Новые педагогические технологии ориентированы на развитие личности ребенка

Новые педагогические технологии ориентированы на развитие личности ребенка thumbnail

          Характеристика педагогических технологий, ориентированных на  развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности.

  Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных  стандартов дошкольного образования.

 Технология – это совокупность принципов применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

   Педагогические технологии — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; они есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

 Технология воспитания — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в  конкретный результат.  

  Основные требования (критерии) педагогических технологий —

-концептуальность

-системность

-управляемость

-эффективность

-воспроизводимость.

     Взаимодействие всех  субъектов  открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

   Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.

                                                         1

1. Определение четкой конкретной цели. Оценку качества производят по соотнесению полученного результата и цели.

2. Разработка «пакета» теоретических оснований. Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определенные педагогические концепции.

              В данном случае необходимо видеть в процессе воспитания механизмы личностного взаимодействия с детьми.

3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности. В качестве этапов  выступают воспитательные ситуации: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая.

4. Анализ результатов (мониторинг).

    Самыми главными экспертами  результата применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать  обсуждениями: что получилось хорошо; что не очень и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше.

  Настоящее воспитание происходи  тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту  (Н.Ф.Голованова).

     Воспитатель должен быть всегда психологически  готов к тому, что не увидит результат своих педагогических усилий, поскольку в полной мере воспитанность человека проявляется в зрелые годы его жизни.

  В своей практической деятельности воспитателю приходится сталкиваться с такими вопросами: как выбрать способы действия (свои, проверенные, известные или новые и пр.), как построить взаимодействие с ребенком или группой детей?  

    Действительно, эти вопросы требуют своего решения повседневно, в конкретных ситуациях, с конкретными детьми.

                                                             2

       И поэтому систему технологий  можно представить на трех условных уровнях организации  воспитания как педагогического  процесса.

1.  Повседневные технологии воспитания (технология включения в игру, технология решения конфликтов, технология планирования воспитательной работы, технология педагогической диагностики и пр.).

2. Ситуативные технологии воспитания. Они разрабатываются  и применяются в связи с определенными обстоятельствами (ссоры между детьми). В этом случае воспитатель должен выстроить технологию  «анализа ссоры».

     Такая технология помогает детям  создать свой опыт оценки поведения и поступкам своих товарищей, мотивов их поведения, выявить зачинщика ссоры и  вызвать желание больше не ссориться. Такие ситуации  в  работе воспитателя часто встречаются.

3. Перспективные технологии воспитания. Такие   технологии могут выстраиваться на основе специфики работы воспитателя: технологии мероприятия, технологии коллективного дела (когда готовиться праздник или спортивное мероприятие).

   К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-здоровьесберегающие технологии,

-технологии проектной деятельности,

— технологии исследовательской деятельности,

-информационно–коммуникативные технологии,                                                    

-личностно-ориентированные технологии,

— технология портфолио дошкольника и воспитателя,

-игровая технология,

-технология ТРИЗ и др.
                                                                   

                                                         3                                            

              ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

     Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, безкомфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Читайте также:  Специфика развития ребенка заключается в том что

   Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный, он является целью всей образовательной системы.

     Воспитательное взаимодействие с ребенком на индивидуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления растущей личности.

   Истоки развития личностно-ориентированной технологии содержатся в положениях  концепции «диалога культур» Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

  В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном-понимание.

  Фундаментальная идея личностно-ориентированной технологии состоит в переходе от объяснений  к диалогу, от социального  контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

    Основная установка педагога на общение с детьми, взаимопонимание, на их освобождение для творчества.

  Ребенку нужны понимание и принятие педагогом его личности, его индивидуальности, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных  технологий.

    Остановимся на педагогике сотрудничества, основные принципы которого, отражены в персонально-личностном подходе  (ПЛП).

    ПЛП — предполагает глубокое понимание особенностей развития личности, её характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонении в поведении (по мнению А.С.Белкина, В.И. Яковлева).

                                                            4

                           Компоненты личностного подхода.

1.   Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу их развития.

2.  Признание за ребенком всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.

3. Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком».

4. Признавать за ребенком право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми.

  Воспитателю недостаточно только признавать, что все дети разные, но и надо помнить:  сколько людей — столько и индивидуальностей. Психологи давно признали, что  существуют врожденные черты личности, которые почти не изменяются  с возрастом.  

            При организации совместной деятельности детей в группах  педагог должен учитывать эти различия (темперамент), иначе многое из того, что он затевает, не состоится. Дети робкие и застенчивые, с заниженной самооценкой больше нуждаются в специально организованных «ситуациях успеха», маленьких победах, признании друзей.

   Непременным условием  технологии личностно-ориентированного воспитания является умение выдвигать реальные цели деятельности детей, умение строить разнообразные формы деятельности, чтобы она была успешной для каждого ребенка.

      Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному  подходу к ребенку в традиционной технологии — атмосферу любви, заботы сотрудничества, создают условия для творчества личности.

   В.А.Сухомлинский сказал, что более глубокое понимание ребенка – это и есть воспитание его.

                                                    5

Источник

Любовь Ивановна Белаш
Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Современным образовательным организациям необходимо разрабатывать и внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, позволяющие достигать более высоких результатов в работе с детьми. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

При составлении конспектов занятий по программе «Шаг в будущее» педагоги нашей группы опираются на современные педагогические технологии. В ходе занятий стараются с помощью основных педагогических технологий реализовать цели и задачи занятий.

В своей деятельности с детьми я активно использую интерактивные технологии, которые, во-первых, способствуют становлению коммуникативной компетентности, помогают установлению эмоциональных контактов между сверстниками. Во-вторых, обеспечивают детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность. В-третьих, развивают общие познавательные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, приучают работать в группе, прислушиваться к чужому мнению, считаться с интересами других.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, общения.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет и др.)

Здоровьесберегающие технологии активно реализуются во время проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения после дневного сна, в пальчиковых и подвижных играх, во время проведения спортивных развлечений и других видах деятельности.

Использование технологии сотрудничества в работе с детьми группы я убедилась в том,что они влияют на развитие личности:

возрастает объём усваиваемого материала;

меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

растёт познавательная и творческая активность детей;

меняется характер взаимоотношений между детьми;

дети приобретают важнейшие социальные навыки (такт, ответственность, умение уважать чужую точку зрения, умение достигать согласия в конфликтной ситуации и др.).

Читайте также:  Развитие мозга у ребенка презентация

Работая в парах, мини-группах, дети учатся слушать и понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения, принимать совместные решения, радоваться совместным результатам.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого ребёнок ставится в условия поиска, тем самым пробуждается интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. В коллективных играх формируются нравственные качества личности. Поэтому, одной из важнейших является игровая технология.

Новые педагогические технологии ориентированы на развитие личности ребенка

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.В нее включаются последовательно:

1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Я провожу такие игры, как «Назови, какого цвета», «На что похоже», «Найди одинаковые предметы», и др.

2. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Это игры: «Предметы мебели», «Посуда», «Одежда» и др.

3. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; «Если бы я был волшебником», «Волшебная палочка» и др.

4. группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку;

«Море волнуется», «Телефон», «Да и нет не говорить», «Краски» и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

В своей работе используем развивающие игры «Сложи узор», «Фонарики», использую счётные палочки различными игровыми заданиями «Выкладываем по образцу», «Улица разноцветных палочек», «Найди и разложи по форме», «Геометрические фигуры».

Технология проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так, мы проводим эксперименты с водой в различных её состояниях, сухим и мокрым песком.

Художественно-продуктивные технологии

1. Нетрадиционная техника рисования: рисование пальчиком, ладошкой, томпонирование, печатание, рисование ватными палочками, монотипия.

2. Нетрадиционная лепка из солёного теста, мятой бумаги.

3.Нетрадиционная аппликация: объёмная аппликация из мятой бумаги, обрывная аппликация, мозаичная аппликация.

Жизнь детей в социально — реабилитационном центре должна быть радостной, поэтому во время работы я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Атмосфера любви и взаимопонимания способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.

Новые педагогические технологии ориентированы на развитие личности ребенка

Чтобы быть интересным собеседником для детей, необходимо постоянно пополнять свои знания, соответствовать времени, в котором живёшь, и месту, которое занимаешь.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»,- говорил Д. Дидро.

А педагог перестаёт быть педагогом, если не постигает ничего нового.

Источник

Валентина Калинина
Личностно-ориентированные технологии в развивающей среде (выступление на педсовете)

Личностно-ориентированная технология реализуется в предметно – пространственной развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новой ООП ДО с ФГОС ДО, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы.

Организуя с детьми образовательную деятельность, я делаю акцент на личностно — ориентированный подход в общении, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «педагог — ребёнок». В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Личностно-ориентированная технология — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированноевоспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.

Личностно-ориентированные технологииставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада:

— обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении;

— бесконфликтных и безопасных условий ее развития;

— реализацию имеющихся природных потенциалов.

Цель личностно-ориентированной технологии — «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа»

Задачи личностно-ориентированной технологии:

— гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;

— обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;

— приоритет личностных отношений;

— индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации деятельности личностно-ориентированной технологии:

— игры, занятия, спортивные досуги

— упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

Читайте также:  План развития ребенка после года

— упражнения, игры, гимнастика, массаж

— тренинги, этюды, образно-ролевые игры

Функции личностно-ориентированного образования:

— гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;

— культуросозидательная (культурообразующая, направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования;

— социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество, как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Позиция педагога в условиях личностно-ориентированной технологии

• оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие

• отношение к ребенку как субъекту собственной образовательной деятельности, как к личности, способной развиваться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность

• опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в образовании, содействие их обретению и развитию.

Особенности личностно-ориентированной технологии.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В рамках личностно-ориентированных технологийсамостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки — это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения). Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает образовательная программа «От рождения до школы». Сущность технологическоговоспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в технологическомподходе к обучению выделяются:

— постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

— подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

— оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

— заключительная оценка результата — уровень развития дошкольника. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды: изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект,но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

В результате использования личностно — ориентированных технологий педагоги имеют возможность построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты: воспитывает толерантное отношение к личности ребенка; формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка; выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений; повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Результат использования технологии — становление ребёнка как личности.Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости. (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка

Источник