Норма развития детей в домах ребенка

Физическое и речевое развитие ребенка связаны со многими причинами. Состояние здоровья, обстановка в семье, некоторые наследственные факторы оказывают влияние на способности малыша. Необходимо знать нормы развития ребенка по месяцам и годам, чтобы вовремя заметить отклонения и принять меры по их исправлению. Отставание от средних показателей может говорить о заболевании или индивидуальной особенности ребенка. Педиатры основываются на стандартах, наблюдая за развитием маленького пациента. При значительных отклонениях потребуется дополнительная консультация узких специалистов.
Нормы развития в 1-3 месяца
Новорожденный общается с материю с помощью крика. Если ребенок хочет есть, ему некомфортно или холодно, то он зовет маму. Но к концу первого месяца грудничок начинает реагировать на материнский голос, прислушивается к нему. Его ручки пока двигаются хаотично, а ножки имитируют в воздухе движения ходьбы. В этом же возрасте ребенок пытается держать голову.
В 2 месяца малыш улыбается. Эту реакцию вызывает голос мамы, легкие поглаживания. В крике и когда он гулит, четко слышатся гласные звуки а, е, и. Активное общение матери с ребенком способствует развитию его речи. Малыш с интересом разглядывает зеркало. Затихает при виде отражения или становится более активен.
Нормой развития детей в 2 месяца считается способность поднимать и удерживать головку в вертикальном состоянии. Вестибулярный аппарат развивается. Малыш пытается схватить предмет. Если игрушка попала в его руки, то забрать становится сложно.
В 3 месяца появляется «комплекс оживления». Ребенок машет ручками и ножками при появлении мамы, издает разные звуки, по которым можно определить радуется он или сердится. Успешно держит головку в течение 2-3 минут, на животике поднимается на локти. Может перевернуться. Движения не имеют четкой координации, но оставлять одного на диване его уже опасно.
Развитие малыша 4-6 месяцев
В 4 месяца мышцы шеи становятся крепче. Ребенок уже хорошо держит голову и с интересом осматривает окружающих. Он может опираться на локти, переворачиваться с животика на спинку. Его движения становятся целенаправленными. Он хватает игрушки, перекладывает из одной руки в другую. Ребенок узнает близких людей, улыбается, когда с ним разговаривают. В речи появляются согласные звуки. Специалисты называют это агуканьем. При посторонних настораживается. Возрастные нормы развития ребенка четвертого месяца:
- Рассматривает отражение в зеркале.
- Следит за движущимися игрушками.
- Приподнимает ягодицы над столом, когда лежит на животике.
- Берет родителей за палец и делает попытки подтянуться из положения лежа.
- Уверенно придерживает мамину грудь, бутылочку.
- Вес мальчиков к этому возрасту достигает 6-7 кг, а рост — 60-63 см.
В 5 месяцев ребенок отличает маму на расстоянии нескольких метров. Некоторые малыши делают первые попытки ползать. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони, вытягивается посмотреть что-то интересное. Расстраивается когда мама уходит. Чему научился ребенок к концу месяца:
- Произносит первые слоги.
- Стоит на ногах при поддержке взрослого.
- Играет с родителями.
- Может появиться первый зуб.
- Прибавка в весе 650-700 гр, в росте — 2 см.
В 6 месяцев мама понимает по интонации ребенка, что ему требуется. Он плачет, когда хочет есть, когда он мокрый или просто хочет общения. Малыш умеет сидеть на руках у родителей. Делает первые попытки ползти. Нормы развития детей в полгода:
- Знает свое имя.
- Может немного проползти на животе.
- Активно занимается с игрушками, разглядывает их, берет в руки, кладет на место.
- Радуется музыке и издающим звуки игрушкам.
- Малыш за месяц должен прибавить в весе 650 гр, а подрасти на 2 см.
Развитие ребенка 7-9 месяцев
В 7 месяцев у ребенка проявляется характер. Малыш может определить некоторые предметы, указать на них, когда родители об этом просят. На незнакомых людей реагирует плачем. Поднимается на ножки, держась за опору. Подолгу гулит, использует интонацию при общении с мамой. Уверено сидит, рассматривает картинки, с удовольствием слушает чтение книжки. Основные моменты развития ребенка в 7 месяцев:
- Садится с помощью взрослого или самостоятельно, придерживаясь рукой за опору.
- Уверенно сидит.
- Играет, делает «ладушки».
- Гулит, растягивая звуки.
- Малыш к этому возрасту вырос еще на 2 см, а потяжелел на 600 гр.
в 8 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по квартире, ползает, ходит вдоль опоры. Определяет знакомых людей среди других, узнает родителей на фотографии. Может сам держать ложку, по просьбе поднять игрушку. Повторяет одинаковые звуки. По окончании месяца ребенок умеет:
- Ходить вдоль опоры.
- Ориентируется в квартире, находит нужные предметы.
- Отказывается сидеть все время в кроватке, стремиться изучать новое.
- Активно гулит, повторяет звуки, некоторые дети произносят первый слова: «мама», «дай», «ту-ту».
- Вес, в среднем, увеличился на 550 гр, а рост — на 2 см. Малыши должны весить 8,1 — 8,5 кг. Их рост достигает 68-71 см.
К 9 месяцам многие дети делают первые шаги с поддержкой, уверено ходят вдоль опоры, могут самостоятельно встать с пола. Они с интересом играют со взрослыми и самостоятельно. Нормы развития детей в 9 месяцев:
- Садятся самостоятельно.
- Активно ползают.
- Показывают знакомые предметы.
- Понимают слово «нельзя».
- Разговаривать на своем языке, отчетливо произносят некоторые слова.
- Вес увеличивается на 500 гр, а рост — на 1,5 см.
Нормы развития в 10-12 месяцев
В 10 месяцев малыши начинают делать первые самостоятельные шаги, пытаются оторваться от опоры или идут, держась одной рукой за палец родителей. При необходимости ребенок может присесть, взять игрушку и с ней пойти дальше. Его привлекают пирамидки, музыкальные игрушки, юла. Он может увлечься перебиранием колечек, переворачивает листы картонной книги, интересуется другими детьми, вслушивается в разговор, отвечает звуками на речь мамы. Находит игрушки, которые просит мама. Нормы развития ребенка до года:
- Делает шаги без поддержки.
- Уверенно ползает на коленках.
- Выкидывает игрушки из кроватки.
- Находит на лице глазки, носик.
- Прибавляет в весе за месяц 450 гр, подрастает на 1,5 см.
В 11 месяцев ребенок с любопытством изучает окружающий мир, обследует найденные предметы, облизывает их. Находит спрятанную игрушку, а на картинке заданный предмет. Стоит без опоры, ходит без поддержки. Танцует под музыку, радуется веселью родителей. Произносит осознано первые простые слова. Показывает части тела. Он уже научился:
- Активно вставать, садиться, ходить.
- Различать похвалу и наказание.
- Показывать на предмет, который ему необходим.
- Махать рукой «привет» и «пока».
- Брать пальчиками мелкие предметы.
- Малыш еще подрос на 1,5 см, прибавил в весе 400 гр.
в 1 год подводят итоги. Это уже маленькая личность. Маленький человечек выражает желания, понимает речь, пытается отвечать. Уверено ходит без опоры. Произносит первые слова, обозначающие действие. Нормой развития ребенка до года считаются:
- Способность пройти самому небольшое расстояние.
- Поднять с пола предметы.
- Перешагивать через порог.
- Находить нужные предметы.
- Звать маму.
- Произносить много простых слов: «мама», «баба», «папа», «ляля» и так далее.
- К году малыши должны весить 9,8-10,6 кг. Их рост должен составлять 72-76 см. Небольшие отклонения от этих цифр также считаются нормой, если дети при этом активны, здоровы, правильно развиваются.
Развитие ребенка 1-1,5 лет
К году вес ребенка увеличивается, в среднем, в 3 раза, а рост — на 25 см. Теперь это подросший самостоятельный человечек. Ребенок может активно ходить.
Желание все делать самому приводит к активным действиям. Малыш держит ложку, ест сам, иногда руками. Во время одевания дает маме ручку. Знает назначение предметов. Расческу и мамин телефон использует по назначению.
Нормы психического развития детей и физической активности:
- Пользуется сам ложкой.
- Выполняет простые просьбы родителей.
- Поднимается по ступенькам, держась за руку мамы.
- Разговаривает на своем языке.
- Показывает желаемый предмет.
- Играет в «ладушки».
- Произносит осознано некоторые слова.
- Громко смеется.
- Понимает реакцию родителей.
- Пьет из чашки.
- Кивает головой, говоря «да».
- Рисует карандашом.
- Снимает носки.
- Играет без взрослых.
- Катает мячик.
- Складывает игрушки в коробку.
- Помогает маме мыть полы или протирать пыль.
- Ходит за руку или самостоятельно.
К 1,5 годам к предыдущим навыкам добавляются новые. Ребенок умеет:
- Уверенно ходить.
- Проявлять недовольство.
- Устраивать истерику, если не добился желаемого.
- Изучать новые предметы, забираться на стул, диван.
- Снимать штаны, кофту.
- «Кормить» кукол.
- Чистить зубы.
- Периоды дневного сна сокращаются до 1 раза.
- Малыш произносит первые простые предложения.
В 18 месяцам средний вес ребенка составляет 11,5 кг, рост — 81 см.
Нормы развития от 1,5 до 2 лет
После 1,5 лет темп роста ребенка замедляется. На первое место выходит интеллектуальное развитие. Какие нормы физического развития у детей в 18-20 месяцев? Он умеет:
- Открывать шкафы.
- Строить башню из кубиков.
- Собирать пирамидку.
- Подражать взрослым.
- Мыть руки, умываться.
- Раздеваться.
- Проситься на горшок.
- Знать все части тела, уметь показать их.
- Произносить до 50 слов.
- Говорить несколько предложений.
Небольшие отклонения бывают из-за индивидуальных особенностей ребенка. Если большую часть малыш выполняет, то повода для беспокойства нет.
В 2 года ребенок уже может ходить в детский сад, поэтому он должен обладать следующими навыками:
- Проситься в туалет, «аварии» еще случаются, но он должен понимать позывы.
- Собирать пазлы из 2-4 частей.
- Надевать шорты и футболку.
- Снимать одежду.
- Понимать «холодно — горячо», «большой-маленький».
- Прыгать, бегать, подниматься по лестнице.
- Различать людей по половой принадлежности.
Нормы речевого развития детей лет с 2 меняются, словарный запас ребенка увеличивается стремительно. Он может запоминать до 10 слов в день, понимать и произносить их.
Развитие ребенка в 2-3 года
В этом возрасте дети, как правило, адаптируются к детскому коллективу. Мамы выходят на работу, а ребенок становится более самостоятельным и независимым. Нормы развития ребенка в 3 года:
- Он может легко спускаться и подниматься по лестнице.
- Одеваться и раздеваться.
- Забираться на гимнастическую стенку.
- Пинать мяч.
- Ходить на горшок.
- Рисовать прямую линию.
- Вырезать ножницами.
- Строить пирамиды.
Психоэмоциональное развитие не стоит на месте. Нормы речевого развития ребенка в этом возрасте таковы, что он может:
- Называть и показывать части тела и лица.
- Определять предметы и животных, которые умеют плавать, летать, бегать.
- Составлять предложения из 4-5 слов.
- Понимать речь взрослых.
- Выполнять сложные двойные просьбы.
- Учить четверостишия.
- Рисовать.
- Строить.
- Взаимодействовать с другими детьми.
- Различать основные цвета.
- Использовать вежливые слова.
- Задавать вопросы.
- Работать с пластилином.
Нормы развития в 3 — 4 года
Ребенок вступает в дошкольный возраст. Он уже взаимодействует со взрослыми и сверстниками, умеет бегать, прыгать, выполнять различные действия. Возможно, он пытается манипулировать взрослыми. Многие дети в этом возрасте берутся выполнять задачи, с которыми не могут справиться. Малыши проходят очередную ступень эмоционального развития. За этот год нормой развития детей считается их умение:
- Находить несоответствие в картинках.
- Определять сходства и различия предметов.
- Считать до 3.
- Показывать геометрические фигуры.
- Сравнивать предметы по величине и форме.
- Определять «много-мало», «высокий — низкий».
- Запоминать 2 — 3 картинки.
- Повторять многие движения за взрослым.
- Описывать картинки.
- Называть имя и фамилию.
- Определять основные действия человека.
- Говорить громко и тихо.
- Называть животных.
- Сортировать предметы по признакам.
- Знать названия некоторых птиц и животных.
- Определять овощи, фрукты, ягоды.
- Различать периоды суток.
- Раскрашивать картинки.
- Рисовать различные линии, точки.
- Соблюдать правила гигиены.
- Называть основные явления природы.
В кризис трех лет родители должны соблюдать спокойствие. Это явление временное, скоро ребенок снова станет спокойным, научится правильно общаться со взрослыми и сверстниками.
Развитие в 5-7 лет
В этом возрасте ребенок учится контролировать поведение и эмоции. Дети должны уметь слушать педагога, выполнять задания. Нормы развития ребенка в 5 лет предполагают их умение выполнять такие действия:
- Решать простые задачи и головоломки.
- Считать до 10.
- Отвечать на вопросы «сколько», «который».
- Определять форму объемных предметов.
- Разделить квадрат или круг на количество заданных частей.
- Продолжить цепочку заданных предметов.
- Находить лишний предмет.
- Составлять рассказ по картинке.
- Придумывать продолжение истории.
- Сортировать предметы по признакам.
- Называть имя, фамилию, адрес, знать полные имена родителей.
- Пользоваться интонацией, выражать эмоции и настроение.
- Уметь делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
- Вести диалог.
- Учить стихи.
- Различать бытовые предметы и определять их назначение.
- Знать явления природы.
- Запоминать имена героев сказок.
- Строить сложные фигуры из конструктора.
Ребенок может плохо реагировать на смену места жительства или режим дня. В этом возрасте происходит совершенствование его нервной системы. Дошкольник становится самостоятельным, на него возрастает эмоциональная нагрузка.
Советы педиатров
Наблюдая за развитием малыша, родители не должны нервничать из-за небольших отклонений, если таковые имеют место. Чаще всего в основе лежит генетическая предрасположенность. Отстающий по росту ребенок может обогнать сверстников в подростковом периоде. Если у малыша родители невысокие, то не стоит ждать, что дети будут выше средней нормы.
Ребенок должен жить в собственном ритме. Для успешного обучения не стоит торопить малыша. Сон ребенка должен соответствовать его возрасту. Не следует в выходные дошкольника лишать дневного отдыха.
Соблюдать режим дня, включить элементы закаливания, подвижные и спокойные игры, доступную работу по дому — это необходимые составляющие воспитания детей и ухода за ними.
Нормы и отклонения в развитии ребенка являются условным фактором. Врач должен заметить при осмотре, соответствует ли малыш возрасту. Только специалист определит, стоит ли принимать меры.
Источник
Нормы развития ребенка в 2 месяца
Физические и психические навыки, которыми новорожденный должен овладеть к 2-м месяцам:
— закрытие мягкого места на задней части головы (задний родничок);
— исчезают несколько рефлексов новорожденного — таких, как степпинг-рефлекс (когда ребенок танцует или шагает в вертикальном положении на твердой поверхности) и рефлекс схватывания пальца;
— голова на шее меньше шатается;
— лежа на животе, ребенок способен поднять голову почти на 45 градусов;
— лежа на животе, ребенок меньше сгибает руки и ноги.
Сенсорные и когнитивные нормы развития:
— ребенок начинает смотреть на близкие предметы;
— ребенок кусает предметы;
— различные крики ребенка означают разные вещи;
— ребенок улыбается;
— ребенок реагирует на знакомые голоса.
Нормы развития ребенка в 4 месяца
Физические и двигательные навыки.
Типичный 4-месячный ребенок должен:
— удерживать и отпускать объекты;
— голова в сидячем положении почти не должна спадать вниз;
— играть с погремушкой.
— может поднимать погремушку обеими руками;
— может класть объекты в рот;
— засыпать с 9 до 10 часов ночью в два приема (в общей сложности — 14-16 часов в день).
Сенсорные и познавательные навыки:
— хорошо видит близко;
— увеличивает зрительный контакт с родителями и другими людьми;
— начинает зрительно-моторную координацию;
— умеет смеяться вслух;
— предвидит кормление, когда видит бутылку с молочной смесью (если он на искусственном вскармливании);
— начинает проявлять память;
— при повышенном внимании волнуется;
— распознает голоса родителей и распознает их на ощупь, сенсорно.
Нормы развития ребенка в 6 месяцев
Физические и моторные навыки.
Ребенок может:
— передавать предметы из его одной руки в другую;
— в состоянии поднять грудь и голову, лежа на животе и держась на руках;
— уже в состоянии поднять упавший объект;
— ребенок в состоянии перевернуться со спины на живот;
— в состоянии сидеть на высоком стуле с прямой спиной;
— в состоянии сидеть на полу с поддержкой нижней части спины;
— у ребенка начинают прорезаться зубки;
— у ребенка — повышенное слюноотделение;
— ребенок должен быть в состоянии спать 6-8 часов в ночное время суток;
Сенсорные и когнитивные навыки.
Ребенок:
— начинает бояться незнакомцев;
— начинает подражать действиям других людей; !!!!
— начинает понимать, что если объект упал, он все еще там лежит, и просто должен быть поднят;
— ему удается найти звучание не непосредственно на уровне уха, а вдали;
— любит слышать собственный голос;
— издает звуки от зеркала и игрушек;
— издает звуки, напоминающие односложные слова;
— предпочитает более сложные звуки;
— признает родителей;
— начинает подражать звукам;
Нормы развития ребенка в 9 месяцев
Физические характеристики и двигательные навыки. 9-месячный ребенок, как правило, проходит следующие этапы:
— набирает вес более медленными темпами — около 400 гр. в месяц;
— увеличивает рост в длину – на 1,5 см в месяц;
— кишечник и мочевой пузырь ребенка работают более регулярно;
— может изучать окружающий мир;
— сидит в течение длительного периода;
— любит сам больше стоять;
— сидя, тянется к объектам;
— ударяет объекты;
— может схватывать предметы кончиками большого и указательного пальцев;
— схватывает пальцы других людей;
— бросает или трясет объекты.
Сенсорные и познавательные навыки. В 9 месяцев ребенок обычно:
— лепечет; !!!
— может отрываться и цепляться за родителей;
— понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
— реагирует на простые команды;
— реагирует на названия;
— понимает значение слова «нет»;
— подражает звукам речи;
— может бояться оставаться в одиночестве;
— волнуется при прощании с кем-либо, особенно когда его мама или папа уходят.
Нормы развития ребенка в 12 месяцев
Физические и двигательные навыки. 12 -месячный ребенок должен:
— в 3 раза больше весить, чем при рождении;
— вырасти на 50% по сравнению со своим ростом при рождении;
— иметь окружность головы, равную груди;
— иметь большинство зубов;
— уметь ходить самостоятельно или при ведении с одной стороны;
— сидеть без посторонней помощи;
— переворачивать по страницам книги, листать много страниц за один раз;
— поднимать небольшой объект с помощью кончиков большого и указательного пальцев;
— спать 8-10 часов в сутки.
Сенсорное и когнитивное развитие. Типичный 12-месячный ребенок:
— начинает «разыгрывать спектакли» (например, делать вид, что пьет из чашки);
— следует за быстро движущимся объектом;
— реагирует на свое имя;
— может сказать «мама», «папа» и, по крайней мере, одно или два других слова;
— понимает простые команды;
— пытается имитировать звуки животных;
— связывает имена с объектами;
— понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
— участвует в одевании (поднимает руки);
— играет в простые игры (например, с мячом);
— указывает на объекты указательным пальцем; !!!
— волнуется при свидании и прощании;
— может иметь привязанность к игрушке или объекту;
— имеет опыт разлуки и может цепляться за родителей;
Нормы развития ребенка в 18 месяцев
Физические и моторные навыки. Типичный 18-месячный ребенок:
— имеет закрытый передний родничок;
— растет более медленными темпами и имеет по сравнению меньше аппетита;
— имеет возможность контролировать мышцы сфинктера для мочеиспускания и дефекации, но может быть еще не готов пользоваться взрослым туалетом, а не горшком;
— часто падает;
— имеет возможность встать на невысокие стулья без помощи;
— может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила одной рукой;
— может построить башню с блоками;
— может использовать ложку и чашку, и с их помощью кормить себя;
— имитирует написание;
— может смотреть одновременно две или три страницы книги.
Психологические и когнитивные навыки. Типичный 18-месячный ребенок:
— показывает привязанность к взрослым;
— может чувствовать разлуку;
— слушает рассказ или смотрит на фотографии;
— может сказать 10 или более слов, когда его спрашивают;
— определяет одну или более частей тела;
— понимает и в состоянии указать и выявить общие объекты;
— часто имитирует что-либо;
— может снять некоторые предметы одежды – такие, как перчатки, шляпы, носки;
— начинает ощущать чувство собственности, выявлять людей и предметы.
Нормы развития ребенка в 2 года
Физические и моторные навыки. Ребенок в 2 года может:
— повернуть дверную ручку;
— просматривать книгу по одной странице за один раз;
— построить башню из 6-7 кубов;
— пинать мяч, не теряя равновесия;
— подобрать предметы, стоя, не теряя равновесия (часто это происходит уже в 15 месяцев, и был бы повод для беспокойства, если у ребенка не наблюдается этого в 2 года);
— работает с лучшей координацией, хотя стойка все еще может быть широкой;
— готовым к «туалетным тренировкам»;
— должен иметь первые 16 зубов (фактическое количество зубов может широко варьироваться);
Сенсорные и когнитивные навыки. Ребенок в 2 года:
— в состоянии надеть простую одежду без помощи (часто он делает это лучше, чем снимает одежду и чем кладет ее на место);
— может иметь потребности – такие, как: общение, жажда, голод, нужда сходить в туалет;
— может построить фразы из 2-3 слов;
— может понять 2-хступенчатую команду («Дай мне мяч, а затем возьми свои ботинки»);
— повышение концентрации внимания;
— словарный запас ребенка увеличивается примерно до 50-300 слов (словарь детей может варьироваться в широких пределах).
Нормы развития ребенка в 3 года
Физические и моторные навыки.
— постоянный рост;
— имеет все 20 молочных зубов;
— потребности в 11-13 часов сна в сутки;
— ребенок может иметь дневной контроль над функциями кишечника и мочевого пузыря (может иметь и ночной контроль);
— ребенок может немного балансировать себя и прыгать на одной ноге;
— ребенок может идти вверх по лестнице чередующимися ногами;
— ребенок может построить многоквартирный игрушечный дом из девяти и более кубов;
— ребенок может легко поместить мелкие предметы в небольшое отверстие;
— ребенок может скопировать круг;
— ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда.
Сенсорные, когнитивные и социальные навыки включают:
— словарный запас ребенка — многие сотни слов;
— ребенок составляет предложения из трех слов;
— ребенок считает три объекта;
— ребенок использует множественное число и местоимения (он / она);
— ребенок часто задает вопросы;
— ребенок может одеть себя, он нуждается в помощи только со шнурками, кнопками и другими крепежными деталями в труднодоступных местах;
— проявляет больше внимания;
— отыгрывает общение с другими людьми через игру в деятельность;
— имеет некоторое снижение чувства разлуки в течение коротких периодов времени;
— может иметь страхи от мнимых вещей;
— знает собственное имя, возраст и пол (мальчик / девочка);
— начинается учиться делиться;
В возрасте 3 лет почти все речи ребенка должны быть понятны.
Нормы развития ребенка в 4 года
Физические и моторные навыки. В четыре года ребенок обычно:
— средний 4-летний ребенок весит 17-18 кг;
— ребенок спит – 11-13 часов — как правило, без дремоты;
— рост в два раза превышает длину при рождении;
— показывает улучшенный баланс;
— легко стоит на одной ноге, не теряя равновесия;
— бросает мяч сверху вниз, с координацией;
— может вырезать изображение с помощью ножниц;
— еще может мочиться в постель (это нормально).
Психологические и когнитивные навыки. Типичный 4-летний ребенок:
— имеет словарный запас — более 1000 слов;
— легко собирает предложения из четырех или пяти слов;
— может использовать глаголы в прошедшем времени;
— умеет считать до четырех и более;
— может задавать много вопросов;
— может использовать слова, которые полностью не понятны;
— может начать использовать вульгарные слова;
— учится и поет простые песни;
— старается быть очень независимым;
— может проявлять повышенное агрессивное поведение;
— участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;
— как правило, имеет придуманных друзей;
— имеет улучшенное понимание времени;
— в состоянии сделать различие между двумя объектами на основе их размера и веса;
— имеет недостатки нравственных понятий о добре и зле;
— может возмутиться, если от него слишком многого ожидать.
Нормы развития ребенка в 5 лет
Физические и двигательные навыки 5-летнего ребенка могут включать:
— быстрый рост;
— появление первых постоянных, не молочных зубов
— разработка усиления координации движений;
— прыжки с хорошим балансом;
— поддержание баланса, стоя на одной ноге с закрытыми глазами;
— проявление повышенного навыка с помощью простых инструментов и письменных принадлежностей;
— ребенок может скопировать простой рисунок, фигуру.
Сенсорные и когнитивные навыки:
— словарный запас увеличивается до более 2000 слов;
— ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;
— начинает различать деньги;
— может считать до 10;
— знает номер домашнего телефона;
— правильно называет основные цвета и, возможно, многое другие;
— при вопросах — более глубоко размышляет, со смыслом и целью;
— отвечает на вопросы «почему»;
— ведет себя более ответственно и может извиниться за ошибки;
— снижает агрессивное поведение;
— перерастает ранние детские страхи;
— способен принять и другие точки зрения (даже если не может их понять);
— демонстрирует увеличение математических умений;
— задает вопросы другим, в том числе родителям;
— уверенно отождествлять себя с родителем того же пола, что он сам (она сама);
— имеет группу друзей;
— участвует в творческих играх (например, полет на Луну).
Источник: https://www.f-med.ru
Данная информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения (возможных) заболеваний. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу.
Источник