Нравственное развитие ребенка через творческое развитие

Нравственное развитие ребенка через творческое развитие thumbnail

Наталия Балашова
Духовно-нравственное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности

В настоящее время проблема духовно–нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. Поэтому необходимо создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Я пробую решить эту проблему, используя средства художественно– эстетического направления. «Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее». [1,с. 5]. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы взрослые, должны окружать его любовью и красотой. Неисчерпаемым источником такой красоты является искусство – живопись, театр, музыка, литература. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально–творческое начало. Оно также связано с нравственным воспитанием. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение, фантазию. «Роль искусства трудно переоценить как в отношении общего психического развития ребенка, так и его гармоничного личностного становления». [2, с. 3].

Самый верный путь приобщения к искусству – это постоянное общение с ним.

Для решения этой задачи я разработала проект «Путешествие в мир прекрасного».

Цель проекта помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой и русской культуры, приобщение ребенка к красоте, воспитание способностей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, создавать его в собственной творческой деятельности, развитие духовного мира детей на основе познания искусства. А так же воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.

Я провожу с детьми беседы об изобразительном искусстве. Например: «Что такое изобразительное искусство», «О красоте в жизни и искусстве», «О живописи», «Что я умею и люблю рисовать», «Красота природы рядом снами», «Художник и его картина» и др. Знакомлю детей с художниками в доступной для них форме – читаю сказки о художниках. («Сказка о грустном художнике», «О лесном художнике» и др.). Я знакомлю детей с такими художниками как И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Поленов, И. Айвазовский, А. Куинджи, В. Васнецов, И. Грабарь, М. Врубель. Устраиваю детям выставки репродукций картин. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Начинают другими глазами смотреть на то, что нас окружает, замечать красоту (или непривлекательность) в том, мимо чего раньше проходили равнодушно. «Каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества. Научить детей сопереживать художнику – значит научить их понимать искусство. Одним из наиболее доступных детям жанров живописи является пейзаж: художник – пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое или грустное и тревожное. Пейзажист находит красоту не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном; прекрасное, поэтическое видит в самом непритязательном и простом» [3,с. 70]. Для показа подбираю разные по настроению, содержанию и манере исполнения пейзажи. Во время беседы использую художественное слово. Читая детям стихи русских поэтов, приучаю их слушать и воспринимать высокую поэзию. Поэтические тексты помогают ярче воспринимать и глубже осознавать картины природы. Мы рисуем с детьми по стихотворениям С. Есенина, А. С. Пушкина, рассказывающих о красоте русской природы. Создали газету по сказкам А. С. Пушкина. Провела поэтический вечер «Пушкинская осень», где познакомила детей с биографией поэта, устроила выставку, посвященную поэту, где я и дети читали его стихи.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Я знакомлю детей с работами таких мастеров книжной графики, как Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Рачев. Воспитываю у детей умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов, учу детей осознавать содержание рисунка, обращаю внимание на изобразительные средства, формирую интерес к искусству, знакомлю с выразительными средствами книжной графики, даю простейшие представления о средствах художественной выразительности. Рассматривая иллюстрации в книгах, сравниваем различные иллюстрации к одной и той же сказке. Объясняю детям, что у художников, когда они прочитали сказку, свое видение героев и сюжета сказки, и поэтому у них разные иллюстрации.

Организовываю живописные тематические выставки (по временам года, выставка одного художника, по жанрам живописи и др.). Рассматривая с детьми репродукции картин, стараюсь выяснить, что заметили дети, что им понравилось. Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. У детей формируются основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства, формируется творческая личность, художественный вкус. Через восприятие изобразительного искусства воспитывается нравственное начало.

Читайте также:  Ребенок от 2 до 12 лет сенсорное развитие

Провожу с детьми музыкально–литературные галереи, где дети слушают и читают стихи русских поэтов о красоте русской природы, слушают классическую музыку, рассматривают репродукции картин русских художников. Слушаем в грамзаписи голоса птиц, шум моря и дождя, звуки природы в сочетании с классической музыкой.

Знакомлю детей с произведениями народного декоративно–прикладного искусства. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Это позволяет нашим детям «почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями» [4, с. 3]. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Познакомила детей с дымковской игрушкой, хохломской и Городецкой росписью. Дети с удовольствием украшают игрушки дымковским узором.

Ввожу детей в мир волшебной музыки. Устраиваю вечера классической музыки. Знакомлю с творчеством композитора П. И. Чайковского. Мы слушаем его произведения из цикла «Времена года», «Детский альбом», музыкально– литературные композиции по балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Посетили вместе с родителями музыкальный театр, где посмотрели балет «Щелкунчик». Совместно с родителями и детьми посещаем органный и концертный зал, где дети знакомятся с музыкальными инструментами и погружаются в мир волшебной музыки.

Знакомлю детей с музеем. Для этого привлекаю родителей. Мы вместе с родителями посетили наш музей имени М. Врубеля по темам «Здравствуй музей», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Мы такие разные. Портрет». Создали в группе мини–музей. Родители приняли активное участие в его создании. Я с детьми проводила тематические беседы, например «Для чего нам нужен музей», «История вещей» и т. д. Затем дети зарисовывали понравившиеся предметы. Так же родители создали совместно с детьми газеты «Музеи мира». Устраиваю тематические выставки, посвященные музеям им. М. Врубеля, Русскому музею и Третьяковской галерее. Знакомя детей с музеем, способствую формированию уважительного отношения к прошлому, к своей стране, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны.

Знакомство с изобразительным искусством неполноценно без самостоятельного детского творчества. Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное». Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Поэтому я создала творческую мастерскую «Мы художники», где мы рисуем с использованием элементов нетрадиционной техники рисования. «Нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к действительности» [5, с. 3].

Подводя итог проделанной работы, я отмечаю, что знакомство детей с разными видами художественно–эстетического воспитания способствует духовно– нравственному развитию детей.

Использованная литература.

С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;

К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;

С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;

О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»;

Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования».

Источник

Татьяна Моисеенко
Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно – эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему моего выступления «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».

Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Читайте также:  Развитие 14 месяцев ребенку развитие

Сущность художественно-эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.

Существуют различные определения понятия “художественно-эстетическое воспитание”:

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.

Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в нравственном, духовном и интеллектуальном.

Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности. Нашу группу посещают дети от 2,5 до 4 лет. На этом возрастном этапе происходят следующие изменения:

• дети овладевают сенсорными эталонами, которые помогут им освоить цвета, формы, размеры. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства и получать потом от этого удовольствие.

• обогащается содержание творческой деятельности.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в нашем дошкольном учреждении, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия, как: музыкальное, чтение художественной литературы, рисование, аппликация, лепка, конструктивная деятельность. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.

Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Таким образом, художественно – эстетическое воспитание действительно занимает важное место в развитии нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возрастаНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитиеНравственное развитие ребенка через творческое развитие

b][/b]

Источник

Анастасия Мустафакулова
Нравственное воспитание и развитие творческих способностей с помощью сказки у детей младшего дошкольного возраста

Тема: Нравственное воспитание и развитие творческих способностей через сказку у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, составляющего основу творческой деятельности. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах сказочных героев. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях запада наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное.

Тем самым возникла необходимость решить следующие задачи:

1. Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие –не согласие) Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни.

Читайте также:  Сенситивные критические периоды развития ребенка

2. Знакомство детей с творчеством художников, иллюстраторов, учить замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов в картинах и иллюстрациях к книгам.

3. Самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;

4. Дать возможность детям выразить свое отношение к сказочному произведению делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок; использовать разнообразные технические приемы рисования красками;

Все дети любят сказки. Сказка приходит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, она становится для ребёнка постоянным спутником, сказочные герои живут рядом с детьми. «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», становятся неотъемлемой частью жизни наших детей. И чем же привлекают малыша сказочные герои? Своей непосредственностью, искренностью, чистотой, так как детская душа открыта и вмещает в себя все эти чувства. Дошкольникам свойственно верить всему, о чем они узнают из сказочных историй, дети в этом возрасте необычайно доверчивы, и «по – настоящему» слышат голоса животных, которые «говорят» в сказках. Взрослый должен максимально использовать все вербальные и невербальные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты, чтобы привлечь ребёнка, и вместе с ним перенестись в сказку, и окунуться в среду чудесных превращений.

Приступая к работе развития творчества через ознакомления детей со сказкой и сказочными образами, актуальны формы и методы применяющиеся в работе:

• Чтение сказки ;

• Обсуждение поведения сказочных героев причины их успеха и не удач;

• Рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство с художниками, рисующими сказочные картины;

• Обсуждение образов сказочных героев, художественных средств для выделения главных черт;

• Театрализованное исполнение сказок;

• Выставки рисунков детей по мотивам сказок;

• Проведение творческих выставок изготовленных совместно с родителями по мотивам сказок.

Под влиянием сказок, дети постепенно раскрывают свои творческие способности и нравственные качества. Для того что бы дети могли выразить свое отношение через рисунок к той или иной сказочной теме у них уже имеется определенный опыт рисования.

Первая сказка, которую иллюстрируют дети — «Колобок». Мною предлагается нарисовать шубки (шерстку) разным сказочным героям задать детям вопрос: Чем мы будем рисовать шубку зайке (ватной палочкой, губкой, пальчиками или бумажными брусочками, почему мы будем рисовать шерстку зайке «пальчиками», а не брусочками, потому что шерстка у него гладкая, пушистая, потому, что зайчик добрый. В последующем собрать рисунки и обыграть сказочных персонажей. Для закрепления материала в свободное время мы играем в дидактическую игру «Перспектива» в процессе которой вспоминаем, что предметы которые находятся поближе к нам они выглядят крупнее, а расположенные подальше — поменьше.

Рассматривая иллюстрации к сказке «Колобок» художника Е. Рачева внимание детей обращается на сказочных зверей, которые одеты как люди в разные одежды, цветовое заполнение иллюстрации. Мои вопросы строятся на основе увиденного материала: «Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой? Как выглядела иллюстрация, если небо было бы нарисовано темно-синей краской? Что находится вокруг сказочных героев?» Дети приходят к выводу, что пространство листа заполнено полностью, нарисованы не только главные герои, цвет берется не случайно, а служит средством выразительности. Затем на фланелеграфе дети самостоятельно разыгрывают сказку.

На следующем занятии рисунки вновь раздаются детям для внесения дополнений к своей работе по желанию ребенка. Дети с удовольствием дорисовывают свои рисунки, отмечают, что их работы стали ярче, выразительнее, интереснее. Тем самым мы заканчиваем работу над сказкой «Колобок».

Сделав для себя практические выводы, я поняла, что приемы обучения характерные для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения, моделирование и др., важны на занятиях, и творческого, и обучающего характера. Необходимо оказывать помощь детям, затрудняющихся в выборе героев и сюжета сказки.

Согласно новым требованиям по ФГТ отдельным блоком была построена работа детского сада по ознакомлению со сказками. Дети смотрели мультфильмы «Заюшкина избушка», «Сказка Маша и медведь», «Рукавичка», читали книги и рассматривали иллюстрации художника В. Конашевича. Были прослушаны музыкальные произведения «Два веселых гуся» .

Следующим блоком по ФГТ было выбрано направление: формирование чувства патриотизма у ребенка, воспитание любви к месту где родился и живешь, уважение к традициям и обычаям народа, его истории, и приобщение к культуре родного края.

Подводя итог моей работе по теме «Нравственное воспитание и развитие творческих способностей через сказку»видно, что творческие способности детей значительно улучшились, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Дети научились передавать художественный образ, используя все средства выразительности, такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка. Так же нами проводилось родительское собрание: «Нравственное воспитание через сказку»; Оформление фотовыставки по изо деятельности; Инсценировка сказки: «Колобок».

Источник