Норма психического развития ребенка кратко
Екатерина Мокрова
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная «комплексом оживления» должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: «Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я. » Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название «кризиса 3-х лет». Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.
К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности — учебной.
Источник
Когда
речь заходит об отклонениях в развитии
человека, необходимо определить сущность
понятия «норма». Личностно ориентированный
подход как стратегия отечественного
образования требует от педагога
обеспечить индивидуальный путь развития
не только среднестатистическому ребенку,
но и тому, кто отличается неповторимостью.
Норма
предполагает такое сочетание личности
и социума, когда она бесконфликтно и
продуктивно выполняет ведущую
деятельность, удовлетворяет свои
основные потребности, отвечая при этом
требованиям социума соответственно ее
возрасту, полу, психосоциальному
развитию.
Ориентация
на норму важна на этапе выявления
недостатков в развитии с целью определения
специальной помощи. Актуальны несколько
значений этого понятия.
Среднестатистическая
норма —
уровень психосоциального развития
человека, который соответствует средним
качественно-количественным показателям,
полученным при обследовании представительной
группы популяции людей того же возраста,
пола, культуры и т. д.
Функциональная
норма —
индивидуальная норма развития. Любое
отклонение можно считать отклонением
только в сопоставлении с индивидуальной
тенденцией развития каждого человека.
Существенное
различие между нормальными и ненормальными
людьми состоит в том, что психические
черты у первых являются случайным
признаком, от которого они могут легко
освободиться, если захотят приложить
соответствующие усилия.
Исследователи
считают ребенка нормальным при следующих
условиях:
когда
уровень его развития соответствует
уровню большинства детей его возраста
или старшего возраста, с учетом развития
общества, членом которого он является;когда
ребенок развивается в соответствии с
его собственным общим путем, определяющим
развитие его индивидуальных свойств,
способностей и возможностей, ясно и
однозначно стремясь к полному развитию
отдельных составных частей и их полной
интеграции, преодолевая возможные
отрицательные влияния со стороны
собственного организма и средового
окружения;когда
ребенок развивается в соответствии с
требованиями общества, определяющими
как его актуальные формы поведения,
так и дальнейшие перспективы его
адекватного творческого социального
функционирования в период зрелости
(Пожар Л.).
Рассмотрим
условия нормального развития ребенка.
Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия считают основными
из них следующие показатели:
1)
нормальная работа головного мозга и
его коры. Патогенные воздействия нарушают
нормальное соотношение раздражительных
и тормозных процессов, анализ и синтез
поступающей информации, взаимодействие
между блоками мозга, отвечающими за
различные аспекты психической деятельности
человека;
2)
нормальное физическое развитие ребенка
и связанное с ним сохранение нормальной
работоспособности, нормального тонуса
нервных процессов;
3)
сохранность органов чувств, которые
обеспечивают нормальную связь ребенка
с внешним миром;
4)
систематичность и последовательность
обучения ребенка в семье, в детском саду
и в общеобразовательной школе.
Под
дефектом
(от лат. Defectus
— недостаток) понимается физический или
психический недостаток, вызывающий
нарушение нормального развития ребенка.
Дефект
одной из функций нарушает развитие
ребенка только при определенных
обстоятельствах. Влияние дефекта всегда
двойственно: с одной стороны, он затрудняет
нормальное протекание деятельности
организма, с другой — служит усиленному
развитию других функций, которые могли
бы компенсировать недостаток. Л.С.
Выготский: «Минус дефекта превращается
в плюс компенсации». Следует различать
две группы дефектов:
первичные
дефекты, к
которым относятся частные и общие
нарушения функций центральной нервной
системы, а также несоответствие уровня
развития возрастной норме (недоразвитие,
задержка, асинхрония развития, явления
ретардации, регресса и акселерации),
нарушения межфункциональных связей.
Он является следствием таких нарушений,
как недоразвитие или повреждение мозга.
Проявляется первичный дефект в виде
нарушений слуха, зрения, паралича,
нарушений умственной работоспособности,
мозговых дисфункций и т. д.;вторичные
дефекты,
которые возникают в ходе развития
ребенка с нарушениями психофизиологического
развития в том случае, если социальное
окружение не компенсирует этих нарушений,
а, напротив, детерминирует отклонения
в личностном развитии.
Механизм
возникновения вторичных дефектов
различен. Вторичному недоразвитию
подвергаются функции, непосредственно
связанные с поврежденной. Например, по
этому типу возникает нарушение
формирования речи у глухих. Вторичное
недоразвитие характерно и для тех
функций, которые во время повреждения
находились в сенситивном периоде
развития. В результате этого разные
повреждения могут приводить к сходным
результатам. Так, например, в дошкольном
возрасте в сенситивном периоде развития
находится произвольная моторика. Поэтому
различные повреждения (перенесенный
менингит, травма черепа и т. д.) могут
привести к явлениям задержки в формировании
этой функции, что проявляется как
двигательная расторможенность.
Важнейшим
фактором возникновения вторичного
дефекта является социальная
депривация.
Дефект, препятствующий нормальному
общению ребенка со сверстниками и
взрослыми, тормозит усвоение им знаний
и навыков, развитие в целом. В целом
проблема социальной депривации характерна
для всех видов отклонений физического
и психического развития.
Особое
место в группе вторичных дефектов
занимают личностные реакции на первичный
дефект. Возможны несколько типов
личностного реагирования.
Игнорирование
— часто
встречается при олигофрении, связано
с недоразвитием мышления и недостаточной
критикой к успешности своей деятельности.
Вытеснение
— относится к невротическому типу
реагирования на дефект и проявляется
в сознательном непризнании его
существования при подсознательном
конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация
— такой тип реагирования, при котором
происходит осознание дефекта и замещение
утраченной функции за счет более
сохранных.
Гиперкомпенсация
— усиленное развитие сохранных функций,
сочетающихся со стремлением доказать,
что дефект не приводит к каким-либо
проблемам.
Астенический
тип реагирования приводит к возникновению
заниженного уровня притязаний, низкой
самооценке, фиксации на осознании своей
неполноценности.
По
времени воздействия патогенные
факторы
делятся на:
пренатальные (до
начала родовой деятельности);натальные (в период
родовой деятельности);постнатальные
(после родов, особенно в период с раннего
детства до трех лет).
Наиболее
грубое недоразвитие психических функций
возникает вследствие повреждений
головного мозга на ранних этапах
эмбриогенеза, т. к. это период интенсивной
клеточной дифференциации структур
головного мозга.
Факторы
риска
недостаточности психофизического
развития:
биологические
(наследственные отклонения, инфекционные,
вирусные и эндокринные заболевания
матери во время беременности, токсикозы,
гипоксия и др.);генетические
(недостаток или избыток хромосом,
хромосомные аномалии);соматические
(невропатии);социальные
(алкоголизм, наркомания родителей,
неблагоприятная среда);индекс повреждения
головного мозга (энцефалопатии);ранние,
до 3-х лет, средовые воздействия, текущие
средовые воздействия (Л.В. Кузнецова).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
К 4 годам
Восприятие
Цвета | Красный, синий, зеленый, | Узнавание, называние, |
желтый, коричневый, черный, | соотнесение | |
белый | ||
Формы | Шар — круг, | Узнавание, называние, |
куб — квадрат, | соотнесение | |
треугольник | ||
Величины | Большой — маленький, | Узнавание, называние, |
длинный — короткий, | соотнесение | |
высокий — низкий, | ||
широкий — узкий, | ||
толстый — тонкий | ||
Пространства | Далеко — близко, | Узнавание, называние, |
высоко — низко | соотнесение | |
Эмоционального | Радость, грусть, гнев | Узнавание, называние, |
состояния | соотнесение |
Память
Зрительная образная: объем — 4-5 предметов. Слуховая образная: объем — 3-4 звука. Слуховая вербальная: объем — 4 слова. Тактильная: объем — 3-4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета. Устойчивость — 10-12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное | Раскрашивание или рисование по представлению (например, |
нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию | |
(например, скатай шарик, — взрослый не показывает) | |
С элементами | Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора |
творческого | и/или предмета из мелких деталей без образца (например, |
придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов | |
или живых существ со зрительной инструкцией. | |
Использование в игре предметов-заместителей |
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
—по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
—животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений. На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) —
ребенок должен уметь самостоятельно называть 4-5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация
—по цвету — 3 оттенка;
—по величине — 5 предметов;
—по расположению в пространстве — 3 положения;
—серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура. Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы. Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи
мимики и жестов.
К 5 годам
Восприятие
Эмоциональных | Радость, грусть, гнев, | Узнавание, называние, |
состояний | удивление, испуг | соотнесение |
Звука | Колокольчик, свисток, бубен, | Узнавание, описание |
деревянные ложки, хлопки в | (громкий — тихий, низкий | |
ладоши, погремушка | — высокий, звонкий — | |
глухой), подражание | ||
Запаха | Цветочный, фруктовый, | Узнавание, описание |
хвойный, медовый, цитрусовый, | (слабый — резкий, | |
ванильный | приятный — неприятный, | |
сладкий) | ||
Вкуса | Сладкий, горький, кислый, | Узнавание, соотнесение |
соленый | (назови, что имеет такой | |
же вкус, как…) | ||
Свойства | Тяжелый — легкий, жесткий — | Узнавание по внешнему |
предметов | мягкий, шершавый — гладкий, | виду и на ощупь с |
прозрачный — непрозрачный, | закрытыми глазами, | |
горячий — холодный, светлый | называние, описание | |
— темный, сухой — мокрый. | ||
По материалу (деревянный, | ||
железный, тканевый, | ||
стеклянный, бумажный и т. д.) | ||
Пространства | Высоко — низко, слева — | Определение |
справа, впереди — сзади | местонахождения | |
предмета, расположение | ||
предмета по инструкции в | ||
определенном месте | ||
Времени | Утро, вечер, день, ночь | Соотнесение события со |
Вчера, сегодня, завтра | временем его | |
происшествия | ||
Память | ||
Зрительная образная: объем — 5 предметов. | ||
Слуховая образная: объем — 4—5 звуков. | ||
Слуховая вербальная: объем — 5 слов. | ||
Тактильная: объем — 4—5 предметов. |
Внимание
Объем — 5 предметов. Устойчивость — 15—20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5
отличий.
Обобщение
—на основе изученных свойств;
—по материалу;
—по эмоциональному состоянию;
—времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
—по цвету — 4 оттенка;
—по величине — 5 предметов;
—по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
—по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила—в учебной ситуации.
К 6 годам
Восприятие
Оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов. Слуховая образная: объем — 6 звуков. Слуховая вербальная: объем — 6 слов. Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов. Устойчивость — 20-25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 6 частей без образца и из 7-8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
—дикие и домашние животные;
—растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
—вещи (головные уборы, одежда, обувь);
—рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые. Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.
Сериации
—по цвету — 5 оттенков;
—по величине — 7 предметов;
—по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
—по возрасту — 4 возрастные группы;
—по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
—серия из 5 последовательных картинок.
Классификация
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.
К 7 годам
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов. Слуховая образная: объем — 7 звуков. Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов. Тактильная: объем — 7 предметов.
Внимание
Объем — 7-8 предметов. Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» потрем и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
Ребенок должен самостоятельно выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка: Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся
обобщений.
Сериация
По всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
Классификация
По существенным признакам.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации. Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Источник