Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребенка
Шустерман Михаил Наумович — мастер ТРИЗ, разработчик и автор множества книг в области ТРИЗ-образования. Книги (5)Новейшие приключения Колобка. Часть 1 Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 1. Соавтор: Шустерман З.Г. Каждый ребенок знает сказку о Колобке с трагичным финалом: Лиса съедает сбежавшего от бабки с дедкой героя. А если вообразить, что румяный душистый весельчак жив? Да еще и отправился навстречу приключениям? Легко! Это будет поистине увлекательнейшее путешествие! Вместе с Колобком маленький читатель познакомится с ребятами из детского сада, будет решать с ними занимательные задачки, отправится в зоопарк, придумает скучающим слонам новую игру, измерит длину кобры, смастерит коляску для малышки Лильки и многое другое! А поможет ему наука диалектика и методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Таким образом, книга станет настоящим руководством для развития мышления и фантазии ребенка, его умений преодолевать шаблонные ответы и видеть задачу с многих сторон. Кроме того, это сделает его полноправным соавтором книги! Новейшие приключения Колобка. Часть 2 Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 2. Соавтор: Шустерман З.Г. Благодаря ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) ребенок развивает творческое мышление, учится решать сложные задачи и находить нестандартные решения, овладевает навыками изобретательства, мыслит креативно, новаторски, уходит от шаблонного мышления. Итак, приключения румяного весельчака и его друзей продолжаются! Еще бы, ведь им предстоит решить столько необычных задач: ненадолго превратить Колобка в ежика, упаковать гору подарков в маленький рюкзак, превратить врагов в друзей, попасть в заброшенную крепость, не выходя из двора, и многое другое! Думаем, изобретаем, открываем мир Соавтор: Шустерман З.Г. Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия можно и нужно развивать у каждого ребенка. И в этом вам поможет книга. Попадая вместе с персонажами книги в различные ситуации, самостоятельно принимая решения, ребенок узнает о закономерностях развития окружающего мира, приобретет навыки диалектического подхода к проблемам, а взрослый повысит общий уровень культуры мышления. Колобок и все-все-все, или как раскрыть в ребенке творца Соавтор: Шустерман З.Г. Авторы книги — ученики и последователи школы Г.С. Альтшуллера, изучающей методы развития творческих способностей. Книга в увлекательной форме учит ребенка решению стоящих перед ним задач. Герои книги побуждают ребенка делать открытия, указывая ему пути к достижению цели. Каждая из глав книги состоит из материала, адресованного детям и подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых. Эта книга — прекрасный путеводитель для развития мышления и фантазии ребенка, его умений преодолевать шаблонные ответы и увидеть задачу со многих сторон. Новые приключения Колобка Книга «Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка» — вторая часть дилогии о Колобке. Она вводит читателя в волшебный мир детских фантазий, знакомит с методами работы с ребенком, основывающимися на естественном стремлении детей к познанию мира и позволяющими формировать у них творческое воображение и, главное, основы диалектического мышления. Комментарии читателейДобавить отзыв |
Источник
М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман
Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 1
Иллюстрации М. В. Андриановой
Разговор с родителями
Книга «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» знакомит детей с элементами диалектики и их практическим применением. Перед вами первая часть трилогии о Колобке.
Возможно, взрослый читатель подумает: «А нужна ли такая книга малышам?» Но приглядитесь к своим детям. Уже в первые годы жизни они активно познают мир, сами выявляют некоторые закономерности его развития, осваивая язык и поведение в обществе. В полном же объеме эти закономерности изучает наука диалектика.
В основу книги положен материал, полученный в процессе обучения детей 4–6 лет элементам диалектики. Ответы, приведенные на страницах книги, не выдуманы. Так рассуждают и фантазируют наши дети. Поэтому наша цель – не развивать фантазию детей (с этим у них все в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием существующих закономерностей.
Чтобы спасти Колобка, ваш ребенок должен думать, решать поставленные перед героями книги задачи. В этом ему помогут элементы диалектики. И потому наша сказка – о движении мысли малыша.
Что касается формы изложения материала, то автор исходил из убеждения, что дети с удовольствием читают, слушают и лучше усваивают те произведения, в которых они имеют возможность активно участвовать вместе с героями.
В книге ребенку задаются различные вопросы. Малыш должен ответить на них. Для его ответов в книге предусмотрены специальные поля. Так появляются собственные решения и точка зрения ребенка. Это делает его полноправным соавтором книги. Правда, ответы малыша могут не совпадать с контрольными, указанными в книге, или с решениями взрослого читателя, так как на поставленные вопросы часто не может быть однозначных ответов.
Важно, чтобы ребенок обосновал и объяснил свой ответ. Задача взрослого – дать ему возможность утвердиться в своей позиции.
Каждая из глав (тем) этой книги состоит из материала, адресованного детям, подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых. Особого внимания в книге заслуживают рисунки. Это не иллюстрация рассказанного, а художественный образ темы, лаконичное изложение цели и задачи данной главы.
Родителям же предлагается познакомиться с отдельными элементами отечественной Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ, в которой практически используются законы диалектики. Ее автор – Генрих Саулович Альтшуллер, он же – писатель-фантаст Генрих Альтов. Данная же книга написана по материалам авторского курса Михаила Наумовича Шустермана «Развитие творческих способностей детей от 4 до 10 лет с применением элементов Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ».
Авторы будут благодарны всем, кто найдет возможность сообщить свои впечатления о книге, мысли о том, насколько она получилась интересной и нужной, предложения по ее улучшению. Успехов вам, дорогие читатели!
Здравствуй, мой маленький попутчик!
Нет, нет! Я не оговорился!
Именно попутчик!
Ведь ты решил прочесть эту книгу, пусть даже с помощью мамы или папы. А эта книжка от первой до последней странички – путешествие! Путешествие в страну Диалектика.
Диалектика – это наука о том, как устроен мир, по каким правилам живет и изменяется природа, ты, я, наши друзья и соседи, одним словом, люди – часть всего живого, часть природы.
Выходит, что эти правила и о нас. Занимаясь любым делом, человек должен следовать им, чтобы не навредить, не поломать, не разрушить красоту и жизнь на Земле. Потому-то эти правила называются законами диалектики. С некоторыми из них ты познакомишься в этой книге.
Но вернемся к нашему путешествию. Сразу же предупреждаю: легким оно не будет. На пути тебе встретится много препятствий и преград, которые придется преодолеть. А иногда, чтобы выручить друга, прежде чем сделать первый шаг, тебе придется хорошенько подумать. И всякий раз, когда будет очень тяжело, тебе на помощь придет мудрая наука диалектика. Давая ответ, принимая решение, ты вместе со мною будешь писать книгу, а с нашим уважаемым художником – рисовать. Вот поэтому ты можешь считать себя нашим соавтором. Итак, эта книга – твоя!
Ай-ай-ай! Я так увлекся сборами в дорогу и так обрадовался, что ты, мой дружок, идешь вместе со мной, что совсем забыл о нашем главном герое. О Колобке! Конечно, ты можешь посмеяться надо мной! Маленькие дети и те знают, что Колобка съела Лиса. Это факт! Но румяный душистый весельчак жив! Сейчас я тебе о нем расскажу. Садись поудобнее, ведь перед дальней дорогой путнику по старинному обычаю положено присесть. Теперь слушай.
…Ваня гостил у бабушки с дедушкой. Изба, в которой жили старики, стояла на самой опушке леса. Было лето. Мальчик целыми днями гулял в лесу, купался в реке. Слушал пение птиц и шелест трав. Здесь он никогда не скучал. Но больше всего ему нравились сказки, которые вечерами рассказывала бабушка.
А однажды к избушке подъехала машина. Из нее вышла Ванина мама. Это означало, что мальчику пора было возвращаться домой, в город. Только ехать туда ему не хотелось. Братьев и сестер у Вани не было. Сказки, правда, ему читали, но не часто. Да разве можно сравнить сказку, которую читают, со сказкой, которую рассказывает бабушка? Ваня загрустил. Заметив это, бабушка сказала:
– Давай, внучек, я тебе веселую сказку расскажу! Называется она «Колобок».
– Я знаю ее, только она совсем не веселая. Колобка съела Лиса! Что в этом хорошего?
– Колобок-то и был испечен для того, чтобы его дед съел. Удался он на славу: душистый, румяный. Прямо сам в рот просился.
– Но он песню пел, что сумел уйти от Зайца, Волка, Медведя! – Ваня защищал Колобка.
– А рыжая плутовка перехитрила его – и вкусно пообедала! – улыбнулась бабушка. Ваня же готов был расплакаться.
– Жаль, меня рядом не было. Я бы защитил Колобка! Потом мы бы подружились, а друга я никому не дам в обиду!
Но тут мама сказала, что пора собираться в дорогу.
Ваня взял свой рюкзак. Бабушка поцеловала внука и шепнула ему на ухо:
– Не горюй, милый! У тебя обязательно будет друг!
Машина, громко фыркнув, выехала со двора. Ваня ехал домой. Неторопливый разговор деревьев и цветов сменялся шумом большого города.
Глава 1, в которой бабушка делает так, чтобы лиса не съела Колобка, и что из этого вышло
Бабушка тем временем замесила тесто на сметане, скатала из него шарик и поставила в печь.
– Что за хлеб такой душистый поспевает? – спросил дедушка.
– Пеку Колобок для Вани.
– Но Ваня-то уехал, – старик удивленно посмотрел на старуху.
– Ничего! Колобок сам отыщет нашего внука. А по дороге обязательно встретит добрых людей, которые помогут ему в трудную минуту. Ване с таким другом некогда будет грустить.
– Это хорошо, если встретятся добрые люди, а если Лиса? – забеспокоился дедушка.
– А мы расскажем ему сказку о Колобке, его старшем братце. Тогда наш Колобок будет знать, кого остерегаться.
Источник
М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман
Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 2
Разговор с родителями
Книга «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» знакомит детей с элементами диалектики и их практическим применением. Перед вами вторая часть трилогии о Колобке.
Возможно, взрослый читатель подумает: «А нужна ли такая книга малышам?» Но приглядитесь к своим детям. Уже в первые годы жизни они активно познают мир, сами выявляют некоторые закономерности его развития, осваивая язык и поведение в обществе. В полном же объеме эти закономерности изучает наука диалектика.
В основу книги положен материал, полученный в процессе обучения детей 4–6 лет элементам диалектики. Ответы, приведенные на страницах книги, не выдуманы. Так рассуждают и фантазируют наши дети. Поэтому наша цель – не развивать фантазию детей (с этим у них все в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием существующих закономерностей.
Чтобы спасти Колобка, ваш ребенок должен думать, решать поставленные перед героями книги задачи. В этом ему помогут элементы диалектики. И потому наша сказка – о движении мысли малыша.
Что касается формы изложения материала, то автор исходил из убеждения, что дети с удовольствием читают, слушают и лучше усваивают те произведения, в которых они имеют возможность активно участвовать вместе с героями.
В книге ребенку задаются различные вопросы. Малыш должен ответить на них. Для его ответов в книге предусмотрены специальные поля. Так появляются собственные решения и точка зрения ребенка. Это делает его полноправным соавтором книги. Правда, ответы малыша могут не совпадать с контрольными, указанными в книге, или с решениями взрослого читателя, так как на поставленные вопросы часто не может быть однозначных ответов.
Важно, чтобы ребенок обосновал и объяснил свой ответ. Задача взрослого – дать ему возможность утвердиться в своей позиции.
Каждая из глав (тем) этой книги состоит из материала, адресованного детям, подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых. Особого внимания в книге заслуживают рисунки. Это не иллюстрация рассказанного, а художественный образ темы, лаконичное изложение цели и задачи данной главы.
Родителям же предлагается познакомиться с отдельными элементами отечественной Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ, в которой практически используются законы диалектики. Ее автор – Генрих Саулович Альтшуллер, он же – писатель-фантаст Генрих Альтов. Данная же книга написана по материалам авторского курса Михаила Наумовича Шустермана «Развитие творческих способностей детей от 4 до 10 лет с применением элементов Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ».
Авторы будут благодарны всем, кто найдет возможность сообщить свои впечатления о книге, мысли о том, насколько она получилась интересной и нужной, предложения по ее улучшению. Успехов вам, дорогие читатели!
Здравствуй, мой маленький попутчик!
Нет, нет! Я не оговорился!
Именно попутчик!
Ведь ты решил прочесть эту книгу, пусть даже с помощью мамы или папы. А эта книжка от первой до последней странички – путешествие! Путешествие в страну Диалектика.
Диалектика – это наука о том, как устроен мир, по каким правилам живет и изменяется природа, ты, я, наши друзья и соседи, одним словом, люди – часть всего живого, часть природы.
Выходит, что эти правила и о нас. Занимаясь любым делом, человек должен следовать им, чтобы не навредить, не поломать, не разрушить красоту и жизнь на Земле. Потому-то эти правила называются законами диалектики. С некоторыми из них ты познакомишься в этой книге.
Но вернемся к нашему путешествию. Сразу же предупреждаю: легким оно не будет. На пути тебе встретится много препятствий и преград, которые придется преодолеть. А иногда, чтобы выручить друга, прежде чем сделать первый шаг, тебе придется хорошенько подумать. И всякий раз, когда будет очень тяжело, тебе на помощь придет мудрая наука диалектика. Давая ответ, принимая решение, ты вместе со мною будешь писать книгу, а с нашим уважаемым художником – рисовать. Вот поэтому ты можешь считать себя нашим соавтором. Итак, эта книга – твоя!
Ай-ай-ай! Я так увлекся сборами в дорогу и так обрадовался, что ты, мой дружок, идешь вместе со мной, что совсем забыл о нашем главном герое. О Колобке! Конечно, ты можешь посмеяться надо мной! Маленькие дети и те знают, что Колобка съела Лиса. Это факт! Но румяный душистый весельчак жив! Сейчас я тебе о нем расскажу. Садись поудобнее, ведь перед дальней дорогой путнику по старинному обычаю положено присесть. Теперь слушай.
…Ваня гостил у бабушки с дедушкой. Изба, в которой жили старики, стояла на самой опушке леса. Было лето. Мальчик целыми днями гулял в лесу, купался в реке. Слушал пение птиц и шелест трав. Здесь он никогда не скучал. Но больше всего ему нравились сказки, которые вечерами рассказывала бабушка.
А однажды к избушке подъехала машина. Из нее вышла Ванина мама. Это означало, что мальчику пора было возвращаться домой, в город. Только ехать туда ему не хотелось. Братьев и сестер у Вани не было. Сказки, правда, ему читали, но не часто. Да разве можно сравнить сказку, которую читают, со сказкой, которую рассказывает бабушка? Ваня загрустил. Заметив это, бабушка сказала:
– Давай, внучек, я тебе веселую сказку расскажу! Называется она «Колобок».
– Я знаю ее, только она совсем не веселая. Колобка съела Лиса! Что в этом хорошего?
– Колобок-то и был испечен для того, чтобы его дед съел. Удался он на славу: душистый, румяный. Прямо сам в рот просился.
– Но он песню пел, что сумел уйти от Зайца, Волка, Медведя! – Ваня защищал Колобка.
– А рыжая плутовка перехитрила его – и вкусно пообедала! – улыбнулась бабушка. Ваня же готов был расплакаться.
– Жаль, меня рядом не было. Я бы защитил Колобка! Потом мы бы подружились, а друга я никому не дам в обиду!
Но тут мама сказала, что пора собираться в дорогу.
Ваня взял свой рюкзак. Бабушка поцеловала внука и шепнула ему на ухо:
– Не горюй, милый! У тебя обязательно будет друг!
Машина, громко фыркнув, выехала со двора. Ваня ехал домой. Неторопливый разговор деревьев и цветов сменялся шумом большого города.
Глава 12
О том, что имеет Колобок, чтоб спасти румяный бок
За окнами все еще не прекращался дождь. Его мелкая, почти незаметная сетка затянула на дворе все сверху донизу. Дети играли дома. Колобок играл вместе с ними. С одной стороны, он радовался дождю – нельзя выходить из дома, значит, и в дорогу нельзя отправляться. Но можно еще побыть с ребятами, и это хорошо!
С другой стороны, пора идти дальше, а дождь его задерживает. Это плохо! Но появилось время еще поразмыслить, как ему в дороге уберечься от неприятностей, – это хорошо!
Утро следующего дня не раздвинуло занавеску из туч. Это уже был не дождь, а какая-то мокрая пелена, которая всех: и людей, и животных – загоняла под крышу. Ребята с утра бродили грустные. Колобок, расплющив нос на оконном стекле, внимательно изучал двор. Там красовались огромные лужи. Было хорошо видно, как в них сыпался дождь. Казалось, будто лужи кто-то часто-часто пощипывает или они озябли и покрылись «гусиной» кожей. Колобок посмотрел на стекло. По нему ползли капли. Сверху, извиваясь, как гусеницы, они передвигались медленно. Встречая на пути таких же маленьких ползущих подружек, они сливались в большие капли и быстро скатывались вниз. Колобок надеялся хоть как-то развлечь малышей и рассказал ребятам о своем наблюдении.
Источник
Каждый ребенок знает сказку о Колобке с трагичным финалом: Лиса съедает сбежавшего от бабки с дедкой героя. А если вообразить, что румяный душистый весельчак жив? Да еще и отправился навстречу приключениям? Легко! Это будет поистине увлекательнейшее путешествие!
Вместе с Колобком маленький читатель познакомится с ребятами из детского сада, будет решать с ними занимательные задачки, отправится в зоопарк, придумает скучающим слонам новую игру, измерит длину кобры, смастерит коляску для малышки Лильки и многое другое! А поможет ему наука диалектика и методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Таким образом, книга станет настоящим руководством для развития мышления и фантазии ребенка, его умений преодолевать шаблонные ответы и видеть задачу с многих сторон. Кроме того, это сделает его полноправным соавтором книги!
Перед вами первая часть трилогии о Колобке.
О чем книга
Книга знакомит детей с элементами диалектики и ТРИЗ и их практическим применением. Она написана таким образом, что ребенок сможет сам, или вместе с родителями, придумать свое продолжение сказки о Колобке, помочь ему весело и легко решать задачки и преодолевать сложности, возникающие во время путешествия, описанного на страницах книги. Так в игровой и увлекательной форме с малых лет ребенок будет познавать мир, параллельно развивая и приумножая свои творческие и изобретательские навыки!
Каждая глава посвящена определенной теме из диалектики и ТРИЗ, которая подается в художественно-сказочной форме. В конце главы представлен методический материал: разбор темы и задания для взрослых по работе с ребенком. Особого внимания в книге заслуживают рисунки. Это не просто иллюстрация рассказанного, а художественный образ темы, лаконичное изложение цели и задачи данной главы.
По ходу повествования ребенку задаются различные вопросы о том, как помочь героям в той или иной ситуации. Для ответов в книге предусмотрены специальные поля — в них можно рисовать или записывать ответы. Так появляются собственные решения и точка зрения ребенка.
Почему книгу стоит прочитать
Диалектика — это наука о том, как устроен мир, по каким правилам живет и изменяется природа и люди, практическое применение диалектики как раз и отражено в ТРИЗ. Авторы были первыми, кто принес ТРИЗ в детский сад и адаптировал теорию, созданную для взрослых, под детское восприятие.
Большинство книг для детей, предназначенных для развития их творческих способностей, мало конструктивны, в них не описаны методы обучения. И если в них говорится о том, что надо сделать, то совсем не говорится о том, как это сделать. Трилогия «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» выгодно отличается от этих книг тем, что она глубоко продумана с методической стороны и систематически побуждает ребенка делать собственные открытия, указывая ему пути к достижению поставленной цели.
Для кого эта книга
Книга предназначена для развития изобретательских способностей у юных читателей, воспитанников детских садов, учащихся младших и средних классов, а также их родителей. Кроме того, книга может быть не только хорошим помощником для родителей, занимающихся развитием своих детей, но и апробированным рабочим пособием для воспитателей детских садов и педагогов начальных классов современной школы.
Почему решили издать
Хотя теория решения изобретательских задач была разработана в СССР (а затем стала известной во всем мире), в России издано не так много книг по ТРИЗ, и большинство из них предназначены для взрослых. Однако умение видеть скрытые возможности привычных вещей, творчески мыслить и находить нестандартный выход из любых сложных ситуаций следует развивать еще в детстве. Так вы поможете ребенку не растерять те способности к творчеству, которые присущи ему от рождения, и подготовите его к взрослой жизни, независимо от того, какую профессию он выберет.
Информация об авторе
Михаил Наумович и Зоя Григорьевна Шустерман — ученики и последователи замечательной школы Генриха Сауловича Альтшуллера, изучающей способы развития творческих способностей и умений взрослых для решения реальных изобретательских задач.
Михаил Наумович — Мастер ТРИЗ, член Совета РА ТРИЗ, руководитель Норильской региональной общественной организации ТРИЗ, первый, кто принес ТРИЗ в детский сад, преподаватель, консультант по ТРИЗ-технологиям.
Авторы будут благодарны всем, кто найдет возможность сообщить свои впечатления о книге, мысли о том, насколько она получилась интересной и нужной, предложения по ее улучшению.
Ключевые понятия
ТРИЗ, творческое мышление, сообразительность, решение задач, нестандартное мышление, воспитание, педагогика, колобок, детский сад, школьники, творчество, воображение, самостоятельность, диалектика, сказки, школа.
Источник