Нормальные условия психического развития ребенка
Можно выделить основные 4 условия,
необходимые для нормального развития
ребенка, сформулированные А.Р. Лурия.
Первое важнейшее условие— «нормальная
работа головного мозга и его коры»; при
наличии патологических состояний,
возникающих вследствие различных
патогенных воздействий, нарушается
нормальное соотношение раздражительных
и тормозных процессов, затруднено
осуществление сложных форм анализа и
синтеза поступающей информации;
нарушается взаимодействие между блоками
мозга, отвечающими за различные аспекты
психической деятельности человека.
Второе условие— «нормальное
физическое развитие ребенка и связанное
с ним сохранение нормальной
работоспособности, нормального тонуса
нервных процессов».
Третье условие— «сохранность
органов чувств, которые обеспечивают
нормальную связь ребенка с внешним
миром».
Четвертое условие— систематичность
и последовательность обучения ребенка
в семье, в детском саду и в общеобразовательной
школе.
Причины отклонения в психическом
развитии.
Обычно все многообразие патогенных
факторов делят на эндогенные
(наследственные) иэкзогенные
(средовые).
В период внутриутробного развития на
плод могут действовать заболевания
матери (вирусные инфекции, краснуха,
токсоплазмоз и др.). При этом отмечается,
что относительно легко протекающие
заболевания у женщины могут приводить
к тяжелым поражениям плода. К числу
этиологических факторов относят также
сердечно-сосудистые и эндокринные
заболевания, токсикозы беременности,
иммунологическую несовместимость крови
матери и плода, эмоциональные стрессы,
перегревания, переохлаждения, действие
вибрации, облучение, некоторые
лекарственные препараты, употребление
в период беременности алкоголя, табака,
наркотиков и т. п. Тяжелыми по своим
последствиям родовые травмы и асфиксии.
Инфекционные и вирусные заболевания в
раннем детстве также способны стать
причиной отклонения в развитии.
Наряду с биологическими факторами не
менее значима социально-психологическая
детерминация. Отрыв ребенка от матери,
недостаток эмоциональной теплоты,
бедная в сенсорном отношении среда,
бездушное и жестокое обращение могут
выступать в виде причин различных
нарушений психогенеза.
Клинические исследования показывают,
что одна и та же причина иногда приводит
к совершенно различным отклонениям в
развитии. С другой стороны, отличающиеся
по характеру патогенные условия могут
вызвать одинаковые формы расстройств.
Конечный эффект действия патогенного
фактора, то есть конкретная форма
нарушенного развития будет зависеть
не только от него самого, но и от
многообразных комбинаций опосредующих
переменных. К числу таких переменных
следует отнести преимущественную
локализацию вредоносного воздействия,
влияние которого чаще всего избирательно,
в результате чего пораженными могут
оказаться самые различные структуры,
органы и системы. Другой не менее важной
характеристикой деструктивных условий
является их интенсивность.
Патогенное воздействие, как правило,
приводит к формированию не самого
феномена нарушенного развития, а лишь
к появлению анатомо-физиологических
предпосылок — относительно устойчивых
нарушений центральной нервной системы.
Причинно-следственные связи между
патогенным фактором и нарушенным
развитием.
Существует сложный характер взаимосвязи
этиологического фактора и отклоняющегося
развития. Клинические исследования
показывают, что одна и та же причина
иногда приводит к совершенно различным
отклонениям в развитии. С другой стороны,
отличающиеся по характеру патогенные
условия могут вызвать одинаковые формы
расстройств. Это означает, что
причинно-следственные связи между
патогенным фактором и нарушенным
развитием могут носить не только прямой,
но и опосредованный характер.
Конечный эффект действия патогенного
фактора, то есть конкретная форма
нарушенного развития будет зависеть
не только от него самого, но и от
многообразных комбинаций опосредующих
переменных. К числу таких переменных
следует отнести преимущественную
локализацию вредоносного воздействия,
влияние которого чаще всего избирательно,
в результате чего пораженными могут
оказаться самые различные структуры,
органы и системы.
Сила воздействия патогенного фактора
напрямую определяет его конечный эффект,
выраженность того или иного нарушения.
Помимо названных весьма значимой
переменной выступает экспозиция,
длительность воздействия. Даже если
неблагоприятное воздействие будет
кратковременным и достаточно слабым,
при его частой повторяемости вероятен
коммулятивный эффект, способный привести
к серьезным расстройствам в развитии.
Поэтому частота также является важной
характеристикой вредоносных условий.
Перечисленные переменные относятся,
как можно заметить, к характеристикам
самого патогенного фактора.
Не меньшее значение имеют и собственные
свойства индивида, испытывающего на
себе подобное влияние. К ним, прежде
всего, следует отнести возраст. Общая
закономерность в данном случае такова:
связь возраста и тяжести последствий
действия патогенного фактора обратно
пропорциональна. Иначе говоря, чем
меньше ребенок, тем хуже для него
возможные последствия различных
вредностей.
Конечный эффект деструктивных условий
во многом определяется и тем, насколько
быстро и эффективно пострадавшему будет
оказана квалифицированная помощь, в
том числе и психолого-педагогическая.
Все сказанное означает, что результат
воздействия этиологического фактора
всегда существенно опосредован сложнейшим
сочетанием его характеристик и свойств
самого индивида.
Патогенное воздействие, как правило,
приводит к формированию не самого
феномена нарушенного развития, а лишь
к появлению анатомо-физиологических
предпосылок — относительно устойчивых
нарушений центральной нервной системы.
Данные предпосылки представляют собой
уже непосредственную причину аномалий
в процессе психического развития.
Компенсация как категория специальной
психологии. Коррекция, реабилитация,
абилитация как категории специальной
психологии.
Под компенсациейпонимается процесс
возмещения недоразвитых или нарушенных
функций путем использования сохранных
или перестройки частично нарушенных.
Функциональные системы обладают высокой
пластичностью и способностью к
перестраиванию. Именно эта способность
лежит в основе механизмов компенсации
перестроек.
Традиционно выделяют два типа перестроек
нарушенных функций — внутрисистемную
и межсистемную.
Компенсаторные процессы протекают под
постоянным контролем и при участии
высшей нервной деятельности; они проходят
несколько фаз (этапов).
Первая фаза — обнаружение того или
иного нарушения в работе организма.
Сигнал о нарушении может быть связан и
с самим расстройством, и с его последствиями,
с различными отклонениями в поведении
и деятельности.
Вторая фаза — оценка параметров
нарушения, его локализации и глубины
(выраженности).
Третья фаза — формирование программы
последовательности и состава компенсаторных
процессов и мобилизации, нервно-психических
ресурсов индивида.
Включение этой программы с необходимостью
требует отслеживания процесса ее
реализации. В этом состоит содержание
четвертой фазы.
И наконец, пятая, завершающая фаза
связана с остановкой компенсаторного
механизма и закреплением его результатов.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь
во времени, осуществляются на разных
уровнях своей организации. Обычно
выделяется четыре подобных уровня.
Первый — биологический, или телесный
уровень.
Второй — психологический уровеньсущественно расширяет возможности
компенсаторных механизмов, преодолевая
ограничения первого.
Третий — социальный. Содержание
этого уровня связано с макросоциальными
масштабами существования человека.
Прежде всего, это политика государства
в отношении инвалидов, в том числе и
инвалидов детства.
Реабилитацияопределяется как
«система государственных,
социально-экономических, медицинских,
профессиональных, педагогических,
психологических и других мероприятий,
направленных на предупреждение развития
патологических процессов, приводящих
к временной или стойкой утрате
трудоспособности, на эффективное и
раннее возвращение больных и инвалидов
(детей и взрослых) в общество и к
общественно полезному труду. Реабилитация
представляет сложный процесс, в результате
которого у пострадавшего создается
активное отношение к нарушению его
здоровья и восстанавливается положительное
отношение к жизни, семье и обществу.
Абилитация в дословном переводе —
предоставление прав. При реабилитации
речь идет о восстановлении, возмещении
потерянных свойств, условий, того
качества жизни, которое было утрачено
индивидом. Абилитационная ситуация
характеризуется иначе. Это те случаи,
когда индивид уже рождается с тем или
иным пороком, отклонением в физическом
или психическом развитии. Абилитационные
мероприятия нужно понимать как систему
раннего вмешательства в процесс развития
ребенка с целью достижения его максимальной
приспособленности к внешним условиям
существования с учетом индивидуальных
особенностей имеющихся нарушений.
Коррекция— процесс исправления тех
или иных нарушенных функций. Коррекция
— это всегда определенное воздействие
на человека с целью исправления чего-либо,
это внешний процесс по отношению к
индивиду, в отличие от компенсации.
Классификации детей с ОПФР.
Дети
с ОПФР – дети с особенностями
психофизического развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Для того чтобы малыш рос и формировался правильно, необходимо соблюдать условия нормального развития ребенка с самого рождения. Сюда относятся социальные факторы: общение с другими детьми и взрослыми. Насколько кроха готов быть личностью в нашем мире? Для этого необходимо уделить внимание его коммуникативному развитию. Хотя, конечно, все идет из семьи, начинается дома. От атмосферы в семье зависит степень психического развития в младшем возрасте. Если дома царит натянутая, холодная или даже агрессивная атмосфера, то на малыше это отразится негативно. Родители должны обращать особое внимание на свои действия, слова, общение с другими людьми перед ребенком. Очень легко нарушить нормальный ход развития психики, а чтобы вернуть все на свои места, потребуются годы.
Нормальное психическое развитие
Что означает «нормальное психическое развитие»? Соответствие определенным нормам, принятым в обществе. Каждый ребенок уникален, но шкала оценки для всех едина. С этим вы столкнетесь, когда будете устраивать малыша в садик, школу. К понятиям нормального психического развития обычно относят:
- нормальное функционирование мозга (для каждого возраста свои критерии);
- умение общаться с людьми, различать их статус, возраст, род занятий;
- активность ребенка;
- умение формулировать свои мысли, задавать вопросы, отвечать;
- наличие достаточно развитого логического мышления (опять же, для каждого возраста этот критерий отличается).
Конечно, все самое важное малыш постигает дома, с родителями. От того, какой дома эмоциональный климат, как общаются родители, какие отношения с ребенком, будет зависеть его развитие.
Необходимо помнить, что даже развитый человечек 3-4-5 лет может начать деградировать, если изменится ситуация в семье. Гарантией нормального психического развития будет постоянство окружающего мира – настолько, насколько это возможно. Постоянно переводить из одного садика в другой, часто менять школы или место жительства — итогом этого может стать отставание в развитии, так как ребенок постоянно переживет стресс адаптации к новым условиям.
Ребенок дома
Детский сад, школа, кружки, друзья — все это очень важно. Но первым и самым важным фактором правильного развития будет дом. Родители должны помнить о том, что малыш меняется, растет. В первые 4-5 лет его потребность в общении не так велика, как в 6-7. А общаться он будет именно так, как научился дома. У вас появился малыш, а значит, теперь придется обращать особое внимание на то, что вы говорите, делаете, какие люди приходят к вам в дом.
Для формирования психики необходимо множество элементов. Основные из них формируются еще в детстве, когда кроха общается только с родителями.
Отношения с родителями
Это очень важный аспект. Здесь можно выделить основные «острые моменты»:
- Общение в семье. Как оно происходит: на повышенных тонах, в претензиях, злобе, агрессии или же мягко, с любовью?
- Отношение к ребенку, внимание к его проблемам.
- Возможность вести диалог с родителями. Родители рядом, они готовы разговаривать, отвечать на вопросы?
- Социальное благополучие семьи. В неблагополучных семьях даже самые одаренные дети рискуют быть запущенными.
- Доверие к родителям. Доверие и уважение формируется с детских лет.
Очень важно, чтобы с родителями малыш, ребенок, подросток чувствовал себя свободно. Конечно, это не значит, что родители позволяют абсолютно все. Нет, тут дело в другом.
До определенной степени в общении с родителями присутствует свобода в выражении эмоций, переживаний, радости. С родителями малыш чувствует себя в безопасности. Они в первую очередь любят, учат, объясняют, а только потом и в крайнем случае — наказывают.
Дети априори считают, что родитель прав. Его слова, реакции, манера общения воспринимаются как единственные абсолютно верные. Дальше ребенок взрослеет. Он общается с другими детьми, взрослыми. Здесь идет небольшая корректировка его понятий о «правильном» и «неправильном», и все же основы поведения, заложенные в детстве, остаются с ним на всю жизнь.
Атмосфера в семье
Неправильной, опасной считается атмосфера в доме, где находится маленький ребенок, если:
- присутствует агрессия, как на словах, так и на деле (избиения, насилие, нанесение физических травм);
- в общении между собой и с ребенком родители употребляют нецензурные выражения, угрозы, оскорбления, грубые насмешки;
- дети или один из супругов подвергаются унижениям, оскорблениям;
- родители очень занятые, у них нет времени на самое обычное общение;
- ребенок много времени проводит один, предоставлен сам себе;
- совершено отсутствует критика поступков ребенка.
Речь идет не только о неблагополучных семьях. Очень часто бывает, что с виду любящая семья с хорошим достатком может относиться к малышу крайне жестоко. Холодная эмоциональная атмосфера в доме вредит ребенку. Проявлять свои чувства, высказывать эмоции — значит учить своего малыша делать это. Из семьи идет понятие о сопереживании, эмпатии, эмоциональной поддержке, радости за близкого. Наличие этих эмоций у ребенка говорит о том, что в плане психического развития недостатков или опасностей нет.
Если же у ребенка, начиная с 3-4 лет, совершенно нет понятия о сопереживании, нет желания помочь, поддержать, пожалеть, то проблема очевидно. Его не научили испытывать эти эмоции. Такие дети могут быть жестоки, агрессивны. А все потому, что дома царит такая же жестокая атмосфера.
Обязанности и ответственность
Для правильного формирования и развития психики необходимо дать ребенку понятие об ответственности. Детский садик и школа могут лишь косвенно повлиять на это. Чувство ответственности может быть заложено только в семье. С раннего детства давайте малышу простые задания. Пусть он:
- сам складывает вечером свои игрушки;
- самостоятельно чистит зубы, умывается, складывает одежду;
- убирается в своей комнате;
- выгуливает домашнее животное, убирает за ним;
- поливает комнатные растения;
- моет за собой или всеми членами семьи посуду.
Чем он старше, тем ответственнее, тем больше заданий по дому он получает. Если совсем лишить ребенка ответственности и обязанностей, то не происходит необходимого волевого развития. А значит, снижается продуктивность логического и ситуационного мышления.
Волевое развитие начинается у детей с 3 лет. Раньше они просто не понимают необходимости многих действий. Если ограждать ребенка от любых заданий, ответственности, то очень скоро родители начинают об этом жалеть. Он будет психологически не готов к школе. Не давая мотивации для ситуационного мышления, родители ограничивают возможность психологического развития ребенка. Сложных действий, ситуаций он избегает, не хочет становиться их участником.
Наказание и поощрение
Для того чтобы психика адаптировалась к условиям жизни в обществе, ребенку необходимо понимать, когда наступает наказание, а когда необходимо поощрение. Речь идет не только о чем-то физическом, материальном. Например, за хорошее поведение получаешь конфеты, а за плохое тебя лишают сладкого. Такое материальное мотивирование подходит для маленьких детей. Позднее необходимо переводить поощрение и наказание на другой уровень.
Наказание – это ограничение, лишение. К сожалению, родители не всегда могут объяснить логику своих действий в отношении наказания. Остается непонятным: а почему вообще нельзя делать то или иное действие? Прежде чем наказать, расскажите, почему вы это делаете. Объясните ребенку опасность, неправильность какого-либо действия. Только поняв, что именно он сделал не так, ребенок сможет в следующий раз не допустить повторения. Это опыт, необходимый для правильного психического развития. Так постигаются законы нашего общества.
Наказание без причины — большая глупость. Например, малыш на прогулке был агрессивен по отношению к другому ребенку. Дома мама объясняет ему ошибку, рассказывает, почему этого делать было нельзя. Потом следует наказание: остаться у себя в комнате без телевизора, компьютера и других развлечений на 1 час. В это время ему нужно обдумать поступок и сделать выводы. Через несколько дней малыш играет у себя в комнате, но делает это слишком шумно. Мама применяет то же наказание, но только потому. что она устала, а шум мешает ей отдыхать. Действия ребенка в первом и втором случаях несоизмеримы, а наказание одинаковое.
Ребенок в садике
Второй аспект развития психики — социальный. Добиться нормального развития можно, только если ребенка будут окружать другие дети и взрослые. Здесь необходимо ситуационное мышление, которое остается двигателем психического развития. Опыт и знания, полученные до прихода в садик, позволяют делать выводы, а выводы — действовать.
Общаться, заводить друзей не так-то просто. В садике много усилий воспитателя направленно именно на социализацию. У детей, которые посещали детский сад, гораздо проще идет процесс адаптации в школе. Им проще заводить друзей, ведь они уже научились это делать.
Адаптация
Для всех детей поход в садик начинается с процесса адаптации. Она может быть разной по степени сложности для ребенка. Чаще всего это позитивный процесс. Малыш остается сам в новом месте. Он уже достаточно развит для 3-4 лет, чтобы провести это время один, без родителей. Если нахождение в садике слишком тяжело для ребенка, он не справляется даже при помощи воспитателя, а отношения с детьми не складываются, то это свидетельствует о недостаточном психическом развитии. Таки ситуации, увы, бывают.
К трем годам дети обычно уже очень активные. Они научились говорить, любят подвижные игры, тянутся к новым знакомствам. Совершенно нормально пройти адаптацию за 2-6 недель, а потом без труда проводить весь день в садике.
В процессе адаптации малыш прошел серьезную психологическую перестройку. Многие социальные механизмы открылись перед ним в простой форме:
- как завязать знакомство;
- как стать интересным для собеседника;
- совместная деятельность – как вносить в нее свой вклад;
- как поддерживать дружеские связи;
- как выстраивать коммуникацию с людьми разного возраста.
Это значит, что развивается общественная составляющая характера — социальное «я» ребенка. Так происходит движение вперед для психического развития личности.
Общение с другими детьми
Без общения невозможна жизнь индивида с нормальной психикой. Человек устроен так, что ему просто необходимо иметь разные отношения с людьми:
- родственная привязанность;
- дружеские чувства;
- приятельские отношения;
- нежные, любовные отношения;
- иерархические отношения.
Иметь лучшего друга, поддержку семьи, любовь — это нормальное состояние для психики. Если у человека нет возможности общаться, он изолирован от других, то психика претерпевает изменения не в лучшую сторону.
Сильные ограничения со стороны родителей в этом отношении только вредят детям. Мамы часто говорят: «Не дружи с этим мальчиком», «Не общайся с той девочкой». Выбор этот бывает необъективен: малыш, с которым нельзя дружить, просто сильно пачкается в песочнице или часто болеет.
Также негативно отражается на ребенке решение не ходить в ясли, детский сад, не посещать кружки и секции. Так родители ограничивают возможность наладить социальный механизм психики. Мало контактов — мало опыта общения. А оно пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Общение только с родителями, бабушками, братьями и сестрами — этого недостаточно.
Школьные годы
Вся жизнь до 7 лет готовит малыша к новому этапу жизни – к школе. Формирование психики начинается сразу после рождения, но закончится оно лишь к 18-21 году. Тогда человек считается с психологической точки зрения «взрослым» или «зрелым». В школе происходят важные изменения в психике любого ребенка.
Познавательное мышление
Сейчас очень важно познавательное развитие малыша. У нормального малыша 7-8 лет есть тяга к знаниям. Конечно, это не значит, что учеба станет его единственным занятием и интересом. И все же узнавать новое, совершенствовать свои знания, открывать что-то неизвестное — занимательный процесс. Школьник выделяет некоторые предметы, особо интересующие его.
Для психики важно иметь интересы: так продолжается познание мира, накапливается база знаний. Потребность в этом является нормальным психическим механизмом. Не бывает такого, чтобы ребенка вообще ничего не интересовало. Задача родителей и школы — помочь определиться, заинтересовать.
В первый-второй год школы дети еще действительно маленькие. Для них сейчас интересно все показательное, красочное:
- небольшие опыты;
- фильмы и иллюстрации;
- интересно преподнесенный материал (чтение в лицах, иллюстрации);
- возможность участвовать в процессе.
Сейчас мозг воспринимает только ту информацию, которая заинтересовала ребенка. Учителям необходимо иметь это в виду, готовясь к урокам. То же касается родителей и занятий дома.
Источник