Нравственное развитие ребенка 6 лет

Нравственное развитие ребенка 6 лет thumbnail

Надежда Коновалова
Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет

Проблеме нравственного развития ребенка посвящено много работ выдающихся психологов и педагогов. По утверждению И. Г. Корниенко система моральных отношений формируется на протяжении всей жизни, а начинается тогда, когда ребенок вступает в разные по содержанию и организации формы общения со взрослыми и ровесниками [22, С. 2 — 10].

Моральное развитие — уровень усвоения представлений о нравственных норм, сформированности нравственных чувств и нравственного поведения

Нравственное воспитание — это одно из важнейших направлений воспитания, который заключается в целенаправленном формировании морального сознания, развития нравственного чувства и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологии.

Нравственное воспитание осуществляется на национальной почве путем усвоения национальных норм и традиций, богатой духовной культуры народа, тех моральных норм и качеств, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе, согласование действий и поступков людей. Такими нормами являются,прежде всего: любовь к родителям, к родине, к родному языку; правдивость и справедливость, трудолюбие и скромность; готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей; благородное отношение к девушке, женщины, матери, бабушки; умение везде и всюду действовать благородно, обнаруживать другие добродетели.

С. Русова нравственное воспитание дошкольников рассматривала как гармонию индивидуальной свободы и коллективного порядка. Русова утверждала, что ребенок не очень экспансивен, он слишком чувствителен и часто скрывается от других со своими переживаниями; к нему надо подходить с лаской, привлечь его к себе уважением к его индивидуальности, надо возбудить его интерес, тогда окажется его талантливый нрав и отзовется глубокая чувственность. На такой труд способны гуманистически настроенные педагоги.

В разработку проблемы нравственного воспитания весомый вклад внес известный педагог В. Сухомлинский. Он считал необходимым как можно раньше ознакомить детей с морально-нравственными основами нашего общества, сформировать положительное к ним отношение, вызвать обостренный интерес к понятиям добра и зла, организуя воспитательный процесс так, чтобы участие, искренность, сопереживание, сочувствие, человечность проявлялись в деятельности.

В. Белоусова рассматривала духовно-нравственное воспитание как специально организованную межличностную взаимодействие педагога с воспитанником на основе норм и принципов гуманизма. Под гуманизацией воспитания педагог понимала очеловечивание отношений, что обеспечит морально-эмоциональную атмосферу взаимного понимания, уважения и заботы о другом, бескорыстного отношения к каждой личности не как к средству достижения собственных интересов, а как к цели. В этом случае другой воспринимается как высшая жизненная ценность, вызывая адекватное восприятию отношение к себе.

Г. Бурый была разработана теория и методика нравственного воспитания на всех видах занятий, доказана возможность формирования морально-волевых качеств у детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Комплексный характер проведенного исследования позволил автору обосновать коллективный характер деятельности детей в организованной образовательной деятельности (ООД); выделить различия в структуре деятельности детей в зависимости от задач ООД, его содержания, возможностей объединения дошкольников вокруг общих задач; разработать технологию организации педагогического процесса ООД.

Современные отечественные исследователи (И. Бех, С. Анисимов и др.) считают, что для нравственного воспитания личности необходим комплексный влияние на личность, который предполагает формирование в единстве с моральным сознанием, нравственных чувств и поведения.

Научная педагогическая мысль сосредоточивалась на исследовании следующих проблем: нравственное воспитание в процессе ознакомления детей с окружающей действительностью (Есть. Радина); связь нравственного и умственного воспитания на материале ознакомления с трудом взрослых (Г. Лескова); нравственное воспитание в игре (Д. Менджерицька, Г. Жуковская, Ф. Левин-Щирина); воспитательное значение трудовой деятельности детей дошкольного возраста (Из. Борисова, Л. Порембська); воспитание коллективных взаимоотношений детей (В. Нечаева, А. Булатова, Т. Маркова и др.).

Поэтому, в нашем определении, нравственность несет в себе моральные ценности и идеалы, отражающие уровень развития отдельного человека и народа в целом. Будучи ядром личности, нравственность определяет характер жизненной позиции человека и результаты ее деятельности.

Типовая программа дошкольного образования «Развиваем личность» представляет нравственное воспитание в содержательном разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Он предполагает формирование у детей навыков социально признанного поведения, умение ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, готовности сопереживать и сочувствовать другим. Благодаря общению со взрослыми, как носителями общественно-исторического опыта человечества, у ребенка появляются интерес и умение понимать других, участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, объединять с ними свои усилия для достижения общего результата, оценивать собственные возможности, уважать желания и интересы других людей. Взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождение ребенка в человеческий социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества [5].

Задачи духовно-нравственного воспитания: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс с использованием разнообразных форм взаимодействия взрослого и ребенка, гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В системе национального воспитаниядошкольников среди других задач выделяют:

воспитание гражданской и социальной ответственности;

• вооружение знаниями о приоритетах общечеловеческих ценностей, ознакомление с проблемами, которые приобретают жизненное значение для судеб цивилизации, готовности жить и действовать по принципам гуманизма;

• овладение народной моралью, этикой;

• ознакомление с семейной педагогикой;

воспитание уважения к отцу, матери, бабушке, дедушке, своего рода.

Духовно-нравственное воспитание предполагает разнообразные влияния на мысли, чувства, социальную практику индивида, его самосовершенствование.Этот процесс сочетает в себе такие особенности:

целеустремленность (заключается в четкой очередности целей педагогических воздействий);

многофакторность (предполагает учет всех факторов, которые играют существенную роль в процессе воспитания);

удаленность во времени результатов работы (воспитание является длительным процессом, результаты которого не могут быть достигнуты сразу);

непрерывность (заключается в систематичности взаимовлияний воспитателя и воспитанника);

определяющая роль педагога (педагог должен быть моральным образцом для ребенка);

целостность (предполагает внутреннее единство всех воспитательных средств и воздействий по формированию нравственной культуры человека).

Источник

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2602/ (дата обращения: 26.04.2020).

Формирование
основных моральных качеств человека можно сказать, что уже начинается
в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот
процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Необходимо с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких
принципов моральных качеств

В дошкольном возрасте
ребенок под руководством взрослых приобретает первоначальный опыт
поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя
деятельностью детей, педагог (воспитатель) формирует у них такие
важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и
уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей,
желание посильно помогать им, активность и инициативу в
самостоятельной деятельности ребенка.

Исследования советских
ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими
возможностями для нравственного воспитания детей: в различных
развивающихся видах их деятельности успешно формируются способы
сознательного управления своим поведением, активность и
самостоятельность, интерес к общественному окружению. В
первоначальных объединениях дошкольниками устанавливаются
взаимоотношения, которые под руководством педагога (воспитателя)
воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей
формируются начала коллективизма, возникает чувство дружбы.

Правильное воспитание
предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует
развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может
неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи
нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей
нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения,
нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании детей с первых
лет его жизни большое место занимает формирование нравственных
чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство
привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их
указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков,
огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение
или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ
на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения
близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой
формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших
поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных
переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства
взрослых. В дошкольном возрасте начинает формироваться отзывчивость,
сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к
активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить,
порадовать.

Следует также особо
подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных.
Так, ребенок рассматривал картинку, на которой изображен другой
ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него
кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке
(как это делают родители) и отдает игрушку, с которой только что сам
играл.

В старшем дошкольном
возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей
формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения к
сверстникам и взрослым.

А также в старшем
дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств
воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства
долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за
порученное дело.

Особое значение приобретает
воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине,
уважение к людям других национальностей. Особенностью детей
дошкольного возраста является ярко выраженная способность к
подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность
поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их
нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам.
Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования
нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления
опыта в нравственные привычки. Педагог (воспитатель) формирует у
детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко
взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к
вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения:
привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую
вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо
обращаться с просьбой к другим людям.

В старшем дошкольном
возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе
осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков,
становятся более прочными.

Практическое занятие для
детей старшей группы (5-6 лет)

Стихотворение
П. Воронько «Я носила воду»

Я носила воду, воду

От колодца к огороду.

А потом носила в сад,

Поливала десять гряд.

И на грядках –
погляди-ка!

Нынче выросла
клубника.

Спелых ягод я нарву,

Всех подружек созову!

Педагог
(воспитатель). Как можно назвать эту девочку? Какая она?
(трудолюбивая) А еще как? (добрая, у нее есть друзья, она с ними
поделилась клубникой) Какое имя мы придумаем этой девочке?

Стихотворение А. Барто «Я
лишний»

Окапывая вишни.
Сергей сказал:

— Я – лишний.

Пять деревьев.

Пять ребят –

Я
напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни.

Сергей выходит в сад,

— Ну, нет, теперь ты

Лишний! –

Ребята
говорят.

Педагог (воспитатель). А
что можно сказать про Серёжу? Какой он? (ленивый, не любит работать).
Как он повел себя, когда поспели вишни? (он вышел в сад с ребятами,
ему не стыдно есть вишню вместе со всеми, хотя он не работал.) Похож
ли Сережа на девочку из стихотворения «Я носила воду»? В
этой ситуации можно вспомнить народную мудрость:«Кто не
работает, тот не ест».

Литература:

  1. www.detskiysad.ru

  2. В.И.
    Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.
    Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.

Источник

Развитие нравственных чувств у детей 5-6 лет в процессе игровой деятельности

Рослякова Надежда Ивановна

доктор педагогических наук, профессор

Новоглядова Вера Викторовна

студентка

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

г. Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ: в приведённой ниже статье рассматривается проблема развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: развитие нравственных чувств, дошкольник, игра, воспитание.

На сегодняшний день наша страна, безусловно, переживает, не самый простой период, в котором большой опасностью для всего общества является разрушение личности. На данный момент, существует доминирование моральных ценностей над духовными, что обуславливает своеобразное и искаженное представление у детей о таких понятиях как доброта, милосердие, справедливость, гражданственность, красота и свобода.

Для всех детей дошкольного возраста, безусловно, характерна духовная незрелость и повышенная эмоциональность, что обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы, которая связана с осуществлением нравственного воспитания подрастающего поколения. Кроме того, проблема осуществления процесса формирования нравственных личностных качеств занимает ключевое место во всем широком разнообразии личностных свойств, поскольку ребёнку необходимо обладать рядом качеств, необходимых для жизни в обществе по всем законам нравственности, и, безусловно, данная проблема является одним из основных предметов обсуждения на всех этапах развития педагогической науки [1].

В возрасте шести лет уже довольно ярко выражается направленность личности ребенка, как показателя его нравственного развития, в связи с чем, воспитание нравственных качеств у детей является фундаментом, который способствует формированию широкого спектра сложнейших личностных черт ребенка [2].

Над проблемой развития нравственности ребенка работали, такие выдающиеся ученые как Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Година Г. Н., Жуковская Р. И., Загик Л. В., Запорожец А.В., Козлова С. А., Комарова Т. С., Маркова Т. А., Свадковский И. Ф., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д. и другие специалисты, в трудах и работах которых, отражены все общие закономерности, задачи, содержание, а также различные методы и средства осуществления нравственного воспитания [3].

В рассматриваемой статье мы хотим раскрыть значимость игры для развития нравственных чувств у детей. В период дошкольного детства, игра является основным видом деятельности, посредством которого осуществляется процесс формирования и развития личности. Чтобы сделать игру инструментом воспитания и научить детей способам полноценного общения с окружающими их людьми, необходимо воздействие взрослых на ее содержание.

Нравственное воспитание представляет собой процесс целенаправленного приобщения детей к разным общепризнанным моральным ценностям. Постепенно, спустя некоторое время, ребенок, безусловно, овладевает всем многообразием правил и норм, принятых в современном обществе, в связи с чем, результатом нравственного воспитания принято считать наличие конкретного набора сформированных нравственных качеств [4]. Чем крепче сформированы данные качества, тем выше является оценка нравственности со стороны окружающих людей.

Психолого-педагогическими исследованиями подтверждено, что игра способствует расширению кругозора ребенка, упрочению его интересов, развитию речи и образных форм познания, таких как: образное мышление, восприятие и воображение.

Кроме того, нельзя не оценить значимость игры в усвоении норм поведения и правил взаимоотношений. Однако на этом не заканчивается ее значимость для нравственного развития ребенка. Дошкольник непосредственно сам выбирает, как ему поступить в той или иной игровой ситуации, в этом и заключается свобода игровой деятельности.

В процессе всей жизни ребенка в детском саду происходит формирование межличностных отношений. К кому он проявляет симпатию, стремится пообщаться с ним, это можно заметить в ходе игры и беседы.

В подходящих условиях дети готовы освоить различные навыки поведения в социуме. Особенно значимой является способность и стремление взаимодействовать в игре со сверстниками, что можно считать первой школой общественного поведения. Благодаря взаимоотношениям у ребенка развиваются и формируются умения действовать в коллективе; формируются основы самооценки, а также развиваются привычки и интересы. Воспитатель должен всегда идти с ребенком вместе по тропе нравственного формирования.

В формировании нравственных чувств большую роль играют сюжетные игры. С их помощью воспитатель способен совершенствовать у детей многие качества, которые необходимы им для взаимодействия с семьей. В настоящее время, проблема воспитания у детей нравственных качеств будущих родителей обретает все большее значение. Сюжетно ролевые игры в «семью», «детский сад» и др., где дети принимают на себя роль самых близких людей – папы и мамы — воспитывают у них способность к сопереживанию и состраданию, умение замечать душевное состояние других и проявлять заботу к окружающим людям.

Игра становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают только настоящие чувства, в результате которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь и сопереживание.

Различные игры в «летчиков», «космонавтов», «детский сад» и др. воспитывают у дошкольников нравственно-волевые качества, готовят их к труду и к обучению в школе. Роль, которую исполняет ребенок в игре, побуждает его вести себя так, как и ведет себя в жизни настоящий летчик или шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особое значение отводится содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие ряда определенных правил способствует созданию условий для самоорганизации детей, что является фундаментом для формирования правильного поведения и отношений между людьми.

Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Игра, во всех своих проявлениях, представляет собой важнейшую деятельность, особенно для детей дошкольного возраста, поскольку она является фундаментальным элементом формирования личностных качеств ребенка и его мировоззрений, оказывающим огромнейшее влияния на все нравственное развитие дошкольника в целом.

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что осуществление непрерывного использования в учебно-воспитательном процессе различных методик по нравственному развитию в процессе осуществления игровой деятельности, способствует развитию как нравственной стороны ребенка, так и формирование всесторонне развитой личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992. – 11с.

  2. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991. – 134с.

  3. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991. – 37с.

  4. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989. – 234с.

Источник