Нормы психического развития ребенка 6 лет

Нормы психического развития ребенка 6 лет thumbnail

Возрастные нормы  развития ребенка 6 лет

Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий первоклассник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но может быть, на что-то все — таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.

Моторное развитие

  1. Движение становятся более ловкими, энергичными и точными
  2. С удовольствием прыгает с разбега в высоту и длину
  3. Размахивается при метании предмета
  4. Ловит мяч одной рукой
  5. Может ходить боком по скамейке
  6. Умеет прыгать на месте, чередуя ноги
  7. Свободно рисует карандашом, вырезает ножницами любые формы

Сенсорное развитие

  1. Тщательно исследует предметы зрительно и осязательно
  2. Определяет и называет геометрические формы (ромб, овал и пр.)
  3. Правильно называет оттенки цветов (голубой, розовый фиолетовый, серый)

Умственное развитие

  1. Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части
  2. Последовательно называет дни недели, времена года
  3. может объединять предметы по общему признаку
  4. Может хорошо рассуждать, речь не косноязычная

Игровая деятельность

  1. Проявляет устойчивый интерес к игре
  2. Есть любимые игры и роли
  3. Сюжет игры отличается содержательностью и выразительностью
  4. В игре чаще отражает жизнь окружающих людей

Поведение

  1. Согласует свои действия с другими людьми
  2. Сознательно выполняет правила поведения, понимая их значения,
  3. Следит, чтобы правила поведения выполняли и другие дети

Навыки

  1. Самостоятельно умывается, одевается, пользуется столовыми приборами
  2. Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду

Возрастные нормы  развития ребенка 7 лет

Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий первоклассник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но может быть, на что-то все — таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.

Моторное развитие

  1. Может быстро перестраиваться во время движения (равняться в колонне, шеренге, круге)
  2. Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе
  3. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде
  4. Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис
  5. Хорошо умеет работать с разными материалами – бумагой, картоном, тканью
  6. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком

Сенсорное развитие

  1. правильно называет простые и сложные геометрические формы
  2. Правильно указывает основные различия геометрических форм
  3. При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки

Умственное развитие

  1. Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание
  2. Четко устанавливает причину и последствия событий, выделяет главное
  3. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает

Игровая деятельность

  1. Создает планы игры, предпочитает групповые игры
  2. В процессе игры обобщает и анализирует свои действия
  3. Игра может продолжаться в течение нескольких дней

Поведение

  1. Переживает за свои и чужие поступки
  2. Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей
  3. Первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам

Навыки

1. Выполняет индивидуальные поручения. У него формируются трудовые навыки: убирает комнату, ухаживает за цветами

Источник

Психическое развитие ребенка 6-7 лет проходит очень динамично. Активизируются важные психические механизмы: мышление, внимание, память, воображение – все это помогает приспособиться к школе.

С поступлением в первый класс связанны некоторые новые особенности поведения. психическое развитиеТеперь главный вид деятельности детей — учеба. С этого момента начинается совершенствование речи. Она становится более предметной, осмысленной. Родителям нужно понять: школьник быстро взрослеет, ему хочется почувствовать себя более самостоятельным, важным – как в школе, так и в семье.

Для детей важно принимать участие во всех важных семейных событиях. Кроме того, 7 лет — время очередного возрастного психического кризиса. Меняется поведение, привычки – ваш малыш хочет скорее стать взрослым. Его поведение сильно зависит от того, в какой среде он находится.

Психическая деятельность

В 6-7 лет психическая деятельность детей заметно усложняется. Он уже совсем скоро пойдет в школу, а там будет большая учебная нагрузка. Постепенно меняются механизмы психики – становятся больше похожими на взрослые.

Восприятие

Главные особенности восприятия детей 6-7 лет:

  • осмысленный процесс;
  • познаются более сложные вещи, понятия.

Восприятие становится незаменимым психическим механизмом для обучения. Речь идет не только о школе. Ежедневно ребенок получает из внешнего мира новые знания благодаря развитому восприятию.

Память

Возрастное психическое развитие оказывает влияние на память. Ее объем заметно увеличился к семи годам. Если еще несколько лет назад малышу было тяжело выучить стихотворение, то теперь это сделать гораздо легче. памятьУсложняется и сама структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже может соотнести прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы.

Читайте также:  Примеры опережающего развития ориентировки в формировании поведения ребенка

Если раньше память носила непроизвольный характер, то теперь это уже не так. Дети не просто запоминают, а устанавливают связи между явлениями, людьми, событиями. Теперь их механизм памяти практически такой же, как у взрослых. Развитие памяти делает возможным нормальное обучение.

Внимание

Внимание у детей развивается постепенно. Больше всего их интересует все яркое, интересное. Внимание и память развиваются параллельно. Для детей всегда лучшая модель вниманиеобучения — наглядная. Опыты, фильмы, яркие презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются.

В начальной школе советуют использовать как можно больше такого материала, ведь тогда малышам проще привыкнуть к урокам, заинтересоваться происходящим. Таковы особенности обучения детей младшего школьного возраста. Даже сложные предметы можно эффективно преподносить таким интересным образом.

Воображение

Не менее важный психический процесс — воображение. Его развитие начинается еще в 4-5 лет, но к 6 годам воображениевоображение становится более управляемым. Его цель — создавать новые образы и использовать полученный опыт для того, чтобы они получались оригинальными.

Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать жизненные задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить выход из разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный характер.

Психическое развитие в возрасте 6-7 лет подразумевает, что воображение, вымысел могут стать защитной функцией. Если в жизни малыша много стресса, страха, то воображение начинает работать гораздо активнее. Он может с вдохновением рассказывать о выдуманных людях, событиях.

Допускать такую ситуацию, когда миры воображения и реальности для детей переплетаются, нельзя.

Особенности возраста

Особенности возраста 6-7 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психическое и личностное развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все новое. Теперь у детей появляется ощущение, что они уже достаточно взрослые.

  1. Школьник хочет участвовать в жизни семьи, принятии решений (куда ехать отдыхать, что покупать, как проводить праздники и т.д.).
  2. Стремится скорее стать взрослым, избавиться от своего детства (часто смеется над прошлыми увлечениями, одеждой, интересами).
  3. Старается больше походить на взрослого (выбирает более взрослую одежду: например, девочкам хочется носить сумочку, туфли с каблучком).
  4. Хочет самостоятельно принимать решения (малыш борется за возможность выбора).
  5. Пытается позиционировать себя в коллективе, стремится стать популярным.
  6. Ищет похвалу взрослых. Ему необходим знать, что он нужный, ценный, что поступает правильно.

Такие особенности характерны для взрослеющих девочек и мальчиков. Сейчас у них разные интересы, потребности, но в целом возрастные особенности одинаковы для всех.

Кризис 7 лет

В 7 лет (или чуть позже) происходит кризис взросления: у детей наступает пора, когда хочется скорее повзрослеть. Они очень гордятся своим новым статусом школьника, и им необходимо чувствовать себя более самостоятельными, взрослыми.

Сильно меняется поведение детей в этот период. Они ищут кризис 7 летсебя, стараются понравится коллективу, влиться в новое общество (школа, класс). Родители отмечают, что совершенно не узнают своего ребенка после начала школьного обучения. Некоторые дети меняют свой характер, становятся более агрессивными или, наоборот, тихонями. В этом возрасте для них важно следовать общему настроению в коллективе.

В кризисный период ребенку сложно, и родителям нужно это понимать. Ругать его за несвойственное поведение неправильно. Старайтесь больше говорить, обсуждать, что и зачем он делает. Так ему будет проще разобраться в себе.

Обучение и развитие

Нормальное психическое развитие невозможно без целенаправленного обучения. В 6-7 лет дети нуждаются в получении новых знаний. Детский сад и школа, общение со сверстниками, игры, занятия помогают им получить достаточно информации для развития. Ограждать детей от чего-то из этого списка нельзя – это плохо повлияет на их личность, характер, психику.

Три компонента мышления у детей

В возрасте 6-7 лет у детей отмечаются некоторые особенности мышления. Можно выделить три основных компонента мыслительной деятельности:

  1. Мотивация.
  2. Регуляция (возможность планирования, воля).
  3. Операционный компонент (сформированный план действий, занятий).

Очевидно, что психическое развитие в этом возрасте уже качественно отличается от развития ребенка еще 2 года назад. Тогда не было возможности планировать, учитывать последствия своих действий, отсутствовала воля. Теперь развитие мышления позволяет детям лучше сосредоточиться на учебе, делать успехи.

Развитие речи

Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Мышление детей стимулирует потребность общаться, обсуждать, высказывать собственное мнение. Младший школьный возраст выводит развитие речи на новый этап:

  • речь уже носит контекстный характер (малыш знает, когда и что нужно или можно говорить);
  • речь регулируется (знает, как обращаться ко взрослым, что следует говорить в конкретном случае);
  • совершенствуется произношение, уходят некоторые дефекты;
  • проявляется смысловая сторона речи, то есть речь уже гораздо осмысленнее.
Читайте также:  Ранняя диагностика психического развития ребенка методики

Перед тем как разрешить малышу поступить в первый класс, его будет проверять логопед.

Некоторые простые дефекты не влияют на возможность учиться – это индивидуальные особенности произношения. Более серьезные дефекты придется лечить.

Если речь развита очень плохо, вам могут назначить занятия в специальной школе.

Главные функции речи

Можно выделить 3 главные функции речи для детей 6-7 лет:

Коммуникативная

Речь необходима для общения с родителями, учителями, друзьями. Важно, чтобы словарный запас был достаточно богатым – тогда возможно полноценное общение.

Обучающая

Здесь играют важную роль механизмы мышления и восприятия. Малыш слышит, понимает, запоминает материал. Его речь обогащается специальными терминами.

Регулирование

Данная функция позволяет осуществлять устное планирование.

Особенности развития речи необходимо учитывать еще раньше, в 4-5 лет. Родители должны контролировать свою речь, ведь их ребенок учится, слушая самых близких ему людей, и неосознанно воспринимает их речь за образец.

Источник

Нормы психического развития ребенка 6 лет

Дорогие родители!
Сравните эти примерные нормы с тем, что
умеет ваш будущий перво­классник.
Скорее всего, он знает и умеет гораздо
больше, но, может быть, на что-то все-таки
стоит обратить внимание и «подтянуть»
его перед школой.

ШЕСТИЛЕТНИЙ
РЕБЕНОК

Моторное
развитие

1. Движения становятся
более ловкими, энергичными и точными

2. С удовольствием
прыгает с разбега в высоту и длину

3. Размахивается
при метании предмета

4. Ловит мяч одной
рукой

5. Может ходить
боком по скамейке

6. Умеет прыгать
на месте, чередуя ноги

7. Свободно рисует
карандашом, выре­зает ножницами любые
формы

Сенсорное развитие

1. Тщательно
исследует предметы зри­тельно и
осязательно

2. Определяет и
называет геометрические формы (ромб,
овал и пр.)

3. Правильно называет
оттенки цветов (голубой, розовый,
фиолетовый, серый)

Умственное
развитие

1. Считает до десяти,
складывает единицы, имеет понятие о
делении на равные части

2. Последовательно
называет дни недели, времена года

3. Может объединять
в группы предметы по общему признаку

4. Может хорошо
рассуждать, речь не кос­ноязычная

Игровая деятельность

1. Проявляет
устойчивый интерес к игре

2. Есть любимые
игры и роли

3. Сюжет игры
отличается содержатель­ностью и
выразительностью

4. В игре чаще всего
отражается жизнь окружающих людей

Поведение

1. Согласует свои
действия с другими людьми

2. Сознательно
выполняет правила пове­дения, понимает
их значения

3. Следит, чтобы
правила поведения выполняли и другие
дети

Навыки

1. Самостоятельно
умывается, одевается, пользуется
столовыми приборами

2. Активно поддерживает
установленный порядок и чистоту в доме
и детском саду

СЕМИЛЕТНИЙ
РЕБЕНОК

Моторное развитие

1. Может
быстро перестраиваться во время движения
(равняться в ко­лонне, шеренге, круге)

2. Может выполнять
ритмичные движения в указанном темпе

3. Может кататься
на лыжах, коньках, самокате, велосипеде

4. Учится плавать
без поддержки, играть в бадминтон, теннис

5. Хорошо умеет
работать с разными мате­риалами —
бумагой, картоном, тканью

6. Вдевает нитку в
иголку, пришивает пуговицы, может
пользоваться пилой и молотком

Сенсорное развитие

1. Правильно называет
простые и слож­ные геометрические
формы

2. Правильно
указывает основные разли­чия
геометрических форм

3. При рисовании
правильно использует не только цвета,
но и их оттенки

Нормы психического развития ребенка 6 лет

В какую школу идти?

Нормы психического развития ребенка 6 лет

Выбор школы, в
которую «первый раз в первый класс»
пойдет ребенок, дело очень ответственное.
От того, насколько удачным он окажется,
во многом зависит успех и первого, и
последующих лет школьного обучения.

В условиях
вариативной образовательной системы
родителям предоставлено право выбора
школы. Существуют разные типы школ:

  • Средняя
    общеобразовательная школа.
    В ней обучают детей по программам,
    утвержденным Министерством образования.
    Количество предметов также определяется
    образовательным стандартом. В такой
    школе могут быть классы с углубленным
    изучением ряда предметов (гуманитарного,
    естественнонаучного направления).

  • Гимназия.
    Образовательное учреждение гуманитарного
    уклона, в котором большое внимание
    уделяется дисциплинам гуманитарного
    направления (литература, история, право,
    иностранные языки).

  • Лицей.
    Образовательное учреждение с преобладанием
    в нем естественнонаучных и технических
    дисциплин.

  • Школа с углубленным
    изучением предмета (предметов).
    В этом образовательном учреждении
    преподавание анправлено на узкую
    специализацию по отдельному предмету
    (предметам). Нередко такие школы
    сотрудничают с каким-либо высшим учебным
    заведением. Тогда под руководством
    преподавателей ВУЗа более глубоко
    изучаются профилирующие в институте
    дисциплины.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос речевое развитие

Обучение в последних
трех типах школ требует достаточно
высокого уровня готовности ребенка к
школе, раннего проявления способностей,
склонностей, интересов и хорошего
здоровья, поскольку в этих типах школ
предполагается больше часов обучения
в неделю. Поэтому если ребенок часто
болеет, мал по возрасту или еще не вполне
готов к школе, еще раз взвесьте все «за»
и «против» при выборе школы со
сложной образовательной программой.

В большинстве
современных школ организация учебной
деятельности строится не только на
основе сотрудничества, но также
соперничества и оценки, а успешность
учебного процесса оценивается по
результату. Основное положение обучения
– одновременное изучение всеми детьми
в классе одинакового для всех учебного
материала в строго установленные сроки.
Ученики взаимодействуют с учителем не
индивидуально, а вместе, как группа.
Количество учеников обычно колеблется
от 25 до 30 человек. Это обстоятельство
надо учитывать, если ребенок не посещал
детского сада до школы, а рос дома с
бабушкой. Ему придется не только осваивать
школьную программу, а и учиться
взаимодействовать со сверстниками.
Если он привык получать индивидуальное
внимание со стороны взрослых, то такая
перемена неизбежно вызовет стресс,
особенно если освоение учебной программы
будет вызывать некоторые трудности.

Сегодня уже
существуют школы, которые строят свои
организационные принципы на иных
основах. Преимущественно это частные
школы. Учебный процесс отличается
большей гибкостью, обучение строится
на индивидуальной основе или ориентировано
на небольшие группы учащихся (7-10 человек)
в таких школах каждый ребенок учится в
том темпе, который для него оптимален.
Если родителей больше интересует
эмоционально-личностное развитие
ребенка и есть материальные возможности,
то для обучения ослабленных детей, детей
без опыта общения со сверстниками,
маленьких по возрасту выбор такой школы
предпочтителен.

Желательно, чтобы
школа находилась недалеко от места
проживания ребенка, и дорога от дома до
школы не занимала много времени (не
более 15-20 минут), имела безопасные пути
подхода к зданию.

Решающее воздействие
на ребенка в большей степени все же
зависит не от самой школы, а от учителя
ребенка. Целесообразно познакомится с
педагогами школы, узнать их квалификацию,
образование, стаж работы. Выбирайте
учителя, который подходит Вашему ребенку.
Задайтесь вопросом: «Принесет ли
ребенку пользу встреча с этим учителем?»
И если ответ будет утвердительным,
принимайте решение.

Советы родителям
при выборе школы:

  1. при выборе школы
    и образовательной программы объективно
    оцените способности своего ребенка,
    состояние его физического здоровья,
    мечты и желания. Помните, что вы выбираете
    школу не для себя, а для ребенка;

  2. узнайте про
    подходящие школы как можно больше из
    справочной литературы, от знакомых и
    родителей, чьи дети уже учились в этой
    школе, посетите школу сами, чтобы иметь
    собственное впечатление о ней;

  3. при посещении
    школы обратите внимание на ее внешний
    вид, благоустроенность территории,
    наличие спортивных площадок, внутреннее
    оформление, информацию для родителей
    и учеников, посмотрите классы, столовую,
    коридоры, кабинеты музыки, рисования,
    библиотеку, спортивный зал, туалеты
    (эти места зачастую могут дать гораздо
    более полную и объективную информацию,
    нежели слова школьной администрации);

  4. находясь в школе,
    обратите внимание на младших школьников,
    их настроение, поведение, общение с
    детьми и взрослыми;

  5. побеседуйте с
    завучем, директором, учителем о программе
    школы, правилах и условиях обучения
    детей, факультативах и кружках,
    перспективах обучения в средней школе,
    связях школы с другими учреждениями,
    ознакомьтесь с уставом школы, обратив
    особое внимание на раздел «права и
    обязанности участников образовательного
    процесса». Если это частная школа,
    поинтересуйтесь лицензией на право
    ведения образовательной деятельности,
    ее сроке действия;

  6. обязательно лично
    поговорите с потенциальным будущим
    учителем, уточните его требования к
    будущим первоклассникам. Не бойтесь
    показаться излишне настойчивым, не
    стесняйтесь спрашивать обо всем, что
    вас интересует. Чем больше информации
    вы соберете, тем больше шансов принять
    правильное решение, о котором потом не
    придется сожалеть.

  7. помните, что школа,
    в которой было бы все: и опытные педагоги,
    и современная учебная программа, и
    небольшие по численности классы, и
    компьютеры, и спортзалы, и чтобы рядом
    с домом, да еще все бесплатно, — вряд ли
    существует, поэтому, скорее всего,
    придется принять компромиссное решение.

Нормы психического развития ребенка 6 лет

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник