Нормы воз развития речи ребенка

Нормы воз развития речи ребенка thumbnail

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Нормы речевого развития от 0 до 6 лет

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Развитие ребенка от рождения до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этапХарактеристика
0-2 месяцаПоявление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяцаВажный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяцаВозраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцевВозникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
ПолгодаМалыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцевРебенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцевКроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Дети от года до семи лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

ВозрастХарактеристика
От 1 до 2 летНа втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 летНормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 летВозникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 летРебенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.
Читайте также:  Влияние семьи на развитие ребенка сочинение

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Источник

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

1 год — 1 год 6
месяцев.

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода
появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются
жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к
полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но
если  взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их
качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти
понятия.

1 год 6 месяцев – 2 года.

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются
правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять
простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В
словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

2 года – 2 года 6 месяцев.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти.
Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются
вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными,
появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные,
начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством
общения не только со взрослыми, но и с детьми.

2 года 6 месяцев – 3 года.

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о
событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные
элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для
ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные
предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда
правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или
рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы,
состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от
первого лица.

Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для
упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 года – 4 года.

К уже имевшимся звукам добавляется произношение  твердых звуков
С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне»,
называет свое имя, пол, возраст.

 Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает
падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с
существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными
женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает
использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными
суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые
значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому
предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или
обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью
окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части
речи.

Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики,
встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь
ребенка составляет 1200—1300 слов

Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно
запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает
несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются
слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток
(молоток), мазелин (вазелин).

4 года – 5 лет.

Словарный запас достигает 2000 слов. 
В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка –
дерево – растение». 
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и
временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения
словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические
признаки  формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и
нормативно, может быть неправильно: «сильно — сильнее, больно — больнее, громко
— громчее».
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам
ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного
числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после
того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает
грамматическую норму для нового слова: «стол — столы, зеркало – зеркалы,
…зеркала»

Читайте также:  Роль чтения в развитии личности ребенка

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются
смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также
отсутствие вибрантов Р, Р’. 
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни
допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить
большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет – 6 лет.

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить
рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической
последовательности. 
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с
помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности. 
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и
третьей степени обобщения.
Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк»
или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных
предложений. 
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются
навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка
слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются
«звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить
различные интонации.

6 лет – 7 лет.

Овладевает связной речью, способен 
составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в
нужной временной и логической последовательности.

Речь правильная, но возможны ошибки при
построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели
кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».

 Произношение всех звуков правильное.

Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением,
иногда для этого просит  разъяснить смысл некоторых стихов.

Словарный запас увеличивается до 3500
слов.

Присутствуют образные слова и выражения,
устойчивые словосочетания  (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

Продолжает развиваться фонематический
анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез –
составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и
слогов.

Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в
предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое
мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для
дальнейшего  развития ребенка, его успешного обучения в школе.

 Если у
Вас ребенок нуждается в развитии речи, Вы всегда можете обратиться ко мне, Логопеду Ирина Петровна

Источник

Когда-то нашла и сохранила себе таблицу примерных норм развития речи у деток. Может еще кому-нибудь пригодится.

Источник портал Солнышко

Первый год жизни.
2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками — растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
Второй год жизни.
Стадия активной речи — автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» — кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Читайте также:  Роль языка в развитии личности ребенка презентация

Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000-1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

Источник super-parents.ru

Возраст ребенка

Нормы развития речи

6
месяцев
  • Воспроизведение звуков с интонацией
  • Реагирует на свое имя
  • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
  • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
12 месяцев
  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
  • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
  • Осознает социальное значение слова
18 месяцев
  • Имеет активный словарь около 5-20 слов
  • Словарь состоит в основном из существительных
  • Часто овторяет слово или фразу снова и снова
  • Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
  • Способен выполнять простые команды
24 месяцев
  • Называет целый ряд объектов из своего окружения
  • Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
  • Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
  • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
  • Активный словарь примерно 150-300 слов
  • Объем и высота голоса плохо контролируются
  • Иногда правильно использует местоимения «Я» и «Ты». Хотя «Мне», и «Я» часто путают
  • Начинают появляться понятия «Я» и «мои»
  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»
  • Задает вопросы «Что это?»
36 месяцев
  • Правильно использует местоимения «Я» и «Ты»
  • Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи
  • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
  • Знает основные части тела и может показать их и назвать
  • Активный словарный запас около 900-1000 слов
  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
  • В речи начинают преобладать глаголы
  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
  • Понимает и дает ответ на такие вопросы, как «что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?»
  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адресс, имена родителей
  • Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает
48 месяцев
  • Знает названия знакомых животных
  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
  • Знает один или несколько основных цветов
  • Может повторить 5 цифр
  • Может повторить слова из четырех слогов
  • Демонстрирует понимание понятий над и под
  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
  • Легко следует простым командам
  • Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки
60 месяцев
  • Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
  • Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
  • Может считать до десяти
  • Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
  • Знает все гласные и согласные буквы
  • Повторяет предложение до девяти слов
  • Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
  • Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
  • Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников
  • Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
  • Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня
  • Речь в целом грамматически правильная
6
лет
  • Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени
  • Речь полностью понятна и общественно полезна
  • Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видить связи между объектами и событиями
  • Активный словарный запас более 2000 слов
  • Ребенок задает вопросы типа «Почему», «Зачем»
  • Активное расширение словарного запаса

«Отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой.

Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:

— в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;
— в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;
— в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
— в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
— в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
— в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.

Источник