мальчиков за спасение и помощь. Затем игра повторяется. Мальчики придумывают, как еще можно защитить девочек и не позволить «медведю» помешать им «собирать цветы» или как незаметно подобраться к «медведю» и поймать его.

ИГРА «Мы едем, едем, едем в далекие края»

Ход игры. На одном фланелеграфе находится изображение поезда с тремя вагонами. На другом расположены вперемешку фигурки людей (детей и взрослых) и животных в двух эмоциональных состояниях – радости и злости. Дети должны отправить в путешествие на поезде только радостных путешественников. Они делают по очереди свой выбор и заполняют веселыми путешественниками «вагон веселых взрослых», «вагон радостных детей» и «вагон веселых животных». А злые и сердитые персонажи остаются без приглашения. Их возьмут в путешествия, когда они перестанут злится. Игра заканчивается исполнением «Песенки веселых друзей» (музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова).

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

Цель — уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.

Содержание игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть «волшебные» очки, в которых можно разглядеть только хорошее. Что есть в человеке. Для примера воспитатель, надев «волшебные» очки.Смотрит на няню и подчеркивает ее достоинства: «Она трудолюбивая, добрая, симпатичная». Потом, подойдя к кому-нибудь из детей, называет его положительные черты.Затем воспитатель говорит детям: «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом». Дети по очереди надевают «волшебные» очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто затрудняется, воспитатель помогает ему.

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА»

Дети разбиваются на пары.Воспитатель предлагает передать жестами и мимикой разные состояния или просьбы: «Там злая собака, я боюсь, проводи меня», «Мне очень холодно, помоги мне!», «Мне весело, у меня новая машинка, давай поиграем!», «Посмотри, какой красивый у меня котенок», «У меня в кармане спрятано что — то интересное, догадайся, что это!»

ИГРА «ВСПОМНИМ ДОБРЫЕ СЛОВА»

Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы.

Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.

1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем.

2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем.

3. когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу.

4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я.

5. Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то я говорю.

6. Когда взрослые разговаривают, а мне нужно сказать что -то очень важное, то я.

7. Когда я встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю.

8. При прощании я всегда говорю.

9. Когда я получаю подарок, то говорю.

10. Когда я обращаюсь за помощью, то говорю.

Отдельные фразы повторяются воспитателем несколько раз, и детям нужно найти новый вариант ответа, не повторяя уже произнесенных другими.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОПРЕДЕЛИ ПО ГОЛОСУ, КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ У РОБОТА»

ЦЕЛЬ – учить детей внимательно вслушиваться в интонацию речи и соответственно реагировать на это.

Описание. За ширмой раздается голос робота, он произносит набор звуков(«ба-ба-ба», «турли-мурли-бу», «тутери-тумети-тувери» и т. п.)с разными интонациями: угрожающей, ласковой, печальной, веселой и др.

Дети слушают и называют настроение робота и выбирают из предложенных картинок изображение соответствующей эмоции. Можно также использовать записи фрагментов спектаклей для детей в исполнении артистов. Желательно также обсуждать вопросы типа «Как вы думаете, что может вызвать такое настроение? Почему бывает такое настроение у вас? Как помочь, если кто-то обижен (печален, сильно взволнован, испуган?»

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МИШКА – ТОПТЫЖКА ЗНАКОМИТСЯ С РЕБЯТКАМИ»

Цель – развивать интерес детей друг к другу, желание запомнить имена сверстников, способствовать сближение детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умений действовать согласованно в игре.

Описание.Воспитатель приносит мишку: «Дети, это Мишка-Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть». Дети подходят к воспитателю.Он говорит за Мишку: «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но не знаю как вас зовут. Ну-ка назовите мне свои имена! (дети называют). А еще громче, посмелее (дети отвечают хором). Ой, как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну; кто имя свое назлвет, тот мне лапку пожмет».Воспитатель поясняет: «Вот как Мишка- Топтыжка задумал: он по кругу пойдет; кто своё имя назовёт, тот ему лапочку пожмет». Мишка шутками обходит детей. Услышав имя ребенка,он повторяет его вслух и добавляет: «Какая хорошая девочка Оля! Какой веселый мальчик Сережа!» и пр.После знакомства Мишка- Топтыжка говорит:

Читайте также:  Семья как условие психологического развития ребенка

Всех ребяток я узнал,

За собой вас в круг позвал.

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети улыбаются друг другу. Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под бубен и пение, вызывая их в круг по именам; остальные дети хлопают в ладоши. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена.В заключении Мишка-Топтыжка прощается с детьми:

Вот какие мы друзья,

Очень всем доволен я.

А теперь мне в лес пора,

До свиданья, детвора!

Дети хором прощаются с Мишкой: «До свиданья, Мишка! Возвращайся поскорей к нам!»

Для укрепления положительных взаимоотношений и эмоционального развития младших дошкольников воспитателем используются совместные образные игры – имитации.

«СМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ».Например: кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова,а дети слушают их и выполняют соответствующие действия: «засыпают», «просыпаются», «Прыгают», «ловят» и тп.

«СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ». Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья; солнышко входит и садится, цветок растет, тянется к солнышку, распускается и улыбается; Солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

СИТУАЦИЯ «Куклы поссорились»

Цель: учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации, находить причину ссоры, осваивать конкретные способы разрешения и предупреждения ссор; развивать доброжелательность к сверстникам.

Описание. В уголке Воспитатель незаметно высаживает двух кукол спиной друг к другу.Воспитатель говорит: «Посмотрите, что это с нашими куклами? Почему-то они отвернулись друг от друга, смотрят в разные стороны. Всегда они так хорошо сидели рядышком на диванчике, а теперь даже не смотрят друг на друга, не разговаривают! Как вы думаете, что случилось?»

Дети высказываются.

Выслушав разные мнения воспитатель говорит: «Да,вы правильно поняли: наши куклы поссорились, отвернулись друг от друга, не хотят вместе играть. А почему же они поссорились (дети задумываются). Вспомните, почему у нас иногда бывают ссоры?»

Дети отвечают: толкнул., не давали. и т. д

Воспитатель: «Да, было у нас такое. Но потом все дети помирились, никто не толкается, не кусается, все ребятки делятся игрушками. Вы у нас добрые и дружные. А почему же наши куклы поссорились? Посмотрите на них внимательно».

Если дети не догадываются,воспитатель предлагает посмотреть в карманы на фартучках кукол: в кармане у одной куклы лежат 4 маленьких яблочка, а другой карманчик пустой! Дети догадываются о причине ссоры и высказываются.

Воспитатель: «Правильно! Наверное, кукла Маша попросила у своей подружки Кати яблочко, но Катя ее не угостила. А у нее в кармане много яблок и она могла бы угостить свою подругу Машу. Что же надо было Кате сделать? (Дети отвечают). Давайте поможем куклам. Правильно,надо было улыбнуться и сказать : «Угощайся, Маша, вот тебе яблочко!» Давайте поможем куклам помириться.

Воспитатель поворачивает кукол друг к другу и обращается к детям: «Подскажите кате, что ей сказать»(Угощайся, Маша, пожалуйста).Маша «берет» яблочко,кладет в карман и говорит: «Большое спасибо, Катя!»

Воспитатель: «Вот как хорошо подружки помирились, теперь они вместе будут сидеть на диванчике, улыбаться друг другу и кушать яблочки. А мы будем радоваться за них. Мы тоже не будем ссориться и всегда будем делиться всем со своими друзьями. А если вдруг кому-то захочется поссориться,мы вот так зацепимся пальчиками и скажем: «Мирись-мирись и с друзьями поделись».

Давайте покажем куклам, как надо мириться. Дети начинают делать «замочки»— цепляются пальчиками и произносят: «Мирись — мирись и с друзьями поделись!»

Источник

                                                 Картотека игр

                          на нравственное развитие

                            старших дошкольников.

  • Игра «Щедрые подарки».

Цель: формирование  способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей:  Один ребенок  — Фея Щедрости.

                                           Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Ход игры:

   Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

 «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

    Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

  • Игра «Верные друзья »

Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Ход игры:  

  Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.

   Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.

Задача детей – быстрее спасти своих детей.

  • Игра «Как надо заботиться»

Читайте также:  Значение игры для развития ребенка школьника

Цель:  формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры:

 Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

  • Игра «Только хорошее»

Цель: формирование у детей  представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

   Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

    В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

  • Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

    Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

 Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

   В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

 Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

 Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

  • Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры:

  Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

  • Игра «Круг честности»

Цель: формирование  социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры:

    Дети делятся на две команды.

  Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.

   Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

   Затем команды меняются местами.

  • Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание  в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры:

  Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

   Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

   Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.  

   Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

  • Игра «Жизнь в лесу»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

  Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь — ласково гладим по голове (показ). Готовы?

  Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

   Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

  • Игра «Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

   Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): — Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

   С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

Разыгрывается бессловесное действо.

  • Игра «Птенцы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

  Воспитатель: — Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир — познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

  • Игра «Муравьи».

Читайте также:  Центр развития ребенка с года в щелково

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

   Воспитатель (рассадив детей вокруг себя).

«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

  Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

  • Вариант народной игры «Раз, два, три беги!»

Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением.

Особенности игры: — ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая, таким образом, возможность выразить симпатию одному из сверстников.

Описание игры и приемы ее проведения:

   «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» —  обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:

—  Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня будут мыть. Не буду я тебя ловить!  Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три — беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителей награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

Правила игры.

1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.

2. Бежать по кругу в противоположные стороны.

3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.

  • Лиса и гуси (Вариант народной игры)

Цель: вызвать желание помогать другому.  

 Особенности игры и ее воспитательное значение:

 —  способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе.

  —  Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе).

Описание игры и приемы ее проведения.

   В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.

  Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25 — 30 шагов. За одной из них — дом хозяина и гусей, а за другой — луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается.

  Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится, в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:

Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

Хозяин. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.

Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!

Лиса. Не отдам!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» -говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем — потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «потянем»(два-три раза).

Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.

Правила игры:

1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина «Ну, летите».

2. Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.

3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.

В конце игры подводится итог. Воспитатель объясняет малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

Источник