Невролог развитие ребенка 2 лет
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.
Источник
Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла
☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь
☼ Живое общение, присоединяйтесь! *Чат родителей и специалистов группы «Дети и нервы» или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
(приблизительные ориентиры)
А
Н
15 месяцев
А
Н
18 месяцев
А
Н
21 месяц
1. ОРИЕНТАЦИЯ
Кубики: башня из 2.
Масса кубиков: башня из 3-4.
Масса кубиков: башня из 5-6.
Чашка-кубик: 6 кубиков в
чашке. (18 мес.)
Чашка-кубик: 10 в чашке.
Масса кубиков: имитирует
движущийся поезд (24 мес).
Рисование: начинает
имитировать линию.
Пилюли и бутылочка:
вытряхивает на просьбу.
Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).
Доска с формами: без
демонстрации помещает круглый блок.
Рисование: спонтанно скребет
карандашом (36 мес).
Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.
Доска с формами: обязательно
вставляет круглый блок.
Рисование: подражая,
проводит линию(24 мес.)
Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.
Доска с формами: нагромождает
3 блока (24 мес).
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА
Ходьба: несколько шагов,
начинает движение, останавливается
Ходьба: падает редко
Ходьба: во время игры
садится на корточки.
Ходьба: падает вдруг (18
мес.)
Ходьба: быстро бежит на
негнущихся ножках.
Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).
Ходьба: оставляет ползание.
Ступени: идет по ним вверх,
держась одной рукой.(21 мес)
Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).
Ступени: заползает наверх
(18 мес).
Маленький стул: садится сам.
Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).
Большой стул: карабкается на
него
Мяч: кидает (48 мес.)
Большой мяч: толкает всем
телом (21 мес.)
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА
Кубики: башня из 2 кубиков.
Масса кубиков: башня из 3
Масса кубиков: башня из 5-6
кубиков.
Пилюля: (без демонстрации)
помещает в бутылочку.
Книга: переворачивает
страницы по 2
Книга: помогает
переворачивать страницы (18 мес).
4. РЕЧЬ
Словарь: 4-6 слов, включая
имена.
Книга: разглядывает,
выбирает.
Словарь: 20 слов
Вокализация: использует
жаргон (24 мес.)
Словарь: 10 слов, включая
имена.
Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).
Книга: узнает картинки (18
мес).
Книга с картинками: называет
или указывает на одну картинку
Мяч: выполняет 3
последовательные команды.
Тестовые объекты: называет
мяч.
Мяч: выполняет 2
последовательные команды.
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Кормление: не пользуется
бутылочкой.
Кормление: отдает пустую
тарелку
Кормление: держит чашку
хорошо
Кормление: не хватает
тарелку.
Кормление: частично ест сам,
проливает (36 мес).
Общение: просит пить, есть,
в туалет.
Туалет: частичная регуляция
(24 мес).
Туалет: регулируется в
дневное время (24 мес).
Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)
Туалет: контролируется
дефекация.
Игра: тащит игрушку за собой
(30 мес).
Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).
Туалет: показывает мокрые
штанишки (18 мес.)
Игра: качает и обнимает
куклу (24 мес).
Общение: говорит
«та-та» или эквивалент.
Общение: указывает, называет
свои желания (21 мес).
Игра: показывает или
протягивает игрушки.
Игра: бросает игру или
отказывается играть (18 мес).
А
Н
21 месяц
А
Н
24 месяца
А
Н
30 месяцев
1. ОРИЕНТАЦИЯ
Несколько кубиков: башня из
5-6.
Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.
Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.
Несколько кубиков: имитирует
движущийся поезд(24 мес).
Несколько кубиков: берёт 2 и
более и возит(30 мес.)
Несколько кубиков: к
построенному из кубиков поезду добавляет трубу
Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).
Рисование: имитирует
вертикальную линию
Рисование: имитирует
вертикальную и горизонтальную линии
Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.
Рисование: имитирует
окружность (36 мес.)
Рисование: чертит две и
более линии, которые пересекаются
Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.
Доска с формами: укладывает
блоки на доску без демонстрации, не обязательно правильно по форме
Цветные фигуры: помещает
одну фигурку на карточку
Доска с формами: после 4-х
попыток правильно вкладывает блоки (30 мес)
Доска с формами: по просьбе
помещает 3 блока правильно
Чудесная коробка: вкладывает
квадратный блок
Доска с формами: после
поворота доски на 180° блоки вкладывает, но может допускать ошибки
Повторяет: две цифры (1-3
попытки)
2. ГРУБАЯ МОТОРИКА
Ходьба: во время игры
садится на корточки
Ходьба: хорошо бегает без
падений
Ходьба: ходит на
«цыпочках» (после показа)
Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).
Ступени: один идёт вверх и
вниз
Прыжки: прыгает, отрывая обе
ноги от пола
Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).
Большой мяч: пинает (без
демонстрации)
Стояние: пытается стоять на
одной ноге
Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).
3. ТОНКАЯ МОТОРИКА
Несколько кубиков: башня из
5-6.
Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.
Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.
Книга: переворачивает
страницы по одной.
Рисование: держит карандаш
пальцами
4. РЕЧЬ
Словарь: 20 слов
Речь: слова могут быть
нечёткими, но они обозначают конкретные предметы и действия (собственный
жаргон)
Имя: говорит полное имя
Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).
Речь: предложения из 3-х
слов
Карта с картинками: узнает 7
картинок в карте, книжке
Мяч: выполняет 3
последовательные команды.
Речь: использует
«я», «мне», «ты»
Карта с картинками: называет
5 картинок
Карта с картинками: называет
3 и более
Тестовые объекты:
демонстрирует умение их использовать
Карта с картинками: узнаёт и
указывает 5 и более картинок
Тестовые объекты: говорит
названия 2-х
Мяч: выполняет 4
последовательные команды
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Кормление: хорошо держит чашку
Кормление: не переворачивает
ложку
Общение: говоря о себе
использует чаще местоимение, чем своё имя
Общение: просит пить, есть,
в туалет.
Общение: говорит о
непосредственных впечатлениях
Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)
Общение: просит дать что-то
«другое», когда заканчивается то, что было до этого
Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).
Общение: обращается к себе
по имени (30 мес).
Игра: целенаправленно
двигает предмет (машинку и т.д.)
Одевание: одевает носки,
рукавички, шапку. Натягивает штанишки.
Игра: помогает убирать
игрушки
Игра: отдаёт чашку, полную
кубиков
Игра: может носить бьющиеся
вещи
Игра: подражание домашней
деятельности взрослых
Игра: в присутствии других
детей играет сам по себе(42 мес.) (параллельная игра)
Туалет: сухой ночью (36 мес)
Туалет: сообщает о своих
нуждах (42 мес.)
Источник