Ньюкомб н развитие личности ребенка спб 2003 640 с

Ньюкомб н развитие личности ребенка спб 2003 640 с thumbnail

Ньюкомб н развитие личности ребенка спб 2003 640 с

Спб.: Издательство «Питер», издание 8-е, 2003 год, 640 стр.

Предлагаемая книга представляет собой переосмысленную, дополненную и обновленную версию классического учебника П. Массена, Дж. Конгера, Дж. Кагана и А. Хьюстон «Child Development and Personality», выдержавшего к 1995 году семь изданий в США и переведенного на многие языки. Сохранив лучшие черты предшествующего варианта — широчайший охват информации, мощную исследовательскую и теоретическую базу и концептуальную взвешенность, в 8-м издании книга обрела нового автора — Нору Ньюкомб — и вместе с ним — единство повествовательной интонации и прекрасный литературный стиль. Кроме того, в учебнике появился ряд совершенно новых глав, подразделов и приложений, посвященных проблемам, которые лишь совсем недавно стали объектом изучения науки о развитии человека.

Оглавление

Содержание
Предисловие научного редактора
Предисловие

Часть I. Введение

Глава 1. Теория и методы изучения развития ребенка
Что такое развитие?
Теоретические вопросы
       Средовые и биологические факторы поведения
       Активность/пассивность
       Непрерывность/дискретность развития
       Стабильность
       Ситуационное постоянство
Исследование развития ребенка
       Прикладные и фундаментальные исследования
Процесс исследования
       Методы изучения детей
       Этические вопросы исследования
Структура книги
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Часть II. Пренатальный период

Глава 2. Генетика и генетика поведения
Механизмы наследственной передачи
       Генетически обусловленные отклонения в развитии
Гены и поведение
       Что такое генетика поведения
Открытия генетики поведения
       Интеллект
       Личность
       Психическая патология
       Зависит ли окружающая ребенка среда от его выбора?
       Почему сиблинги такие разные?
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Глава 3. Пренатальное развитие и момент рождения
Стадии пренатального развития
       Зачатие
       Стадия зародыша
       Стадия эмбриона
       Стадия плода
Средовые факторы в пренатальный период
       Возраст матери
       Питание матери
       Лекарства, психоактивные вещества и радиация
       Заболевания матери в период беременности
       Резус-фактор
       Стресс матери
       Влияние отца
Пренатальное обследование
Роды
       Роды через естественные родовые пути
       Кесарево сечение
       Обезболивающие, применяемые во время родов
       Гипоксия и другие осложнения
       Недоношенность
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Часть III. Период младенчества

Глава 4. Физическое и перцептивное развитие в период младенчества
Теории и предположения
Физическое развитие
       Физический рост
       Созревание
       Рефлексы
       Моторное развитие
       Сон
       Созревание мозга
Научение и обусловливание
       Классическое обусловливание
       Инструментальное обусловливание
Перцептивное развитие
       Зрение
       Слух
       Осязание, вкус и обоняние
       Кросс-модальное восприятие
Практическое применение
       Обследование новорожденных
       Синдром внезапной смерти в период младенчества
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Глава 5. Когнитивное развитие в младенчестве
Две проблемы при изучении когнитивного развития
       Выводы о процессах развития мышления, основанные на изучении поведения
       Компетентность и выполнение заданий
Теория когнитивного развития Пиаже
       Основные темы
       Стадии развития
       Сенсомоторный период
Новейшие данные о познавательных способностях младенцев
       Постоянство существования объекта
       Память и представления
       Категории
       Восприятие объектов
       Новый взгляд
Оценка интеллекта в младенчестве
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Глава 6. Эмоциональное и социальное развитие в младенчестве
Эмоции в младенчестве
       Значение эмоций
       Изучение эмоций младенцев
       Страхи в младенчестве
Различия в темпераменте в период младенчества
       Уровень активности
       Возбудимость
       Реакция на новизну
       Принцип двунаправленности
Эмоциональные и социальные отношения со взрослыми
       Теоретические концепции
       Оценка привязанности
       Уход за ребенком и привязанность
Влияние условий ухода за ребенком на его развитие
       Культурные ценности и воспитание детей
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Часть IV. ПЕРЕХОД К ПЕРИОДУ ДЕТСТВА

Глава 7. Второй и третий годы жизни
Способности к символизации
       Символическая игра
       Подражание
       Рисование
       Представление о модели как репрезентации реального объекта
Формирование самосознания
       Узнавание самого себя
       Описание собственного поведения
       Чувство собственности
Эмпатия и усвоение нравственных норм
       Эмпатия
       Нормы
       Нарушение правил
Взаимодействие в семье на 2–3-м году жизни ребенка
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Глава 8. Речь и общение
Функции речи
Загадка освоения речи
Описание речевого развития
       Фонемы и лепет
       Семантика: усвоение значения слов
       Синтаксис: построение комбинаций слов
       Прагматика: речь в контексте
Концепция речевого развития
       Теория научения
       Нативистская теория
       Теоретические расхождения
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Читайте также:  Ребенок два месяца развитие комаровский видео

Часть V. ДЕТСТВО

Глава 9. Когнитивное развитие в детском возрасте
Концепция Пиаже
       Дооперациональное мышление
       Стадия конкретных операций
Спорные положения в теории Пиаже
       Можно ли ускорить когнитивное развитие?
       Могут ли дошкольники демонстрировать навыки, характерные для стадии конкретных операций?
       Является ли когнитивное развитие общим или специфичным?
       Оценка теории Пиаже
Когнитивное развитие с позиций информационных моделей
       Общий подход
       Информационный анализ конкретных заданий
       Развитие произвольного внимания
       Развитие памяти
       Оценка информационного подхода
Исследование отдельных областей когнитивного развития
       Представления о психике
       Представления о числе
       Представления о пространстве
Подход Выготского к когнитивному развитию
Новый взгляд
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Глава 10. Интеллект и достижение
Теории интеллекта
       Одна способность или множество?
       Каковы параметры интеллекта?
       Первые попытки измерить интеллект.
       Многофакторные тесты интеллекта
       Тесты, основанные на оценке когнитивных процессов
       Недостатки количественных показателей интеллекта
       Как следует использовать тесты интеллекта?
Мотивация и школьная успеваемость
       Мотивация достижения
       Изменение атрибуций и поведения, направленного на достижение
       Возрастные изменения в мотивационной сфере
       Тревожность в тестовых ситуациях
Групповые различия в интеллекте и достижениях
       Половые различия
       Классовые и этнические различия
       Различия/неполноценность
Индивидуальные различия в уровне интеллекта и достижений 339
       Домашняя обстановка
       Раннее вмешательство
       Взаимодействие конституциональных и средовых факторов
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Глава 11. Развитие социального поведения в детском возрасте
Развитие самосознания
       Я-концепция
       Самооценка
       Самоконтроль
       Формирование половой принадлежности
Этническое “Я”
Развитие взаимоотношений с другими людьми
       Просоциальное поведение
       Агрессия
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Глава 12. Социализация в семье
Детерминанты воспитательного процесса
       Личностные качества и убеждения родителей
       Личностные особенности и поведение ребенка
       Социальный контекст
Методы воспитания и их эффект
       Подкрепление
       Наказание
       Индуктивные методы
       Подражание и идентификация
       Модели и стили родительского поведения
       К теории дисциплинарных методов
Семейная структура
       Сиблинги
       Каковы взрослые в домашней обстановке?
       Семейные проблемы: жестокое обращение с детьми
       Системный подход к социализации в семье
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Глава 13. Cоциализация вне семьи
Отношения со сверстниками
       Возрастные изменения во взаимодействии со сверстниками
       Отношения со сверстниками и структура группы
       Дружба
Детский сад и школа как контекст развития
       Детские дошкольные учреждения
       Начальная школа
Телевидение как фактор социализации
       Просмотр детьми телепрограмм
       Влияние родителей на просмотры детьми телепрограмм
       Телевизор/никакого телевизора
       Как дети понимают телепрограммы
       Что усваивается при просмотре телевизора?
Политические и экономические факторы
       Социальные тенденции и социальная политика
       Отношения между семьей и другими социальными системами
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Часть VI. Подростковый возраст

Глава 14. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте
Физическое развитие в подростковом возрасте
       Гормональные факторы развития
       “Бурный рост” в подростковый период
       Половое созревание
Психологические аспекты созревания
       Начало пубертата
       Время начала пубертата
Подростковая сексуальность
       Добрачные половые отношения
       3аболевания, передающиеся половым путем, беременность и меры контрацепции
       Гомосексуальное поведение и ориентация
Когнитивное развитие в подростковом возрасте
Стадия формальных операций
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Глава 15. Автономность, интимность, идентичность и ценностные представления в подростковом возрасте
Отношения с родителями и формирование автономности
       Изменение моделей взаимодействия в семье
       Варианты родительского поведения
Подростки и их сверстники
       Социальные группы в среде подростков
       Дружба
       Романтические отношения
Идентичность
       Развитие идентичности
       Варианты статусов идентичности
       Вхождение в мир профессиональных обязанностей
Нравственное развитие и ценности
       Подход Пиаже
       Подход Колберга
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Часть VII. Психопатология

Глава 16. Психопатология развития
Изучение нарушений в развитиии
       Взгляд с позиции психологии развития
       Типы эмоциональных расстройств
       Распространенность эмоциональных расстройств
       Стойкость эмоциональных расстройств
       Эффективность психотерапии с детьми
Проблемы недостаточного контроля
       Расстройство в виде гиперактивности с дефицитом внимания
       Поведенческие расстройства и делинквентность
       Злоупотребление психоактивными веществами
Проблемы чрезмерного контроля
       Страхи
       Депрессия
       Суицид
       Расстройства пищевого поведения
Значительные отклонения в развитии в детском и подростковом возрасте
       Аутизм
       Подростковая шизофрения
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература

Читайте также:  Влияние поэзии для детей на развитие ребенка

Словарь специальных терминов
Библиография

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Источник

Нора НьюкомбВторой вид исследований в рамках информационной модели — исследования, в большей степени направленные на изучение жизненно важных когнитивных процессов, обеспечивающих выполнение широкого круга задач.

Одним из подобных процессов, развитие которого находится в центре внимания ученых, является внимание. Мы часто слышим высказывания следующего рода: «Обратите внимание на картину на южной стене» или «Джереми, обрати внимание на то, что я тебе говорю». Внимание выполняет функцию фильтра или «привратника» — мы избирательно направляем нашу перцептивную активность на одни сигналы и игнорируем другие. Однако внимание не ограничивается простым направлением взгляда в сторону определенного объекта; это один из важнейших познавательных процессов, посредством которого отбирается информация для дальнейшей обработки.

Возьмем, к примеру, 5-летнюю девочку, впервые наблюдающую цирковое представление. Пестрота костюмов, разнообразие цирковых номеров, музыка, клоуны, продавцы воздушной кукурузы — море впечатлений. Взгляд ребенка быстро скользит с одного на другое. Она рассматривает клоуна, затем ее внимание привлекают громкие звуки фанфар, сопровождающие выход львов, потом она замечает акробатов на высокой трапеции. Если цирк будет приезжать в город каждый год, то когда девочке исполнится 10 лет, он перестанет ей казаться чем-то необычным; ее внимание станет более избирательным. Она будет наблюдать за акробатами, поскольку ей особенно нравятся их номера; она проигнорирует бегающих по кругу собак, однако тут же обратит свой взгляд на арену, если на нее выйдут танцующие медведи.

Этот пример иллюстрирует несколько изменений, связанных с развитием.

Во-первых, дети становятся все более способными контролировать свое внимание — «решать», за чем они будут следить, а за чем — нет.

Во-вторых, внимание детей становится более адаптивным; например, они могут, если того требует ситуация, держать в поле зрения несколько объектов или сосредоточиться на одном.

В-третьих, дети приобретают способность к антиципации (предвосхищению). Вместо того чтобы просто выбирать из доступного, они осуществляют направленный поиск того, что хотят увидеть или услышать.

В-четвертых, улучшается способность детей распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Например, ребенок может следить за ходом бейсбольного матча по телевизору, время от времени отвлекаясь от игры в «Менеджер».

Пример с цирком иллюстрирует другой существенный момент: когда мы используем термин «развитие», мы имеем в виду не только возрастные изменения, связанные с созреванием организма. Мы также подразумеваем, что изменения являются и результатом накопленного опыта. Десятилетняя девочка способна избирательно контролировать свое внимание в цирке в том числе и потому, что уже наблюдала цирковые представления. Другой 10-летний ребенок, впервые попав в цирк, будет, вероятно, контролировать свое внимание лучше, чем 5-летний ребенок, но хуже, чем 10-летний ребенок, имеющий опыт.

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — 8-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»). С. 293-294.

Источник

  1. Эриксон Э. Детство и общество. — спб.: Речь, 2000. — 416 с.
  2. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. — М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  3. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — 8-е изд. — спб.: Питер, 2003. — 640 с.
  4. Прокофьева Т. Н., Развитие личности по теории Э. Эриксона Вопросы психологии № 4, 2005 с. 24-26
  5. Развитие личности ребенка / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и др. — М.: Прогресс, 1987. — 269 с.
  6. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности. — М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
  7. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — 256 с.
  8. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. — 206 с.

Похожие книги

  1. Е.О. Смирнова. Детская психология. – М.: Владос, 2008. – 366 с.
  2. Т.С. Пак. Психология развития и возрастная психология. – М.: Человек, 2010. – 48 с.
  3. О.А. Шаграева. Детская психология. Теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001. – 368 с.
  4. Петр Лисовский, Сергей Трощенко, Дон Стэплтон. Психология типов тела. Йога самопробуждения. Быть человеком на работе (комплект из 3 книг). – М.: ИГ «Весь», 2010. – 800 с.
  5. Петр Лисовский, Сергей Трощенко, Нэнси Мэллон, Эшли Рэмсден. Психология типов тела. Красноречие тела (комплект из 2 книг). – М.: ИГ «Весь», 2010. – 528 с.
  6. Моделирование будущего. Психология типов тела (комплект из 2 книг). – М.: ИГ «Весь», 2013. – 528 с.
  7. Петр Лисовский, Сергей Трощенко, Вадим Зеланд. Психология типов тела. Трансерфинг реальности. Ступень 1 (комплект из 2 книг). – М.: ИГ «Весь», 2012. – 432 с.
  8. Петр Лисовский, Сергей Трощенко, Петр Успенский. Психология типов тела. Четвертый путь (комплект из 2 книг). – М.: ИГ «Весь», 2012. – 704 с.
  9. Шерри Диллард, Петр Лисовский, Сергей Трощенко. Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход. Типы интуиции. Выявление и развитие скрытых способностей (комплект из 2 книг). – М.: ИГ «Весь», 2016. – 528 с.
  10. Ф.Тайсон, Р.Л. Тайсон. Психоаналитические теории развития. – М.: Когито-Центр, 2013. – 408 с.
  11. Павел Мунин. Основы конструктивной теории устойчивого развития общества. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 272 с.
  12. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Детская психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 448 с.
  13. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2016. – 224 с.
  14. Детское развитие с кошкой и мышкой. Сравнения. – М.: КРИСТАЛЛ БУК, 2015. – 8 с.
  15. Т.П. Авдулова, Е.И. Изотова, Г.Р. Хузеева. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2017. – 222 с.
  16. Е.О. Смирнова. Детская психология. Учебник. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
  17. Детское развитие с кошкой и мышкой. Фигуры. – М.: КРИСТАЛЛ БУК, 2015. – 8 с.
Читайте также:  Текст о развитии ребенка на английском

Описание предмета: «Психология»

Психология (от психо… и… логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения
индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для
человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия,
мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как
явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению психологии от др.

наук, изучающих природу и общество.

Психология изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на
уровне человека. Однако важнейший предмет психологии — изучение психики человека и её высшей, специфически
человеческой формы — сознания.

Сознание — высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных
проблем психологии заключается в изучении условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами
психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные
исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др.

фундаментальную проблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно
переживаются как происходящие во внутреннем мире.

Введение в психологии категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме
биологического и социального в развитии психики человека.

Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы — ощущение, восприятие, память и мышление,
которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта,
функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии
исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к
процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании
мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической.

Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности — проблемы потребностей,
мотивов,аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание
их у разных авторов остаётся далеко не однозначным.

Психология является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту,
позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В психологии применяются и др.

конкретные методы, в том числе наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов
деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы
собирания массового материала — психологические тесты, методы интервьюирования и анкетирования. [БСЭ]

Образцы работ

Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы

Источник