Нравственное развитие ребенка с зпр

Нравственное развитие ребенка с зпр thumbnail

Валерия Солосенкова
Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР

Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

— недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

— семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.

Задача духовно-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания, так как социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоением социальных норм поведения. Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Исследователи отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.

Дети не видят главных признаков «хороших и плохих» поступков. Они редко могут договариться между собой, почти не проявляют чувств товарищества и взаимопомощи. Все это говорит о низком уровне развития коммуникативных навыков и социализации детей с задержкой психического развития.

Также у детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.

Поэтому работа педагогов ДОУ должна быть нацелена на создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих формировать у детей с ЗПР умения ориентироваться в социальной среде, формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать, формирование духовно-нравственных качеств личности.

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства.

С самого рождения дети с нарушениями развития имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. Наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, неполноценности, психологической и физической боли. Это усугубляет оторванность ребенка от окружающего мира и впоследствии может проявиться в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Поведение дошкольников с ЗПР не соответствует возрасту и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуации; размытость нравственных норм; видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение; становление нравственности в сторону ее прагматичности.

В силу ослабленного психического и эмоционально-волевого развития (инфантилизма, неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с ЗПР, как правило, прибегают к более доступным, то есть девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство, бродяжничество). Это, в свою очередь, приводит к тому, что они стремятся подчиняться влиянию взрослых правонарушителей. Соответственно, подобное поведение будет негативно сказываться на формировании положительных сторон личности, на совершенствовании собственного «Я» ребенка и на развитии нравственного идеала, а также нравственных чувств.

Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. При любом направлении работы с детьми, имеющими задержку психического развития, не стоит забывать, что этот затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для развития всех сфер личности, в том числе и нравственной сферы, и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Помощь ребенку с отклонениями в развитии – это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методиста лечебной физкультуры, психолога, но это, прежде всего, огромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выгосткий. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

2. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие /Н. А. Деревянкина. — Ярославль, 2003

3. Козловская, Н. А. Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника [Текст] / Н. А. Козловская, И. С. Морозова // Интеграция образования. – 2007. – № 3/4. – С. 182–187.

4. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст]: дис. на соиск. ученой степ. доктора психологических наук / Мельникова Нина Васильневна. — Курган., 2009.- 352с

5. Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние [Текст] / Е. В. Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. –119 с.

6. Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм [Текст]: Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., 1977. с. 59—108.

Источник

Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. А процент этих детей увеличился в 2 – 2,5 раза. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  • недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов

Задача духовно-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания, так как социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоением социальных норм поведения. Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Исследователи отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.

Особенностями  межличностных  отношений  младших  школьников  с  ЗПР  являются:    коммуникативных  навыков,  агрессивность,  неадекватное  поведение,  тревожность  и  застенчивость,  неудовлетворенное  притязание  на  признание.  Результаты  исследования  нравственных  качеств  детей  младшего  школьного  возраста  с  ЗПР  показали,  что  у  испытуемых  нет  достаточного  накопления  социального  опыта,  преобладает  внешняя  регуляция  деятельности  и  отношений, представление о нравственных нормах носит размытый характер; дети оценивают поведение как положительное или отрицательное (хорошо – плохо, правильно – неправильно), но свою оценку не мотивируют и нравственную норму не осознают. Они затрудняются в правильной оценке своего поведения и поведения других детей. Дети с ЗПР неадекватно оценивают некоторые ситуации, к отрицательному поступку они дают комментарий «хороший». Дети не видят главных признаков «хороших и плохих» поступков. Они редко могут договариться между собой, почти не проявляют чувств товарищества и взаимопомощи. Все  это  говорит  о  низком  уровне  развития  коммуникативных  навыков  и  социализации  детей  младшего  школьного  возраста  с  задержкой  психического  развития.

Читайте также:  Чем занять ребенка в 3 года для развития речи

Но даже использование усвоенных моральных норм зависит от ситуации и от личного опыта. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Также у детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.

Поэтому моя работа  нацелена  на  создание  педагогических  и  социально-психологических  условий,  позволяющих  формировать  у  младших  школьников  с  ЗПР  умения  ориентироваться  в  социальной  среде,  формирование  коммуникативной  культуры,  развитие  умения  общаться  и  сотрудничать,  формирование  духовно-нравственных  качеств  личности.

Мною были определены  такие необходимые  педагогические  условия,  которые  предполагают:  организацию  совместной  социально  значимой  деятельности  детей,  направленной  на  формирование  коммуникативных  навыков;  использование  педагогических  технологий,  характеризующихся  эмоционально-игровой  окрашенностью,  прикладной  направленностью  и  основанных  на  подражательно-исполнительских  и  творческих  видах  деятельности.

При анализе каких–либо ситуаций я очень часто использую обыгрывание этих ситуация, что бы ребята стали действующими героями. Игровая форма выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Такая деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо из персонажей. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Это очень необходимо некоторым моим ученикам.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.

Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений.

Они связаны с правильной оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.

Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.

Дети принимают участие в конкурсах рисунков и поделок. Здесь нужно учитывать то, что характерным для данной категории детей является несформированность технических навыков рисования, неловкость движения рук. Но им очень нравится учавствовать в таких мероприятиях.

Следует с особой тщательностью подходить к отбору книг и иллюстраций в детскую библиотеку. Необходимо следить, чтобы книги выглядели опрятно, иллюстрации были доступны восприятию и выполнены на высоком художественном уровне.

Педагогам хорошо известно, что дети любят многократно слушать знакомое и любимое произведение (особенно дети младшего дошкольного возраста). Для поддержания интереса к книге и развития целенаправленного и устойчивого восприятия зрительного образа, необходимо выставлять в книжном уголке хорошо знакомые детям книги, которые проиллюстрированы разными художниками. Учить детей рассматривать и сравнивать иллюстрации.

Необходимо как можно чаще читать детям произведения народного творчества и произведения, написанные в стихотворной форме. Эти произведения особенно способствуют развитию чувства языка, учат получать эстетическое наслаждение от поэтических образов.

Принимали участие в конкурсе стихов «Наша гостья зима». Это дает возможность ребятам почувствовать себя такими как и другие школьники, помогает им адаптироваться в школьной жизни.

Иногда я даю им задание, представить себя иллюстраторами и сделать рисунки к произведениям, которые мы изучаем на уроках литературного чтения и затем организуем выставку. Это развивает и мелкою моторику рук, и учит передавать с помощью цветовой гаммы своё эмоциональное отношение к произведению, своё настроение, развивает умение оценивать работу, а также дает возможность лучшего понимания произведения.

Отдельно хочу остановиться на сказках. Ведь они оказывают огромное влияние на детей, они хорошо воспринимаются и усваиваются ими. Сказки несут в себе глубокую мудрость. Она является одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию.

Содержание сказок вызывает интерес детей, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения.

Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев – о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность, как умение прислушиваться к взрослым, обращаться с людьми с почтением, помогать друг другу, не помнить зла, заключается почти в каждой сказке. Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.И поэтому в своей работе я использую сказкотерапию. Особенно ребятам нравятся сказки про лесную школу. Там на примере поведении маленьких животных они усваиваю правила поведения в школе, в обществе, за столом, между собой. Они даже в некоторых персонажах узнают себя или кого-либо из одноклассников. Так как у некоторых детей не сформированы правила поведения за столом, часты в речи грубые слова.Анализирую поведение сказочных персонажей, делаем выводы.

В своей практике воспитательной работы  я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой , благополучной  семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей. Привлечение родителей расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей — это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

А для детей моего класса это особенно важно. Это и праздник ко Дню матери, новогодний утренник, праздник к 8 марта. Дети удивляли гостей совершенно неподдельным желанием показать все свои таланты, способности и умения. Для каждого родителя, очень важно успехи его ребёнка, но для родителей моего класса, это имеет особенное значение. Ведь даже самый маленький прогресс это огромный успех. На этих праздниках дети рассказывают стихи, поют песни, показывают театрализованные представления. А многие из детей имеют недоразвитие речи, а также особенности их психического состояния требуют от них очень больших усилий.

О духовно-нравственном воспитании детей с задержкой психического развития можно говорить много, но нельзя забывать о необходимости медикаментозного лечения, которое включает сочетание стимулирующего и седативного лечения.

Читайте также:  Какие нормы развития ребенка до года

Большое значение имеют водные процедуры, массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия.

Помощь ребенку с отклонениями в развитии – это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методиста лечебной физкультуры, психолога), но это, прежде всего, огромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Чугунова В.В.

1

Кисова В.В.

1

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Образовательная работа с детьми в детских садах направлена на обеспечение условий, открывающих каждому ребенку возможность для его дальнейшей социальной адаптации в окружающем мире, с учетом усвоенных нравственно-этических норм и правил, а также с опорой на сформированные нравственные качества, обеспечивающие применение этих правил в повседневной жизни. В связи с этим необходимо как можно раньше знакомить дошкольников с нравственными представлениями, чтобы формировать у них умение следовать этим нормам в собственном поведении. Формирование нравственного поведения у дошкольников с задержкой психического развития является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме.
В данной статье обсуждается проблема развития нравственного поведения у детей с задержкой психического развития. Дается обзор основных исследований по изучаемой тематике. Анализируются основополагающие исследования нравственного поведения в отечественной и зарубежной психологии. Рассматриваются результаты сравнительного изучения особенностей формирования нравственного поведения у дошкольников с задержкой и нормой психического развития. Делаются выводы о специфике нравственного поведения у детей с данным видом дизонтогенеза. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

нравственное поведение

дошкольники

задержка психического развития

личность

нравственно-этические нормы

1. Акуленко Г.И. Сущность и моральная оценка поступка. – М.: Владос, 2010 – 197с.

2. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. — М. : Мысль, 1985. — 158 с.

3. Белопольская Н.Л., Клейменова Н.П. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 2011. -№ 2. — С. 36-43.

4. Богданова О.С. Беседы о нравственном воспитании. — М.: Просвещение, 1999.

5. Буре Р.С. Дошкольник и труд. – М.: Наука, 2015. – 324 с.

6. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1999. — № 1. — С. 18-24.

7. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.

8. Гусейнов А. А. Введение в этику М.: Изд-во Московского ун-та, 1985 — 208 с.

9. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. — 77 с.

10. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984. – 256с.

11. Кузина А.С. Развитие нравственной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». 15 февраля – 31 марта 2013 года // Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/127/2658.

12. Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с задержкой психического развития. – М.: КАРО, 2008 – 288с.

13. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.: Компенс-центр , 1993. – 198с.

14. Семенова Л.Э., Шашкина Н.П. Гендерная специфика некоторых аспектов морального развития старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2015 — № 5. — С. 37-49.

Проблемой нравственного воспитания и развития личности интересовались ученые и исследователи на протяжении долгого времени. Многие исследователи указывали на то, что нравственное поведение является не результатом следования определённым нормам и правилам поведения, а является внутренним состоянием человека, которое формируется в процессе работы над собой.

Нравственное поведение представляет собой личностное образование, в котором определенные формы поведения индивида соотносятся с моральными нормами и принципами общества. В психологии особенности нравственного поведения, его суть, способы формирования и результаты, принято изучать с точки зрения деятельностного подхода.

Единицей нравственного поведения служит действие, ориентация которого направлена на социальное окружение или события. Совокупность подобных действий формирует способы поведения, которые являются сутью нравственных поступков. Совокупность нравственных поступков определяет направленность нравственного поведения индивида. Вместе с тем, способы поведения не единственные составляющие нравственных поступков, в них также входят намерения индивида, его мотивы, нравственные решения и результаты, полученные в ходе действий.

Ряд авторов, например, такие как Г.И. Акуленко [1], С.Ф. Анисимов [2], Л.С. Выготский [7], А.А. Гусейнов [8], сходятся во мнении о существовании связи между процессом формирования нравственного поведения и освоение основных норм и правил поведения социума, выбор в пользу нравственного поступка является добровольным и осознанным актом. Иначе говоря, нравственный поступок индивида «создается» не только на основе информации полученной извне, но и на основе «внутренней» позиции – своих чувств, мнений и ощущений.

Таким образом, учитывая все вышеприведенные определения, мы приходим к выводу, что нравственное поведение представляет собой способность делать свободный, но осознанный нравственный выбор и практически его реализовывать. Нравственный поступок совершается по отношению к другим индивидам или предметами действительности. Нравственный поступок основывается на принятых в обществе нормах морали и поведения, ориентируясь не только на правила, но и на собственные убеждения, знания и ощущения.

Помимо этого, в состав поступка включают еще и нравственное решение, принятое на основе анализа ситуации межличностного взаимодействия и определения тактики его практической реализации.

Поступок характеризуется тем, что человек способен осознанно ставить цель, выбирать необходимые средства и действовать. При этом цель может быть одна, а средства ее достижения разные. В зависимости от того, какие средства будут выбраны, может измениться и оценка результата поступка. Поступок не отождествляется с действиями, его состав шире. Прежде всего, он направляется теми или иными мотивами, отражающими отношение личности к нормам, автору поведения, самой ситуации взаимодействия.

В процессе воспитания и обучения, которое направлено на формирование нравственной личности, индивид приобретает необходимые ему качества и умения, с помощью которых формирует свои нравственные представления. К этим качествам относятся осознанность, устойчивость, целенаправленность.

Большинство необходимых человеку умений и навыков формируется в дошкольный период. Дошкольное детство является одним из основных этапов становления нравственного поведения. Поэтому важно изучать процесс формирования, условий развития нравственного поведения, способы и методы его развития с дошкольного периода. Это поможет не просто изучить, но и понять в каком направлении двигаться в процессе формирования нравственной личности.

Формирование нравственного поведения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме. Вследствие ограниченных возможностей психоречевого развития детей с ЗПР у них отмечается ряд специфических особенностей развития социального поведения в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Ребенку старшего дошкольного возраста с ЗПР трудно регулировать свое поведение, их социальное поведение отличается ситуативностью, недостаточно сформированными представлениями о нравственных качествах человека, слабой ориентировкой в нравственно-этических нормах. Это нацеливает ученых-исследователей на поиск наиболее эффективных направлений и форм коррекционно-педагогической работы по формированию нравственного поведения старших дошкольников с ЗПР.

О.С. Богданова [4] формулирует педагогическое правило: «нравственные представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми».

Читайте также:  Логопедические игры для развития речи ребенка

Вопросами нравственного воспитания интересовали достаточно многие видные ученые, как зарубежные, так и отечественные. Одной из них была отечественный ученый, которая занималась изучением дошкольной психологии и педагогики – Р.С. Буре [5]. По ее утверждению, нормы нравственного воспитания являются не врожденным качеством, а приобретенным. Все индивиды приобретают их в процессе воспитания, иначе говоря нравственные нормы и правила прививаются человеку в процессе его взаимодействия с социумом. Важную роль, при этом, играют различные социальные и экономические факторы, в которых находится ребенок. В число этих факторов включают социальное положение семьи, экономическое благосостояние, полнота семьи, атмосфера, окружающая ребенка и прочее.

Проведя анализ литературы по проблеме исследования можно выделить условную возрастную периодизацию, в период которой начинается формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста. Периодизация отображает основные характеристики формирования нравственного сознания, учитывающих индивидуальные особенности детей:

– 3-4 года – в этом возрасту у детей еще нет четких представлений о нравственности, их нравственные чувства и эмоции неопределенные, отношения с другими людьми нестабильны, наблюдается размытость моральной мотивации. Этот этап характеризуется диффузным состояние нравственного сознания.

– 4-5 лет – нравственные категории в сознании и понимании детей этого возраста еще недостаточно четкие и не дифференцированы, представления о «добре» и «зле», о том, что такое хорошо, а что плохо еще достаточно поляризованы (иначе говоря, есть только «черное» и «белое»). Присутствует нестабильность в нравственном выборе и отношении. Наблюдается общая нравственная недифференцированность.

– 5-7 лет – у детей в этом возраста проявляется способность разделения нравственных понятий, основываясь на их структуре, в этом возрасте дети уже достаточно точно могут дифференцировать нравственные качества; обладают способность к совершению положительного нравственного выбора. Этот этап можно охарактеризовать как структурированный и обладающий целостностью начальный этап нравственного сознания.

Детское сознание понимается как «сознание» и является комплексом знаний вкупе с иными важными составляющими. К этим составляющим причисляют: совокупность чувств и эмоций, переживаний, душевные порывы и намерения, которые отражены в мысленных действиях. Другими словами, это «Я», в которое включено знание, отражающее переработанные наборы значений. Диалектическое соединение значений, смыслов, нравственной активности, нравственной устойчивости и т. д. способствует обеспечению целостности личности дошкольника.

Эмотивная составляющая начал нравственного сознания детей, представленная его чувственной тканью, развивается от общей чувственно-положительной окрашенности нравственно-направленных действий, поступков, намерений к более или менее полному осознанию нравственных чувств и эмоций как собственных, так и других людей.

По этой причине можно говорить о том, что существует специфичные этапы процесса формирования нравственного сознания детей дошкольного возраста, которой может соответствовать адекватная классификация в соответствии с целенаправленным его формированием. Первый этап состоит из прояснения основ нравственного сознание, на котором проясняются и уточняются нравственные представления дошкольников, происходит обогащение и коррекция этих представлений. На первом этапе также можно стимулировать проявление некоторых нравственных чувств и эмоций. Второй этап заключается в развитии нравственного сознания, которое заключается в переходе от одного нравственного понятия к другим и раскрытию этих понятий (например, через раскрытие и структурирование понятия «добрый человек» ребенок понимает такие качества как «доброжелательность», «отзывчивость», «заботливость» и др.). Далее развитие основ нравственного сознание взаимосвязано с пониманием таких явление, которые относятся к морали и этике – например, «добро», «зло» и др. Этот этап помогает дошкольникам не только узнать о нравственных качествах, но и понять их, осознать и принять.

Третий этап заключается в том, что происходит последовательное и систематическое уточнение понятий и представлений детей-дошкольников о правилах и нормах морали. Всем определениям на этом этапе придается отчетливость, они «оформляются», становятся более упорядоченными, проясняются (если были искажены в восприятии детей). Этот этап, на основе имеющихся знаний и представлений у детей, позволяет в достаточной мере углубить и расширит имеющиеся понятия и представления, перейти на следующий уровень. Более высокий уровень заключается в овладении основными понятиями не только в узком смысле, но и в более широком, общечеловеческом понимании.

Анализ литературы по проблеме нравственного поведения дошкольников с ЗПР обнаружил малую изученность данного вопроса в специальной психологии и коррекционной педагогике. Проблема нравственного развития, нравственного сознания и поведения детей с ЗПР в разной мере освещалась в исследованиях отечественных психологов Н.Л. Белопольской [3], Е.А. Винниковой [6], Э.И. Кякинен [12], И.Ф. Марковской [13] и др. Авторы отмечают, что нравственная сфера детей с ЗПР имеет ряд особенностей в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Эти особенности проявляются в ситуативности поведения ребенка, слабой ориентировке детей в нравственно-этических нормах, что ведет к нереализованным возрастным возможностям в нравственном становлении ребенка и не может не отражаться на формировании его личности. Эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем недостаточно адекватно, некритично, часто инфантильно. В связи с этим проблема социализации детей с ЗПР приобретает особую актуальность.

Авторы Л.Э. Семенова, Н.П. Шашкина [14] сделали сравнительное исследование нравственных ориентиров, изучили нравственное поведение детей в его вербальном и невербальном проявлении. В своем исследовании они обратили внимание на детей с нормальным развитием и детей с задержкой психического развития. В ходе анализа полученных данных они указывают на опосредованность формирования нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста на основе гендерных различий.

Н.А. Деревянкина [9] указывает в своей работе, что у детей с ЗПР отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

А. С. Кузина [11] приводит в своей работе точку зрения М. Вагнеровой о том, что у детей с ЗПР зачастую отсутствует правильное понимание социальной роли и положения, отмечается недостаточная дифференциация лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Анализ результатов исследования, проведенный Е.С. Слепович, Е.А. Винниковой [6], показал картину морального поведения, соответствующую второму переходному этапу, так называемому феномену рассогласования вербального и реального поведения. Старшие дошкольники с ЗПР, дети-сироты, владеют знаниями об элементарных социальных нормах поведения, однако в основном используют их при вербальном поведении, а в реальном поведении очень часто нарушают социальные нормы. Основной причиной рассогласования являются особенности мотивации детей, которая изменяется при переходе от вербального к реальному плану действий. Вербальное поведение характеризуется тем, что отсутствует реальный соблазн, склоняющий ребенка к нарушению правила. Мотив нормативного поведения в вербальной ситуации достаточно силен. В реальном конфликте уменьшается воздействие мотива нормативного поведения и появляется крайне сильный мотив нарушения правила. Эта картина соотносится с тем, что наблюдается в дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что моральное поведение старших дошкольников с ЗПР не просто соответствует раннему возрасту нормально развивающихся детей, а отличается определенными специфическими особенностями. Представление о социальных нормах у старших дошкольников с ЗПР носит размытый характер. Причем аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые. Функционирование моральных норм тесным образом зависит от характера ситуации, в которой они используются (конкретность