Нормы развития ребенка дошкольного возраста
Возрастные особенности развития ребёнка до 1 года
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.
6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует «своих» и «чужих». Игровой контакт со взрослым.
— лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.);
— различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.);
— голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 м.);
— на вытянутые руки (5 мес.);
— приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.);
— садится (6 мес.);
— хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.);
— держит в каждой руке по предмету (6 мес.)
6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.);
— садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.)
— встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.);
— стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.);
— уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.);
— ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.);
— перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.);
— манипулирует 2-3 предметами (8 мес.);
— берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.);
— вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.);
— выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.);
— вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.).
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.);
— локализует звук в пространстве (с 4 мес.);
— адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется
(5 мес.);
— поворачивается на звук (с 6 мес.);
— фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.);
— смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.);
— тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.);
— захватывает предмет (5-5,5 мес.);
— локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.);
— занимается с игрушкой (5-6 мес.).
6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.);
— узнает голоса близких (с 7 мес.);
— отвечает на имя (с 8-9 мес.);
— хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.);
— прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов
(с 11 мес.);
— обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.)
Возрастные особенности развития ребёнка от 1 до 2 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет.
ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет «не трогай». Ассоциирует простые слова по категориям: «пища», «одежда».
Возрастные особенности развития ребёнка от 2 до 3 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой — маленький, мокрый — сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше — меньше, полный -пустой).
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать».
Возрастные нормы развития детей
от 3 до 4 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он — папа, она — мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»).
Возрастные нормы развития детей
от 4 до 5 лет
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
ПАМЯТЬ:
Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
ВНИМАНИЕ:
Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
РЕЧЬ:
Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
МАТЕМАТИКА:
Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Возрастные нормы развития детей
от 5 до 6 лет
ОБЩАЯ МОТОРИКА:
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе
бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации
каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Возрастные нормы развития детей
от 6 до 7 лет
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.
ПАМЯТЬ:
Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 4 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
МЫШЛЕНИЕ:
Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:
Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
• личностная готовность
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
• интеллектуальная готовность
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
• социально-психологическая готовность
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Источник
Нормы развития ребенка дошкольного возраста
Речевое развитие
- членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
- воспроизводить многосложные слова;
- согласовывать произносимые слова в роде, падеже и числе;
- понимать все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
- отвечать на простые вопросы;
- употреблять в речи предложения с однородными членами;
- уметь составлять простой описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
- произвольно регулировать силу своего голоса, его темп, использовать разнообразные интонации;
- делить двух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и последний звуки;
- правильно употреблять предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
- понимать термины «звук», «слово», «буква».
Физическое развитие
- ходить в заданном направлении уверенно, прямо, не шаркая ногами;
- бегать, изменяя темп и направление движения, при этом сохраняя равновесие;
- быстро пробегать расстояние 10-20 м;
- непрерывно бежать в течение 1 мин;
- уметь несколько секунд простоять на одной ноге;
- прыгать на двух ногах с небольшим продвижением вперёд (на 2-3 м);
- несколько раз подряд энергично подпрыгивать на одной ноге;
- спрыгивать с высоты 15-20 см;
- прыгать с места в длину на расстояние 40 см;
- перешагивать через предметы;
- перепрыгивать по очереди через 5-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 25-30 см;
- подлезать под невысокие предметы (около 40 см);
- держать равновесие, перемещаясь по гимнастической скамейке;
- лазать по гимнастической стенке;
- уметь играть с мячом, уверенно бросая и ловя его;
- попадать мячом в предметы на расстоянии 1,5 м;
- прокатывать мяч между расставленными на полу предметами, не задевая их;
- кататься на велосипеде;
- не бояться воды, учиться плавать.
Мелкая моторика
- запускать юлу маленького размера;
- делать «фонарики» кистями рук;
- нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусинки;
- завязывать узелки на шнуре или толстой верёвке;
- застегивать крючки, молнии, пуговицы.
Познавательное развитие
- объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
- знают цифры до пяти, считают до десяти;
- называют виды основных геометрических фигур;
- сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
- могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
- знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
- понимают разницу между верхом и низом.
Детский центр и школа раннего развития «Дельфания» предоставляет услуги по дошкольному образованию в новосибирске. Детский центр. Раннее развитие. Высокое качество работы с детьми. Большой выбор программ. Детский фитнес. Группа продленного дня. Индивидуальные занятия по плаванью. Детский психолог.
Источник
Как известно, не существует двух абсолютно одинаковых людей. Каждый живущий на земле человек индивидуален, неважно взрослый он или маленький ребенок. Человек уникален в своем роде, поэтому развитие, рост, взросление и т.д. происходит у него по-своему. Однако все же существуют определенные усредненные показатели физического и умственного развития. Они относятся к определенным возрастным группам и предполагают наличие тех или иных знаний и умений. Что такое возрастные нормы развития ребенка, и как вовремя обнаружить отклонение?
Зачем нужны показатели норм развития детей дошкольного возраста
Зачем нужны эти показатели? Для удобства использования все возрастные нормы физического развития ребенка, т.е.показатели умственного и физического развития, заключены в таблицы, которые называются центильными. Они помогают маме самой маме и врачам-педиатрам определять наличие отклонений в развитии малыша.
Нормированию подлежат не только психофизические данные развития, но также патологические и физиологические состояния. Так, к примеру, очень важной и информативной оценкой является шкала Апгар, которая предназначена для оценки состояния грудничка при рождении, т.е. на первой минуте жизни и далее на пятой минуте.
В процессе роста также важно контролировать изменение головы ребенка в размерах и пропорциях, скорость зарастания родничков, сроки прорезывания зубов, прибавку в весе и росте и т.д. Пристальное внимание родителей и врачей на первом году жизни должно уделяться своевременному появлению способности ползать, сидеть, переворачиваться, стоять, ходить, говорить и улыбаться.
По мере того как ребенок растет, «вступают в силу» возрастные нормы развития детей дошкольного возраста, в соответствии с которымидобавятся способности вести диалог, отвечать на вопросы, соболезновать, принимать решения и пр. Чтобы лучше ориентироваться во всех этих нормах, нужно внимательно изучить информацию приведенную ниже.
Развитие детей до года по нормам ВОЗ
Самое стремительное развитие происходит в первые годы его жизни. Для каждого родителя первый год своего материнства или отцовства запоминается на всю жизнь, как самый яркий, полный впечатлений и положительных эмоций период.
Согласно нормам ВОЗ возрастного развития детей до года, эволюция малыша от новорожденного кричащего комочка до бегающего годовалого малыша должна происходить следующим образом:
- к своему первому юбилею, т.е. к возрасту один месяц малыш уже должен поднимать и удерживать голову непродолжительное время, рассматривать все вокруг и реагировать на голос мамы;
- в два месяца – должен уметь удерживать рукой взятую игрушку, улыбаться родным;
- в три месяца – фиксируются первые попытки удержать свое тело, опершись на ручки. Малыш уже умеет поворачиваться на бок, гулить, реагируют на знакомые игрушки;
- в четыре месяца – ему очень хочется сесть, чтобы увидеть все, что есть в доме;
- в пять месяцев активность резко повышается и появляется желание стоять с поддержкой мамы или папы;
- в шесть месяцев – малыш может сидеть и уверенно опираться на руки;
- к семи месяцам, как правило, малыши уже начинают ползать;
- к восьми месяцам – дети устойчиво сидят, встают на четвереньки, может самостоятельно садиться, любят играть со взрослыми;
- в девять месяцев малыши уверенно ползают на четвереньках, могут у опоры вставать на ножки;
- к десяти месяцам могут собирать пирамидку, долго стоять у опоры;
- в одиннадцать месяцев большинство детей уже умеют самостоятельно стоять, многие делают первые шаги;
- к первому дню рождения он уже самостоятельно ходит, приседает и встает на ножки.
Годовалый ребенок уже осознает себя личностью, умеет общаться со взрослыми, сопереживает, радуется, выражает беспокойство и недовольство как взрослый.
Психофизические нормы развития ребенка в 2 года
Психологи настаивают на том, что уже в 2 года ребенок начинает активно проявлять себя как самостоятельную личность, наблюдается повышенная капризность и настойчивое желание исследовать границы дозволенного и заявить о своей независимости. Задача родителей в этот период — помочь ребенку с минимальными потерями пережить этот этап своего взросления.
Психофизические нормы развития ребенка в 2 года предполагают наличие сильной эмоциональности в его поведении. Он проявляет разнообразные и очень яркие эмоции во время общения с близкими людьми. Выражение эмоций происходит с помощью мимики, возгласов и жестов.
В возрасте двух лет дети сильно подражают взрослым, копируют их мимику, движения, походку и речь. При обиде, испуге или ссоре они долго плачут, но основную часть времени находится в прекрасном настроении и положительно реагируют на внимание и общение, много улыбаются, бегают и прыгают, понимают и запоминают простые короткие рассказы.
Нормы развития ребенка в 3 года: что должны знать дети
В соответствии с нормами развития ребенка в 3 года, он уже должен знать свое имя и называть его, также должен различать и называть окружающие его предметы, давать им краткое описание, называть и описывать свои повседневные действия, запоминать и повторять небольшие стихи.
К возрасту трех лет он должен уметь считать как минимум до трех, знать названия геометрических фигур и различать их, сравнивать предметы по цвету и величине.
В этом возрасте дети становятся очень самостоятельными и общительными, проявляют все чаще и ярче свое осознанное «Я». Часто проявляют непослушание, любят демонстрировать свои достижения, нуждаются в похвале взрослых. Трехлетние дети с интересом принимают участие в играх, спокойно делятся своими игрушками и выполняют несложные поручения.
В этом возрасте происходит формирование причинно-следственных связей, возникают и никогда не заканчиваются вопросы «почему?». Ребенок успешно учится различать предметы по вкусу, запаху, цвету, форме и величине, может обобщать их в группы по определенным критериям.
Словарный запас после трех лет стремительно расширяется, он уже умеет говорить несложными предложениями, различает части речи, знает и называет фамилию и имя.
Развитие ребенка в 4 года: речевые и другие нормы для детей 4 лет
В четыре года ребенок в соответствии с нормами речевого развития детей 4 лет должен уметь рассказывать о том, где он живет сам, где живут те или иные животные, что они едят и умеют делать. Глядя на предложенную картинку ребенок должен суметь описать ее и составить небольшой рассказ.
В четырехлетнем возрасте ребенок уже разбирается в категориях «справа — слева» и «шире — уже». Обычно в 4 года он уже имеет навыки лепки и рисования, умеет завязывать узлы, застегивать пуговицы и молнии нанизывать на нитку крупные бусины.
Нормы развития ребенка в 4 года предполагают, что в этом возрасте ребенок обязан знать адрес, где он проживает, имена родителей и других членов семьи и их профессии. Словарный запас в этом возрасте составляет порядка 1,5 тысяч слов. Большую часть звуков дети в этом возрасте произносят хорошо. Некоторые незначительные логопедические отклонения до 6 лет считаются нормой.
Четырехлетние детки добрые, очень эмоциональные и открытые для всего интересного и нового. Они еще не умеют обманывать и совсем не разбираются в категории «правда-вымесел», их очень просто обидеть.
Общепринятые нормы развития ребенка в 5 лет
Согласно общепринятым нормам развития ребенка в 5 лет, дети должны проявлять готовность во всем помогать взрослым. В этом возрасте дети с радостью демонстрируют свою веселость и жизнерадостность, настроены очень оптимистично. Дети прекрасно контактируют со сверстниками и взрослыми людьми.
С радостью принимают любые поручения и последующую похвалу за его выполнение. В конфликтной ситуации чаще всего он уступает. Речь развита на отлично, имеется богатый словарный запас.
У пятилетнего ребенка очень быстро получается запоминать большие стихотворения, появляется склонность к изучению языков, легко разучивают песни.
Малыш очень общительный, любит играть с детьми, принимает участие в ролевых играх, к примеру, в «маму и дочку» или в «пассажира и водителя». Пятилетние мальчишки с удовольствием играют в летчиков, моряков и космонавтов, могут принимать участие в представлениях домашнего театра.
Нормы развития и поведения ребенка в 6 лет
Нормы развития ребенка 6 лет предполагают наличие хорошо развитого вестибулярного аппарата, поэтому он уверенно чувствует себя на шведской стенке. Прыжки становятся дальше, он может прыгать через скакалку, девочки могут часами играть в «классики», а мальчишки – скакать через лестничные ступеньки.
В этом возрасте он должен уметь оценивать правильность своих поступков, контролировать собственное поведение и запоминать правила, проявлять чувства сопереживания и справедливости, отличать хорошие поступки от плохих.
В этом возрасте очень важна атмосфера в семье, которая должна быть спокойной, без конфликтов и споров. В этом возрасте ребенка нужно правильно подготовить к школе. Он уже способен концентрироваться на определенном задании как минимум в течение 10-15 минут, удерживать в поле зрения одновременно 8–10 предметов, копировать движения, находить отличия между рисунками или предметами.
Нормы развития ребенка в 7 лет: запоминание и анализ информации
В этом возрасте дети уже ходят в школу, поэт ому должны уметь ориентироваться по часам. Семилетний школьник называет цвета радуги не задумываясь, знает дни недели и их последовательность, различает время суток и года, пишет числа до 20, решает несложные примеры, самостоятельно читает тексты, передает их содержание.
В норме развитие ребенка 7 лет предполагает наличие такого умения как запоминание и анализ информации. Он должен уметь запомнить 10 случайных слов и повторить их. Так, после первого прочтения он должен повторить как минимум 5 слов, после 3 прочтений – 9-10, а через час вспомнить как минимум 8 из 10.
Ребенок имеет представления о природе, о диких и домашних, хищных и травоядных животных, о перелетных и зимующих птицах; о травах, деревьях, кустарниках, цветах, явлениях природы. Также должен присутствовать запас географических знаний.
Физические и речевые нормы развития ребенка в 8 лет
В этом возрасте происходят первые изменения пропорций тела. Именно в 8 лет большеголовый и коротконогий человечек превращается в пропорционально сложенную девочку или мальчика. В этот период происходит значительное увеличение длины рук и ног, меняется соотношение туловища и головы, они становятся более похожими на взрослых.
Согласно нормам развития ребенка 8 лет, у детей в этот период должен активно развиваться опорно-двигательный аппарат, каждая косточка которого изменяет свою форму, размер и внутреннее строение. У них хорошо развиты крупные мышцы конечностей и туловища. Поэтому они хорошо овладевают сложными движениями.
Восприятие становится целенаправленным, осмысленным и анализирующим. В нем выделяются такие действия как наблюдение, рассматривание и поиск. Речь становится разнообразной и богатой ребенок активно использует название качеств.
Развитие ребенка 9-10 лет? Нормы для предпубертатного периода
Специалисты называют возраст с 9 до 12 лет предпубертатом. В этот период ребенок начинает быстро расти, как в физическом, так и в психическом плане. Некоторые дети стремительно вытягиваются вверх и быстро взрослеют. У каждой десятой девочки в возрасте 9-10 лет начинается менструация.
Нормой развития ребенка 9-10 лет считается его ровное отношение и общение как с матерью, так и с отцом. С ним можно договориться, хотя и только на взаимовыгодных условиях. К концу этого периода начинают все чаще себя проявлять перепады настроения, так как ребенок вплотную приблизился к возрасту подростка.
В каждой группе 9-12 летних детей есть неформальный лидер, признанный всеми. Очень явно в этот период выделяются среди общей массы отличники и аутсайдеры, те, кто лучше, чем другие бегает, прыгает, учит стихи или генерирует блестящие идеи. В 10-11 лет друзья все еще выбираются преимущественно среди ровесников того же пола. Зависимость младшего школьника от мнения его друзей становится значительной и более важной, а влияние и мнение семьи снижается и отходит на второй план.
Полноценное и многогранное развитие человека – это сложный и очень многообразный процесс. Основная задача родителей – неустанный контроль правильности развития их чада, и своевременное реагирование на отклонения.
Статья прочитана 15 189 раз(a).
Источник