Нравственное развитие ребенка в 3 года

Нравственное развитие ребенка в 3 года thumbnail

Елена Гаврилова
Консультация «Нравственное воспитание детей 3–4 лет»

Нравственное воспитание детей 3-4 лет.

Повседневные незаметные на первый взгляд влияния на ребенка со стороны близких людей являются по существу очень действенными. Они создают у него те или другие черты характера, формируют его поведение.

Поэтому, воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его поведения, о его нравственном воспитании.

В трехлетнем возрасте отношение ребенка к людям, вещам, явлениям, его действия, поступки в большой мере зависят от его эмоций. Он скорее поделится игрушками, когда у него вызовут сочувствие к другому ребенку, чем подчинится строгому, даже и обоснованному, приказу сделать это. В зависимости от того, какие чувства — положительные или отрицательные — преобладают у ребенка, у него создается то или другое настроение, формируется то или другое поведение (бодрое, жизнерадостное, вялое, пассивное, возбужденное).

Поэтому взрослые, воспитывающие ребенка, должны стараться как можно чаще вызывать у него положительные чувства и предупреждать, а по возможности и не допускать возникновения отрицательных эмоций — проявления гнева, страха, неудовольствия, раздражения.

Часто источником тяжелых переживаний ребенка является односторонняя сильная его привязанность к одному из близких. Если ребенок привык быть только с матерью, если она постоянно держит его на руках, целует, обнимает, забавляет, то причин для слез у такого ребенка много. Ведь мать при всей своей любви к ребенку не может быть всегда с ним; уход же ее будет вызывать у него возбуждение, крик, плач.

Ребенку нужна любовь и ласка матери, но его интересы не должны быть связаны только с ней. Если он активный, деятельный, умеет играть, заниматься один и, помимо матери, связан с другими членами семьи, то он будет спокойно переносить ее отсутствие. В этом возрасте малышу уже можно объяснить, что «мама пошла на работу», «мама пошла в магазин и сейчас придет» и т. д.

Будут ли у ребенка преобладать положительные или отрицательные эмоции в большой мере зависит от того, как организована его жизнь, и какие эмоции своим поведением вызывают у ребенка старшие. Если, например, старшие дети не считаются с малышом, дразнят его, а родители постоянно лишь упрекают, разговаривают раздраженно, не считаются с его интересами, то и ребенок не может быть бодрым, спокойным и проявлять интерес и сочувствие к другим.

Знакомя ребенка с окружающим, рассказывая ему сказки, смотря с ним картинки, надо вызывать у него соответствующее отношение к тому, что он воспринимает,учить его оценивать поступки: «Мальчик бьет собачку — это плохо, так делать нельзя», «Школьник помогает подняться упавшей старушке — это хорошо. Надо всем помогать».

Одним из существенных моментов воспитания является формирование положительных взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Общительность, приветливое, ласковое обращение с окружающими, сочувствие, посильная помощь, умение считаться с интересами других, не мешать им — все эти положительные качества могут быть уже воспитаны у детей 3- 4лет.

В детском саду, где малыши много общаются между собой и где им прививаются положительные взаимоотношения, можно часто наблюдать проявление нежного, внимательного отношения детей друг к другу, заботы, сочувствия, привязанности, умения хорошо, дружно совместно играть.

Ребенок очень легко перенимает особенности взаимоотношений взрослых. Поэтому, желая выработать у ребенка то или иное поведение, взрослые сами должны вести себя соответствующим образом. Если они вежливы друг с другом, всегда спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, то и ребенок ведет себя так же. Не надо в присутствии малыша ссориться, выяснять отношения.

Крик, возбужденное состояние передаются ребенку, отрицательно действуют на его нервную систему. Он перенимает неправильные поступки взрослых, свидетелем которых был: сначала в игре с куклой, а затем и в своем отношении к брату, сестре, даже матери он начинает проявлять себя так, как это делали окружающие взрослые в его присутствии.

На четвертом году жизни у ребенка нужно воспитывать умение выполнять элементарные правила общежития. Прежде всего, спокойно выполнять такие требования взрослых, как вести себя тихо. Не мешать, например, когда взрослые читают, отдыхают.Он должен соблюдать уже некоторые правила вежливости: здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «пожалуйста», подать упавшую вещь взрослому; спокойно, не мешая окружающим, вести себя в автобусе, в гостях, у врача.

Надо учить детей доводить начатое до конца (например, убрать все игрушки на место). Настойчиво преодолевать затруднения (надеть ботинок, застегнуть пуговицу); терпеливо ждать (мама занята и не сразу может дать что-либо); преодолевать желание, если оно невыполнимо, сдерживать слезы (не плакать, если из-за дождя нельзя пойти гулять, без капризов возвращаться с прогулки домой).

Какие же для этого имеются способы? Чтобы ребенок выполнял требования взрослых, они должны быть обоснованы и посильны ему. Двухлетний и даже трехлетний ребенок не может, например, спокойно стоять и ждать, пока мама, держа его за руку, разговаривает с встретившейся ей на улице знакомой. Но он в состоянии уже выполнить требование заняться чем-нибудь и не шуметь, пока брат учит уроки. Зная, что чувства детей играют большую роль в их жизни, надо требования к ребенку делать эмоционально привлекательными, вызывающими у него положительное к ним отношение.

Если вы, предлагая ребенку сделать что-то для него неприятное, например, пойти спать, когда не хочется,скажете при этом: «Ведь ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты научился расшнуровывать ботинки и как сам умеешь аккуратно складывать одежду», то он захочет это показать и охотно пойдет спать.

Потребовав что-либо от ребенка, надо непременно проследить, как он это выполнит. Тогда у него войдет, а привычку обязательно выполнять требования взрослых.

Требования к сыну или дочке не должны меняться в зависимости от настроения близких или от того, кто их предъявляет. Часто бывает, что мама требует, чтобы дочка ела обязательно сама, а бабушка «жалеет» внучку и кормит ее. Или сегодня разрешают лечь в кровать с игрушкой, а завтра категорически запрещают.

Различные требования одного и того же лица или несогласованность, отсутствие единства в требованиях и воспитательных приемах у разных членов семьи дезорганизуют ребенка. В таких случаях у него не могут быть выработаны определенные навыки поведения и ожидать от него послушания не приходится. Иногда даже вследствие такой несогласованности у ребенка могут возникнуть нервозность, повышенная раздражительность, упрямство.

Читайте также:  Набор развитие ребенок 2 года

С желаниями ребенка обязательно надо считаться. Если же вопреки его желанию необходимо выполнить то или другое требование, следует объяснить ребенку, почему это необходимо. Например, ребенок увлекся какой-либо игрой, но пора идти гулять.Нельзя неожиданно категорически предложить ему: «Оставь свою игру, давай одеваться». Следует предварительно, минут за пять,предупредить его: «Кончай играть, скоро пойдем гулять». Если ребенок продолжает с увлечением играть, а одевание на прогулку уже нельзя откладывать,надо сказать: «Ты не убирай кубики, оставь все так. Придем с прогулки, и ты снова будешь строить».

Учитывая большое влияние чувств на поведение ребенка, надо обязательно поощрять и хвалить его, когда он поступает правильно, и высказывать неодобрение, если ребенок поступает неправильно.

При воспитании ребенка нужно как можно реже пользоваться порицаниями («Ты непослушный», «Какой ты упрямый, нехороший!», чаще указывать, как ему следует в том или ином случае поступить.

На поведение ребенка отрицательно влияют чрезмерно частые одергивания и запрещения. Они нарушают его уравновешенное поведение, вызывают возбуждение. Однако это отнюдь не означает, что ребенку все должно быть разрешено и его нельзя ни в чем ограничивать. Но запрещений не должно быть слишком много, и чем младше дети, тем и запрещений должно быть меньше. Надо так организовать жизнь ребенка, чтобы дозволенного было больше, чем недозволенного. А самое главное — надо удовлетворять возрастные потребности ребенка — в движении, в разнообразной деятельности, в частом общении со взрослыми.

В возрасте 3-4 лет следует постепенно приучать ребенка руководствоваться в своих поступках не только собственным желанием (хочу — не хочу, приятно — неприятно, но уже установленными правилами и считаться с оценкой своих поступков старшими. Поэтому надо не только прекращать нежелательное поведение ребенка, но необходимо объяснять ему, что так поступать или делать нельзя и почему именно нельзя, и обязательно подсказать, как же надо сделать, поступить.

Поведение взрослых должно быть образцом для ребенка. Трудно требовать от ребенка, чтобы он обязательно мыл руки перед едой, если он видит, что старший брат или отец садятся за стол, не выполняя этого правила. Легче приучить ребенка к порядку, если он постоянно видит, как аккуратно обращаются с вещами взрослые.

Однако, хотя пример окружающих имеет большое значение в воспитании ребенка, одного примера совершенно недостаточно. Надо активно упражнять ребенка в положительных поступках и действиях. Надо, чтобы он делился сластями, уступал свои игрушки другим детям, жалел маленького братишку, наливал котенку молоко, кормил птичек и т. п.

Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются необходимые навыки, нравственные привычки и чувства.

В процессе повседневной жизни надо приучать ребенка уважать и ценить труд людей: «Вытирай ножки, видишь, мама вымыла пол»; «В комнате было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их на место,»; «Какое красивое платье сшила тебе бабушка, иди поцелуй ее и скажи спасибо»; «Папа починил тебе игрушечную коляску, а ты опять садишься на нее и снова сломаешь» и т. п.

Положительное отношение к труду окружающих людей, желание самому принять в нем посильное участие, первые «трудовые» действия, радостное удовлетворение от результата своих усилий — все это лишь начальные,. но очень ценные трудовые качества, и их уже возможно, а значит, и нужно, воспитывать у маленьких детей.

С ранних лет надо прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным. Это обогатит его ум и чувства, сделает его жизнь более интересной и яркой, разовьет пытливость ума. Он будет расти отзывчивым, мягким. Вы не раз, наверное, видели, с каким интересом ваш ребенок наблюдает, например, за бабочкой. Как радуется при виде детенышей животных, какое удовольствие доставляют ему красивые, яркие цветы, их запах, гладкие камешки и. И от нас с вами зависит развить эти переживания, научить ребенка не только с интересом наблюдать мир природы. Видеть красоту вокруг себя и глубже воспринимать ее, но и бережно, заботливо относиться ко всему живому.

Оставьте ребенка без внимания, предоставьте его самому себе — и он может сорвать и тут же смять и бросить цветок, без сожаления наступить на жука, схватить котенка за хвост и т. п. Из этих, невинных на первый взгляд поступков и действий маленьких детей в дальнейшем могут сформироваться отрицательные черты поведения, такие, например, как отсутствие чуткости, грубость и даже жестокость в обращении с окружающими.

Мы знаем, что на ребенка больше всего действует пример близких людей. Но мало, как уже говорилось, дать положительный образец поведения, нужны и более активные меры обучения ребенка. Иногда ребенок не обращает внимания на то, что повседневно окружает его, — не прислушивается к пению птиц, не замечает, что листья стали совсем желтые, и мимо многого другого проходит, как бы совершенно не замечая. Мы должны сами, сознательно вызывать у малыша интерес и привлекать его внимание к разнообразию и красоте окружающей природы.

Наблюдая вместе с детьми за изменениями природы, нужно давать им доступные объяснения, учить их радоваться прекрасному,бережно относиться к живому: «Идет снег, какой он пушистый, как тихо вокруг»; «Солнце садится, смотри, какое красивое небо»; «Слышишь, курочка зовет цыплят. Она боится, чтобы они далеко не убежали»; «Это васильки, они синие. А эти беленькие цветы — ромашки. Поставим их в воду, чтобы они не завяли»; «Смотри, дождевой червяк. Не раздави его — он полезный».

Привлекайте своего малыша к уходу за цветами, домашними животными. Давайте для игры шишки, камешки и другой природный материал. Все это будет способствовать развитию его моральных и эстетических чувств.

Источник

Пояснительная записка

Младший дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. На данном этапе активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом. Навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте. Тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего морально – этического развития.

Программа по формированию основ этических представлений у детей второй младшей группы состоит из трех разделов:

  1. Общение

  2. Правила поведения

  3. Уроки вежливости и поведения

Во второй младшей группе закрепляются умения приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки. У детей воспитывать любовь к близким, желание им сделать что то хорошее . дети начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки.

Читайте также:  Методика развития ребенка от рождения до года

Таким образом, уже в 3 – 4 года у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

I раздел «Общение»

1

Адаптация

1

2

Диагностика

1

3

Я умею помогать

1

4

Мы играем вместе

1

5

Моя мама

1

6

Я убираю игрушки

1

7

Помогу кукле собраться в гости

1

8

Бережем игрушки

1

9

Помогаем дворнику

1

10

Мы дружные ребята

1

11

День рождения

1

12

Что я знаю о животных

1

13

Я не боюсь врача

II раздел «Правила поведения»

1

Моя группа

1

2

Мои помощники за столом

1

3

Наш участок

1

4

Разучивание потешек

1

5

Я еду в автобусе

1

6

Я – пешеход

1

7

Мои хорошие поступки

1

8

Наша природа

1

9

Я и мои друзья

1

10

Так можно, так нельзя

1

11

Я – мальчик, ты – девочка

1

III раздел «Уроки вежливости и этикета»

1

Волшебные слова «Здравствуйте»

1

2

Волшебные слова «До свидания»

1

3

Волшебные слова «Пожалуйста»

1

4

Волшебные слова «Спасибо»

1

5

Я пользуюсь салфеткой

1

6

Я мою руки и лицо

1

7

Мое полотенце

1

8

Мой носовой платок. Кукла простудилась

1

9

Моя расческа

1

10

Я опрятный

1

11

Викторина

1

Всего

34

Учить детей бережному отношению к игрушкам, близким людям

Умение проявлять сочувствие

Развивать речь, внимание

Чтение стихотворения А.Барто «Мишка»

Что случилось с мишкой?

Можно ломать игрушки?

Как нужно с ними играть?

Как помочь мишке?

Беседа

Книга, игрушка

Знать правила игры с разными игрушками

4

Мы играем вместе

Учить детей играть вместе, делиться игрушкой

Учить играть в одну игру

Развивать речь, внимание

Постройка «башни»

Из чего будем строить?

Нужно ли помогать друг другу?

Какая получилась башня?

Игра

Конструктор

Помогать друг другу

Неделя

Тема

Цели и задачи

Содержание воспитательной минутки

Формы работы в организации жизнедеятельности

Организация развивающей среды

Планируемый результат

1

Моя мама

Учить замечать некоторые трудовые действия мамы: стирает, гладит и т.д.

Воспитывать чувство любви к самому близкому человеку

Развивать речь, мышление

Кого вы любите больше всего?

Какая ваша мама?

Что она делает дома?

Как можно нарисовать свою маму?

Беседа,

Иллюстрации

Знать ласковые слова

2

Я убираю игрушки

Учить детей играть вместе, проявлять дружелюбие

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке

Развивать речь, внимание

Дети играют на ковре со своими любыми игрушками

Дети меняются друг с другом своими игрушками

По окончанию игры убираем игрушки на свое место

игра

Игрушки

Меняться игрушками друг с другом

3

Помогу кукле собраться в гости

Учить поддерживать и приводить в порядок одежду

Воспитывать аккуратность, элементы организованности

Развивать речь, мышление, память

Принесли приглашение кукле Тане на день рождение ее подруги

Таня одевается не правильно, спешит, вещи все разбросаны

Дети помогают кукле одеваться аккуратно

Почему Таня так волновалась?

Беседа, игра

Кукла, вещи

Знать правила одевания, расположение одежды в шкафу

4

Бережем игрушки

Учить детей аккуратно играть с игрушками, не ломать их

Воспитывать бережное отношение к предметам

Развивать речь, мышление

Приходит мастер с волшебным сундучком

Показ приемов работы по ремонту игрушек

Участие детей в совместной деятельности

Отремонтированные игрушки занимают место на полках

Беседа

Волшебный сундучок

Оказывать помощь взрослому

Неделя

Тема

Цели и задачи

Содержание воспитательной минутки

Формы работы в организации жизнедеятельности

Организация развивающей среды

Планируемый результат

1

Помогаем дворнику

Расширять знания детей о разных профессиях, желание помочь взрослому

Воспитывать трудолюбие, аккуратность

Развивать речь, внимание

Игра «Профессии»

Кто убирает на участок?

Как мы можем уму помочь?

Можно ли на участке бросать не нужные предметы

Беседа, игра

Иллюстрации

Знать правила поведения на улице

2

Мы дружные ребята

Через сказку показать значимость совместного труда

Воспитывать взаимовыручку, дружбу

Развивать речь, внимание, память

Может ли один человек сделать трудовое дело?

Чтение сказки «Репка»

Почему дед не мог вытянуть репку?

Кто ему помогал?

Какими были все герои?

Беседа

книги

Знать понятие «дружные»

3

День рождения

Расширять знания детей о праздниках

Продолжать делать приятное другому

Развивать речь, мышление

Какие вы знаете праздники?

Что дарите на день рождение?

У куклы Тани день рождения

Как будем поздравлять куклу?

Какие слова говорят в этот день?

Что отвечает Таня на поздравления

Беседа, игровая ситуация

Иллюстрации

Знать слова поздравления и пожелания

4

Что я знаю о животных

Расширять знания детей о животных

Уметь правильно их показывать и называть

Воспитывать бережное отношение к живым существам

Д/игра «Назови животное»

Кто как говорит?

Как животные общаются между собой?

Можно ли обижать животных?

Беседа, игра

Иллюстрации

Знать животных

1

Я не боюсь врача

Учить детей проявлять сочувствие, быть внимательными, чуткими

Развивать речь, внимание

Кто лечит людей и зверей?

Надо ли боятся врачей?

Чтение отрывка про мотылька К.И. Чуковского «Айболит»

Как помог ей доктор Айболит

Беседа

Книга

Проявлять сочувствие и радость

Неделя

Тема

Цели и задачи

Содержание воспитательной минутки

Формы работы в организации жизнедеятельности

Организация развивающей среды

Планируемый результат

1

Моя группа

Учить ориентироваться в окружающей обстановке

Воспитывать аккуратность, бережливость

Развивать речь, внимание, любознательность

Где больше нравится играть с друзьями?

Какая у нас группа?

Какие игрушки?

Как мы должны относиться ко всему окружающему в группе

Беседа

Групповая комната

Бережное отношение к группе

2

Мои помощники за столом

Продолжать учить правильно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами

Воспитывать потребность заботиться о себе и окружающих

Развивать речь, культуру поведения

Какие помощники за столом помогают нам кушать?

Для чего нужна ложка?

Для чего нужна вилка?

Как нужно вести себя за столом?

Беседа

Загадки, столовые приборы

Знать назначение столовых приборов

3

Наш участок

Расширять знания о правилах поведения на участке

В какие игры можно игра на участке

Воспитывать уважительное отношение друг к другу

Развивать речь, мышление

Рассматривание картины «на участке»

Что делают дети?

Какие у них игрушки?

В какие игры играют?

Какие у них игрушки?

Как они делят между собой игрушки?

Беседа

Иллюстрации

Знать правила поведения на участке

4

Разучивание потешек

Расширять знания о правилах поведения через худ. литературу

Развивать речь, мышление

Чтение потешек , обсуждение

Беседа

Книга с потешками

Знать потешки

Неделя

Тема

Цели и задачи

Содержание воспитательной минутки

Формы работы в организации жизнедеятельности

Организация развивающей среды

Планируемый результат

1

Я еду в автобусе

Расширять знания детей о транспорте , правилах поведения в автобусе

Читайте также:  Как влияет стресс на развитие ребенка

Воспитывать уважение к старшим

Развивать речь, мышление, внимание

Д/игра «Транспорт нашего города»

Из стульчиков сделать автобус

Ситуация: бабушка вошла в автобус.

Что нужно сделать?

Какое настроение будет у бабушки?

Что она вам скажет?

Беседа, игра

Иллюстрации

Уступать место старшим

2

Я – пешеход

Расширять знания о правилах пешехода, поведении на улице

Воспитывать культуру поведения в общественных местах

Развивать речь, мышление, внимание

Игровая ситуация : «мы идем в парк»

Как нужно вести себя на улице?

Как нужно разговаривать?

Можно ли обгонять и толкать друг друга?

Беседа

Иллюстрации

Знать правила пешехода

3

Мои хорошие поступки

Расширять знания о хороших поступках

Уметь их оценивать

Воспитывать чувства сострадания, желание помочь друг другу

Развивать речь, мышление, внимание

Как можно помочь маме, воспитателю, няне, чтобы все были довольны?

Какое волшебное слово они вам скажут?

Беседа

Иллюстрации

Делать хорошие поступки

4

Наша природа

Расширять знания детей о растительном и животном мире

Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему

Развивать речь, мышление, внимание

Д/игра «Назови растение»

Что растет на нашем участке?

Можно ли ломать ветки, рвать цветы?

Почему?

Как нам сделать участок красивым?

Беседа, игра

Иллюстрации

Знать правила обращения с цветами

Неделя

Тема

Цели и задачи

Содержание воспитательной минутки

Формы работы в организации жизнедеятельности

Организация развивающей среды

Планируемый результат

1

Я и мои друзья

Расширять знания о правилах поведения через худ. литературу

Воспитывать уважительное отношение друг к другу

Развивать речь, мышление, внимание

Нужно ли быть добрым?

Как нужно помогать друзьям?

Чтение сказки «Теремок»

Беседа по содержанию

Беседа

книга

Уважительное отношение друг к другу

2

Так можно, так нельзя

Закрепить правила этикета и поведения

Уметь правильно оценить поступки

Развивать речь, мышление, внимание

Д/игра: Дети делят картинки на 2 группы «Так можно», «Так нельзя», объясняют поступки героев

Игра, беседа

Иллюстрации

Уметь классифицировать

3

Я – мальчик, ты – девочка

Дать детям представление о половом различии

Воспитывать уважительное отношение друг к другу

Развивать речь, мышление, внимание

Игра «Мальчик – девочка»

Что одевают мальчики, девочки?

Как мальчики должны относиться к девочкам?

В какие игры могут играть?

Беседа, игра

Иллюстрации

Знать половые различия

Неделя

Тема

Цели и задачи

Содержание воспитательной минутки

Формы работы в организации жизнедеятельности

Организация развивающей среды

Планируемый результат

1

Волшебные слова «Здравствуйте»

Познакомить детей с правилами этикета

Уметь правильно произносить слова приветствия

Развивать речь, мышление, внимание

Игровая ситуация: в группу зашел Саша и сразу стал играть.

Что он забыл сказать?

Что должны ответить ему дети и воспитатель?

Каким еще приветствием можно здороваться?

Беседа, игровая ситуация

иллюстрации

Знать слова приветствия

2

Волшебные слова

«До свидания»

Расширять знания о вежливых словах

Умение правильно произносить слова прощания

Развивать речь, мышление, внимание

Игровая ситуация: дети уходят домой из д/сада.

Что должен сказать уходящий домой ребенок?

С кем прощаться?

Что отвечают ему дети и взрослый?

Беседа, игровая ситуация

Иллюстрации

Знать слова прощания

3

Волшебные слова «Пожалуйста»

Продолжать знакомить с вежливыми словами

Уметь правильно их употреблять в нужной ситуации

Развивать речь, мышление, внимание

Игровая ситуация: Витя не может достать с полки книгу.

Кого он попросит?

Какое волшебное слово нужно сказать?

Выполнит ли воспитатель его просьбу?

Беседа, игровая ситуация

иллюстрации

Знать слова просьбы

4

Волшебные слова «Спасибо»

Продолжить знакомить с вежливыми словами

Умение правильно их употреблять в нужной ситуации

Развивать речь, мышление, внимание

Игровая ситуация: Даша хочет рисовать.

К кому она обратится?

Как попросит карандаши?

Что скажет, когда воспитатель даст ей карандаши?

Беседа, игровая ситуация

Иллюстрации

Знать слова благодарности

Неделя

Тема

Цели и задачи

Содержание воспитательной минутки

Формы работы в организации жизнедеятельности

Организация развивающей среды

Планируемый результат

1

Я пользуюсь салфеткой

Знакомить детей с культурно гигиеническими навыками

Уметь правильно пользоваться салфеткой, следить за собой

Развивать речь, память, внимание

Игровая ситуация: Таня пришла в гости, дети угощают ее чаем.

Как пригласить к столу?

Чем будем угощать?

Как держим чашки?

Чем вытирают чай после еды?

Беседа, игровая ситуация

Иллюстрации

Знать назначения салфетки и как ей прользоваться

2

Я мою руки и лицо

Расширять знания о культурно гигиенических навыках

Воспитывать потребность мыть руки и лицо

Формировать навыки аккуратности

Развивать речь, мышление, внимание

Игровая ситуация: посылка с мылом, полотенцем, тазик с водой.

В группе есть чумазая кукла, надо ее умыть.

Почему мы ее умываем?

Когда мы моем лицо и руки?

Показ правильного мытья рук.

Беседа, игровая ситуация

тазик с водой, мылом, полотенцем

Знать последовательность мытья рук

3

Мое полотенце

Расширять и закреплять знания о культурно гигиенических навыках

Умение правильно пользоваться полотенцем, знать его назначение

Развивать речь, мышление, внимание

Игровая ситуация: Кукла Таня помыла руки и хотела вытереть о свое красивое платье.

Правильно ли она поступит?

Чем нужно вытирать руки, лицо?

Как правильно пользоваться полотенцем?

Беседа, игра

Полотенце, кукла

Знать правила пользования полотенцем

4

Мой носовой платок. Кукла простудилась

Расширять знания о культуре поведения

Формировать навык пользования носовым платком

Развивать речь, внимание

Игровая ситуация: Пришла кукла Таня в красивом платье. В Кармашке у нее носовой платок, кукла чихнула.

Воспитатель показывает и объясняет правила пользования носовым платком

Действия детей с носовым платком

Беседа, игровая ситуация

Кукла

Знать правила пользования носовым платком

Неделя

Тема

Цели и задачи

Содержание воспитательной минутки

Формы работы в организации жизнедеятельности

Организация развивающей среды

Планируемый результат

1

Моя расческа

Расширять знания о средствах гигиены

Воспитывать навыки пользования своей расческой

Развивать речь, мышление, внимание

Посмотрите на наши куклы.

Какие они?

Какая кукла Даша?

Как можем ей помочь?

Что нам нужно для расчесывания волос?

Какими вы должны быть?

Беседа, игра

Куклы, расческа

Знать назначение расчески, уметь ей пользоваться

2

Я опрятный

Посредством худ. литературы прививать детям навыки культуры и культурно гигиенические навыки

Воспитывать потребность в аккуратности, умение следить за собой

Развивать речь, память, внимание

Две куклы(нарядная и чумазая)

Чем отличаются куклы?

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», беседа по прочитанному

Выводы детей

Беседа

2 куклы

Уметь делать выводы

3

Викторина

Закрепить полученные навыки и умения

Воспитывать культуру общения и поведения

Развивать речь, память, внимание, мышление

Загадывание загадок

Чтение отрывков из стихотворений

Разрешение разных ситуаций

Чтение потешек

Беседа

Книги

Применять полученные знания в жизни

Источник