Ньюкомб нора развитие личности ребенка

Ньюкомб нора развитие личности ребенка thumbnail

Нора НьюкомбВторой вид исследований в рамках информационной модели — исследования, в большей степени направленные на изучение жизненно важных когнитивных процессов, обеспечивающих выполнение широкого круга задач.

Одним из подобных процессов, развитие которого находится в центре внимания ученых, является внимание. Мы часто слышим высказывания следующего рода: «Обратите внимание на картину на южной стене» или «Джереми, обрати внимание на то, что я тебе говорю». Внимание выполняет функцию фильтра или «привратника» — мы избирательно направляем нашу перцептивную активность на одни сигналы и игнорируем другие. Однако внимание не ограничивается простым направлением взгляда в сторону определенного объекта; это один из важнейших познавательных процессов, посредством которого отбирается информация для дальнейшей обработки.

Возьмем, к примеру, 5-летнюю девочку, впервые наблюдающую цирковое представление. Пестрота костюмов, разнообразие цирковых номеров, музыка, клоуны, продавцы воздушной кукурузы — море впечатлений. Взгляд ребенка быстро скользит с одного на другое. Она рассматривает клоуна, затем ее внимание привлекают громкие звуки фанфар, сопровождающие выход львов, потом она замечает акробатов на высокой трапеции. Если цирк будет приезжать в город каждый год, то когда девочке исполнится 10 лет, он перестанет ей казаться чем-то необычным; ее внимание станет более избирательным. Она будет наблюдать за акробатами, поскольку ей особенно нравятся их номера; она проигнорирует бегающих по кругу собак, однако тут же обратит свой взгляд на арену, если на нее выйдут танцующие медведи.

Этот пример иллюстрирует несколько изменений, связанных с развитием.

Во-первых, дети становятся все более способными контролировать свое внимание — «решать», за чем они будут следить, а за чем — нет.

Во-вторых, внимание детей становится более адаптивным; например, они могут, если того требует ситуация, держать в поле зрения несколько объектов или сосредоточиться на одном.

Читайте также:  Развитие внутриутробное ребенка и помощь ему

В-третьих, дети приобретают способность к антиципации (предвосхищению). Вместо того чтобы просто выбирать из доступного, они осуществляют направленный поиск того, что хотят увидеть или услышать.

В-четвертых, улучшается способность детей распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Например, ребенок может следить за ходом бейсбольного матча по телевизору, время от времени отвлекаясь от игры в «Менеджер».

Пример с цирком иллюстрирует другой существенный момент: когда мы используем термин «развитие», мы имеем в виду не только возрастные изменения, связанные с созреванием организма. Мы также подразумеваем, что изменения являются и результатом накопленного опыта. Десятилетняя девочка способна избирательно контролировать свое внимание в цирке в том числе и потому, что уже наблюдала цирковые представления. Другой 10-летний ребенок, впервые попав в цирк, будет, вероятно, контролировать свое внимание лучше, чем 5-летний ребенок, но хуже, чем 10-летний ребенок, имеющий опыт.

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — 8-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»). С. 293-294.

Источник

Не пропусти хорошую книгу

  • 15 000 000оценок книг
  • 940 000рецензий на книги
  • 58 000 000книг в коллекциях

Предлагаемая книга представляет собой переосмысленную, дополненную и обновленную версию классического учебника П.Массена, Дж.Конгера, Дж.Кагана и А.Хьюстон `Child Development and Personality`, выдержавшего к 1995 г. семь изданий в США и

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

У вас есть ссылка на рецензию критика?

Источник

Предлагаемая книга представляет собой переосмысленную, дополненную и обновленную версию классического учебника П.Массена, Дж.Конгера, Дж.Кагана и А.Хьюстон `Child Development and Personality`, выдержавшего к 1995 г. семь изданий в США и

Лучшая подборка с книгой

Подборку сделала для себя.
Книги рекомендованные на факультете психологии.

Читать полностью

4.8

4.5

4.4

3.7

4.2

3.0

0.0

0.0

4.5

4.0

4.0

4.1

Эти книги тоже могут вас заинтересовать

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят в блоке «Похожие книги».

0.0

Новинка

5.0

5.0

Новинка

4.0

Новинка

3.6

3.9

Новинка

0.0

0.0

Новинка

4.3

Источник